Уголок неба ¦ Fairey Hendon

Реклама...

    


 
главная авиация второй мировой бомбардировщики
   Hendon
       
Разработчик: Fairey
Страна: Великобритания
Первый полет: 1930
Тип: Тяжелый бомбардировщик
  ЛТХ     Доп. информация
   


Cреди фирм, принявших участие в конкурсе по спецификации на создание ночного бомбардировщика B.19/27, компания Fairey была единственной, предложившей моноплан и совершившей логичную, если не сказать смелую, попытку сломать стереотипы по отношению к конструкции больших бомбардировщиков.

Проект бомбардировщика был разработан командой под руководством Д.Л. Холлис-Уильямса (D L Hollis Williams), который был ответственным за проектирование и прочностные расчеты знаменитых сверхдальних монопланов Fairey, один из которых в феврале 1933 года принес Великобритании мировой рекорд дальности полета.

Конструкция бомбардировщика, получившего обозначение Fairey Hendon, отличалась низкорасположенным свободнонесущим крылом, центроплан которого изготавливался как единой целое с фюзеляжем. Два основных лонжерона крыла, отличавшегося большой хордой и довольно высоким аэродинамическим качеством, состояли из верхних и нижних поясов и полок. Пояса представляли собой изготовленные из стальных полос трубы квадратного сечения; полки во внутренних секциях представляли собой стальные полосы, а у законцовок - ферму Уоррена.

Покрытый полотном фюзеляж, имевший в верхней и боковой проекциях почти параллельное поперечное сечение от носа до хвоста, состоял из трех частей. Две первые секции представляли собой ферму Уоррена коробчатого сечения, переходившую к хвосту в ферму Уоррена треугольного сечения. гондолы 525-сильных двигателей Bristol Jupiter XF были расположены на внешних краях прямоугольного центроплана и имели свое продолжение в виде больших обтекателей шасси. Обтекатели в районе оси колес соединялись с передними лонжеронами консолей одиночными диагональными стойками.

Стабилизатор с небольшим поперечным V был низко установлен в задней части фюзеляжа. Вертикальное оперение было двухкилевым с четырьмя V-образными стойками, соединявшими кили со сторонами корпуса.

Позиции стрелков располагались в носовой и хвостовой оконечностях фюзеляжа, а также в его середине в верхней части. Через весь фюзеляж были протянуты гофрированные алюминиевые мостки, соединявшие между собой носовую и хвостовую стрелковые позиции и проходившие мимо верхней позиции.

Основной бомбоотсек, расположенный в центральной секции фюзеляжа, был достаточно большим для размещения одной новейней тысячефунтовой (453,6 кг) бомбы; вспомогательные отсеки в центроплане крыла могли вмещать бомбы меньшего калибра или дополнительные топливные баки.

Кабина пилота, смещенная влево для обеспечения пространства для мостков, была покрыта фонарем с многослойными прозрачными панелями. Место радиста/штурмана размещалось перед основным крыльевым лонжероном и снабжалось небольшими окнами, размещенными по обеим сторонам фюзеляжа.

Скептицизм Министерства авиации в отношении конструкции самолета привел к некоторой задержке, но после предварительного одобрения проекта со стороны Королевского авиационного НИИ (Royal Aircraft Establishment - RAE) (а также придложение Ричарда Фэйри (Richard Fairey) взявшего на себя большую часть стоимости прототипа) в 1928 году был заказан один прототип, получивший военный номер K1695. Посторйка самолета началась сразу же после заказа на заводе компании Fairey в Хайесе (Hayes). однако постройка застопорилась вплоть до января 1930 года, когда после испытаний в аэродинамической трубе в Фарнборо был решен вопрос о профиле крыла. По этой причине K1695 был завершен в ноябре этого года - спустя несколько месяцев после начала полетов прототипов конкурентов компаний Vickers и Handley Page. Первый полет K1695 состоялся 25 ноября и был выполнен под управлением Нормана Макмиллана (Norman Macmillan); это был последний прототип Fairey, на котором летал этот знаменитый летчик.

Два других претендента столкнулись с проблемами, что вызвало задержку оценки конкурсного предложения на девять месяцев. В течение периода времени, когда прототипы Vickers и Handley Page были подвергнуты изменениям, бомбардировщик Fairey разбился во время испытаний (15 марта 1931 года) и был сильно поврежден. Поскольку служебного донесения сделано не было, то компания Fairey была исключена из конкурса, и победителем был объявлен Handley Page Heyford.

Тем не менее, проявленная Ричардом Фэйри определенная настойчивость помогла проекту: K1695 в основном за счет средств компании был восстановлен со внесением в конструкцию многочисленных изменений. Двигатели Jupiter были заменены на 480-сильные двигатели Rolls-Royce Kestrel IIIS, от фонаря кабины пришлось временно отказаться, было ликвидировано поперечное V стабилизатора и с целью смещения срыва к законцовкам и его задержки были введена крутка законцовок крыла и изменен его профиль. В этом виде в ноябре 1931 года K1695 пилотировался Крисом Станландом (Chris Staniland). 18 мая 1932 года машина была доставлена в Мартлшем-Хит. Заводские испытания, оценка характеристик и испытания вооружения сопровождались эксплуатационными испытаниями в 10-й бомбардировочной эскадрилье. К маю 1933 года Министерство авиации начинало более благоприятно рассматривать бомбардировщик Fairey вследствие превосходства его характеристик над Handley Page Heyford, а не в качестве переходной ступени от биплана к моноплану. В конце концов его характеристики были хуже требований, приведенных в новой спецификации B.9/32.

Весной 1934 года был выдан предварительный заказ на 14 бомбардировщиков компании Fairey, которые получили обозначение Hendon Mark II (Hendon II). Сразу же вслед за этим была выдана новая спецификация B.20/34, охватывавшая установку двигателей Kestrel VI и другие небольшие изменения. Этих самолетов было достаточно для вооружения одной эскадрильи и создание производственной линии привело к задержке внедрения нового поколения тяжелых бомбардировщиков-монопланов, которые должны были быть приняты на вооружение в 1938 году или раньше.

Первые Hendon II, построенные в Хитон-Чапель (Heaton Chapel), Стокпорт (Stockport), в ноябре 1936 года были переданы в расквартированную в Милденхолле (Mildenhall) 38-ю бомбардировочную эскадрилью, которой командовал сквадрон-лидер (майор) (позднее групп-капитан (полковник)) Стэнли Майлз Парк (Sqn Ldr (later (Gp Capt) Stanley Miles Park). К этому времени уже летали и показывали куда лучших перспективы прототипы бомбардировщиков Whitley, Wellington и Hampden. В этой связи небольшая партия из еще четырех Hendon II (военные номера K5768-K5771), предназначенная для возможных потребностей в замещении потерь, была отменена равно как и гораздо больший заказ на 58 машин (военные номера K6555-K6612).

Бомбардировщики Hendon II оставались на вооружении 38-й бомбардировочной эскадрильи вплоть до января 1939 года, когда большинство из них были Министерство авиации сняты с вооружения и отправлены на слом. Однако четыре самолета были отправлены в расположенную в Крэнвелле (Cranwell) 1-ю школу подготовки специалистов по электрооборудованию и радиотехнике, где применялись в качестве наземных учебных машин.



 ЛТХ:
Модификация   Hendon Mk.II
Размах крыла, м   31.01
Длина, м   18.52
Высота, м   5.72
Площадь крыла, м2   134.43
Масса, кг  
  пустого самолета   5794
  нормальная взлетная   9072
Тип двигателя   2 ПД Rolls-Royce Kestrel VI
Мощность, л.с.   2 х 600
Максимальная скорость , км/ч   249
Крейсерская скорость , км/ч   202
Практическая дальность, км   2189
Максимальная скороподъемность, м/мин  
Практический потолок, м   6525
Экипаж, чел   5
Вооружение:   по одному 7,7-мм пулемету Lewis в носовой, хвостовой и надфюзеляжной огневых точках
  бомбовая нагрузка массой до 753 кг


 Доп. информация :


  Фотографии:

 Прототип Hendon
 Прототип Hendon
 Прототип Hendon
 Прототип Hendon
 Первый серийный Hendon Mk.II
 Hendon Mk.II
 Hendon Mk.II
 Hendon Mk.II
 Кабина пилота Hendon Mk.II

  Схемы:

 Hendon Mk.II

  Варианты окраски:

 Hendon Mk.II    No.38 (Bomber) Sq.

 



 

Список источников:

Альтернативная История. Тяжелый ночной бомбардировщик Fairey B.19/27 Hendon
Putnam. Francis K. Manson. The British Bomber Since 1914

Дональд Д. Полная энциклопедия мировой авиации: Самолеты и вертолеты XX столетия
Jaap Teeuwen. British Aircraft of World War II
Ian Allan. RAF Bomber Command and Its Aircraft 1936-1940


Уголок неба. 2013 



 

  Реклама: