Уголок неба ¦ Douglas DC-3

Реклама...

    


 
главная довоенная авиация транспортные
   DC-3
       
Разработчик: Douglas
Страна: США
Первый полет: 1935
Тип: Средний транспортный самолет
  ЛТХ     Доп. информация
   


Классический авиалайнер всей мировой авиации Douglas DC-3 к концу 1991 году находился в эксплуатации непрерывно в течение 55 лет. Вряд ли кто мог предположить такую долговечность этого проекта, когда в 1934 году авиакомпания American Airlines обратилась с просьбой к компании Douglas разработать увеличенный вариант самолета DC-2, чтобы обеспечить спальными местами трансконтинентальные рейсы. В результате появился самолет Douglas  DST (Douglas Sleeper Transport) с 16-спальными местами, который совершил свой первый полет 17 декабря 1935 года. Существовал, однако, и 24-местный дневной вариант этого самолета, обозначенный DC-3. Он-то и добился благодаря своей надежности доминирующих позиций на национальных авиалиниях и популярности во всем мире. В США было выпущено 10692 таких самолета; еще около 2000 были построены по лицензии в СССР под обозначением Лизунов Ли-2. Надежная конструкция DC-3 привела к тому, что авиакомпании других стран охотно стали приобретать эти прекрасные машины.

Свободнонесущий низкоплан, самолет DC-3 имел цельнометаллическую конструкцию, за исключением полотняной обшивки на рулевых поверхностях. Особенностью его крыла являлась многолонжеронная конструкция (заимствованная от DC-1). Самолет имел цельнометаллический фюзеляж почти круглого поперечного сечения, убирающееся трехопорное шасси с самоориентирующимся хвостовым колесом и свободнонесущее цельнометаллическое оперение. Гражданские DC-3 сыграли огромную роль в прокладке надежных национальных авиамаршрутов. Рекорд периода 1936-41 гг., когда пассажиропоток в США возрос почти на 600%, был установлен во многом благодаря самолету DC-3, которым в то время были оснащены большинство авиакомпаний США и чья безопасность стала почти легендарной.

Гражданские модели (включая DST) были построены в пяти сериях, и стандартной силовой установкой были двигатели либо Wright SGR-1820, либо Pratt & Whitney Twin Wasp мощностью от 1000 и 1200 л.с. при различном максимальном взлетном весе. Для использования DC-3 как военно-транспортного самолета производилось усиление задней части фюзеляжа и пола кабины, а также оснащение большими грузовыми дверями. Силовая установка первоначального серийного варианта состояла из двух звездообразных поршневых двигателей Pratt & Whitney R-1830-92 мощностью 895 кВт (1200 л.с.). Заказанные в 1940г., эти самолеты получили обозначение C-47 Skytrain.  Когда варианты DC-3/С-47 вышли на послевоенный рынок, большинство подверглись модификациям. Популярность самолета DC-3 побудила компанию Douglas подобрать подходящую замену. Было решено модернизировать, два бывших в употреблении DC-3. Они имели расширенный и усиленный фюзеляж для того, чтобы разместить салон на 30 пассажиров; были добавлены дополнительные окна, а также установлена дверь с пассажирским трапом. Силовая установка первого опытного самолета представляла собой два двигателя Wright R-1820-C9HE Cyclone мощностью 1475 л.с., второй имел звездообразные поршневые двигатели Pratt & Whitney R-2000-D7 мощностью 1450 л.с. Обозначенный DC-35, или Super DC-3, первый из этих модифицированных самолетов совершил полет 23 июня 1949г. Испытания дали отличные результаты, продемонстрировали значительно лучшие летные характеристики по сравнению с базовым DC-3. Однако многими авиакомпаниями уже эксплуатировались более быстрые и более комфортабельные самолеты, и рискованная игра компании потерпела неудачу.





 Модификации :
 DST

 первоначальная модель с размещением 28 пассажиров и двигателями Wright Cyclone (построен 21 самолет).

 DST-A

 подобный самолету DST, но оснащенный звездообразными поршневыми двигателями Pratt & Whitney Twin Wasp (построено 19 самолетов).

 DC-3

 базовая пассажирская модель для дневных полетов с размещением от 21 до 28 человек и звездообразными поршневыми двигателями Циклон (построено 266 машин).

