Реклама...

    


 
главная послевоенная авиация транспортные
   Ту-16З(Ю) Заправщик
       
Разработчик: ОКБ Туполева
Страна: СССР
Первый полет: 1955
Тип: Тактический самолет-заправщик
  ЛТХ     Доп. информация
   


Еще на стадии проектирования рассматривались различные возможности увеличения дальности Ту-16, в т.ч. внедрение системы заправки топливом в полете. В начале 50-х гг. первый вариант системы крыльевой заправки был отработан на Ту-4 и частично освоен ВВС. Хотя общее количество заправщиков и заправляемых самолетов не превышало десяти машин, полученный практический опыт позволял надеяться на успешное переоборудование Ту-16 в кратчайшие сроки. 17 сентября 1953 г. вышел приказ МАП No.44, который предписывал ОКБ-156 А.Н.Туполева и всем другим самолетостроительным коллективам впредь проектировать все бомбардировщики только с системой заправки топливом в полете. ОКБ-918, которым руководил Главный конструктор С.М.Алексеев, предписывалось продолжить работы по созданию стандартного оборудования заправки для Ту-16 по согласованию с ОКБ А.Н.Туполева. Систему требовалось предъявить на госиспытания в 3-м квартале 1954 г.

26 мая 1954 г вышло очередное Постановление Совета Министров No.1013-438, а 3 июня - соответствующий приказ МАП No.354, согласно которым задавалась скорость перекачки топлива 2000 л/мин, а срок предъявления на Госиспытания переносился на 4-й квартал. ВВС обязывали в период лета-осени 1954 г. передать промышленности три серийных Ту-16 для переделки в самолеты-заправщики. Для этого были выделены первые серийные Ту-16 No.1880001 и No.1880101 куйбышевского авиазавода. В дальнейшем в опытный самолет, предназначенный для исследований возможности дозаправки по крыльевой схеме МиГ-19, был переоборудован и Ту-16 No.1880301. Однако проведенные в 1955-1956 гг. испытания показали нецелесообразность применения такой системы для дозаправки истребителей. 

Вариант крыльевой заправки, принятый для Ту-16, отличался от разработанного для Ту-4. Заправщиком являлся переоборудованный серийный бомбардировщик, причем в случае необходимости в полевых условиях можно было провести обратную операцию путем освобождения грузового отсека от заправочного "хозяйства" (в дальнейшем с заправщиков прицелы ОПБ-11Р все-таки были сняты, и они утратили возможность обратного переоборудования) Та часть системы заправки, которая устанавливалась на заправляемом самолете, имела небольшой вес и не ухудшала его аэродинамики. 

Первый заправщик предъявили на испытания в 1955 г. Доводка системы заняла почти полтора года, и, начиная с 1957 г., ее начали устанавливать на Ту-16 на всех трех выпускавших его заводах. В общей сложности, согласно документам ОКБ-156, в качестве танкеров для крыльевой заправки было оборудовано 114 бомбардировщиков Ту-16 (по другим документам, всего - 46). Заправщики назывались Ту-16 "Заправщик", Ту-16(3), Ту-16Ю, а также - изделие "НЗ". После непродолжительного времени обозначение Ту-16(3) стало применяться без скобок - Ту-163. Для приема топлива в воздухе был доработан 571 самолет, что составило более трети от всего числа выпущенных Ту-16. Заправляемые Ту-16 различных модификаций имели в своем названии дополнение "ЗА" ("заправляемый"). Например, Ту-16Р(ЗА), Ту-16К-10(ЗА) и т.д. Однако со временем это дополнение отпало, т.к. в строю остались практически только заправляемые самолеты.





 ЛТХ:
Модификация   Ту-16Ю
Размах крыльев, м   32.99
Длина, м   34.80
Высота, м   10.36
Площадь крыла, м2   164.65
Масса, кг  
  пустого самолета   37730
  нормальная взлетная   72000
  максимальная взлетная   79000
Топливо, кг   36000
Тип двигателя   2 ТРД РД-3М
Тяга, кгс   2 х 9500
Скорость, км/ч  
  максимальная   992
  крейсерская   780
Перегоночная дальность, км   5000
Дальность полета, км   4800
Боевой радиус действия, км   2500
Практический потолок, м   14500
Экипаж, чел   7
Вооружение:   две 23-мм пушки АМ-23
Полезная нагрузка:   9800 кг топлива


 Доп. информация :


  Фотографии:

 Взлет Ту-16З
 Ту-16З
 Ту-16З
  Законцовка правого крыла Ту-16З
 Дозаправка от Ту-16З ракетоносца Ту-16К-11-16
 Ту-16З заправляет Ту-16К-11-16
Ту-16З заправляющий бомбардировщик
 Ту-16З
 Ту-16З
 Ту-16З
 Ту-16З
 Ту-16З
 Ту-16З заправляет разведчик Ту-16Р
 Ту-16З
 Ту-16З
 Ту-16З

 Схемы:

 Ту-16З

 



 

Список источников:

АвиаКоллекция 2009-01. В.Г. Ригмант. Дальний бомбардировщик Ту-16
Авиация и Время 2001-01-02. Е.Гордон, В.Ригмант, В.Кудрявцев, А.Совенко. Легендарный Ту-16
Aerofax. Yefim Gordon, Vladimir Rigmant. Tupolev Tu-16 Badger
David Donald. Tupolev Bombers
Владимир Ригмант. Самолеты ОКБ А.Н Туполева
Николай Якубович. Все боевые самолеты Туполева
Midland. Y. Gordon, V. Rigmant. OKB Tupolev
Putnam. Bill Gunston. Tupolev Aircraft since 1922
HPM 1995-12. Libor Nachazel. Tu-16 "Badger"
Le Fana de l'Aviation 2007-08-09. V.Rigmant, A.Nicolsky. Le bombardier qui fit trembler l'Amerique
L+K 1989-24-26. Piotr Butkowski. Tupolev (Samolet 88) Tu-16


Уголок неба. 2019  (Страница:     Дата модификации: )



 

  Реклама: