Реклама...

    


 
главная послевоенная авиация транспортные
   Ту-16Н(Д)
       
Разработчик: ОКБ Туполева
Страна: СССР
Первый полет: 1963
Тип: Тактический самолет-заправщик
  ЛТХ     Доп. информация
   


Поступившие в 60-е гг. на вооружение Дальней Авиации и Авиации ВМФ самолеты Ту-22РД, Ту-22КД, Ту-22ПД и Ту-22УД с системой приема топлива "конус-штанга" дозаправлялись от танкеров ЗМС, которым, прежде чем выйти в зону заправки, приходилось лететь практически через всю европейскую часть страны. Поэтому родилась идея создания для Ту-22 более легкого самолета-заправщика, который мог бы базироваться на тех же или близких по классу аэродромах, что и Ту-22, в частности, в Украине и в Белоруссии. Поэтому ВВС выступили с инициативой создать заправщик Ту- 16 с системой "конус-штанга", специализированный для работы с Ту-22.

Систему заправки полностью взяли с ЗМС, уменьшился лишь запас перекачиваемого топлива. Оборудование, размещенное в грузовом отсеке, было съемным, что позволяло конвертировать самолет в бомбардировщик. Для облегчения выдерживания строя при дозаправке (что входило в обязанности летчика заправляемого самолета) на Ту-16Н вдоль фюзеляжа снизу наносилась красная полоса. Всю систему отработали на Ту-16 No.1882401, а начиная с 1963 г., на авиазаводе No.22 в новый заправщик, получивший обозначение Ту-16Н или изделие "НН", переоборудовали несколько машин.

При освоении системы дозаправки Ту-22 от Ту-16Н в частях Дальней Авиации был выявлен ряд недостатков Поэтому в 1970 г. ВВС и МАП приняли совместное Решение по доработке системы, в частности, установки фар ФР-100 для освещения зоны заправки. В начале 1971 г. Ту-16Н No.1882202 с доработками прошел испытания в ГК НИИ ВВС, после чего переделали все строевые заправщики.

Ту-16НН - такое обозначение получили Ту-16(3), переоборудованные в 1969 г. по системе "конус-штанга". При этом демонтировали оборудование уборки-выпуска топливного шланга системы крыльевой заправки, расходный топливный бак и светотехническое оборудование этой системы, а также пушечную установку ПУ-88. Вновь устанавливались новый расходный топливный бак с насосами, новое светотехническое оборудование, аппаратура управления и контроля за процессом заправки, аппаратура радиовстречи. Внешне Ту-16НН отличался от Ту-16Н только аэродинамическими шайбами на законцовках крыла, оставшимися отТу-16(3), и дюралевыми накладками на местах снятого светотехнического оборудования прежней системы. Поэтому в ВВС и во многих документах оба самолета назывались одинаково - Ту-16Н. Всего в Ту-16НН доработали 20 машин.

Во второй половине 50-х гг. один из серийных Ту-16 доработали для участия в испытаниях по дозаправке в полете по системе "конус-штанга", но уже в качестве заправляемого самолета. Штанга располагалась перед фонарем кабины пилота Рядом с ней размещались две фары подсвета штанги, а на киле - БАНО зеленого цвета, сигнализирующие о фиксации контакта штанги с конусом. В самолете была проложена топливная магистраль от штанги к бакам No.No.2, 3,4 и 5, кроме того, доработана система сжатого воздуха для управления штангой, установлена новая топливная автоматика и аппаратура управления системой дозаправки. Несмотря на успешные испытания, дорабатывать строевые Ту-16 не стали. Машина Ту-16Д послужила летающей лабораторией для отработки системы дозаправки ракетоносцев Ту-95КД и Ту-22КД.









 ЛТХ:
Модификация   Ту-16Н
Размах крыльев, м   32.99
Длина, м   34.80
Высота, м   10.36
Площадь крыла, м2   164.65
Масса, кг  
  пустого самолета   37730
  нормальная взлетная   72000
  максимальная взлетная   79000
Топливо, кг   36000
Тип двигателя   2 ТРД РД-3М
Тяга, кгс   2 х 9500
Скорость, км/ч  
  максимальная   992
  крейсерская   780
Перегоночная дальность, км   5000
Дальность полета, км   4800
Боевой радиус действия, км   2500
Практический потолок, м   14500
Экипаж, чел   7
Вооружение:   две 23-мм пушки АМ-23
Полезная нагрузка:   9800 кг топлива


 Доп. информация :


  Фотографии:

 Ту-16Н
 Ту-16Н
 Ту-16Н
 Ту-16Н
 Ту-16Н
 Заправка Ту-16Р с танкера Ту-16Н

 



 

Список источников:

АвиаКоллекция 2009-01. В.Г. Ригмант. Дальний бомбардировщик Ту-16
Авиация и Время 2001-01-02. Е.Гордон, В.Ригмант, В.Кудрявцев, А.Совенко. Легендарный Ту-16
Aerofax. Yefim Gordon, Vladimir Rigmant. Tupolev Tu-16 Badger
David Donald. Tupolev Bombers
Владимир Ригмант. Самолеты ОКБ А.Н Туполева
Николай Якубович. Все боевые самолеты Туполева
Midland. Y. Gordon, V. Rigmant. OKB Tupolev
Putnam. Bill Gunston. Tupolev Aircraft since 1922
HPM 1995-12. Libor Nachazel. Tu-16 "Badger"
Le Fana de l'Aviation 2007-08-09. V.Rigmant, A.Nicolsky. Le bombardier qui fit trembler l'Amerique
L+K 1989-24-26. Piotr Butkowski. Tupolev (Samolet 88) Tu-16


Уголок неба. 2019  (Страница:     Дата модификации: )



 

  Реклама: