Уголок неба ¦ Sikorsky S-43 Baby Clipper

Реклама...

    


 
главная летающие лодки летающие лодки 1900-1935 года
   S-43 Baby Clipper
       
Разработчик: Sikorsky
Страна: США
Первый полет: 1935
Тип: Транспортная летающая лодка
  ЛТХ     Доп. информация
   


До второй мировой войны американская фирма Игоря Сикорского "Сикорски авиэйшн корпорейшн" специализировалась на разработке и производстве летающих лодок и амфибий. В1935 г. по заказу авиакомпании "Пан Америкэн" Сикорский создал новую амфибию S-43, которая должна была сменить на линиях старые S-38 и S-41. Это был изящный цельнометаллический моноплан с крылом, приподнятым над лодкой-фюзеляжем с помощью пилона каплевидного сечения и системы подкосов.

Лодка имела хорошо обтекаемую форму, обеспечивавшую высокие аэро- и гидродинамические качества. Основные колеса шасси в полете подтягивались вверх и укладывались по бортам фюзеляжа. Выступавшие наружу стороны колесных дисков закрывались колпаками-обтекателями. Из хвостовой части при посадке на сушу выпускалось третье, ориентирующееся, колесико.

Самолет оснащался парой моторов "Пратт-Уитни" "Хорнет" S1 EG по 750 л. с. Экипаж состоял из трех человек. Машину можно было использовать как пассажирскую с вместимостью салона от 11 до 18 человек или как грузовую с усиленным полом. В последнем случае S-43 мог перевозить до 450 кг грузов. Специальная, широкая грузовая дверь размещалась на левом борту.

В ноябре 1935-го новый самолет Сикорского после испытаний получил сертификат летной годности. В следующем году началось серийное производство S-43. Поскольку очертания амфибии сильно напоминали уменьшенный в размерах четырехмоторный трансокеанский S-42 "Клиппер", то к S-43 приклеилось прозвище "Бэби клиппер" ("маленький клиппер" или "клиппер-младенец"), ставшее впоследствии официальным названием.

Основным заказчиком стала "Пан Америкэн", купившая 12 "Бэби клипперов". С апреля 1936-го они вышли на линии в Центральной Америке и Карибском бассейне, где сменили старые лодки "Консолидейтед" "Коммодор". Остальные машины ушли за рубеж. Их приобрели Франция (для эксплуатации в колониях), Китай, Норвегия, Чили и СССР (о последнем чуть позже).

Французская компания "Аэромаритим" использовала пять S-43 с 1936-го. В 1945-м ее поглотила "Эр Франс", а "Бэби клиппер" продолжали летать по тем же маршрутам, но в другой окраске еще два года.

Норвежская авиакомпания "Дет норске люфтфартсельскап" (DNL) эксплуатировала S-43 на трассе Ставангер - Рейкьявик. На долгом пути в Исландию и обратно самолеты делали промежуточные остановки на Шетландских и Фарерских островах.

В январе 1937-го собрали первый из пяти модифицированных S-43W с моторами "Райт" GR-1820-F52 (760 л. с.). Первоначально их заказала "Пан Америкэн" для своего филиала в Китае, однако часть из них распродали другим заказчикам. Некоторые машины этого типа строились без колесного шасси под обозначением S-43WB.

В одном экземпляре изготовили S-43H с моторами "Райт" R-1820-G102 по 900 п. с. Эту машину собрали по заказу известного летчика и бизнесмена Говарда Хьюза для предполагавшегося кругосветного перелета. В пассажирский салон хьюзовского самолета втиснули восемь дополнительных бензобаков общей емкостью 8000 л. Эту амфибию сдали заказчику в сентябре 1937-го. Однако в конечном итоге Хьюз выбрал чисто сухопутный "Локхид" L-14.

В 1938-м началось производство модели S-43B с моторами "Хорнет" S2EG и двухкилевым оперением. Последнее улучшило поведение машины в полете на одном моторе. После выпуска S-43B более ранние амфибии с однокилевым оперением стали именоваться S-43A.

В том же году "Пан Америкэн" начала эксплуатировать "Бэби клипперы" на Аляске. Летали на них и пилоты других компаний.

Еще одним владельцем военно-транспортных "Бэби клипперов" стала колониальная авиация Голландской Ост-Индии. В 1940-41 годах она приобрела два S-43W с двухкилевым оперением по типу S-43B.

Производство S-43 закончилось на заводе Сикорского в 1940 году. Всего собрали 53 самолета. Последние амфибии этого типа летали еще в послевоенные годы.

"Бэби клиппер" оставил след и в небе нашей страны. В феврале 1935-го в США прибыла делегация советских самолетостроителей во главе с А. Н. Туполевым. Она посетила ряд заводов, конструкторских бюро и научно-исследовательских институтов.

На фирме Сикорского нашим специалистам продемонстрировали стоявший на сборке опытный образец S-43. Переводчики не требовались - почти все инженеры и рабочие у Сикорского были русскими эмигрантами. Амфибия показалась интересной и, по возвращении, делегация благожелательно описала ее в своем отчете.

В результате в Москве решили купить "Бэби клипперы" в двух экземплярах для опытной эксплуатации на Крайнем Севере. Был заключен договор между "Юнайтед эйркрафт" и "Амторгом", зарегистрированным в США как американская компания с советским капиталом, выполнявшая тогда функции торгпредства. Машины должны были оснащаться моторами "Пратт-Уитни" "Уосп" S3H1.

Самолеты предназначались для Полярной авиации Главсевморпути. В то время основным типом гидросамолета там оставались надежные, но давно устаревшие летающие лодки "Дорнье" "Валь", спроектированные в Германии еще в конце первой мировой войны и строившиеся затем итальянскими заводами. После того, как они стали непригодны в качестве боевых машин, "Вали" из ВВС РККА передали полярникам. Деревянные МБР-2, строившиеся в Таганроге, плохо подходили для взлета и посадки среди снега и льда. Амфибию же Сикорского отрекомендовали как "подходящую на Крайнем Севере".

Хотя все иностранные источники утверждают о покупке СССР двух S-43, никаких следов появления у нас второй машины найти пока не удалось. Один же "Бэби клиппер" прибыл в Ленинград весной 1937 г. В мае того же года его перегнали в Севастополь для летных испытаний. Поскольку самолет предназначался для Главсевморпути, то испытания вели полярные летчики С. А. Леваневский и А. Н. Грацианский. Грацианский впоследствии писал: "Самолет привлекал красивой обтекаемой формой, элегантностью, плавностью линий. " В салоне стояли мягкие диваны на 15 пассажиров, имелся туалет и небольшая кухня. Конечно, после МБР-2 он казался Грацианскому техническим чудом.

Амфибию испытывали на мореходность, совершая посадки на волны различной высоты, замеряли взлетную дистанцию, проверяли практический потолок с различным полетным весом. Пробег на посадке меряли и в ветренную, и в спокойную погоду. На дальность S-43 испытали, облетев Крымский полуостров. Испытания закончились в июле 1937 г. Последние полеты совершал Грацианский. так как Леваневского отозвали в Москву для подготовки к перелету через Северный полюс.

Из Крыма "Бэби клиппер" перегнали в Москву. Там на базе Полярной авиации в Химках самолет Н-207 ("Н" - код авиации Главсевморпути) дооснастили для эксплуатации на Севере, поставили вспомогательный электрогенератор с небольшим бензиновым движком для питания оборудования на стоянке, загрузили запчасти и снаряжение. S-43 собирались эксплуатировать на линии Красноярск - Игарка. Экипаж оставался тот же, что и на испытаниях: пилот Грацианский, радист Козин, механики Краснов и Писарев. Но в первом же рейсе, 14 августа, получили радиограмму с требованием вернуться в Красноярск для подготовки к поискам пропавшего самолета Леваневского. Его ДБ-А с бортовым номером Н-209 исчез где-то в Арктике на трассе перелета в Америку.

В Красноярске на "Клиппере" смонтировали радиопеленгатор и установили дополнительные бензобаки. Приняв на борт различные припасы и бочку тетраэтилсвинца (на обычном советском бензине американские моторы работать отказывались), Грацианский вылетел в Тикси. Совершив несколько полетов в советской части Арктики, экипаж перелетел к американскому мысу Барроу. Оттуда летали долго. Необходимое горючее было доставлено двумя "Валями".

Вылет за вылетом проходил безуспешно. Никаких следов Н-209 не нашли. Море у берега замерзло. Попытались летать на колесах, но лед был слишком тонок. Кончилось тем, что хвостовое колесо провалилось и сломалось. Вместо него приладили самодельную лыжу. Последний полет состоялся 26 октября, затем поиски прекратили. S-43 перелетел в Фэрбенкс, где заменили хвостовое колесо.

Поскольку ресурс моторов уже был полностью исчерпан, экипажу приказали по воздуху добраться лишь до бухты Провидения, откуда амфибию забрал пароход "Охотск".

К летнему сезону 1938 г. "Бэби клиппер" вновь подготовили к полетам. Для этого в США приобрели новый комплект подкосов. Экипажи на "Клиппере" впоследствии менялись неоднократно. П. Г. Головин совершил на американской амфибии перелет Москва - Уэлен протяженностью 29000 км. Некоторое время машиной командовал М. Каминский.

Хотя S-43 у нас был большой редкостью, его повидала практически вся страна - он попал в кадры популярного кинофильма "Волга-Волга". Снимали самолет на Каме у Сарапула, где он совершил вынужденную посадку из-за отказа сигнализации. Когда "Клиппер" списали, пока установить не удалось.

До наших дней сохранился только один самолет этого типа. Это тот самый S-43H, построенный по заказу Г. Хьюза. После того, как Хьюз сделал в своем перелете ставку на L-10, машину на некоторое время законсервировали, а затем убрали дополнительные баки и оборудовали салон "люкс". "Бэби клиппер" стал служебным самолетом компании "Хьюз эйркрафт". В дальнейшем на него установили моторы GR-1820-G200 и двухкилевое оперение. В мае 1943-го этот самолет, пилотируемый самим Хьюзом, попал в аварию. Затем побитую машину реквизировал военно-морской флот.

На "Бэби клиппере" смонтировали двигатели R-1820-87 и опять поставили однокилевое оперение. Летали ли на нем морские летчики - неизвестно, поскольку вскоре S-43H опять оказался у Хьюза.

В 1977-м частный предприниматель из Хьюстона купил самолет у Хьюзовского фонда, отреставрировал его и довел до пригодного к полетам состояния. Правда, не все узлы у машины теперь "родные". Например, шасси явно взято от послевоенной амфибии HU-16 "Альбатрос". Тем не менее "Бэби клиппер" опять в небе.





 ЛТХ:
Модификация   S-43
Размах крыла, м   26.21
Длина самолета,м   15.59
Высота самолета,м   5.40
Площадь крыла,м2   72.54
Масса, кг  
  пустого самолета   5780
  максимальная взлетная   8660
Тип двигателя   4 ПД Pratt Whitney Hornet S4EG
Мощность, л.с.   4 х 750
Максимальная скорость, км/ч   312
Крейсерская скорость, км/ч   268
Практическая дальность, км   1247
Практический потолок, м   6300
Экипаж, чел   4
Полезная нагрузка:   18 пассажиров


 Доп. информация :


  Чертеж "Sikorsky S-43 Baby Clipper"
  Фотографии:

 Прототип S-43
 S-43
 S-43
 S-43
 S-43
 S-43
 S-43
 S-43
 S-43
 S-43
 S-43
 S-43
 Выгрузка S-43
 S-43
 Пассажирский S-43

  Схемы

 S-43

  Варианты окраски:

 S-43 ВМС Чили




 

Список источников:

Крылья Родины. Владимир Котельников. Шеститонный "малыш" Сикорского
Aerofiles.com. Sikorsky
Дональд Д. Полная энциклопедия мировой авиации: Самолеты и вертолеты XX столетия
L.S.Casey, J.Batchelor. The Illustrated History of Seaplanes and Flying Boats
K. Munson. Flying Boats and Seaplanes since 1910
E.R. Johnson. American Flying Boats and Amphibious Aircraft: An Illustrated History
Edward Jablonski. Sea Wings - The Romance of the Flying Boats


Уголок неба. 2018 



 

  Реклама: