Реклама...

Производство пресс-форм иркеи Производство.
    


 
главная авиация второй мировой бомбардировщики
   G2H
       
Разработчик: Hiro
Страна: Япония
Первый полет: 1933
Тип: Дальний бомбардировщик
  ЛТХ     Доп. информация
   


Международные конференции по ограничению тоннажа боевых кораблей основных классов, проходившие в Вашингтоне в 1922 году и Лондоне в 1930-м вывели Японию в число аутсайдеров по сравнению с США и Великобританией. Это ни в коем случае не устраивало японское руководство, амбициозные планы которого простирались очень далеко и ударная мощь флота в этих планах играла первую скрипку. Именно в это время японские военные, пожалуй, первыми в мире, начали рассматривать авиацию как альтернативу боевым кораблям флота. Где в дополнение к палубной авиации предполагалось иметь и тяжелые базовые ударные самолеты.

В 1932 году технический отдел только что созданного Морского Авиационного департамента - Kaigun Koku Hombu – возглавил сёсё (контр-адмирал) Ямомото Исороку, будущий командующий Объединенным флотом. Общее руководство Kаigun Коku Hombu осуществлял тёсё (вице адмирал) Шигеру Мацуяма (Shigeru Matsuyama). Именно им был выделен в отдельный класс машин морской базовый бомбардировщик – в японской терминологии "Rikujo Kogeki-ki" - базовый штурмовик, в дословном переводе, или сокращенно “Rikko”. Этот тип боевого самолета был задуман как многоместный, многомоторный аппарат, способный атаковать боевые корабли потенциального противника торпедами или бомбами далеко в море вдали от своих баз, а также быть в состоянии поддержать с воздуха свой собственный флот в бою с флотом противника. При этом класс морских базовых штурмовиков “Rikko” делился еще на два подкласса - "морских штурмовиков-торпедоносцев" (kogeki-ki), чьей основной функцией была торпедная атака вражеских кораблей (хотя не исключалась и бомбовые удары) и отдельный тип "чистого" бомбардировщика (bakugeki-ki), вооруженного только бомбами.

Именно создание последнего подкласса машин было решено включить в первую очередь в разработанную в 1932 году спецификацию 7-Shi на ряд морских самолетов. Задание на "морской бомбардировщик-штурмовик" предусматривало создание самолета способного с двумя тоннами бомб пролететь 2 тыс. морских миль. Ввиду большой удаленности оперирования новой машины от своих баз, она должна была иметь мощное оборонительное вооружение. Динамические параметры не оговаривались.

Разработку проекта было решено поручить 11-му арсеналу флота Хиро (Hirosho), имевшему самый большой опыт в создании многомоторных цельнометаллических летающих лодок. Проект возглавил главный конструктор арсенала сёса (капитан-лейтенант) Джюн Окамура (Jun Okamura). Ввиду особой важности задачи конструкторскому коллективу Окамуры был придан ассистент из технического отдела Kaigun Koku Hombu тюса (капитан 3-го ранга) Мисао Вада (Misao Wada), который хоть и формально подчинялся Окамуре, но имея более высокое звание, являлся скорее надзорным органом и постоянным вмешательством в творческий процесс коллектива, скорее мешал ему. Забегая вперед, нелишне отметить, что Мисао Вада, уже будучи контр-адмиралом и главой технического отдела Kaigun Koku Hombu, тривиально "зарубил" проект 4-моторного ударного самолета, предложенного фирмой Мицубиси, настояв на неграмотном и немотивированном решении строить 2-моторный базовый дальний бомбардировщик – будущий "Бэтти" G4M, принеся в жертву живучесть машины.

Проект нового самолета получил обозначение "Специальный штурмовик Hirosho 7-Shi" или короткое имя G2H1. В конструкции было применено толстое крыло большого удлинения с диагональным силовым набором, разработанным немецким инженером Вагнером. Фюзеляж монококовой конструкции. Двойные кили с рулями направления повторяли предыдущий проект фирмы летающей лодки Тип 90-1 (H3H1). Крыло оснащалось "двойными" элеронами Юнкерса. Инновационным выглядели убираемые в полете две верхние и нижняя турели, что также наводило на мысль о немецком влиянии Юнкерса на японскую конструкцию. Позднее такие же турели были применены на первых модификациях более позднего японского проекта "морского штурмовика" 96-Rikko G3M.

Силовая установка самолета состояла из пары новых 18-цилиндровых W-образных двигателей водяного охлаждения Hiro Type 94 взлетной мощностью 1180 л.с. при номинальной около 900 л.с., приводящих деревянные 4-лопастные винты фиксированного шага. Надо сказать, что двигатели Тип 94, являясь собственной разработкой 11-го арсенала Хиро, были попыткой смасштабировать предыдущий проект 12-цилиндрового Type 90/91 – лицензионной копии французского Lorraine-Dietrich model 12 и стали гвоздем в гроб всего проекта. Надежда, что значительно более мощная силовая установка при двухмоторной компоновке может соответствовать параметрам 3-х или даже 4-х моторного самолета не оправдалась. Добиться надежной работы этих моторов так и не удалось и кроме как на G2H их более нигде не использовали.

Первый прототип бомбардировщика G2H1 был готов 29 апреля 1933 года и на корабле был доставлен на испытательный аэродром в 1-м арсенале флота Йокосука. Самолет производил впечатление своими габаритами, ничуть не уступая более позднему 4-моторному американскому В-17, а по размаху крыла даже превосходившему его.

В середине мая 1933 года в присутствии свого "крестного отца" контр-адмирала Ямомото новый бомбардировщик впервые поднялся в воздух. За штурвалом сидели пилоты Экспериментальной группы "Йокосука" кокутай - сёса (капитан-лейтенанты) Шиннозуке Мунеюки (Shinnosuke Muneyuki) и Тошихико Одахара (Toshihiko Odahara). После взлета пилоты совершили один пролет над зрителями, собравшимися на взлетном поле, а затем проследовали на авиабазу Касумигаура, где благополучно приземлились.

В процессе продолжавшихся летных испытаний первого прототипа, к которому в конце 1933 года присоединился второй, выявились и очевидные проблемы. Среди них были вибрация хвостового оперения, недостаточная жесткость силового набора фюзеляжа, флаттер элеронов и постоянные отказы двигателей. В начале 1934 года один из прототипов самолета был потерян в ходе очередного испытательного полета. Из-за разрушения в полете хвостового оперения, огромный самолет рухнул в Токийский залив, никто из экипажа не выжил. После катастрофы, оставшийся прототип был отправлен на доработку с целью устранения выявленных проблем. После того, как в конструкцию планера были внесены изменения, испытания были продолжены. Вибрацию оперения удалось устранить, но проблемы с двигателями продолжались. Испытания шли весь 1935 год, когда, наконец, в июле 1936 года, флот не принял решение принять самолет на вооружение под обозначением "Базовый штурмовик флота Тип 95". К тому времени самолет, все еще оставаясь самым большим морским самолетом в Японии, уже концептуально устарел. Развитие авиации во второй половине 30-х годов шло очень быстро и японский гигант со своими угловатыми формами, неубирающимся шасси и толстым крылом уже очевидно не мог конкурировать со сверстниками. Тем более, к тому времени вполне успешно завершались испытания нового "базового штурмовика флота" Мицубиси Тип 96 – будущего G3M1 “Nell”, которому в конце концов и было отдано предпочтение флота. Тем не менее было решено выпустить установочную партию бомбардировщиков Hiro G2H. На арсенале Хиро было построено лишь шесть экземпляров этой машины, включая доработанный уцелевший прототип, после чего производство было перенесено на серийный завод фирмы Мицубиси, где были изготовлены еще два экземпляра. Но вскоре флот окончательно сделал выбор в пользу меньшего по размерам, но значительно более скоростного и универсального бомбардировщика Мицубиси Тип 96 G3M1, а огромный G2H был снят с производства.

Учитывая довольно сложную систему обозначений, принятую в японской морской авиации, для поступивших на вооружение практически одновременно двух "базовых штурмовиков флота" Тип 96 фирмы Мицубиси и Тип 95 арсенала Хиро, японцы во избежание путаницы решили… еще более усложнить ситуацию и ввели полуофициальные обозначения для G3M – "Тип 96 Чу-ко" (Chu-Ko) - "средний штурмовик флота", а для G2H – "Тип 95 Дай-ко" (Dai-Ko) – "тяжелый штурмовик флота. Часто они обозначались просто "Чу-Ко" и "Дай-Ко". Правда, после того, как закончилась недолгая карьера бомбардировщика G2H эти обозначения были упразднены и все последующие "базовые штурмовики флота" обозначались Рикко ("Rikko") c числовым префиксом, обозначавшим год принятия на вооружения "от основания Империи"

Все восемь выпущенных бомбардировщиков G2H1были направлены в "Кисаразу" кокутай, причем первый из них был принят 1-го апреля 1936 года еще до официального принятия на вооружение. Но морально устаревшие самолеты использовались в Kisarazu Ku лишь как учебные во второй линии для тренировки экипажей в длительных полетах над океаном.

Острая нехватка авиатехники в ходе начавшегося в августе 1937 года 2-го Китайского инцидента, заставила японский флот использовать всё, что было в наличие. Не остались без внимания и восемь "тяжелых штурмовиков" G2H из "Кисаразу" кокутай. Во второй половине августа все восемь машин перелетели с Японских островов на аэродром острова Сайшуто (сейчас Чеджу-До) на южном побережье Южной Кореи. В ходе перелета один из бомбардировщиков по неизвестным причинам отстал от группы и разбился недалеко от побережья залива Сагами, юго-западнее Токио. Оставшиеся семь самолетов благополучно добрались до места дислокации и вошли в состав временно сформированного 1-го объединенного кокутай (полка), продолжая числиться при этом в составе Kisarazu Ku.

Первый вылет на боевое задание "тяжелые штурмовики" Тип 95 G2H совершили 30 сентября 1937 года, вылетев полным составом в район Шанхая. Группу из семи машин возглавлял тайи (ст. лейтенант Мороказу Михара (Morokazu Mihara). В течение первой половины октября группа из семи G2H1 провела девять боевых вылетов в район Шанхая, успешно избежав перехвата китайскими истребителями. Хотя несколько самолетов получили повреждения от зенитного огня, ни один бомбардировщик потерян не был.

Однако в ходе подготовки к очередному боевому вылету 24 октября 1937 года на одном из G2H во время запуска загорелся двигатель. Пламя быстро охватило заправленную и вооруженную машину, после чего последовал взрыв топлива и боекомплекта – ни много, ни мало - три 250-кг, пять 60-кг и пять 50-кг бомб. По цепочке полыхнули соседние машины. В течение нескольких минут четыре бомбардировщика оказались уничтоженными, а пятый тяжело поврежден и не подлежал восстановлению. Уцелевшие два бомбардировщика были выведены из района боевых действий. До конца 1937 года они еще числились в составе Kisarazu Ku., но потом их следы теряются.

"Тяжелый базовый штурмовик флота" Тип 95 G2H1 стал последней конструкцией 11-го арсенала флота Hirosho. Вскоре все проектные работы были перенесены на 1-й арсенал флота Kugisho, более известный (хотя и некорректно) как фирма "Йокосука".

(c) Евгений Аранов



 ЛТХ:
Модификация   G2H1
Размах крыла, м   31.68
Длина, м   20.15
Высота, м   6.28
Площадь крыла, м2   140.00
Масса, кг  
  пустого самолета   7567
  максимальная взлетная   11000
Тип двигателя   2 ПД Type 94 W-18
Мощность, л.с.   2 х 1180
Максимальная скорость , км/ч   245
Крейсерская скорость , км/ч   215
Практическая дальность, км   1567
Максимальная скороподъемность, м/мин  
Практический потолок, м   5130
Экипаж, чел   6-7
Вооружение:

  пять 7,7-мм пулеметов, включая два на турели в носовой части фюзеляжа, два на турели в верхней части фюзеляжа и один на турели в нижней части фюзеляжа;
  бомбовая нагрузка: до шести 250-кг бомб или четыре 400-кг бомбы на подфюзеляжной подвеске


 Доп. информация :


 Фотографии:

 G2H1
 G2H1
 G2H1
 G2H1
 G2H1
 G2H1

  Схемы:

 G2H1

  



 

Список источников:

Евгений Аранов. Предвоенные базовые бомбардировщики японского флота
de Agostini. Мировая Авиация.  Hiro G2H
Андрей Фирсов. Авиация Японии.
Rene J Francillion. Japanese Aircraft of the Pacific War
IWH. The Xplanes of Imperial Japanese Army & Navy 1924-45


Уголок неба. 2013 



 

  Реклама: