главная авиация второй мировой транспортные
   Ca.309 Ghibli
       
Разработчик: Caproni
Страна: Италия
Первый полет: 1936
Тип: Транспортный самолет
  ЛТХ     Доп. информация
   


Двухмоторные "Капрони" успешно эксплуатировались в Ливии, поэтому управление итальянской колониальной авиации заказало фирме усовершенствованную модель. На заводе в Бергамо под руководством главного инженера Чезаре Паллавичино началась разработка самолета Са.309. "Триста девятый", разведчик-бомбардировщик и легкий транспортник, хорошо подготовили для базирования в песках. Механизация крыла состояла из закрылков и щитков. На консолях элероны. Рули имели сервокомпенсаторы. Деревянный набор плоскостей обшивался фанерой, частично - полотном. Покрытие каркаса фюзеляжа, сваренного из стальных труб, впереди было фанерно-дюралевым, далее к хвосту - полотняным. Применение простых материалов облегчало конструкцию и ускоряло ремонт планера в полевых условиях. Неубирающееся шасси прикрывалось, за исключением заднего колеса, каплевидными обтекателями. Силовая установка Са.309 - два "Альфа-Ромео" А-115 серии I или II (185-200 л.с). Баки вмещали 740 л бензина.

Фюзеляж нового "Капрони" получился несколько уже и длиннее, чем у Са.308. Последнее - из-за носовой кабины стрелка-бомбардира, имевшей боковые окна и остекление снизу. Са.309 вооружили тремя пулеметами. Два "Бреда-SAFAT" калибра 7,7 мм установили в корневых частях крыла, третий - "Льюис" - на турели в передней кабине. На каждый ствол приходилось по 500 патронов.

Самолет оснащался фотоаппаратурой, бомбодержателями или кассетой для 336 кг мелких бомб, а при случае мог взять на борт шесть пассажиров. Минимальный экипаж - пилот и радист-наблюдатель.

Прототип Са.309 облетали в конце августа 1936 г. Ему дали имя "Джибли" (ветер пустыни). Серийное производство на заводе в Понте Сан-Пьет-ро началось в октябре. Изготовили 243 машины девяти серий. Большинство "триста девятых" ушли в части, расквартированные в Ливии. Санитарный "Джибли", экземпляр с большим количеством иллюминаторов, летал с 1940 г. Служили легкие "Капрони" и в самой Италии.

В марте 1939-го пилоты Кроне и Фиораванти на Са.309 выиграли IV-e авиаралли через Сахару , что подтвердило хорошую репутацию машины.

Выпускались три основных варианта:  колониальный разведчик-бомбардировщик с моторами Альфа Ромео 115-I (позднее Альфа Ромео 115-II), остекленной носовой частью, колесами в обтекателях, вооружением, экипаж 2 чел., серия VI - самолет непосредственной поддержки с усиленным вооружением; легкий транспортный самолет на б мест (экипаж - 2 чел.) с неостекленным носом, без вооружения; болгарский КБ-309 с моторами As 10С, без обтекателей шасси; легкий транспортный самолет без вооружения, экипаж 3 чел. и 6 пассажиров.

К 10 июня 1940 года, когда Италия вступила во вторую мировую войну, в фашистских ВВС имелось 93 двухмоторных "Капрони" различных модификаций. В то время опознавательным знаком итальянских военных самолетов были "фаши" (╚фасции╩) - три пучка из розг и топоров, орудий наказания, символизировавших власть в Древнем Риме.

Са.309 "Джибли", как и положено "колониальным", базировались в Ливии на аэродромах Эль-Адем, Куфра, Хон и Триполи-Меллаха. В строю семи эскадрилий 50-го смешанного авиаполка ("стормо" по-итальянски) находился 31 "Капрони". Кроме "триста девятых", полк располагал 24 Са.310 "Либеччио", поступившими на смену устаревшим одномоторным разведчикам "Бреда" Ва.65 в 12-ю группу (дивизион) на авиабазе Сорман.

Боевые задачи первого месяца войны - патрулирование и разведка, маршруты - Тунис, берег Средиземного моря. Уже вскоре "Капрони" участвовали в боях, нападали на английские опорные пункты и колонны в песках Сахары. 'Триста девятые" не годились в штурмовики. Поэтому Са.309 VI-й серии опробовали с установленной в носу 20-мм пушкой "Бреда", значительно перетяжелявшей самолет.

Как транспортные машины эксплуатировались до января 1943 г. в Северной Африке, позднее в самой Италии. Болгарские "папагалы" служили только как штабные и связные машины.

Производство в Болгарии прекратили в 1941 г., в Италии - в 1942 г. Итальянские ВВС к моменту капитуляции страны в сентябре 1943 г. потеряли почти все самолеты этого типа.




 ЛТХ:
Модификация   Ca.309
Размах крыла, м   16.20
Длина, м   13.30
Высота, м   3.25
Площадь крыла, м2   38.70
Масса, кг  
  пустого самолета   1745
  нормальная взлетная   2695
Тип двигателя   2 ПД Alfa Romeo 115-II
Мощность, л.с.   2 х 200
Максимальная скорость , км/ч   250
Крейсерская скорость , км/ч   210
Практическая дальность, км   670
Практический потолок, м   4500
Экипаж   2-3
Вооружение:   три 7,69-мм пулемета (на серии VI - одна 20-мм пушка  и два 7,69-мм пулемета),
  бомбы до 336 кг - только в варианте колониального разведчика-бомбардировщика.
Полезная нагрузка:   6 пассажиров


 Доп. информация :


    Фотографии:

 Прототип Ca.309
 Ca.309
 Ca.309
 Ca.309 использовавшийся Люфтваффе
 Санитарный Ca.309
 Ca.309
 Ca.309
 Ca.309
 Подготовка к взлету Ca.309
 Носовая часть Ca.309 с 20-мм пушкой Breda
 Ca.309 захваченный англичанами в Северной Африке

    Схемы:

 Ca.309

  Варианты окраски:

 Ca.309 12 Sq.
 Ca.309
 Ca.309 12 Sq.
 Ca.309 Reparto Aereo Di Collegamento

 



 

Список источников:

Крылья Родины. Сергей Иванников. От "Ветра" до "Шквала"
Владимир Котельников. Военно-транспортные самолеты 1939-1945
Gruppo Modellistico Sestese.
Giorgio Dorati. Caproni - C.A.B. Ca.309 Ghibli
Aerei Italiani. Scheda Tecnica. Caproni Ca 309
Thomas Wilberg. Virtual Aviation Museum. Caproni Bergamaschi Ca 309 Ghibli
Squadron/Signal. Christopher Shores. Regia Aeronautica 1940-1943
R. Abate, G. Alegri, G. Apostolo. Aeroplani Caproni : Gianni Caproni and His Aircraft , 1910-1983
Squadron/Signal. F.D'Amico, G.Valentini. Regia Aeronautica 1943-1945


Уголок неба. 2015  (Страница:     Дата модификации: )



 

  Реклама:



Rambler's Top100 Rambler's Top100