 DC-3A

базовая пассажирская модель для дневных полетов, подобная DC-3, но оснащенная звездообразными поршневыми двигателями Твин Восп (построено 114 машин).

 DC-3B

 конвертируемая модель с сиденьями-койками в переднем салоне и сиденьями в заднем салоне, рассчитанная на 28 пассажиров для дневных полетов и нескольких человек для ночных полетов; (построено 10 машин).

 С-41А

первоначальная военная модель, фактически вариант DC-3A с военным снаряжением, вращающимися сиденьями и звездообразными поршневыми двигателями R-1830-21 Твин Восп; (построен 1 аппарат).

 С-47

 первоначальная серийная военная модель с увеличенным на 15,2 см размахом крыла, с новым расположением топливных баков, со звездообразными поршневыми двигателями R-1830-92, с маленьким астрокуполом, вмещавшая 2722 кг  полезного груза или 28 парашютистов, или 14 раненых с тремя сопровождающими (построено 965 самолетов).

 С-47А

 улучшенный самолет С-47 с 24-вольтовой, а не 12-вольтовой, как у предыдущей модели, электросистемой (построено 5253 машины).

 RC-47A

 послевоенная модификация, применявшаяся в Корее для разведывательных операций и для сбрасывания осветительных бомб.

 SС-47A

 послевоенный поисково-спасательный вариант, в 1962г. получил новое обозначение HC-47A.

 VC-47A

 послевоенная модификация серийного выпуска самолетов, предназначенных для перевозки личного состава.

 С-47B

 вариант, разработанный для полетов "над снежным куполом" между Индией и Китаем, с усовершенствованным обогревом и звездообразными поршневыми двигателями R-1830-90C с двухступенчатыми нагнетателями; эта модель оказалась не совсем удачной, и многие аппараты были потом приведены к стандарту С-47D (построено 3232 машины).

 ТС-47В

 модель учебного самолета для обучения навигации (построено 133 самолета).

 VC-47B

 модификация C-47B для перевозки личного состава. XC-47C: экспериментальная модель, на которой были смонтированы два амфибийных поплавка Edo Model 78, каждый из которых был способен вмеcтить около 1136 л топлива; было поставлено 150 комплектов поплавков для их установки в полевых условиях.

 C-47D

 обозначение самолета C-47В после удаления верхнего нагнетателя.

 AC-47D

 обозначение 26 самолетов для контроля за воздушными маршрутами, применявшихся в военно-транспортной авиации с 1953 по 1962г., когда они получили новое обозначение ЕС-47D.

 AC-47D

 обозначение 1965г. для самолетов, оборудованных пулеметными платформами с тремя пулеметами General Electric Minigun калибра 7,62 мм, стреляющих через четвертое и пятое окна и через открытую дверь c левой стороны фюзеляжа.

 RC-47D  разведывательный вариант.
 SC-47D

 поисково-спасательный вариант; в 1962г. получил обозначение HC-47D.

 TC-47D  модификация в качестве учебного самолета.
 VC-47D  модификация для перевозки личного состава.
 С-47Е 8 машин,модифицированных компанией Pan American для Военно-воздушных сил США постановкой звездообразных поршневых двигателей Пратт-Уитни R-2000-4 мощностью 1290 л.с.) для использования в качестве самолетов для контроля за воздушными маршрутами.
 YC-47F

 один самолет Super DC-3, прошедший оценку Военно-воздушными силами США под обозначением YC-129.

 С-47М 

 обозначение самолетов С-47H и С-47J, оснащенных специальным электронным оборудованием для использования во вьетнамской войне.

 ЕС-47N

 версия C-47A, специально оснащенная для радиоэлектронной разведки во Вьетнаме.

 ЕС-47Р

 вариант С-47D, оснащенный для электронной разведки во Вьетнаме.

 ЕС-47Q

 вариант с двигателями R-2000-4, оснащенный для электронной разведки во Вьетнаме.

 C-48 - C-52D

 несерийные варианты, принятые на стадии постройки, или реквизированные во время войны.

 С-53 Skytrooper

 вариант для перевозки войск с 28 сиденьями, крюком для буксировки планера, без грузовой двери и оснащенный звездообразными поршневыми двигателями R-1830-92 (221 самолет построен в Санта Монике).

 ХС-53А

 самолет С-53, модифицированный в 1942 году щелевыми закрылками вдоль всего размаха крыла и воздушно-термической противообледенительной системой.

 С-53В

 восемь самолетов С-53, модифицированных в 1942г. для арктических полетов с оборудованием, рассчитанным на зимние условия, и дополнительными топливными баками.

 С-53D

 идентичен самолету С-53, с установкой сидений не вдоль бортов фюзеляжа, а поперек.

 С-117А

 транспортный самолет для перевозки личного состава с сиденьями на 21 человека и в целом подобный самолету С-47В (17 машин построено в Оклахома Сити).

 С-117В

 11 самолетов С-117А, модифицированных путем удаления верхних нагнетателей с их звездообразных поршневых двигателей R-1830-90С.

 С-117С

 обозначение для моделей VC-47, переоборудованных в стандарт самолета С-117В.

 С-117D  обозначение 1962г., принятое для самолетов R4D-8.
 XCG-17  экспериментальный планер для перевозки войск.
 R4D-1

 первоначальная грузовая модель для ВМС США, в основном подобная самолету С-47, но с дополнительной морской аппаратурой (100 машин построено в Лонг Бич).

 R4D-2

 два самолета DC-3, применявшиеся ВМС США в качестве самолетов для перевозки личного состава; позднее они получили обозначение R4D-2F и R4D-2Z.

 R4D-3

 20 транспортных самолетов С-53 для перевозки пассажиров, полученные от ВВС США.

 R4D-4

 10 самолетов DC-3, использовались ВМС США в качестве транспортных для перевозки пассажиров; некоторые из них были позднее переделаны в самолеты для электронного противодействия под обозначением R4D-4Q.

 R4D-5

 238 самолетов С-47А, полученных ВМС США по контрактам, заключенным ВВС США; уцелевшие самолеты получили новое обозначение С-47Н в 1962г.

 R4D-5Е

 самолет R4D-5, модифицированный для специальных радиоэлектронных операций.

 R4D-5L

 самолет R4D-5, модифицированный для работы в Арктике и Антарктиде; позднее получил обозначение LC-47H.

 R4D-5Q

 самолет R4D-5, модифицированный для радиоэлектронного противодействия и постановки помех радарам; позднее получил обозначение ЕС-47Н.

 R4D-5R

 самолет R4D-5, модифицированный для перевозки пассажиров; позднее ТС-47Н.

 R4D-5S

 самолет R4D-5, модифицированный для обучения боевому применению морской авиации; позднее SC-47H.

 R4D-5T

 самолет R4D-5, модифицированный для обучения навигации.

 R4D-5Z

 самолет R4D-5, модифицированный для транспортировки личного состава; позднее VC-47H.

 R4D-6

 150 самолетов С-47В, полученных ВМС США по контрактам, заключенным ВВС США; уцелевшие машины получили обозначение С-47J в 1962г.; варианты, эквивалентные различным моделям R4D-5, обозначались как R4D-6Е, R4D-6L(LC-47J), R4D-6Q (EC-47J), R4D-6R (TC-47J), R4D-6S (SC-47J), R4D-6T и R4D-6Z (VC-47J).

 R4D-7

 47 самолетов ЕС-47В полученных ВМС США по контрактам, заключенным ВВС США; уцелевшие экземпляры получили обозначение ТС-47К в 1962г.

 Dakota Мк I

 самолет ВВС Великобритании, аналогичный варианту С-47 (52 самолета были получены по ленд-лизу).

 Dakota Мк II

 самолет ВВС Великобритании, аналогичный варианту С-53 (девять самолетов были получены по ленд-лизу).

 Dakota Мк III

 самолет ВВС Великобритании, аналогичный варианту С-47А (12 самолетов были получены от ВВС США и 950 поставлены по ленд-лизу).

 Dakota Мк IV

 самолет ВВС Великобритании, аналогичный варианту С-47В (896 самолетов были получены по ленд-лизу).

 Showa L2D

 в 1938г. компания Митцуи приобрела лицензию на производство самолетов DC-3 в Японии и Маньчжурии и также купила 13 экземпляров DC-3 и семь DC-3A; компания Шова построила 414 транспортных самолетов L2D для Имперского флота Японии: L2D2 - самолет для перевозки пассажиров со звездообразными поршневыми двигателями Kinsei 43 мощностью 1000 л.с.; L2D3 - самолет для перевозки пассажиров с двигателями Кинсей 51 мощностью 1300 л.с.; L2D3a - самолет для перевозки пассажиров с двигателями Кинсей 53 мощностью 1300 л.с.; L2D3-1 - грузовой самолет с двигателями Кинсей 51; L2D3-1а - грузовой самолет с двигателями Кинсей 53; L2D4 - самолет для перевозки пассажиров, но с пулеметом калибра 13,2 мм  в надфюзеляжной турели и с двигателями Кинсей 51; L2D4-1 - грузовой вариант самолета L2D4 и L2D5 - самолет для перевозки пассажиров, за основу которого был взят L3D4, но построенный из дерева и стали и оснащенный двигателями Кинсей 62 мощностью 1560 л.с.; еще 71 самолет L2D2 был построен компанией Nakajima.

 Super DC-3 (DC-35)

усовершенствованный послевоенный вариант, первоначально известный как DC-3S (построено 2 самолета).

 R4D-8X

 обозначение ВМС США для опытного самолета YC-129/YC-47F, когда проводились его оценочные испытания для морского применения.

 R4D-8

 обозначение 100 самолетов ВМС США, модифицированных в стандарт Super DC-3 из R4D-5, R4D-6 и R4D-7; некоторые самолеты были также модифицированы для выполнения специальных функций, например, R4D-8Т (ТС-117D) - учебный самолет, R4D-8Z (VС-117D) - самолет для перевозки личного состава и R4D-8L (LС-117D) - зимний вариант транспортного самолета; после 1962г. все уцелевшие R4D-8 получили обозначение серий С-117D




 ЛТХ:
Модификация   DC-3A
Размах крыла, м   28.98
Длина, м   19.66
Высота, м   5.16
Площадь крыла, м2   91.69
Масса, кг  
  пустого самолета   7650
  нормальная взлетная   11431
Тип двигателя   2 ПД Pratt & Whitney R-1830-S1C3G Twin Wasp
Мощность, л.с.   2 х 1200
Максимальная скорость , км/ч   369
Крейсерская скорость , км/ч   333
Практическая дальность, км   2540
Максимальная скороподъемность, м/мин   342
Практический потолок, м   7071
Экипаж, чел   2
Полезная нагрузка:   нормально - 21 пассажир, максимально - 32 пассажиров


 Доп. информация :


  Чертеж "Douglas DC-3"
  Фотографии:

 Первый прототип DST (14988)
 Первый прототип DST (14988)
 Первый прототип DST (14988)
 Второй DST (16001) возле дирежабля "Hindenburg"
 DC-3
 DC-3
 DC-3
 DC-3
 DC-3
 DC-3
 DC-3
 DC-3
 DC-3
 DC-3
 DC-3
 DC-3
 DC-3
 Шведский DC-3
 DC-3 Люфтганзы
 Пассажирский салон DC-3
 Кабина пилотов DC-3

  Схемы:

 DC-3
 Пассажирский салон

  Варианты окраски:

 DC-3 компании KLM
 DC-3 компании KLM
 DC-3 компании American Airlines

  



 

Список источников:

Дональд Д. Полная энциклопедия мировой авиации: Самолеты и вертолеты XX столетия
Aerofiles.com. Douglas
Putnam. Rene J. Francillon. McDonnell Douglas Aircraft Since 1920
Douglas J. Ingells. The McDonnell Douglas Story
Aircraft Profile 96. Arthur Pearcy. The Douglas DC-3
Aeroplane. Classic Airliner : The Douglas DC-3
Aviation Classics No.22. Douglas DC-3/C-47 Dakota
Peter M. Bowers. The DC-3 : 50 Years of Legendary Flight
FlyPast. Dakota At 85
Carroll V. Glines, Wendell F. Moseley. The Legendary DC-3
Martin W. Bowman. Images of America : Douglas
Aeroplane Monthly 2015-12. Aeroplane Database : Bruce Halles-Dutton. Douglas DC-3 Civil Variants
Le Fana de l'Aviation 2015-12. Rene J. Francillon. Une revolution dans le transport aerien
Klassiker der Luftfahrt 2000-02. Hans Redemann. Dauerbrenner
Flugzeug Classic 2010-12. Hans Werner Neulen. Die DC-3 mit dem Kranich
Vaclav Nemecek. Civilni Letadla


Уголок неба. 2023 



 

  Реклама: