Во второй половине 1930-х гг. в Югославии начали проводиться интенсивные
работы по проектированию новых видов боевых самолётов. В частности, JKRV (ВВС
Югославии) пожелали иметь на вооружении многоцелевой самолёт, который можно было
бы использовать как легкий бомбардировщик, штурмовик и тактический разведчик.
В 1937 г. на предприятии Рогожарского бригада инженера Сима Милутиновича
приступила к разработке легкого двухмоторного штурмовика-бомбардировщика,
получившего обозначение R-313. По схеме это был моноплан со среднерасположенным
крылом, его конструкция состояла в основном из дерева и покрывалась полотняной
обшивкой. Экипаж самолёта состоял из двух человек - пилота и
стрелка-наблюдателя, для них была сконструирована богато остекленная кабина,
обеспечивающая наилучший обзор. Два рядных двигателя Walter "Sagitta"
чехословацкого производства размещались под крылом, в мотогондолы также
убирались и стойки шасси, которое было разработано французской фирмой Messier.
Вооружение предусматривало подвеску до 400 кг бомб в фюзеляжном бомбоотсеке, а
также установку одной 20-мм пушки спереди и одного подвижного 7,92-мм подвижного
пулемета в кабине стрелка.
Строительство прототипа начали в 1938 г. и завершили в конце следующего года. По
различным источникам первый полет R-313 состоялся либо в конце 1939 или в июле
1940 г. В любом случае, штурмовик по большей части оправдал надежды ВВС,
специалисты которых отметили только недостаточную мощность моторов. Инженеры
отреагировали на пожелание военных достаточно оперативно, представив в скором
времени варианты R-313 с двигателями Daimler-Benz DB-601 и Rolls-Roys "Merlin".
Обе модификации выводили самолёт на уровень зарубежных аналогов, но из-за
немецкого вторжения в ряд европейских стран поставки моторов зарубежного
производства становились не реальными.
История R-313 заканчивается в первых числах 1941 г. По наиболее правдоподобным
сведениям штурмовик был уничтожен немецкими истребителями во время попытки
перелета в Грецию. Другие источники утверждают о захвате самолёта немцами и
последующей передаче R-313 хорватским ВВС.
ЛТХ: |
 |
|
Модификация |
R-313 |
Размах крыла, м |
13.00 |
Длина, м |
11.00 |
Высота, м |
2.68 |
Площадь крыла, м2 |
26.40 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
2950 |
нормальная взлетная |
4270 |
Тип двигателя |
2 ПД Walter
Sagitta I-SR |
Мощность, л.с. |
2 х 500 |
Максимальная скорость , км/ч |
450 |
Крейсерская скорость , км/ч |
376 |
Практическая дальность, км |
1000 |
Скороподъемность, м/мин |
500 |
Практический потолок, м |
8000 |
Экипаж |
2 |
Вооружение: |
одна 20-мм пушка Oerlikon FF (HS-404) и
один 7,92-мм (8-мм) оборонительный
пулемет Browning FN
четыре 100-кг бомбы на внутренней подвеске |
Доп. информация : |
 |
|
Фотографии:
 |
R-313 |
Варианты окраски:
 |
R-313
©
Srecko Bradic |
|
Уголок неба. 2004
 |