Опыт по адаптации бомбардировщика
SM.79 в торпедоносец прошел весьма удачно, что натолкнуло руководство ВВС Италии
на мысль о дальнейшем продвижении в этом направлении и выдало фирме SIAI задание
на разработку специализированного самолёта, способного в скором времени заменить
SM.79 в частях морской авиации. Машину подвергли новой серии усовершенствований,
на этот раз достаточно серьёзных. Сохранив прежние очертания, прототип морского
бомбардировщика и торпедоносца SM.84 имел новую конструкцию фюзеляжа с гладкими
обводами верхнего свода и без типичного для SM.79 "горба", где размещалась
верхняя стрелковая точка. Вместо неё была установлена турель Lanciani Delta E с
круговым полем обстрела, обеспечивающим лучшее прикрытие с верхней полусферы.
Вместо однокилевого оперения установили двухкилевое, пытаясь таким образом
увеличить площадь обстрела и улучшить управляемость машиной, но на деле был
получен совершенно обратный эффект. Увеличение бронирования SM.84 также имело
относительную полезность - дополнительная броня уже не спасала от снарядов 20-мм
пушек и патронов 12,7-мм американских пулеметов Browning, увеличив, к тому же и
без того возросший взлетный вес. Наибольшие проблемы принесла смена
мотоустановки. Заменив хорошо зарекомендовавшие себя двигатели Alpha Romeo 126
(750 л.с.) на более мощные, но и более "капризные" Piaggio P.XI RC 40 (1000
л.с.), итальянцы выиграли совсем немногое.
SM.84
стал первым итальянским не поплавковым торпедоносецем, с самого начала
проектировавшийся как таковой.
Первый полёт опытного образца SM.84
состоялся 5 июня 1940 года. При дальнейших испытаниях выяснилось, что
обновленная мотоустановка оказалась хуже старой, а недостаточная площадь
оперения, в совокупности с большой удельной нагрузкой на крыло, создавало массу
проблем с управляемостью в полете и при взлете. Недостатки SM.84 посчитали
обычными "детскими болезнями" и в конце 1940 года торпедоносец был запущен в
серийное производство. Из заказа на 309 серийных самолётов было изготовлено
только 246, при этом не всем из них довелось поучаствовать в боевых действиях. Пилоты морских авиагрупп, начавшие менять свои SM.79 на SM.84 с февраля 1941
года, не проявляли большого удовлетворения новой машиной. Особенно сильные
нарекания вызывала работа двигателей, из-за которых происходила половина лётных
инцидентов. Здесь следует учитывать и тот факт, что средняя продолжительность
жизни пилотов-торпедоносцев составляла, в среднем, три боевых вылета, а терять
драгоценные самолёты и их экипажи по причине технических недостатков было выше
всяких сил. Тем не менее первое время пилоты SM.84 добились неплохих
результатов. На их счет в ночь с 14 на 15 ноября 1941 года были записаны два
транспортных судна "Empire Defender" и "Empire Pelican" общим тоннажем более
10000 брт. После этого охота за конвоями и одиночными транспортными кораблями
больше не приносила положительных итогов. Ситуация для SM.84 начала стремительно
ухудшаться. Так, в день проведения союзниками операции "Torch" с аэродрома в
Сардинии для нанесения торпедного удара по порту Боне были подняты десять SM.84
и шесть истребителей МС.202. Попав в неблагоприятные погодные условия экипажи
торпедоносцев потеряли сопровождавшие их МС.202 и были вынуждены продолжить
выполнение боевого задания без них в результате чего три самолёта были сбиты
английскими истребителями, три тяжело повреждены и разбились при посадке, и ещё
один торпедоносец приземлился с убитыми и ранеными летчиками на борту. Хотя
подобный случай не следует считать типичным в боевой работе SM.84, потери среди
самолётов этого типа были фактически равны потерям среди SM.79. Получив такие
известия итальянские ВВС начали обратный процесс перевооружения на многоцелевые
бомбардировщики SM.79 (а с 1943 года и на SM.79bis). К августу 1943 года
торпедоносцы находились на вооружении только одной группы - 98 Gr.B.T.,
состоявшую из 11 SM.84, а к 8 сентября в составе Regia Aeronatuca не было ни
одного пригодного к боевым вылетам торпедоносца. Вот так бесславно закончилось боевое применение SM.84 на Средиземном море.
Несколько экземпляров таких самолётов ещё использовалось некоторое время в
качестве военно-транспортных машин. В середине 1943 года небольшая партия SM.84
в транспортном варианте была передана немцами Словацким ВВС, ощущавшим острую
нехватку любой авиационной техники. Это последнее упоминание о SM.84, которые
даже не смогли составить достойную конкуренцию своему прототипу -
бомбардировщиком SM.79.
После капитуляции
Италии в войне практически не использовался, но отдельные машины служили
как учебные до 1946 г.
ЛТХ: |
 |
|
Модификация |
SM.84 |
Размах крыла, м |
21.25 |
Длина, м |
17.75 |
Высота, м |
4.59 |
Площадь крыла, м2 |
61.00 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
8846 |
нормальная взлетная |
13560 |
Тип двигателя |
3 ПД Piaggio P.XI RC 40 |
Мощность, л.с. |
3 х 1000 |
Максимальная скорость , км/ч |
420 |
Крейсерская скорость , км/ч |
346 |
Практическая дальность, км |
1830 |
Максимальная скороподъемность, м/мин |
|
Практический потолок, м |
7900 |
Экипаж |
5 |
Вооружение: |
четыре 12.7-мм пулемета Бомбовая нагрузка - 2000 кг
или две торпеды по 860 кг |
Доп. информация : |
 |
|
Уголок неба. 2004
 |