Реклама...

    


 
главная современная авиация легкая авиация
   Як-58
       
Разработчик: ОКБ Яковлева
Страна: Россия
Первый полет: 1994
Тип: Легкий многоцелевой самолет
  ЛТХ     Доп. информация
   


Есть самолеты, которые сразу отличишь из сотни машин. Именно к таким и относится шестиместный Як-58, легкоузнаваемый по своей двухбалочной схеме и высокорасположенному стабилизатору. А еще - по изящной, сплошь застекленной гондоле и сзади расположенному двигателю с толкающим винтом. Самолет обращает на себя внимание предельной компактностью и исключительной рациональностью конструкции. Вообще эта схема мало распространена. За рубежом ей уделяют серьезное внимание на фирмах "Муни" и "Бичкрафт". У нас же машин подобной схемы в серийном производстве не было, если не считать, конечно, М-17 "Стратосферу" - самолет спецназначения. Каковы же особенности конструкции Як-58? Фюзеляж Як-58 цельнометаллический, выполненный по схеме полумонокок, составленной шпангоутами, лонжеронами и стрингерами. Обшивка металлическая, гладкая, работающая. Низкорасположенное крыло двухлонжеронное, цельнометаллической конструкции, с набором нервюр и стрингеров. Оно разъемное, крепится к центроплану с помощью силовых узлов на лонжеронах. В корневой части крыла расположены 2 топливных бака емкостью по 250 л. Закрылок и элероны крепятся на кронштейнах к заднему лонжерону крыла. Законцовка выполнена из стеклопластика.

Оперение самолета П-образной схемы, состоит из двух килей с рулями направления. Кили выполнены заодно с хвостовыми балками. Стабилизатор прямоугольной формы в плане, цельнометаллический, имеет продольный набор из лонжерона и стрингеров, поперечный - из нервюр, работающую обшивку и стеклопластиковые обтекатели стыков с килями. Шестиместная негерметичная кабина-гондола вентилируется забортным воздухом, имеет две двери. Правая, грузовая - сдвижная. Ее можно использовать для сброса грузов. Остекление кабины выполнено из формованного оргстекла. Удобные кресла создают необходимый комфорт пассажирам. Кресло пилота - регулируемое. У заднего шпангоута установлен двухместный диван. За спинкой дивана - багажный отсек. Управление на Як-58 ручное, безбустерное. Проводка управления комбинированная. Предусмотрена установка управления для второго пилота. Шасси с самоориентирующимся передним колесом убирается в полете. Пневматики низкого давления обеспечивают эксплуатацию самолета на грунтовых аэродромах. Пневмосистема с рабочим давлением 50 кгс/см2 предназначена для запуска двигателя, уборки и выпуска шасси, а также для управления тормозными колесами.

Основные данные Як-58 такие. Мощность двигателя М-14ПТ 360 л.с. Винт трехлопастный изменяемого шага немецкой фирмы "МТ-Пропеллер". Масса пустого самолета - 1270 кг. Коммерческая нагрузка - 450 кг. Максимальная взлетная масса - 2125 кг. Скорость полета: максимальная - 300 км/ч, крейсерская - 260 км/ч, посадочная - 125 км/ч. Максимальная высота полета - 4000 м. Длина самолета - 8,55 м, высота - 3,16 м, размах крыла - 12,7 м, площадь крыла - 20 м2. Длина взлетной дистанции - 610 м, посадочной - 600 м. При аэродинамических продувках и летных испытаниях Як-58 показал отличные результаты.

Летные испытания продолжаются, их проводят летчики-испытатели Юрий Митиков и Андрей Синицын. В серию заложены первые 20 машин. Как говорится - дай Бог... Интересно отметить, что Главным конструктором и у этой яковлевской машины - он же, Дмитрий Калистратович Драч, - среднего роста, собранный, энергичный. В 1974 году он окончил МАИ, работал в ЦАГИ, опубликовал ряд научных работ, наиболее заметна из которых - "Аэродинамика крыла умеренной стреловидности". В 78-80 годах служил в ВВС, готовил к полетам Ту-16. Затем в ОКБ им. А.С.Яковлева участвовал в разработках Як-53 (рекордный), Як-55, Як-55М. Своими учителями Драч считает Ю.И.Янкевича и С.А.Яковлева. Разработкой Як-58 занимались: Главный конструктор Д.Драч, зам. руководителя программы Ю.Янкевич и ведущий инженер В.Баранов. У Як-58, этого многоцелевого самолета оригинальной конструкции, несомненно, большое будущее. Уже только неординарным своим видом он радует глаз любителей и знатоков авиационной техники. Так и хочется сказать: "Пусть будет у России такой необыкновенный самолет!". Ведь в истории отечественной авиации среди пассажирских самолетов он - единственный в своем роде.

 



 Модификации :
 Як-58

 первая серийная модификация.

 Як-58М  грузовой вариант для перевозки не менее 600 кг груза.
 Як-58З

 ( З -западный, обозначение условное) прорабатываются варианты с двигателем фирмы Allison мощностью 400 л.с. и с импортным оборудованием. На конец 1996 года прорабатывались 3 варианта силовой установки самолета, но окончательный вариант еще не был выбран.




 ЛТХ:
Модификация   Як-58
Размах крыла, м   12.70
Длина самолета,м   8.55
Высота самолета,м   3.16
Площадь крыла,м2   20.00
Масса, кг  
  пустого самолета   1360
  максимальная взлетная   2125
Тип двигателя   1 ПД М-14ПТ
Мощность, л.с.   1 х 360
Максимальная скорость, км/ч   280
Крейсерская скорость, км/ч   250
Дальность действия, км   1000
Практический потолок, м   4000
Экипаж, чел   1
Полезная нагрузка:   6 пассажиров или до 600 кг груза


 Доп. информация :


  Чертеж "Яковлев Як-58"
  Фотографии:

 Як-58  (c) Максим Брянский
 Як-58  (c) Илья Морозов
 Як-58    (с) transport-photo.com
 Як-58
 Приборная панель Як-58

  Схемы:

 Як-58
 Як-58

  Варианты окраски:

 Як-58

 



 

Список источников:

Крылья Родины 1995-08. Евгений Подольный. "Яки" держат марку. Единственный в своем роде
Крылья Родины 1993-08. А. Сорокин. Такси уходит в небо
Военный парад. Юрий Янкевич, Автандил Хоперия. Як-58: мал да удал
М-Хобби 2017-03. Зураб Гвимрадзе. Служебный самолет Як-58


Уголок неба. 2021 



 

  Реклама: