главная транспортные
   Wessex
       
Разработчик: Westland
Страна: Великобритания
Первый полет: 1957
Тип: Многоцелевой транспортный вертолет
  ЛТХ     Доп. информация
   


Необходимость иметь на вооружении противолодочный вертолет, способный производить поиск, обнаружение, а также атаковать субмарины потенциального противника, для командования королевского ВМФ Великобритании к середине 50-х годов стала очевидной.

Продолжительное время над созданием винтокрылой машины, отвечающей этим требованиям, трудились специалисты фирмы Bristol. (Проект 191. Вертолет продольной схемы с газотурбинными двигателями). Однако восьмилетняя работа над проектом к тому времени была еще далека от завершения. И тогда Адмиралтейство приняло достаточно простое, но весьма эффективное решение: купить в США (на этот момент бесспорного лидера в области вертолетостроения) лицензию на производство подходящего аппарата. Выбор пал на вертолет одновинтовой схемы с поршневым двигателем Sikorsky S-58 (HSS-1).

Освоение производства новой машины было поручено фирме Westland, имевшей опыт в постройке лицензионных вертолетов Сикорского: S-51(Dragonfly) и S-55(Whirlwind.)

Первым делом на английском варианте этой машины был заменен двигатель: поршневой Wright Cyclone на газотурбинный Napier Gazelle NGa.11 со свободной турбиной. После всех необходимых доработок, сопутствующих установке нового "движка", первый прототип обновленного вертолета поднялся в воздух в мае 1957 года. Спустя год был облетан предсерийный экземпляр полноценного противолодочного вертолета, получивший обозначение Wessex Мк.1. А к июлю 1961 года была сформирована первая по счету (но имевшая номер 815) эскадрилья этих машин.

Не останавливаясь на достигнутом, фирма Westland продолжала эксперименты, и в первую очередь с двигателями. На следующей, транспортной модификации, получившей индекс НС Мк.2; была установлена пара газотурбинных двигателей Rolls-Royce Bristol Gnome 110/111. (Два вертолета этой модификации, несколько модернизированных и получивших индекс НСС Мк.4, обслуживали королевскую семью.) Продолжением этой серии стала модификация многоцелевого вертолета HU Мк.5.

Со временем большая часть вертолетов "первого призыва" (HAS Мк.1) подверглась серьезной доработке, заключавшейся в замене двигателя на более современный Napier Gazelle NGa 22, а также установке новой РЛС и модернизированного автопилота. После чего вертолеты получили новый индекс HAS Мк.3 и были направлены на службу в ВМС.

Собственно говоря, на этом можно поставить точку в истории развития этого вертолета. Следует только пояснить, что "Вессексы" модификаций Мк.31, Мк.52-54 и Мк.60 - это экспортные варианты Мк.1,Мк.2 и Мк.5 соответственно, которые поставлялись в Австралию, Ирак и другие страны.

Конструктивное решение вертолета и его аэродинамическая форма характерны для 50-х годов и в тоже время оригинальны. Стоит только взглянуть на фюзеляж, как сразу бросается в глаза отсутствие ярко выраженной хвостовой балки. Такое решение позволяло улучшить обтекаемость вертолета, применять трехсто-ечное шасси с хвостовым колесом, обеспечить хорошую плавучесть (вкупе с быстронадувающимися поплавками для предотвращения опрокидывания вертолета) в случае аварийной посадки на воду и увеличить надежность конструкции в целом. Для уменьшения площади, требуемой для хранения и транспортировки вертолета, хвостовая часть фюзеляжа с килем и рулевым винтом складывается.

К особенностям конструкции следует отнести и размещение двигательной установки. Низкое расположение и наличие крупногабаритных съемных люков для доступа значительно упрощает обслуживание силового агрегата. Вал привода главного редуктора проходит в специальном коробе между креслами пилотов под углом 39 град, к горизонтали.

Конструкция несущего винта (НВ) для того времени была достаточно прогрессивной. Несущий винт с лопастями из алюминиевых сплавов имеет гидравлические демпферы и гидроусилители автомата перекоса, а наличие грузов на концах лопастей увеличивает инерционные свойства винта, что в свою очередь повышает безопасность полета на режиме авторотации (т.е. при выключенном или отказавшем двигателе).

Оптимально был решен и вопрос размещения экипажа: два пилота находятся в кабине в носовой части фюзеляжа перед главным редуктором, оператор и офицер противолодочного вооружения≈в герметической кабине под ним. В транспортном варианте в этой кабине можно разместить 16 пассажиров, или 7-8 вооруженных солдат, или груз. Предусмотрена возможность анспортировки груза и на внешней подвеске.

Модификация HAS Мк.З имеет дублированную систему управления и систему автоматической стабилизации; PJ1C для навигации и поиска целей в любых метеоусловиях, днем и ночью; опускаемую гидроаккустиче-скую станцию для поиска подводных целей; УКВ-радиостанцию, систему распознавания "свой-чужой" и т.п. Кстати, из-за необычного расположения PЛC (за НВ) вертолет получил прозвище "Camel" ("верблюд"). На протяжении долгих лет эксплуатации оборудование несколько раз модернизировалось.

В отличие от вертолетов "Wessex" НС Мк.2, НСС Мк.4 и HU Мк.5, не имеющих вооружения, HAS Мк.3 может нести бомбы, противолодочные торпеды (обычно Мк.46), ракеты AS.11 и AS.12, универсальный подвесной блок.

Вертолеты Westland "Wessex" различных модификаций многие годы состоят на вооружении всех родов войск Великобритании и некоторых других государств. Эти вертолеты использовались непосредственно в активных боевых действиях во время Англо-Аргентинского конфликта вокруг Фолклендских (Мальвинских) островов. Именно с помощью вертолета Westland "Wessex" HAS Мк.З была успешно атакована аргентинская подводная лодка "Santa Fe". Не менее удачными были и транспортно-десантные операции с участием этих вертолетов на заключительной стадии боевых действий на Фолклендах.

Вооруженные силы Великобритании закупили 352 вертолета Wessex, экспортные поставки военным заказчикам составили 44 машины, еще 20 вертолетов закупил один гражданский эксплуатант.

Небольшие ВВС султаната Бруней закупили два Wessex Mk 54, аналогичных HC.Mk 2 британских ВВС (справа). Вертолеты получили бортовые номера 101 и 106. Эксплуатировались машины недолго и были проданы на гражданском рынке.

ВВС Ганы закупили три Мк 53, аналог НС.Мк 2. Серийные номера вертолетов - G630, G631, G632. Одна машина прошла доработку для VlP-пepeвозок, ее салон имел большие иллюминаторы, как у Мк 60. Все три вертолета были проданы гражданским покупателям.

Ирак закупил 12 вертолетов Мк 52 (серийные номера 588-599), став первым иностранным заказчиком транспортного варианта вертолета Wessex. Аналогом Мк 52 является Мк 2 британских ВВС. Вертолеты поставлены в 1964-1965 годах. Есть данные, что на момент вторжения иракских войск в Кувейт в 1990 году четыре Мк 52 еще находились в летном состоянии.

Уругвай приступил к эксплуатации Wessex в августе 1991 года с приобретением для своей морской авиации двух Мк 60, ранее принадлежавших компании "Bristow". Вертолеты получили номера 063 и 064. Третий Мк 60 (065) был закуплен в апреле 1994 года. В период гражданской службы вертолеты были оснащены метео-РЛС. В феврале 1998 года парк пополнился пятью НС.Мк 2 (081-085), снятыми с вооружения британских ВВС. Одна из этих машин ранее использовалась 2-м авиационным училищем британских ВВС. Новые уругвайские вертолеты сохранили британскую камуфляжную окраску и серийные номера, но получили маркировку ВМС Уругвая и красную полосу на фюзеляжах, отражающую принадлежность техники ко 2-й эскадрилье. Поступление НС.Мк 2 позволило снять с вооружения два старых Мк 60, один из которых установили на постаменте перед главной базой уругвайских ВМС. НС.Мк 2 с бортовым номером 083 разбился при выполнении поисково-спасательного задания 2 марта 2001 года. Последний Мк 60 (специально окрашенный для полетов в Антарктике) сняли с вооружения 2-й вертолетной эскадрильи "Capitan de Corbeta Carlos Curbelo". В августе 2009 года в эксплуатации оставался один НС.Мк 2 (XR505 постройки 1963 года, вверху справа), но в настоящее время он, скорее всего, уже снят с вооружения. Карьера всеми любимого Wessex завершилась.

ВВС Уругвая для увеличения своего транспортного потенциала закупили шесть Wessex HC.Mk 2 у британских ВВС в июле 1997 года. Эти вертолеты стали ненужны британцам после расформирования в связи с передачей Гонконга Китаю 28-й эскадрильи, вооруженной в основном Sea King. Вертолеты сохранили британский камуфляж, но получили дополнительно уругвайские опознавательные знаки и серийные номера. Вертолеты в разобранном состоянии доставили морем в Монтевидео, после сборки они поступили на вооружение Escuadron Аегео ╧5, эксплуатирующей все вертолеты местных ВВС, главным образом - Bell UH-1Н. ВВС нашли эксплуатацию Wessex слишком сложной, поэтому машины были поставлены на хранение. За время своей короткой карьеры в ВВС вертолеты принимали участие в перевозке войск, занятых борьбой с наркотрафиком и в нескольких поисково-спаса-тельных операциях. Не исключается возможность возобновления эксплуатации в ВВС вертолетов Wessex с помощью специалистов ВМС. В ходе визита в апреле 2002 года в Уругвай командующего британскими ВВС появилась информация о желании уругвайцев получить вертолеты НС.Мк 2 из расформированной в марте 2003 года британской 84-й эскадрильи, которая базировалась в Акротири на Кипре.

Гражданский Wessex Mk 60, вариант военного НС.Мк 2 с двигателем Coupled Gnome, стал смелой попыткой фирмы "Westland" выйти на рынок гражданских вертолетов. Вариант отличался измененной под перевозку пассажиров кабиной с прямоугольными окнами увеличенной площади, как на вертолетах британских ВМС. Третье окно было устроено по левому борту кабины. На стойках основных опор шасси смонтированы баллонеты. Единственный покупатель, "Bristow Helicopter", приобрел 20 вертолетов. Изначально вертолеты использовались для обслуживания нефтепромыслов в Северном море, а затем выполняли подобные работы по всему миру. Постепенно Wessex вытеснялись более современными вертолетами Sikorsky S-61 и Bell 212, а к 1981 году все они были проданы. Часть из них приобрели ВМС Уругвая (см. выше). Машины, ранее состоявшие на вооружении ВВС Брунея и Ганы, тоже быстро приобрели гражданскую окраску.

ВМС Австралии закупили Wessex как результат анонсированной в 1960 году программы перевода морской авиации к 1963 году на винтокрылую технику. Единственный австралийский авианосец "Мельбурн" подлежал модернизации в противолодочный корабль. На тот момент австралийские ВМС имели на вооружении вертолеты только одного типа - Bristol Sycamore, а требовался специализированный противолодочный вертолет.

Хотя некогда тесная взаимосвязь между австралийскими и британскими ВМС постепенно ослабевала, выбор пал на Wessex, а не на американские Kaman Н-43 и Bell UH-1, также рассмотренные в качестве возможных вариантов. Заказ на 27 Wessex HAS.Mk 31А был размещен в начале 1962 года. Мк 31А в целом был аналогичен HAS.Mk 1 британских ВМС за исключением двигателей и противолодочного оборудования. На австралийские вертолеты ставили двигатели Napier Gazelle Mk 162 мощностью 1540 л.с.

Все 27 машин доставили морем в период с сентября 1962 года по ноябрь 1963 года. Изначально вертолеты сохранили заводские номера (WA200-WA226), но в конце 1960-х годов номера получили префикс N7-. В январе 1963 года первые две машины передали на вооружение 725-й эскадрильи австралийских ВМС, что позволило начать подготовку экипажей для противолодочной 817-й эскадрильи.

К тому времени решение о переводе морской авиации исключительно на вертолеты пересмотрели в связи с усилением международной напряженности в Юго-Восточной Азии. Первый поход "Мельбурн" с Wessex выполнил в августе 1963 года, причем вместе с вертолетами на авианосце находились самолеты Venom и Gannet. Вертолеты с авианосца, вооруженные глубинными бомбами или двумя противолодочными торпедами, выполняли в походе задачи ПЛО. Всего эскадрилья выполнила на "Мельбурне" 22 похода. С 1969 года Wessex взаимодействовали с самолетами S-2 Tracker и А-4 Skyhawk. В 1969 году австралийские ВМС перешли на систему нумерации эскадрилий, близкую принятой в ВМС США: НТ725, HS817.

Старый австралийский авианосец "Сидней" был повторно введен в боевой состав флота в 1962 году как корабль снабжения. С 1965 года он выполнил 22 похода, доставляя людей и грузы во Вьетнам, где австралийские войска воевали совместно с американцами. С 1967 по 1972 год на этом корабле базировались четыре Wessex из 725-й эскадрильи, берегового учебного подразделения, обеспечивая противолодочную оборону.

С целью повышения эффективности борьбы с субмаринами 21 вертолет модернизировали в вариант Мк 31 В. На них установили двигатели Gazelle Мк 165 мощностью 1600 л.с., обновили противолодочное, навигационное и радиосвязное оборудование, включая американскую ГАС AQS-13. Два вертолета модернизировали в МкЗ╡В в Британии, остальные 19 - в Австралии на заводе "Hawker de Havilland" (ныне "Boeing Australia"). А вот программу оснащения НС.Мк 2 и HU.Mk 5 двигателями Coupled Gnome пришлось отменить из-за нехватки средств.

Модернизация позволила продлить срок эксплуатации Wessex на несколько лет, однако быстрое совершенствование и субмарин, и вертолетов привело к устареванию Mk 31В. В июле 1972 года австралийские ВМС заказали ему на замену Westland Sea King HAS.Mk 50. На вооружение HS817 Sea King поступили в июне 1975 года, хотя официально часть была перевооружена новой техникой в феврале 1976 года. Wessex из эскадрильи НТ723 сохранялись в авиакрыле "Мельбурна" до 30 июня 1982 года.

Казалось, что карьера Wessex завершилась, однако вертолеты оставались на вооружении еще семь лет. Учебная противолодочная эскадрилья НТ725 была расформирована в одно время с HS817, но Wessex в учебной НТ723 продолжали эксплуатироваться вместе с Bell UH-1 Iroquois и Bell 206В-1 Kiowa. В HT723 Wessex использовались также как транспортные и поисково-спасательные. В 1984 году Wessex вернулись в части первой линии, поступив на вооружение транспортной эскадрильи HU816. Спустя несколько лет эти машины вернули в НТ723. За 25 лет эксплуатации было потеряно всего шесть Wessex. Окончательно эти вертолеты сняли с вооружения ВМС Австралии в декабре 1989 года.

НТ723: эскадрилья сформирована в декабре 1975 года для повышенной подготовки экипажей вертолетов, выполнения поисково-спасательных операций, а также перевозок людей и грузов. Поисково-спасательное звено базировалось на авианосце "Мельбурн" с момента формирования эскадрильи до июня 1982 года. С февраля 1984 года звено обозначалось HU816, возвращено в состав НТ723 в 1987 году. Wessex сняты с вооружения в декабре 1989 года.

╧ 725 (НТ725 с 1969 года): переформирована 1 ноября 1962 года в береговую эскадрилью для обучения экипажей противолодочных вертолетов. Подразделение вертолетов ПЛО базировалось на авианосце "Сидней" в 1967-1972 годах. Расформирована 27 декабря 1975 года, вертолеты переданы в НТ723.

HU816: бывшая противолодочная эскадрилья самолетов S-2. Перевооружена вертолетами Wessex (получены из НТ723) в феврале 1987 года и предназначалась для транспортных перевозок, выполнения поисково-спасательных заданий, снабжения кораблей в море. Расформирована в 1987 году, вертолеты возвращены в НТ723.



 Модификации :
 Wessex HAS.Mk 1

 вариант для противолодочных операций с двигателем Нэйпиер Газель Mk 161 и РЛС APN-97A.

 Wessex HС.Mk 2

 усовершенствованный вариант Wessex HAS.Mk 1, имел два спаренных турбовальных двигателя Bristol Siddeley Gnome Mk 110/Mk 111 мощностью 1007 кВт, использовался как транспортный (16 человек) или санитарный (8 носилок) вертолет.

 Wessex HAS.Mk 3

 усовершенствованный вариант для противолодочных операций; имел двигатель Нэйпиер Газель Mk 165 мощностью 1193 кВт и полностью автоматизированную систему управления полетом.

 Wessex HСС.Mk 4

 два вертолета, идентичных варианту Wessex HС.Mk 2, но оборудованных специально для перевозки особо важных лиц (VIP).

 Wessex HU.Mk 5

 десантный вертолет для морской пехоты; аналогичен варианту Wessex HС.Mk 2.

 Wessex HAS.Mk 31

 построено 27 аппаратов для ВМС Австралии; аналогичен варианту Wessex HAS.Mk1, но с двигателем Нэйпер Газель Mk 162 мощностью 1174 кВт, задросселированной до 1148 кВт; поставки с августа 1962г.; позднее, с усовершенствованными системами для противолодочных операций, вертолеты были переименованы в Wessex HAS.Mk 31В.

 Wessex Mk 52

 12 вертолетов, аналогичных варианту Wessex HС.Mk2, для ВВС Ирака.

 Wessex Mk 53

 3 вертолета, аналогичных варианту Wessex HС.Mk2, для ВВС Ганы.

 Wessex Mk 54

 один вертолет, аналогичный варианту Wessex HС.Mk2, для Брунея.

 Wessex Mk 60

 гражданский вариант, вмещавший от 10 до 16 пассажиров в зависимости от назначения или 15 эвакуированных в спасательных операциях, или восемь носилок.




 ЛТХ:
Модификация   Wessex HC.Mk.2
Диаметр главного винта, м   17.07
Диаметр хвостового винта, м   2.90
Длина,м   14.74
Высота ,м   4.93
Масса, кг  
  пустого   3767
  максимальная взлетная   6123
Внутренние топливо, л   1364 + опционально 909
Тип двигателя   2 ГТД Rolls-Royce Gnome Mk.110/111
Мощность, кВт   2 х 1007
Максимальная скорость, км/ч   212
Крейсерская скорость, км/ч   195
Практическая дальность, км   1040
Дальность действия, км   769
Скороподъемность, м/мин   503
Практический потолок, м   5200
Статический потолок, м   1220
Экипаж, чел   2-3
Полезная нагрузка:   16 солдат или 8 носилок и 2 сидячих раненых с сопровождающим или 1814 кг груза в кабине или на подвеске
Вооружение (опционально):   На 4 узлах подвески
 В транспортном варианте:  4 ПУ 14х51 НУР или
 4 УР воздух-поверхность AS.10 или SS.11 Nord или
 4 контейнера с пулеметами
 В противолодочном варинте:  1-2 торпеды Mk.44 или Mk.46


 Доп. информация :


  Чертеж "Westland Wessex"
  Фотографии:

 HAS.1    (c) Steve Fitzgerald
 HC.2     (c) Alex Christie
 HAS.3   (c) Mike Freer
 HCC.4   (c) Anthony Noble
 HU.5   (c) Mick Bajcar
 Mk.60   (c) Martin Pole
 Кабина пилота HAS.3   (c) TZ Aviation

  Схема:

 HC.2
 Компоновочная схема HAS.3
 Варианты подвески

  Варианты окраски:

 HAS.1   (c) Richard J. Caruana
 HС.2   (c) Richard J. Caruana
 HU.5   (c) Richard J. Caruana

 



 

Список источников:

Крылья Родины. Вадим Михеев. Гениальное творение конструктора Сикорского
Аэроплан. С. Бурдин. Westland Wessex
de Agostini. Мировая Авиация. Westland Wessex
Максим Старостин. Все вертолеты Мира. Westland "Wessex"
K.Munson. Helicopters And Other Rotorcraft Since 1907
G.Apostolo. The Illustrated Encyclopedia of Helicopters
Warpaint Series No.65. Charles Stafrace. Westland Wessex
4+. Westland Wessex  


Уголок неба. 2012  (Страница:     Дата модификации: )



 

  Реклама:



Rambler's Top100 Rambler's Top100