Уголок неба ¦ Savoia Marchetti SM.79B Sparviero

Реклама...

    


 
главная авиация второй мировой бомбардировщики
   SM.79B Sparviero
       
Разработчик: Savoia Marchetti
Страна: Италия
Первый полет: 1936
Тип: Скоростной бомбардировщик
  ЛТХ     Доп. информация
   


В предвоенный период SIAI (переименованная в Savoia Marchetti) активно пыталась пробиться на экспортные рынки. В середине 1938 г. был заключен договор о продаже сорока пяти S.79 в Югославию. Все они были стандартного итальянского образца без каких-либо особенностей, и поставку осуществили стремительно - просто переадресовали тридцать S.79, направлявшихся одному из полков итальянских ВВС, и доставили еще 15 новых - с завода. В Югославии ими вооружили один полк (7-й - 30 машин)и 81-ю отдельную бомбардировочную группу (15 машин). Значительная часть самолетов в апреле 1941 г. была уничтожена немецкой авиацией на аэродромах, но уцелевшие наносили удары как по целям в Албании, так и по наступающим колоннам вермахта. Четыре югославских S.79 перелетели в Египет (три из них везли золотой запас страны), где потом использовались как транспортные машины на трассе Такоради-Хартум до 1944 г. Один приземлился в Венгрии, и в 1942 г. венгры сменяли его Италии на пару истребителей Фиат CR.42. Последний уцелевший на территории Югославии S.79 немцы передали хорватам (марионеточное хорватское государство участвовало в войне на стороне Германии).

Маркетти считал, что для экспорта все же лучше подойдет не трех-, а двухмоторный бомбардировщик. Поэтому он, несмотря на отклонение министерством аэронавтики проекта S.79B ("Бимоторе"), продолжил работы в этом направлении, доведя проект до постройки прототипа. Он отличался совершенно новой носовой частью с остекленной кабиной бомбардира. Кабину пилотов для улучшения обзора выдвинули вперед и приподняли, она стала уже, и пилотов посадили тандемом. "Горб" немного сдвинули назад. Изменение балансировки машины скорректировали удлинением мотора (моторы были типа Гном-Рон 14Kfs по 950 л. с.) Немного увеличили площадь киля. В целом машина стала более обтекаемой, и это вполне компенсировало уменьшение суммарной тяги. Вооружение практически не изменилось: три пулемета "Бреда-SAFAT" калибра 12,7 мм. Один (неподвижный) размещался в носу, второй стоял на турели под сдвижными панелями "горба", а подфюзеляжная гондола использовалась теперь лишь для размещения третьего пулемета, защищавшего нижний задний сектор.

Испытания S.79B начались 8 августа 1936 г.; удалось достичь максимальной скорости 420 км/час. В конце того же года этот самолет с гражданским обозначением I-AYRE доставили в Аргентину. Там был объявлен конкурс на новый бомбардировщик для аргентинских ВВС. S.79B конкурировал с немецким бомбардировщиком Юнкере Ju 86 и американским Мартин 139W. Чтобы поразить потенциальных заказчиков, пилот Пассалева совершил на непригодной в общем-то для высшего пилотажа машине подряд четыре "мертвых петли". S.79B объявили победителем, но вмешались политики, и весной 1937 г. заказ получила фирма "Мартин", a I-AYRE увезли обратно в Италию.

Двухмоторную "савойю" предлагали Бельгии, Бразилии, Китаю, Чехословакии, Финляндии, Турции, Югославии, а также Советскому Союзу. Однако, заказов из этих стран так и не поступило. Весной 1937 г. пять штук заказал Ирак. Самолеты для Ирака отличались моторами Фиат А.80 RC.41 взлетной мощностью 1030 л. с., измененным остеклением места стрелка и выступами, увеличившими пространство для его плеч в узком гаргроте. На третьем, четвертом и пятом S.79B увеличили также остекление носовой кабины, введя прозрачные панели сверху. В начале 1938 г. итальянские экипажи перегнали самолеты на авиабазу Рашид. При перелете одна машина с бортовым номером "100" разбилась. На шестой (SIAI собрала не пять, а шесть серийных самолетов) опробовали двухкилевое оперение. Эту машину использовали для замены разбитой, сменив предварительно оперение на стандартное.

Этими "савойями" вооружили 6-ю эскадрилью ВВС Ирака. В мае 1941 г. во время пронемецкого мятежа Рашида Али они недолго участвовали в боевых действиях против англичан, совершив налет на авиабазу Хаббания, являвшуюся узлом английской обороны. Один S.79B был сбит "гладиатором", а остальные - уничтожены или сильно повреждены на земле ответным ударом английских бомбардировщиков. Удалось восстановить только одну машину; она еще ряд лет служила как транспортный самолет. Наиболее крупный заказ на двухмоторные S.79 сделала Румыния. Осенью 1937 г. она запросила 24 самолета под моторы IAR K14-II (тот же "Гном-Рон", выпускавшийся в Румынии по лицензии). От иракских машины отличались подвижным 7,69-мм пулеметом в носу и измененным оборудованием. В 1938 г. этими самолетами вооружили две румынские эскадрильи. После поступления на вооружение румынских ВВС более совершенных JRS-79 эскадрильи SM.79B были перенацелены на транспортные задачи.




 ЛТХ:
Модификация   SM.79b
Размах крыла, м   21.18
Длина, м   16.20
Высота, м   4.10
Площадь крыла, м2   61.00
Масса, кг  
  пустого самолета   6590
  нормальная взлетная   11180
Тип двигателя   2 ПД Fiat А.80 RC.41
Мощность, л.с.   3 х 1030
Максимальная скорость , км/ч   450
Крейсерская скорость , км/ч   346
Практическая дальность, км   1800
Практический потолок, м   6800
Экипаж, чел   4-5
Вооружение:

  Стреляющий вперед 12,7-мм пулемет Breda-SAFAT с 350 патронами управлялся пилотом,  12,7-мм пулемет Breda-SAFAT на шкворне располагался под панелью-козырьком в задней части надфюзеляжного обтекателя, имея 500 патронов,  12.7-мм пулемет Breda - на турели в задней части подфюзеляжной гондолы для защиты c хвоста.
 Бомбовая нагрузка :
 2 500-кг бомбы, или 5 250-кг бомб или 12 100-кг бомб


 Доп. информация :


  Фотографии:

 SM.79B
 SM.79B
 SM.79B
 SM.79B
 SM.79B
 SM.79B ВВС Румынии
 SM.79B ВВС Румынии
 SM.79B ВВС Румынии
 SM.79B ВВС Румынии
 SM.79B ВВС Румынии
 SM.79B ВВС Ирака
 SM.79B ВВС Ирака

 Варианты окраски:

 SM.79B ВВС Румынии
 SM.79B ВВС Румынии

 



 

Список источников:

Мир Авиации. Владимир Котельников. Савойя (SIAI) S.79
Крылья Родины. Сергей Колов. Горбатый "ястреб" Маркетти
Aircraft Profile 89. Giorgio Apostolo. Savoia Marchetti S.M.79 (Перевод А. Плахова, редакция В.Моисеева)
Ali d'Italia. Cesare Gori. SIAI S.79
Aero Journal. SM.79 : La lutte aeronavale
Avions. Giancarlo Garello. Les Ailes Italiennes en Iraq (1937-1941)
Aerofan. Andrea Curami. Un bombardiere per la R.A.
Squadron & Siganal. Christopher Shores. Regia Aeronautica


Уголок неба. 2015 



 

  Реклама: