главная довоенная авиация транспортные
   Model 14 Super Electra
       
Разработчик: Lockheed
Страна: США
Первый полет: 1937
Тип: Средний транспортный самолет
  ЛТХ     Доп. информация
   


В конструкцию Lockheed Model 10, были заложены большие резервы. Это позволило создать на её базе ряд других моделей. В 1936 свет увидела шестиместная Model 12 Electra Junior. В начале 1937 под руководством Келли Джонсона и Холла Хиббарда (Hall Livingstone Hibbard, 1903 - 1996) началась разработка четырнадцатиместного самолёта для магистральных линий. Model 14 Super Electra должна была составить конкуренцию лучшим авиалайнерам тех лет - Douglas DC-2 и и DC-3. Добиться такой же производительности, как у DC-3, разработчики собирались за счёт более высокой крейсерской скорости. Для этого на "Супер Электру" установили короткое крыло и мощные двигатели Pratt & Whitney Hornet S1E-G. Для уменьшения посадочной скорости крыло оснастили выдвижными щитками (т.н. "закрылками Фаулера"). Для удобства пассажиров размеры салона увеличили, что повлекло рост длины и диаметра фюзеляжа.

Ни нехватка денег, ни загруженность другими проектами (такими как истребителя P-38 Lightning) не повлияли на темпы работ. Прототип (зав. номер 1401), имевший бортовой номер X17382, впервые взлетел уже 29 июля 1937. В воздух его поднял шеф-пилот фирмы Lockheed Маршал Хидл (Marshall Headle). Испытания прошли без проблем. Единственно, на что жаловались испытатели - слишком резкий взлёт и посадка (резкий по понятиям тех времён). Уже 15 ноября 1937 машина получила сертификат лётной годности ╧ 657. К тому времени было развернуто серийное производство.

Первым заказчиком L14 была авиакомпания Northwest Airlines. Начало поставок - октябрь 1937. Были заказы и от других американских операторов. На пользу авиалайнеру пошёл кругосветный перелёт, совершённый миллиардером Говардом Хьюзом. С 10 по 14 июля 1938 на самолёте L14N-2 (бортовой NX18973) он преодолел маршрут Нью-Йорк - Париж - Москва - Омск - Якутск - Файрбэнкс - Миннеаполис - Нью-Йорк. За 3 суток 19 часов и 8 минут Хьюз пролетел 23799 километров со средней скоростью 331,45 км/час. Однако три катастрофы, произошедшие в том же 1938 году, отпугнули многих потенциальных заказчиков из США. Зато в Австралии, Канады, Японии, странах Европы и Латинской Америки L14 пользовался спросом. Шестёрка крупнейших иностранных авиакомпаний приобрела 81 самолёт.

"Супер Электра" заметно превосходила L10 и L12 по техническим и по экономическим параметрам. Так здесь впервые (на авиалайнере) были установлены выдвижные щитки. Это обеспечивало высокие лётные характеристики в широком диапазоне скоростей. Пассажирам понравился более просторный салон. Теперь они могли ходить по самолёту не нагибаясь и не спотыкаясь о порог, образуемый лонжероном крыла.

Всего с июля 1937 по июнь 1940 фирмой Lockheed было изготовлено 112 самолётов модели L14. Первой в серийное производство пошла модификация L14H - изготовлено девятнадцать машин. Затем выпустили тридцать два L14H-2. Между собой эти версии отличались различными типами двигателей Pratt & Whitney Hornet. На экспорт шли варианты L14WF-62 и L14WG-3B. Эти самолёты оснащались двигателями Wright Cyclone SGR-1820-F62. Ещё были построены четыре машины для частных заказчиков. Быстроходные версии L14N, L14N-2, L14N-3 имели двигатели Wright Cyclone серии G. Один L14N-2 приобрёл Говард Хьюз для уже упомянутого перелёта.

"Супер Электры" делали по лицензии и японцы. В Стране Восходящего Солнца в 1940 - 1942 их было выпущено больше, чем на родине - 119. Фирма Tachikawa Hikoki изготовила 64 самолёта L14LO. Ещё 55 машин по сублицензии выпустила компания Kawasaki Hikoki. Часть этих самолётов поступила в гражданскую авиацию, остальные поставлены армии под обозначением Ki-56. Машины японского производства были оснащены двигателями Mitsubishi Ha-26-I мощностью 900 л.с.

Как мы видим, авиаланйеров марки "Супер Электра" было выпущено гораздо меньше, чем DC-3. На это повлияли следующие причины. Во-первых, самолёт Локхида не смог превзойти основного конкурента по производительности. Оставив DC-2 позади по всем показателям, "Дакоте" L14 уступал - и по комфорту и по экономическим характеристикам. В данном конкретном случае ставка на более высокую скорость оказалась неоправданной. Во-вторых, продажи "Супер Электры" начались на год позже DC-3. Понятно, что многие потенциальные клиенты, прежде всего в США, ушли к Дональду Дугласу. Отпугнули операторов и частые катастрофы в начальный период эксплуатации.

Тем не менее, локхидовская модель No. 14 не была машиной коммерчески неудачной. Помимо авиакомпаний интерес к самолёту проявили ВВС ряда стран. Первыми были англичане. В 1938 по заказу RAF была разработана модификация с остеклённым носом, более мощными двигателями и т.п. Доработанная машина получила название Hudson. Кроме перевозки личного состава и грузов самолёт был способен выполнять функции бомбардировщика, разведчика и противолодочного самолёта. Всего для военных ведомств ряда стран в 1938 - 1943 был выпущен 2941 Hudson - машина имела полтора десятка версий. На сайте, посвящённом гражданской авиации, об этой модификации можно было бы и не вспоминать, если бы не одно обстоятельство. По окончании Второй Мировой войны ряд уцелевших "Гудзонов" были проданы авиакомпаниям. Демобилизованные машины получили наименование L214 - L414.

Конструкция

Цельнометаллический двухмоторный свободнонесущий среднеплан двухкилевой схемы с гладкой работающей обшивкой и убирающимся шасси.

Фюзеляж - корпус круглого сечения, типа монокок. Обшивка работающая, из лёгких алюминиевых сплавов. В передней части багажный отсек, затем закрытая двухместная пилотская кабина. За ней пассажирский салон на 10 или 14 человек. В каждом ряду по два кресла, установленных по бортам, между ними проход. В варианте 10-местного салона, позади пассажирских мест имеется туалет.

Крыло - свободнонесущее с элеронами и закрылками Фаулера. Профиль Clark Y. Обшивка работающая, из лёгких алюминиевых сплавов. Привод закрылков электрический.

Двигатель - два поршневых двигателя в мотогондолах в передней кромке крыла. Закрыты капотом NACA. В зависимости от модификации устанавливались следующие двигатели:

  • Mitsubishi Kinsei Ha-26-I - 820 л.с./ 604 кВт - 14-ти цилиндровый двухрядный звёздообразный карбюраторный воздушного охлаждения (самолёты японского производства)
  • Pratt & Whitney Hornet S1E-G - 744 л.с./ 551 кВт - 9-ти цилиндровый звёздообразный карбюраторный воздушного охлаждения (прототип, L14H),
  • Pratt & Whitney Hornet S2E-G - 868 л.с./ 643 кВт - 9-ти цилиндровый звёздообразный карбюраторный воздушного охлаждения (L14H-2)
  • Pratt & Whitney Twin Wasp S1C3-G - 1190 л.с./ 882 кВт - 14-ти цилиндровый двухрядный звёздообразный карбюраторный воздушного охлаждения (L14H-2 авиакомпании Trans Canada Airlines)
  • Wright SGR-1820-F62 Cyclone - 760/900 л.с./ 559-661 кВт - 9-ти цилиндровый звёздообразный воздушного охлаждения (L14WF-62)
  • Wright GR-1820-G3B Cyclone - 900-840 л.с./ 666 - 622 кВт - 9-ти цилиндровый звёздообразный карбюраторный воздушного охлаждения (L14WG-3B)
  • Wright GR-1820-G102 Cyclone - 1100 - 900 л.с./ 815 -666 кВт - 9-ти цилиндровый звёздообразный карбюраторный воздушного охлаждения (L14N-2 Говарда Хьюза)
  • Wright GR-1820-G105 Cyclone - л.с./ кВт - 9-ти цилиндровый звёздообразный карбюраторный воздушного охлаждения (L14N)
  • Wright GR-1820-G205A Cyclone - 1200 л.с. / 888 квт - 9-ти цилиндровый звёздообразный карбюраторный воздушного охлаждения (Hudson)

Винт Hamilton Standard трёхлопастный, металлический. Запуск двигателя с помощью стартера.

Оперение - двухкилевое, классической схемы. Стабилизаторы свободнонесущие.

Шасси - двухстоечное, убираемое с неубираемым поворотным хвостовым колесом. Стойки убираются в мотогодолы.

Системы - пневматическая противообледенительная система.





 Модификации :
Lockheed 14-Н и 14-Н2

 серийные варианты, оснащенные звездообразными двигателями Пратт-Уитни Хорнет S1E-G или S1E2-G.

Lockheed С-14Н-1

переобозначение одного экземпляра 14-Н после его переделки в опытный образец грузового самолета.

Lockheed 14-08

переобозначение самолетов 14-Н2 после замены на них стандартных двигателей на Twin Wasp S1C3-G мощностью 1200 л.c.

 Lockheed 14-WF62 или 14-F62

 экспортный серийный вариант с двигателями Райт SGR-1820-F62 Циклон мощностью 900 л.с.

 Lockheed 14-WG3B

экспортный серийный вариант с двигателями Райт GR-1820-G3B мощностью  900 л.с.

 Lockheed 14-N  обозначение четырех самолетов, построенных по заказам частных владельцев.
 С-111 обозначение, данное ВВС США трем самолетам 14-F62, реквизированным для военной службы в Австралии.
 XR40-1 обозначение, данное ВМС США единственному самолету 14-Н2, приобретенному в качестве штабного.



 ЛТХ:
Модификация   Lockheed 14-Н
Размах крыла, м   19.96
Длина, м   13.51
Высота, м   3.48
Площадь крыла, м2   51.19
Масса, кг  
  пустого самолета   4672
  нормальная взлетная   7938
Тип двигателя   2 ПД Pratt Whitney Hornet S1E-G или S1E2-G
Мощность, л.с.   2 х 875
Максимальная скорость , км/ч   398
Крейсерская скорость , км/ч   376
Практическая дальность, км   3315
Максимальная скороподъемность, м/мин  
Практический потолок, м   7405
Экипаж, чел   2-3
Полезная нагрузка:   12-14 пассажиров


 Доп. информация :


  Фотографии:

 Model 14-08
 Model 14N-2
 Model 14
 Model 14N-2
 Model 14H
 Model 14H-2
 Model 14-FW62 авиакомпании KLM 
 Model 14-FW62 авиакомпании KLM 
 XR40-1
 Кабина пилотов model 14H

  Схемы:

 Model 14-FW62

  Варианты окраски:

 Model 14H авиакомпании LOT (c) Владимир Быков

 



 

Список источников:

Владимир Быков. Все Авиалайнеры Мира. Lockheed Model 14 Super Electra
de Agostini. Мировая Авиация. Lockheed 14 Super Electra
Putnam. Rene J. Francillon. Lockheed Aircraft since 1913
Aerofiles.com. Lockheed
1000aircraftphotos.com. No. 8806. Lockheed 14 Super Electra (X17382 c/n 1401)
EdCoatescollection.com. CF-TCD Lockheed 14-08 (c/n 1429)


Уголок неба. 2013  (Страница:     Дата модификации: )



 

  Реклама: