Уголок неба ¦ БОК (Чижевский) БОК-1

Реклама...

Юридическое обслуживание https://yourlawyer.ru и услуги представительства интересов клиента.
    


 
главная довоенная авиация транспортные
   БОК-1
       
Разработчик: БОК
Страна: СССР
Первый полет: 1936
Тип: Стратосферный самолет
  ЛТХ     Доп. информация
   


Осенью 1936 года начались испытания цельнометаллического самолета, сконструированного работниками Бюро особых конструкций (БОК) ЦАГИ под руководством инженера В.А.Чижевского. По схеме, размерам и контурам этот моноплан был похож на известный АНТ-25. Самолет БОК-1 назывался еще "стратосферный", так как предназначался он в основном для полетов на больших высотах (12-13 тыс. м).

Крыло самолета площадью 78,8 кв.м имело почти такое, как и у АНТ-25, удлинение - около 13. В фюзеляже размещалась вставная двухместная герметичная кабина регенерационного типа, с минимальной утечкой воздуха. Кабину такого типа впервые в нашей стране установили на самолете сравнительно больших размеров. Вес пустого БОК-1 - 3482 кг, взлетный с нормальной нагрузкой - 4162 кг.

Летные испытания в основном подтвердили расчетные данные. С двигателем М-34РН мощностью 725 л. с. самолет показал скорость у земли 230 км/ час, на высоте 4 тыс. м - 242 км/час. Потолок при небольшой нагрузке достигал 14 тыс. м. В то же время испытания показали, что кабина требует доработки, в частности, значительного увеличения площади остекления. Под кабиной находился радиатор, поэтому в ней было очень жарко.

В последующих самолетах были в основном устранены недостатки.

Самолет БОК-1 предполагалось использовать в качестве высотного разведчика, и во второй половине 30-х годов на его основе были созданы модифицированные самолеты БОК-7, БОК-8 и БОК-11, на которых отрабатывалась конструкция герметизированной кабины, турбокомпрессорных установок для наддува двигателей и герметических кабин. Некоторые из этих машин имели вооружение с дистанционным электроуправлением. Подобные установки появились в США лишь несколько лет спустя.

БОК-8 - развитие самолета БОК-7. Для БОК-8, эскизный проект которого разрабатывался в 1939 г., проектировалась стрелковая установка. Была разработана электроавтосинхронная установка для прицеливания (прицел Резунова) и для управления стрельбой из гермокабины. Установка для наводки пулеметов, расположенных вне гермокабины была дистанционной. Схема - синхронно-следящая, на тиратронах с сельсинами. Авторы этой установки - инженеры В. С. Костышкин и К. В. Жбанов. Это было сделано задолго до реализации аналогичной установки в США на самолете В-29.

БОК-11 по конструкции планера - такой же как и БОК-7, но с дизельным авиадвигателем АЧ-40 А.Д.Чаромского для увеличения дальности полета. Гермокабина трехместная. Самолет был построен в двух экземплярах в 1940 г. и успешно прошел испытания. Проводилась подготовка к дальнему высотному перелету, но в предвоенной обстановке подобные перелеты состояться уже не могли. БОК было включено в ОКБ П.О.Сухого.

Техническое описание БОК 1

Крыло БОК 1, снабженное центропланом и отъемными консолями, трехлонжеронное, в отличие от АНТ 25, в месте стыка с фюзеляжем не имеет мощных зализов. Отъемные части крыла (ОЧК) имеют 16 нервюр, верхние пояса которых выступают в набегающий поток. Пояса первых двух лонжеронов ОЧК до середины размаха выполнены из термически обработанных хромомолибденовых труб, далее – до законцовок крыла – из дюралевых труб. Третий лонжерон, как наименее нагруженный, полностью выполнен из дюралевых труб. Обшивка крыла гофрированная – так же как и на АНТ 25. В ходе испытаний гофр сверху обклеили тонким перкалем, отполировали и покрасили.

Фюзеляж конструктивно разбит на три части: носовую, центральную (собранную заодно с центропланом) и хвостовую. Передняя часть фюзеляжа легко съемная для установки различных двигателей. Центральная часть фюзеляжа сконструирована таким образом, чтобы в нее сверху можно было вставить гермокабину.

Рассчитанная на двух членов экипажа герметическая кабина является отдельным элементом, не включенным в конструкцию самолета. Имеет овальное сечение, состоит из 11 шпангоутов, обшита 2–мм дюралем. Для получения достаточной герметичности использовался двойной заклепочный шов, с предварительно наносимыми цинковыми белилами. Гермокабина рассчитывалась с 6–кратным запасом прочности, на практике в ней поддерживалось избыточное давление 0,8 атмосфер. Вход в кабину осуществлялся следующим образом: сначала экипаж через верхний люк в фюзеляже проникал в самолет (можно сказать, в предварительный тамбур), затем через гермолюк в задней стенке кабины занимал свои рабочие места и задраивался.

Верхняя часть гермокабины снаружи (но под обшивкой фюзеляжа) утеплена слоем войлока. Это покрытие помимо прочего заметно снижало шум в кабине – можно было переговариваться без напряжения голосовых связок.

В нижней части гермокабина обогревается воздухом, выходящим из радиатора охлаждения двигателя. Для регулирования обогревом имелась специальная створка, управляемая из кабины.

Гермокабина снабжена семью окнами – иллюминаторами: 5 окон у пилота и 2 – у наблюдателя. В иллюминаторах использовалось специальное закаленное стекло толщиной 15–16 мм. Для устранения запотевания внутри имеются вторые стекла толщиной 3–4 мм, которые постоянно обогреваются теплым воздухом. Пространство между стеклами осушалось влагопоглотителями (хлористый кальций с селикагелем). Снабжение экипажа воздухом осуществлялось путем регенерации. Кислород подавался из расчета 120 л/час на двух человек. Выделяемые углекислота и влага поглощались – кабинный воздух прогонялся при помощи центробежного вентилятора через химические поглотители.

Шасси БОК 1 неубираемое, с масляно – пневматической амортизацией, основные стойки снабжены поддерживающими подкосами. Колеса размером 900×200 мм прикрыты каплевидными обтекателями.

Двигатель АМ 34РН мощностью 800 л. с. до 4000 м. Радиатор охлаждающей жидкости размещен под фюзеляжем, снабжен регулируемыми створками. Маслорадиатор установлен перед водяным радиатором, поначалу стоял пластинчатый, позднее – сотовый. Для первых полетов использовался деревянный, четырехлопастный воздушный винт диаметром 4,0 м. Затем его заменили двухлопастным деревянным винтом диаметром 4,35 м, а еще позднее применили металлический винт диаметром 4,1 м.

Общее количество бензина 500 кг, в четырех цилиндрических баках, установленных в пространстве между 1–м и 2–м лонжеронами центроплана.

БОК 1 имел двухцветную красно – серебристую окраску. На вертикальном оперении был изображен треугольник с эмблемой Бюро особых конструкций.


 


 ЛТХ:
Модификация   БОК-1
Размах крыла, м   30.00
Длина, м   12.86
Высота, м  
Площадь крыла, м2   78.80
Масса, кг  
  пустого самолета   3400
  нормальная взлетная   4880
Тип двигателя   1 ПД М-34РНБ
Мощность, л.с.   1 х 830
Максимальная скорость , км/ч  
  у земли   240
  на высоте   260
Практическая дальность, км  
Скороподъемность, м/мин   500
Практический потолок, м   12000
Экипаж, чел   1


 Доп. информация :


  Фотографии:

 БОК-1
 БОК-1
 БОК-1
 БОК-1
 БОК-1
 Кабина пилота БОК-1

  Схемы:

 БОК-1
 Компоновочная схема

 



 

Список источников:

Николай Якубович. "Сталинский маршрут" Чкалова и Леваневского
Арсенал-Коллекция 2017-09. Михаил Маслов. Высотные полеты в СССР (1931–1941 гг.)
Крылья 2008-01. Самолет БОК-1 (СС)
Михаил Маслов. Утерянные победы советской авиации
Шавров В.Б. История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.
Симаков Б.Л. Самолеты страны Советов. 1917-1970
Энциклопедия-справочник. Самолеты страны Советов


Уголок неба. 2021 



 

  Реклама: