Уголок неба ¦ Bloch MB.131(134)

Реклама...

Юридическое обслуживание https://yourlawyer.ru и услуги представительства интересов клиента.
    


 
главная авиация второй мировой бомбардировщики
   MB.131(134)
       
Разработчик: Bloch
Страна: Франция
Первый полет: 1936
Тип: Бомбардировщик-разведчик
  ЛТХ     Доп. информация
   


В конце 20-х - начале 30-х годов казалось, что французские самолетостроители состязаются друг с другом в создании эстетически совершенно непривлекательных боевых самолетов. Французские конструкторы явно тяготели к угловатым громоздким монстрам. Их машины лишь в незначительной степени делали уступки требованиям аэродинамики. Замеченное всеми появление MB.131 летом 1936 г. означало коренное изменение этой тенденции. Это был цельнометаллический разведчик-бомбардировщик с нижним расположением крыла, убирающимся шасси, обшивкой, приклепанной впотай. Если его нельзя было назвать изысканным, то во всяком случае, он по внешнему виду явно не уступал самым современным бомбардировщикам, запускавшимся тогда в производство в Германии, в Советском Союзе и по другую сторону Атлантики. Однако, впоследствии оказалось, что этот самолет не имеет потенциальных возможностей для дальнейшего совершенствования , необходимых для того, чтобы удержаться на переднем крае мирового самолетостроения в период, когда развитие военной авиационной техники многократно ускорилось.

МВ.131 № 1 был изготовлен на заводе в Курбевуа и окончательно собран в Виллакублэ. Там он совершил свой первый полет 12 августа 1936 г. Второй опытный экземпляр, Блок MB.I31RB5 № 2, выставили в ноябре того же года на Салоне аэронавтики в Париже. Он отличался от первой машины местом для дополнительного члена экипажа. Верхнюю турель сдвинули дальше назад и ввели нижнюю. Увеличили ширину киля Ликвидировали подкосы стабилизатора. Эта машина совершила свой первый полет 5 мая 1937 г. Немного ранее, в декабре 1936 г., первый опытный самолет перелетел ич Виллакублэ в Мариньян для проведения официальных испытаний военными летчиками из испытательного центра СЕМА (французского аналога нашего НИИ ВВС) Дальнейшие испытания специалистами СЕМА проходили в Виллакублэ в апреле. Заказ на 40 МВ.130М заменили на такое же количество MB 131.

В самом начале заводских испытаний на первом опытном экземпляре проявилась тряска хвостового оперения. Сочтя, что это является следствием недостаточной жесткости на кручение, фюзеляж усилили приклепанными снаружи стрингерами. Однако, впоследствии выяснилось, что от тряски можно было избавиться уменьшением размаха стабилизатора и введением поперечного V.

На обоих опытных экземплярах стояли 14-цилиндровые звездообразные моторы воздушного охлаждения Гном-Рон 14К "Мистраль Мажор", развивавшие мощность 870 л.с. на высоте 3200 м и 900 л.с. на 4200 м. Летом 1937 г., когда фирму "Авьонс Марсель Блок" поглотило объединение SNCASO, эти двигатели заменили на Гном-Рон 14N 10/11, которые при той же мощности имели лучшее охлаждение цилиндров, карбюратор с высотным корректором и другие усовершенствования.

На первом опытном образце в порядке эксперимента установили 20-мм пушку в подвижной установке в носовой кабине. Установка позволяла иметь большой угол обстрела в вертикальной плоскости, но в горизонтальной движение было весьма ограниченным - всего на несколько градусов. Однако, когда самолет в сентвбре 1937 г. выставили на испытания вооружения на полигоне в Казо, от пушки отказались в пользу 7,5-мм пулемета МАС1934. Первый серийный самолет MB.131 № 3 проходил летные испытания практически одновременно со вторым опытным. На нем стояла полуубираемая нижняя турель под уступом нижней части фюзеляжа. Во второй половине июня 1937 г. этот самолет испытывался в СЕМА на максимальную скорость при полностью выпущенной и втянутой нижней турели. Выяснилось, что сложность и вес установки не компенсируются выигрышем в скорости при убранном положении. Вследствие этого на последующих серийных машинах уступы на фюзеляже ликвидировали, а втягивающуюся турель заменили простой шкворневой установкой " тип 29" в полуостекленной гондоле. На ней стоял пулемет MAC 1934 (калибра 7,5 мм).

Первая серийная машина, вышедшая из цехов завода SNCASO в Шатеру, поднялась в воздух в мае 1938 г. Первая серия из 14 самолетов (№№ 3-15) относилась к типу MB.131 R4. Это были четырехместные разведчики без бомбового вооружения. За ними последовали пять (№№ 16-20) MB. 131 Ins - учебных самолетов с двойным управлением. Второй опытный экземпляр тоже переделали в МВ.131 Ins и сдали ВВС. Девятнадцатый серийный самолет (№ 21) стал первым МВ.131 RB4, предназначенным на роль разведчика-бомбардировщика. Впоследствии построили около 100 машин этой модификации (МВ.131 RB.4№ 122 был сдан разведывательной авиагруппе GRI/36 в октябре 1939 г.) на заводах SNCASO в Шатеру и Бордо.

Внешне МВ.131 RB4 не отличался от R4, но основные колеса шасси были большего размера. На нём ввели внутреннее размещение бомб в бомбоотсеке. Бомбодержатели "Алкан" позволяли подвеску бомб калибром от 10 кг до 200 кг. Штурман-бомбардир сидел в самом носу самолета. У него имелась фотокамера Лабрели F30 или F50. Он также обслуживал передний пулемет MAC 1934 с ограниченным полем обстрела в вертикальной и горизонтальной плоскостях. Такие же пулеметы монтировались в верхней турели и подфюзеляжной гондоле. Из последнего стрелял радист. Радиостанция была типа SFR 203. Все самолеты комплектовались автопилотами "Егер-Смит". Мотоустановка состояла из двух двигателей Гном-Рон 14N10/11 с трехлопастными винтами Ратье 1453 /1454 диаметром 3,0 м. 1720 л горючего размещалось в шести баках между лонжеронами центроплана.

МВ.131 имел цельнометаллическую конструкцию. Фюзеляж имел прямоугольное поперечное сечение. Его силовой набор состоял из омегаобразных шпангоутов и четырех лонжеронов, закрытых листами легкого сплава. Крыло разделялось на четыре части. Оно имело два лонжерона, отъемные носок и законцовки. Щитки щелевого типа выпускались и убирались пневмоприводом.

Основные стойки шасси убирались вперед по полету в мотогондолы гидравликой. В отличие от опытных образцов, крыло серийных самолетов устанавливалось с углом установки 3"40' в соответствии с желанием штаба ВВС улучшить взлетные качества хотя бы ценой снижения максимальной и крейсерской скоростей.

Испытывалась только одна дополнительная модификация базового МВ.131. Это был MB.133, взлетевший 1 октября 1937 г. На нем сохранили фюзеляж МВ.131 в сочетании с двухкилевым оперением с овальными килевыми шайбами. Моторы "Гном-Рон" уступили место двигателям Испано-Сюиза 14АА, тоже звездообразным. Так же был построен один прототип МВ.134 с двумя двигателями Гном-Рон 14N-48/49 мощностью 1140 л. с.

Поставки МВ.131 французским ВВС начались летом 1938 г. В сентябре 22-я эскадра в Шартре начала переучивание на новую технику. В январе 1939 г. за ней последовала 1 -я группа 5-й эскадры (GRI/55) на аэродроме Брон под Лионом. Следующей весной на МВ.131 перешла 14-я отдельная авиагруппа (GAA14) в Мурмелоне и 1-я группа 35-й эскадры (GRI/35). На 3 сентября 1939 г. французские ВВС включали несколько авиачастей на МВ.131 - GAA14, GRI/ 22, GRII/22, GRI/35, GR1/55, GRII/55 во Франции и GR1/61 в Северной Африке.

С самого начала боевых действий МВ.131 из GAA14, GRII/22 и GRII/55 начали выполнять дневные разведывательные полеты над Сааром и районом Пфальца, а по ночам летали над долиной Дуная. Однако вскоре стало очевидно, что данные самолетов этого типа

недостаточны для действий днем. Машины уже устарели и их применение вскоре ограничили исключительно ночными операциями. Затем началось перевооружение на новые самолеты Потэ 63.11. Часть самолетов, сданных другим разведывательным группам, досталась GRI/36 и GRII/36, применявшим на фронте смесь Потэ 540, Потэ 637 и MB. 131 до перехода на Потэ 63.11.

К 10 мая 1940 г. все группы, за исключением GRI/61, летавшей на МВ.131 в Северной Африке, уже заменили материальную часть и старые самолеты практически исчезли из состава частей первой линии французских ВВС в Европе.

После капитуляции некоторое количество МВ.131 осталось в не окулированной зоне. Часть из них переделали в буксировщики мишеней. В подфюзеляжной гондоле установили лебедку и барабан для троса. Такие машины использовались авиацией правительства Виши.



 ЛТХ:
Модификация   МВ.131
Размах крыла, м   20.30
Длина, м   17.85
Высота, м   4.10
Площадь крыла, м2   54.00
Масса, кг  
  пустого самолета   4690
  нормальная взлетная   8600
Тип двигателя   2 ПД Gnome- Rhоne 14N-10/11
Мощность, л.с.   2 х 950
Максимальная скорость , км/ч   350
Крейсерская скорость , км/ч   270
Практическая дальность, км   1300
Максимальная скороподъемность, м/мин  
Практический потолок, м   7250
Экипаж, чел   4
Вооружение:   три 7,5-мм пулемета (по одному в носовой части, в турели в верхней части фюзеляжа и в подфюзеляжном куполе);
  до 800 кг бомбовой нагрузки


 Доп. информация :


  Чертеж "Bloch MB.131"
  Фотографии:

 Первый прототип MB.131-01
 Первый прототип MB.131-01
 Второй прототип MB.131-02
 Второй прототип MB.131-02
 MB.131 на испытаниях
 MB.131
 MB.131
 MB.131
 MB.131
 MB.131
 MB.131
 MB.131
 MB.131
 MB.131
 MB.131
 MB.131
 MB.131
 MB.131
 MB.131
 MB.131
 MB.131
 MB.131
 MB.131
 MB.131
 MB.131
 MB.131
 MB.131
 MB.131 Люфтваффе
 MB.131 Люфтваффе
 MB.133
 MB.133
 MB.133
 MB.133
 MB.133
 MB.134
 MB.134
 Кабина MB.131

  Схемы:

 MB.131
 MB.133
 MB.134
 Компоновочная схема

  Варианты окраски:

 MB.131-RB4
 MB.131-RB4   GR 1/35
 MB.131-RB4   14 GRA
 MB.131-RB4   GR II/55

 



 

Список источников:

Авиационный сборник 10. Авиация во Второй Мировой войне. Самолеты Франции
Моделист-Конструктор. Дальние и высотные разведчики Второй мировой войны
История Авиации 2003-03. М.Павловский. Запоздалый рывок "Пуалю"
Aviafrance. Un siecle d'aviation francaise. Bloch MB-131
DocAvia 12. Raymond Danel, Jean Cuny. L'Avaition Francaise Bombardement 1918-1940
DocAvia 23. Jean Cuny, Raymond Danel. LeO 45, Amiot 350, et autres B4
Stratus. Rainbow 9148. Jose Fernandez, Patrick Laureau. French Bombers of WWII
Squadron/Signal 1189. Alain Pelletier. French Bombers of World War Two in Action
Docavia 3. Louis Bonte. l'Histoire des essais en vol 1914-1940
Avions 2-3. Jose Fernandez. Le Bloch 131
Avions 209. Philippe Ricco. Bloch 134 "l'Avion-levrier"
Avions 233. Matthieu Comas. GR II/14 Le dernier combattant
AirMagazine 2006-02-03. Jose Fernandez. Le Bloch 131
AeroJournal 2008-12-2009-01. C.-J. Ehrengardt. Bloch 131
Le Fana de l'Aviation 1987-05. Jean Cuny. Antoine de Boysson et la SAMM
Le Fana de l'Aviation 2019-10. Bernard Bombeau. La France passe a l’offensive !
Pegase 1984-06. Bloch 131 RB 4
L'Aeronautique 1937-12. S.N.C.A. du Sud-Ouest (Bleriot et Bloch)
Fraus. Jaroslav Schmid. Stihaci a bombardovaci letadla Francie a Polska
Dassault-aviation.com. MB 130-136
IWM.org.uk. A Bloch MB.131 bomber
1000aircraftphotos.com. No. 9504. Bloch 131 French Air Force
L+K 1982-11. Vaclav Nemecek. Bloch MB-131
L+K 1999-23. Vaclav Nemecek. Bloch MB.133 RB4


Уголок неба. 2024 



 

  Реклама: