главная довоенная авиация транспортные
   AS.5 Courier
       
Разработчик: Airspeed
Страна: Великобритания
Первый полет: 1933
Тип: Многоцелевой транспортный самолет
  ЛТХ     Доп. информация
   


Многоцелевой транспортный самолет Airspeed AS.5 Courier был создан конструктором Хесселлем Тилтманом (Hessell Tiltman), соучредителем фирмы Airspeed Ltd. по личному заказу сэра Алана Кобхэма, пожелавшего получить самолет для беспосадочного полета в Индию, с возможностью дозаправки в воздухе.  Courier представлял собой деревянный низкоплан с убирающимися шасси (он стал первым английским самолетом с таким шасси) и оснащенный двигателем Armstrong Siddeley Lynx IVC мощностью 240 л.с. Первый полет самолета (с регистрационным номером G-ABXN) состоялся 11 апреля 1933 года. В ходе испытаний самолет потерпел две аварии, но каждый раз его восстанавливали. В сентябре следующего года, после отработки техники дозаправки в воздухе, Алан Кобхэм вылетел из Портсмута в Индию, однако в результате поломки вынужден был сесть на Мальте.

Этот результат не помешал запустить AS.5 в серийное производство. Основными модификациями стали AS.5A с двигателем Lynx IVC (произведено 11 экземпляров) и колониальный AS.5B с двигателем Armstrong Siddeley Cheetah V (2 экземпляра). Кроме того, было выпущено по одному экземпляру модификаций AS.5C и AS.5J.  Так же разрабатывался проект цельнометаллического варианта самолета, получившего обозначение AS.11, но дальше чертежей дело не пошло.

AS.5 Courier использовался в основном как воздушное такси и принимал участие в воздушных гонках. Кроме того, из-за своей хорошей аэродинамики использовался для различных испытаний, в том числе при создании двигателя Napier Rapier IV (модификация AS.5C).

После начала гражданской войны в Испании правительством этой страны были закуплены, через посредническую фирму Union Founders' Trust (UFT), четыре образца AS.5 (G-ACLR, G-ACSZ, G-ACVE и G-ACVF). Однако лишь один самолет смог достичь Испании, остальные три были арестованы английскими властями после введения эмбарго на поставку вооружений в Испанию. Не смотря на это два сочувствующих республиканцам англичанина - Артур Гаргетт и Джозеф Смит предприняли попытку угнать один из самолетов (G-ACVA). Эта попытка окончилась полным провалом - первый из угонщиков был убит, а второй задержан и приговорен к четырем месяцам тюремного заключения.

Военная карьера Courier'а начиналась не очень удачно. В февраля 1934 года RAF заказало один экземпляр AS.5A в роли связного самолета. Самолет, получивший военный регистрационный номер K4047,  проходил испытания до конца года, но уже в начале следующего он был возвращен на фирму с требованием доработать его. Второй раз AS.5 попал к военным уже в начале Второй Мировой войны. Практически все сохранившиеся к этому моменту машины (9 штук) были конфискованы и использовались в рамках программы ATA (Air Transport Auxiliary). До конца войны сохранился лишь один экземпляр самолета. А в декабре 1947 года и он был пущен на слом. 



 ЛТХ:
Модификация   AS.5A
Размах крыла, м   14.33
Длина, м   8.69
Высота, м   2.68
Площадь крыла, м2   23.23
Масса, кг  
  пустого самолета   1065
  максимальная взлетная   1770
Тип двигателя   1 ПД Armstrong Siddeley Lynx IVC
Мощность, л.с.   1 х 240
Максимальная скорость , км/ч   246
Крейсерская скорость , км/ч   213
Практическая дальность, км   1022
Практический потолок, м   4115
Экипаж   1
Полезная нагрузка:   5 пассажиров


 Доп. информация :


  Фотографии:

 AS.5
 AS.5
 AS.5     ╘ Frank Hudson
 AS.5 RAF
 AS.5 RAF

 



 

Список источников:

British Aircraft Directory. Airspeed Courier
Jaap Teeuwen. British Aircraft of World War II
Сentury-of-flight.freeola.com. Aviation history. Airspeed AS-5 Courier
ABPic.co.uk. Air-Britain Photographic Images Collection
Putnam. H.A. Taylor. Airspeed Aircraft since 1931
David Mondey. British Aircraft of World War II


Уголок неба. 2008  (Страница:     Дата модификации: )



 

  Реклама: