Уголок неба ¦ Nord 2500 Noratlas

Реклама...

    


 
главная послевоенная авиация транспортные
   Nord 2500 Noratlas
       
Разработчик: Nord
Страна: Франция
Первый полет: 1949
Тип: Средний транспортный самолет
  ЛТХ     Доп. информация
   


Nord 2500 Noratlas - средний транспортный самолет, разработанный французской фирмой Nord Aviation (теперь Aerospatiale). Исключительно удачный транспортный самолет, созданный по двухбалочной схеме. Сильно напоминал американский С-82 "Пэкит", имел хвостовой грузовой люк со створками, которые можно было снимать для парашютного десантирования личного состава и техники.

Спроектированный для ВВС Франции, опытный самолет Nord 2500 Noratlas совершил первый полет 10 сентября 1949 году. Он был оснащен двумя звездообразными двигателями Gnome-Rhone 14R мощностью 1625 л.с., построенными компанией SNECMA. После него появились два других опытных образца N 2501 с силовой установкой из двух звездообразных двигателей Bristol Hercules 739 мощностью 2040 л.с., построенных компанией SNECMA.

Первый из них поднялся в воздух 28 ноября 1950 года. Удовлетворительные результаты испытаний привели к началу серийного производства. Управляемый экипажем из четырех или пяти человек, самолет Noratlas вмещал 7,88 тонны груза или 45 солдат.

 Для ВВС Франции было заказано в общей сложности 228 самолетов. Еще 112 самолетов было построено на заводах Flugzeugbau Nord в Германии.

Когда в октябре 1961 года производство закончилось, французскими и немецкими производителями было построено 425 самолетов Noratlas нескольких вариантов. "Норатласы" состоят на вооружении ВВС Франции, Германии и Израиля по настоящее время.

Конструкция самолета.

Самолет построен по двухбалочной схеме, представляет собою свободнонесущий высокоплан с удлиненным фюзеляжем - гондолой.

Фюзеляж - цельнометаллический полумонокок овального сечения. Конструктивно состоит из передней части с кабиной экипажа и колодцем передней стойки шасси, центральной секции с грузовой кабиной, и отъемных створок хвостового десантного люка. Размеры грузовой кабины: 9.9 х 2.4 х 2.95 м. Высота пола кабины над землей на стоянке 1.2 м. Кабина экипажа имеет остекление большой площади, иллюминаторы и астрокупол. Варианты загрузки кабины - 45 парашютистов в полной боевой выкладке, или 18 раненых на носилках, или три джипа, или автобус, или артиллерийское орудие.

Для облегчения погрузочно-разгрузочных работ на потолке грузовой кабины может быть установлен монорельсовый электрический тельфер.

Кроме кормового люка, имеется две двери в левом борту - одна в передней части грузовой кабины, вторая - в хвостовой части гондолы, перед створками люка.

Крыло - кессонное цельнометаллическое, состоит из двух консолей центроплана прямоугольного сечения и двух отъемных трапециевидных консолей. Удлинение крыла 10.5. Угол поперечного V - нулевой. Механизация состоит из двухсекционных зависающих закрылков с гидроприводом. Элероны с металлической обшивкой.

Балки - цельнометаллические полумонококовые. Взаимозаменяемы.

Стабилизатор - двухлонжеронный. Вертикальное оперение - двухкилевое, кили - двухлонжеронные, с металлической обшивкой, представляют собой единое целое с балками. Рули высоты и направления имеют металлическую обшивку. Самолеты "Норатлас" оснащались развитыми форкилями и дополнительными нижними килями небольшой площади.

Самолет имеет сервокомпенсацию рулей и триммеры во всех трех каналах управления.

Шасси - трехстоечное, с носовой опорой. Основные стойки - консольной схемы с подкосами, имеют одинарные колеса с пневматиками низкого давления, гидравлические тормоза и гидравлическую систему уборки. Стойки взаимозаменяемые. Носовая стойка - одноколесная, с вилкой, рычажной схемы, самоориентирующаяся. На земле самолет управляется раздельным торможением колес. Колея шасси - 7.76 м.

Двигатели - два ПД SNECMA (Бристоль) "Эркюль" 758, мощностью по 2040 л. с., с 3- или 4-лопастными флюгируемыми реверсивными ВИШ Ратье или Ротол.

На самолетах Нор 2502 и 2506 в качестве дополнительной силовой установки для кратковременного увеличения скорости и сокращения взлетной дистанции под крылом на пилонах устанавливались два ТРД Тюрбомека "Марборэ" максимальной тягой по 400 кг.

Система управления - безбустерная. В каналах тангажа и крена установлены пружинные сервокомпенсаторы. Самолет снабжен триммерами во всех трех каналах управления.

Гидравлическая система служит для привода выпуска, уборки и тормозов шасси, открывания хвостового люка.

Электрическая система служит для запитывания силовых приводов.

Противообледенительная система крыла и оперения - тепловая, с обогревом выхлопными газами, отбираемыми от двигателей. Противообледенительная система лопастей винтов и остекления кабины - электрическая.



 Модификации :
 N 2500  опытная модификация
 N 2501  серийный вариант с двигателями SNECMA Hercules 739. 
 N 2501IS  вариант для ВВС Израиля. 
 N 2501A

 гражданский транспортный вариант с двумя двигателями SNECMA 758/759 Hercules мощностью 1650 л.с. 

 N 2501D

 вариант N 2501 адаптированный для Германии.

 N 2501E

 стандартная модель N 2501 для испытаний вспомогательной силовой установки, состоявшей из двух турбореактивных двигателей Turbomeca Marbore II тягой 400 кгс, установленных на концах крыла. 

 N 2502

 гражданский вариант UAT с силовой установкой, состоявшей из двух двигателей SNECMA Hercules 758/759 и двух турбореактивных двигателей Marbore IIE. 

 N 2502A  вариант N 2502, предназначенный для UAT. 
 N 2502B  вариант с двигателями SNECMA 758/759 Hercules. 
 N 2502C  грузовой вариант N 2502В.
 N 2503

 переобозначение самолета (F-WRFG) после установки на него для испытаний двух звездообразных двигателей Pratt & Whitney R-2800-CB17 мощностью 2500 л.с. Первый полет в январе 1956г. 

 N 2504

 вариант для ВМС Франции; летающий учебный класс для экипажей противолодочных самолетов (ASW); имел силовую установку варианта N 2501. 

 N 2505  предполагавшийся противолодочный (ASW) вариант. 
 N 2506

 штурмовой транспортный вариант с такой же силовой установкой самолета N 2504. 

 N 2507

 спасательный вариант с силовой установкой, что и на самолете N 2504.

 N 2508

 грузовой вариант с силовой установкой, состоявшей из двух звездообразных двигателей Pratt & Whitney R-2800-CB17 и из двух турбореактивных двигателей Turbomeca Marbore IIE. 

 N 2508B  грузовой вариант. 
 N 2509  только проект. 
 N 2510  проект противолодочного варианта самолета Noratlas.



 ЛТХ:
Модификация   N 2501
Размах крыла, м   32.50
Длина самолета,м   21.95
Высота самолета,м   6.00
Площадь крыла,м2   101.20
Масса, кг  
  пустого самолета   13075
  максимальная взлетная   21000
Тип двигателя   2 ПД SNECMA Bristol Hercules 739
Мощность, л.с.   2 х 2040
Максимальная скорость, км/ч   440
Крейсерская скорость, км/ч   396
Практическая дальность, км   3000
Практический потолок, м   7500
Экипаж, чел   4-5
Полезная нагрузка:   45 солдат или 7880 кг груза


 Доп. информация :


  Фотографии:

 Nord 2501     (c)  Alain Picollet
 Nord 2501D ВВС Греции   (c) Richard Vandervord
 Nord 2501   (c)  Klaas Reinder Sluijs
 Nord 2501   (c)  Peter Seemann
 Nord 2502A  ВВС Португалии  (с)  Rui Alves
 Nord 2504     (c)  Jean-Michel MAUREL
 Грузовой люк Nord 2501     (c)  T.Laurent
 Кабина пилотов Nord 2501    (c) Leif Giesecke

  Схемы:

 Nord 2502

  Варианты окраски:

 Nord 2501  ВВС Франции   (c)  Jacques Davy, aeroprofils.com
 Nord 2501  ВВС Франции   (c)  Jacques Davy, aeroprofils.com
 Nord 2501D  ВВС Германии  (c)  Gaetan Marie
 Гражданский N2501 (Nora Air Service)   (c)  Manfred Meyer

  



 

Список источников:

Иван Кудишин. Нор Авиасьон 250 "Норатлас"
Aviafrance. Un siecle d'aviation francaise. SNCAN Nord 2501 'Noratlas'
Дональд Д. Полная энциклопедия мировой авиации: Самолеты и вертолеты XX столетия


Уголок неба. 2009 



 

  Реклама: