Реклама...

    


 
главная довоенная авиация транспортные
   Сталь-11
       
Разработчик: ООС (Путилов)
Страна: СССР
Первый полет: 1936
Тип: Пассажирский самолет
  ЛТХ     Доп. информация
   


После самолётов "Сталь-2" и "Сталь-3", построенных в начале 1930-х гг., их было сделано около 200, конструктор А.И. Путилов продолжил свои удачные опыты с нержавеющей сталью. Очередной его проект, в котором основным конструкционным материалом являлась сталь марки "Энерж" и применялись различные методы контактной сварки, был самолёт "Сталь-5". Это был оригинальный пассажирский 18-местный самолёт схемы "летающее крыло" с двумя двигателями. Самолёт имел размах 23 м и площадь 120 м2. Проектирование было начато в 1933 г., а в начале 1934 г. был утверждён макет и сделан один пробный лонжерон крыла для статических испытаний. Лонжерон был выставлен в Политехническом музее, где он долгое время привлекал к себе всеобщее внимание. Для проверки схемы самолёта было решено построить летающую модель.

Самолёт "Сталь-5" был построен по схеме "летающего крыла" с двумя двигателями "Сальмсон" мощностью по 45 л.с. Каркас самолёта был вы полнен из стали "Энерж", обшивка крыла фанерная, а оперения - полотняная. Модель не вполне совпадала с проектной схемой "Сталь-5". Задняя кромка была почти прямая, а на концах были поставлены "шайбы" вертикального оперения. Вся задняя кромка, за исключением участка за кабиной, была занята элеронами и рулями высоты перевернутого профиля. В 1935 г. самолёт испытывался в полёте (лётчик В.В. Карпов). В результате испытаний выяснилось, что самолёт очень строг в пилотировании. Этим всё и закончилось. Было решено большой самолёт "Сталь-5" не строить, а ускорить постройку пятиместного (четыре пассажира и один лётчик) почтово-пассажирского самолёта "Сталь-11".

Его схема - низкоплан с двигателем М-100А мощностью 860 л.с. Конструкция самолёта своеобразна и не повторялась в других машинах. Фюзеляж и крыло были построены по типу монокока. В конструкции самолёта А.И. Путилову и его помощникам удалось хорошо сочетать каркас из стали "Энерж" с обшивкой из бакелитовой фанеры. Шпангоуты отличались исключительной ажурностью и лёгкостью и имели вид рам с высотой стенки 40 мм, с многочисленными отверстиями для облегчения и жёсткости. Крыло - двухлонжеронное с многочисленными стрингерами под обшивкой. К полкам лонжеронов были приклеены полосы шириной около 40 мм из бакелитовой фанеры. К этим же полосам была приклеена обшивка из того же материала. Сочетания нержавеющей стали с бакелитовой фанерой позволили получить очень лёгкую и жёсткую конструкцию. Процентное весовое соотношение этих материалов было таково: стали нержавеющей - 40%, бакелитовой фанеры - 30%. Поверхность самолёта получилась очень гладкой, без морщин и хлопунов.

Самолёт был построен к осени 1936 г. Он проходил испытания на колеёсах и лыжах, в том числе и в военном варианте скоростного разведчика. Лётные данные были отличными. Максимальная скорость достигала 430 км/ч, а высота до 8000 м. При взлётном весе 2700 кг самолёт брал почти тонну нагрузки. Было совершено около 300 полётов.







 ЛТХ:
Модификация   Сталь-11
Размах крыла, м   21.50
Длина самолета, м   12.50
Высота самолета, м  
Площадь крыла,м2   31.00
Масса, кг  
  пустого самолета   1830
  максимальная взлетная   2700
Тип двигателя   1 ПД М-100А
Мощность, л.с.   1 х 860
Максимальная скорость, км/ч   430
Крейсерская скорость, км/ч   370
Практическая дальность, км  
Практический потолок, м   8000
Экипаж, чел   1
Полезная нагрузка:   4 пассажира


 Доп. информация :


  Фотографии:

 Сталь-11

  



 

Список источников:

Шавров В.Б. История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.
Симаков Б.Л. Самолеты страны Советов. 1917-1970
Энциклопедия-справочник. Самолеты страны Советов


Уголок неба. 2017  (Страница:     Дата модификации: )



 

  Реклама: