Уголок неба ¦ Shijiazhuang Y-5

Реклама...

    


 
главная послевоенная авиация транспортные
   Y-5
       
Разработчик: Shijiazhuang, ОКБ Антонова
Страна: Китай, СССР
Первый полет: 1957
Тип: Легкий многоцелевой транспортный самолет
  ЛТХ     Доп. информация
   


Китайские самолетостроители получили документацию на производство Ан-2 в октябре 1956 г. Тогда, в годы первой пятилетки Китая, в стране возникла потребность в небольшом самолете общего назначения, и Ан-2 идеально подошел на эту роль. Базовым предприятием для постройки нового самолета выбрали Государственный завод No.320 в Наньчане (ныне NAMC - Nanhang Aircraft Manufacturing Corporation - Наньчанская авиационно-производственная корпорация), который выпускал серийно учебный CJ-5 (китайская версия Як-18). В январе 1957 г. в Наньчань прибыли советские специалисты, среди которых - заместитель Антонова Н. П. Смирнов. В период освоения Ан-2 прилежные китайцы освоили 6960 техпроцессов и изготовили около 3000 различных производственных приспособлений, внедрили новые для них методы агрегатной сборки самолета. В октябре первый китайский Ан-2 (зав. No.0032001), получивший обозначение Y-5 ("Фонг Шу-2"), был построен. 7 декабря он поднялся в воздух, а в марте 1958 г. началось серийное производство этих машин. До конца года было выпущено 229 самолетов в сельскохозяйственном варианте, а в следующем году - 114 пассажирских машин. До 1968 г. в Наньчане построили 727 экземпляров "Фонг Шу-2" (18 серий, в каждой из которых насчитывалось не более 50 машин). Заводские номера этих самолетов включали семь цифр: первые две - номер серии, последующие - номер завода (320), затем указывался номер самолета в серии. Например, No.1132006: 11 -серия, 320 - номер завода, 06 - номер самолета в серии.

В 1958 году была проведена модернизация исходной модели в 5-местный пассажирский самолет. В том же году была произведена опытная партия машин, большинство из них использовались в ВВС. Позже компоновка пассажирского самолета была изменена на 11-местную в соответствии с требованиями гражданской авиации. На следующий год был успешно построен опытный образец . В 1959 г. были испытаны и запущены в серийное производство обе модификации пассажирского самолета (5 и 11-местная) . Позже он получил название Y-5-I (Jia). Всего было изготовлено и поставлено для местных линий гражданской авиации 114 самолетов.

В этом же году появился Y-5-II (Yi), скопированный в 1958 году по советским чертежам сельскохозяйственный вариант и в том же году запущенный в серийное производство. Позже он получил обозначение Y-5-II (Yi) , всего было поставлено 229 машин.

В 1964 году на два самолета были установлены советские поплавки из алюминиевого сплава в соответствии с требованиями ВМФ. В том же году они успешно совершили полет в Циндао. В 1966 году подобным образом были переделаны еще три машины, они получили обозначение Y-5-III (Bing). В 1965 году завод 320 приступил к самостоятельному проектированию стеклопластиковых поплавков. В августе 1967 г. после завершения проектирования и сборки машины, на ней были совершены успешные испытательные полеты. После прохождения аттестации, для нужд ВМФ было поставлено 6 самолетов. В 1965 г. также была спроектирована и специальная камера для фотосъемки, но серийно она не выпускалась.

Модификация Y-5-IV (Ding) была спроектирована в соответствии с тактико-техническим заданием предложенным командованием ВВС в 1958 году на создание модификации учебного бомбардировщика для обучения штурманов и экипажей бомбардировщиков. На основе этого техзадания завод "номер 320" провел соответствующие проектные работы , и в том же году в эксплуатацию были введены 4 модернизированных борта. После этого он трижды переоборудовался и модернизировался в соответствии с пожеланиями заказчика. Предсерийное производство было успешно завершено в 1962 г. Он прошел техническую аттестацию и был запущен в серийное производство в июне того же года. Всего было построено 116 самолётов этой модификации. В августе 1960 года был переоборудован самолет, способный перевозить 7 человек. Он был подготовлен в качестве подарка Китая президенту Вьетнама Хо Ши Мину. В том же месяце работы по переоборудованию были завершены. В 1960 году, в соответствии с требованиями гражданской авиации была создана модификация для создания искусственного дождя, которая прошла испытания в районе Цинъюньпу города Наньчан. С ноябре 1961 г. началась постройка одного модернизированного борта в подарок королю Непала, а также началось производство ещё двух спецбортов на 7 мест для его министров высокого ранга. После завершения производства, соответственно, в мае 1962 г. и апреле 1963 г. они были приняты технической комиссией и отправлены за границу.

После того, как работы по Y-5 были переданы Shijiazhuang Hongxing Machinery Factory (завод номер 522, Shijiazhuang Aircraft Manufacturing Factory) в мае 1970 года появилась новая модификация Y-5B. За 10 лет серийного производства завода номер 320 по различным требованиям, выдвигаемым гражданской авиацией, военно-воздушными силами и флотом, последовательно разрабатывались различные модификации самолета.

Самолет Y-5B создан на базе Y-5. Это основная и самая массовая транспортная модификация для ВВС и ВМФ. Также её используют для подготовки парашютистов и в качестве учебной машины. Общее количество самолетов модификаций Y-5 и Y-5B произведенных заводом 522 достигло почти 380 штук.

После того, как завод 522 начал производство самолётов Y-5, он начал искать возможности по их усовершенствованию. В 1986 году завод приступил к разработке Y-5B. Его опытный образец совершил первый полет в июне 1989 года. Y-5B унаследовал общую аэродинамическую компоновку базового самолета Y-5, была усовершенствована конструкция и оборудование самолета. Теперь машина стала соответствовать нормам летной годности CCAR-23 гражданской авиации Китая. Yun-5B создан из коррозионно-стойких материалов, на нём установлено новое оборудование включая большую аптечку или резервуар для воды с возможностью аварийного сброса, пневматический насос с большим расходом и распылительные устройства различных модификаций. Для орошения почвы используется мощный пневматический насос и форсунки различных модификаций. Насос имеет большие габариты и устройство аварийной подачи, что повышает эффективность и экономичность сельскохозяйственных и лесохозяйственных работ. Кабина Y-5B оснащена новой системой климат-контроля и герметизированной дверью кабины. Усовершенствованы некоторые электронные приборы, а в кабине могут находиться один или два пилота. В связи со снятием с производства отечественного поршневого двигателя HS-5, на Y-5B был установлен импортированный из Польши поршневой двигатель АШ-62ИР мощностью 735 киловатт, а часть оборудования, например средства связи и навигации, были обновлены ​​для повышения надежности и простоты обслуживания . В то же время удалось уменьшить вес пустой машины и увеличить грузоподъемность. После демонтажа сельскохозяйственной и лесохозяйственной техники его можно переоборудовать в комфортабельный 12-местный пассажирский туристический самолет, который также можно использовать для геофизической разведки, аэрофотосъемки, скорой помощи и парашютного спорта.

Усовершенствовано электронное оборудование самолета Y-5B , полностью обновлено оборудование системы связи и навигации, изменена компоновка приборной доски кабины, добавлена ​​система глобального спутникового позиционирования GPS, в верхней части вертикального оперения был установлен проблесковый маяк для осуществления ночных полетов. Всё это позволило сделать навигационную систему более полной. Самолёт стал лучше подходить для совершения дальних перелётов и полетов по маршруту, особенно после установки дополнительных несущих плоскостей на законцовках крыла. Улучшилось аэродинамическое качество, значительно увеличилась скорость набора высоты , увеличилась дальность полета и практический потолок.

Y-5B получил дополнительный сертификат типа, выданный отделом летной годности Управления гражданской авиации Китая в 1987 г., и был поставлен на вооружение в войска в 1996 г. По состоянию на 28 марта 1995 г. завод 522 поставил 12 многоцелевых самолетов Y-5B компаниям China Civil Aviation Northern Airlines и China Eastern Airlines (Group) Corporation.

Также существует множество мелких модификаций Y-5B. В январе 1995 года туристско-пассажирский самолет Y-5B(K) получил дополнительный сертификат типа и введен в эксплуатацию. Многоцелевая модификация Y-5B(D) создана с учётом реальных условий эксплуатации в Китае. Начиная с третьей производственной серии, Y-5B производятся в соответствии с опытным образцом многоцелевого Y-5B (D) . Его можно использовать в качестве туристического авиалайнера, установив соответствующее оборудование в случае необходимости.

Его также можно переоборудовать обратно в сельскохозяйственный вариант для проведения сельскохозяйственных работ.

В 1990-е годы, учитывая, что состоящие на вооружении НОАК Y-5 устарели, китайские ВВС предполагали использовать для их замены транспортные самолеты Y-12. Однако, при разработке турбовинтового двигателя WJ-9 возникли определенные проблемы, а сам Y-12 отличался высокой стоимостью и низкой рентабельностью по сравнению с Y-5. Поэтому в ВВС решили создать новую модификацию Y-5, которой и стала Y-5С.

Самой большой особенностью Y-5С являются винглеты, по имеющейся информации, установка таких винглетов позволяет значительно улучшить летно-технические характеристики самолета, например, скорость набора высоты может быть увеличена почти на 10%. Максимальный потолок также может быть увеличен при той же скорости полета. Также было установлено новое авиационное оборудование: в том числе ультракоротковолновая радиостанция ​​ТКР-123, радиокомпас WL-7, радиовысотомер тип 265, радиомаяк XS-6B, переговорное устройство JT-9W и др., заменяющие импортное оборудование. А также было установлено глобальная спутниковая система позиционирования GPS150XL. с электронной картой, на верхней части вертикального оперения самолета были установлены АНО для безопасного осуществления ночных полетов.

Установка этого оборудования делает навигационную систему самолета более совершенной, что благоприятствует проведению дальним перелетов и полетам по маршруту. Кроме того, установлены сиденья новой конструкции, которые легко разбираются, в самолёте десантникам стало удобно размещаться и легко перемещаться. Самолёт стало легче загружать, разгружать и обслуживать. Y-5С прошел техническую экспертизу в 1996 году, ВВС всего закупили 24 самолета первой партии , а первый самолет был поставлен в войска в 1997 году. Y-5C хорошо зарекомендовал себя в армии, благодаря отличным характеристикам на малых скоростях и малых высотах, он очень хорошо подходит для обучения прыжкам с парашютом молодых военнослужащих ВДВ.

В 1977 году Генеральный штаб принял решение реквизировать четыре самолета Y-5 из состава ВВС. Каждый из них был переделан в модификацию самолёта постановки радиоэлектронных помех для военно-воздушных сил соответственно: Пекинского, Шэньянского, Ланьчжоуского и Цзинаньского военных округов. ВВС задействовали заводы, Научно-исследовательские институты и войска для проведения работ по соответствующей переделке этих бортов к 1980 году.

Эти самолёты были предназначены главным образом для проведения испытательных полетов ради усиления подготовки радиолокационных подразделений по борьбе с помехами и проверки характеристик некоторых средств радиоэлектронного противодействия. На каждом самолете было установлено около 20 единиц аппаратуры метрового и дециметрового диапазона для проведения радиоэлектронной разведки и постановки помех, а объектом для постановки помех являлся радиолокатор воздушного наблюдения, оповещения и связи работающий в метровом диапазоне волн.



     


 Модификации :
 Y-5  Ан-2 выпущенный в конце 1950-х на заводе Nanhang.
 Y-5-I  пассажирская модификация самолета (5 и 11-местная).
 Y-5-II  скопированный в 1958 году по советским чертежам сельскохозяйственный вариант.
 Y-5-III  поплавковый вариант.
 Y-5-IV  учебная модификация, собственной разработки.
 Y-5B  модернизированный вариант, разработки компании Shijiazhuang.
 Y-5C  вариант с новым  авиационным оборудованием.



 ЛТХ:
Модификация   Y-5
Размах крыла, м   18.18
Длина самолета,м   12.74
Высота самолета,м   4.68
Площадь крыла,м2  
  верхнего   43.55
  нижнего   27.96
Масса, кг  
  пустого самолета   3400
  максимальная взлетная   5250
Тип двигателя   1 ПД Швецова АШ-62ИР
Мощность, л.с.   1 х 1000
Максимальная скорость, км/ч   250
Крейсерская скорость, км/ч   185
Практическая дальность, км   2000
Практический потолок, м   4500
Экипаж, чел   2
Полезная нагрузка:   12 пассажиров или 1300 кг груза


 Доп. информация :


 Фотографии:

 Y-5   
 Y-5   (c) HaoYu Hu
 Y-5B   (c) Crazy XuePangpang
 Y-5B   (c) MichaelYi
 Турбовинтовой Y-5BG
 Y-5C (c) Чэнь Сянюй
 Y-5C  (c) John Yates
 Кабина пилотов Y-5   (c) Gulot

 Варианты окраски:

 Y-5
 Y-5




 

Список источников:

Дмитрий Нагорный. Легкий транспортный самолет Y-5
Авиация Время 2003-02. Вячеслав Заярин, Константин Удалов. Летающий везде, где есть небо
PLAAF - ВВС Народно-освободительной армии Китая (vk.com/plaaf)
Baike.com. 运-5


Уголок неба. 2023 



 

  Реклама: