Уголок неба ¦ Bristol Bolingbroke

Реклама...

    


 
главная авиация второй мировой бомбардировщики
   Bolingbroke
       
Разработчик: Bristol
Страна: Великобритания, Канада
Первый полет: 1939
Тип: Средний бомбардировщик
  ЛТХ     Доп. информация
   


В 1937 году правительство Канады заключило контракт на лицензионное производство "Бленхейма" Mk IV на фирме Фэрчайлд Эйркрафт Лимитед под обозначением "Болингброк". Внешне канадские "Болингброки" ничем не отличались от своих английских "родственников", но на части машин было установлено американское оборудование и приборы.

Первая из четырех модификаций "Болингброка", получившая обозначение Mk I, была выпущена в 1939 году в количестве 18 самолетов (серийные номера 702 - 719). Машина была оснащена моторами "Меркьюри" VIII мощностью 840 л.с. Поставки нового самолета Королевским ВВС Канады (RCAF) начались 15 ноября 1939 года - первую машину передали 8-й эскадрилье, базировавшейся в Сиднее, Новая Шотландия, занимавшейся противолодочным патрулированием в Атлантике.

Многие из первых серийных "Болингброков" Mk I были использованы Фэрчайлд для опытно-конструкторских работ. Самолеты 702 и 717 переделали в прототипы "Болингброка" Mk III, оснастив их поплавками Эдо. Поплавки крепились к фюзеляжу, крылу и узлам установки основных стоек шасси с помощью обтекаемых стоек. Хотя испытания этих машин прошли успешно, заказа на серийное производство "Болингброка" Mk III не последовало, и в 1942 году самолетам вернули обычное шасси.

Бомбардировщик 712 был восстановлен после аварии и под обозначением "Болингброк" Mk II использовался для испытаний американских приборов и оборудования, а самолеты 712 и 718 получили сдвоенное управление и превратились в учебно-тренировочные.

Следующая серия из 151 самолета (серийные номера 9001 - 9151) с обозначением "Болингброк" Mk IV была оснащена моторами "Меркьюри" XV мощностью 905 л.с. и американскими приборами и оборудованием. Поставки "Болингброков" Mk IV ВВС Канады начались в январе 1941 года. На часть самолетов этой партии (9005, 9010 - 9023) установили американские моторы Пратт-Уиттни "Уосп Джуниор" мощностью 825 л.с. с винтами Гамильтон Стандарт - это делалось в качестве страховки на случай перебоев с поставками моторов "Меркьюри". Но поскольку такого не случилось, больше американские двигатели на самолеты не устанавливали. Чтобы отличать эти машины, для них ввели новое обозначение - "Болингброк" Mk IV-W.

Еще один бомбардировщик (9074) получил мотор Райт "Циклон" Gr-1820-G3B мощностью 900 л.с. и обозначение "Болингброк" Mk IV-C. Поскольку установка нового двигателя никак не сказалась на летных характеристиках машины, работы в этом направлении прекратили. Некоторое количество Mk IV позднего выпуска было оснащено моторами "Меркьюри" XX. На самолете 9086 прошло испытания лыжное шасси, в дальнейшем широко использовавшееся на канадских "Болингброках".

Последней модификацией "Болингброка" стал учебный Mk IV-T, строившийся в 1942 -43 годах. Большинство самолетов этого типа было оснащено моторами "Меркьюри" XV. Эта модификация стала самой массовой - ВВС Канады получили 457 самолетов, а еще 51 машину не успели достроить.

"Болингброки" использовались только канадскими ВВС и только в Канаде и на Алеутских островах. Как уже было упомянуто, первой их получила 8-я (разведывательно-бомбардировочная) эскадрилья, за которой последовали другие подразделения. Прежде всего "Болингброки" использовались для противолодочного патрулирования над Атлантикой и Тихим океаном.

Две эскадрильи ВВС Канады были переданы объединенным американо-канадским силам, защищавшим Алеутские острова и западное побережье Аляски от нападений японцев. 115-я эскадрилья прибыла на Алеуты в апреле 1942 года и занималась противолодочным патрулированием и разведкой. В июне 1942 года на островах были развернуты двенадцать "Болингброков" Mk IV 8-й эскадрильи. Самолеты вылетели с базы Си Айленд и, преодолев 1600 км, 3 июня приземлились на острове Якутат. По прибытии на машинах закрасили красные круги на кокардах, чтобы не путать их с японскими знаками национальной принадлежности "Хиномару". Позднее самолеты получили дополнительные опознавательные знаки в виде синей полосы шириной 35-см в хвостовой части фюзеляжа. Отвратительная погода на алеутских островах оказалась худшим врагом, чем японцы, и много "Болингброков" было потеряно в густых аляскинских туманах. Обычная боевая нагрузка самолета состояла из трех 136-кг глубинных бомб, и две машины всегда находились на аэродроме в полной готовности к вылету. 8-я эскадрилья совместно с ВМС США уничтожила одну японскую подводную лодку. "Болингброк", пилотируемый флайт-сержантом П.М.Г. Томасом, атаковал и повредил субмарину, после чего подоспевшие боевые корабли отправили ее на дно.

Большая часть "Болингброков" никогда не принимала участия в боевых действиях. Они использовались для подготовки экипажей и технического персонала в рамках программы тренинга стран Британского Содружества. Часть машин, получивших хорошо заметную окраску, использовалась в качестве буксировщиков мишеней для обучения воздушных стрелков и зенитчиков.





 Модификации :
Bolingbroke I  лицензионное производство самолёта «Blenheim Mk.IV» на фирме Фэрчайлд Эйакрафт Лимитед в Канаде. Поставки самолёта в ВВС Канады начались в ноябре 1939 года. На самолётах устанавливали американское оборудование. Было изготовлено 18 экземпляров.
Bolingbroke II  вариант с американским оборудованием, ставший прототипом Bolingbroke IV.
Bolingbroke III   вариант Bolingbroke I с двумя поплавками Edo.
Bolingbroke IV   канадский бомбардировщик с двигателями Mercury Mk.XV и американскими приборами и оборудованием. Самолёт имел колесное и лыжное шасси. С января 1941 года был выпущен 151 бомбардировщик.
Bolingbroke IVW  версия Bolingbroke IV с американскими моторами Pratt & Whitney SB4G Twin Wasp Junior мощностью 825 л.с.
Bolingbroke IVC   версия Bolingbroke IV с двигателями Wright R-1820 Cyclone мощностью 900 л.с. 
Bolingbroke IVT  учебно-тренировочный самолёт с двигателями" Mercuty" Mk.XV. Последняя модификация самолёта. С 1942 по 1943 гг. было изготовлено 451 самолёт.



 ЛТХ:
Модификация   Bolingbroke Mk I
Размах крыла, м   17.20
Длина, м   12.98
Высота, м   3.00
Площадь крыла, м2   43.57
Масса, кг  
  пустого самолета   4065
  нормальная взлетная   6576
Тип двигателя   2 ПД Bristol Mercury ХV
Мощность, л.с.   2 х 920
Максимальная скорость , км/ч   422
Крейсерская скорость , км/ч   344
Практическая дальность, км   3138
Скороподъемность, м/мин   462
Практический потолок, м   8660
Экипаж, чел   3
Вооружение:

  пять 7,7-мм пулеметов (1 в левой консоли крыла, 2 в надфюзеляжной турели с механическим управлением и 2 с дистанционным управлением на опоре под носовой частью для обстрела задней полусферы);
  до 454 кг бомб в бомбовом отсеке и 145 кг на внешних подвесках.


 Доп. информация :


  Чертеж "Bristol Bolingbroke"
  Фотографии:

 Blenheim I с удлиненной носовой частью, ставший прототипом Type 149 Bolingbroke
 Blenheim I с удлиненной носовой частью, ставший прототипом Type 149 Bolingbroke
 Bolingbroke I
 Bolingbroke I
 Bolingbroke I
 Bolingbroke I
 Bolingbroke I
 Bolingbroke I
 Bolingbroke I
 Bolingbroke III
 Bolingbroke III
 Bolingbroke III
 Bolingbroke IV
 Bolingbroke IV
 Bolingbroke IV
 Bolingbroke IV
 Bolingbroke IV
 Bolingbroke IV
 Bolingbroke IV
 Bolingbroke IVC
 Bolingbroke IVC
 Bolingbroke IVT
 Bolingbroke IVT

  Схемы:

 Bolingbroke Mk.IV

  Варианты окраски:

 Bolingbroke Mk.IV  13 Sq. RCAF
 Bolingbroke Mk.IVT RCAF
 Буксировщик мишеней Bolingbroke Mk.IV RCAF

 



 

Список источников:

АвиаМастер 1998-01. Александр Булах. Бристоль "Бленхейм"
Авиация и Космонавтика 2009-12. Владимир Котельников. "СБ" по-английски
Putnam. C.H.Barnes. Bristol Aircraft Since 1910
Geoff Green. Bristol Aerospace since 1910
Putnam. Francis K. Manson. The British Bomber Since 1914
Putnam. Peter Lewis. The British Bomber since 1914
Airlife. Archibald Russell. A Span of Wings
Ian Allan. James D. Oughton. Bristol : An Aircraft Album
Aircraft Profile 218. James D. Oughton. Bristol Blenheim Mk.IV
Squadron/Signal 1088. Ron Mackay. Bristol Blenheim in Action
Graham Warner. The Bristol Blenheim : A complete history
Warpaint 26. Andrew Thomas. Bristol Blenheim
Magnum X. Biblioteka Magazynu 6. E.F. Rybak, J. Gruszczynski. Samolot bombowy Blenheim
Ian Allan. James Goulding, Philip Moyes. RAF Bomber Command and its aircraft 1936-1940
Aviation News 2004-03. Andy Thomas. Blenheim : Bristol's bomber in foreign service
FlyPast 2020-05. Robert S. Grant. The "Water Bolly"
Baesystems.com. Bristol 149 Blenheim IV (and Bolingbroke)
1000aircraftphotos.com. No. 11952. Bristol 149 Bolingbroke Mk.IV (9131) Royal Canadian Air Force
L+K 1987-26. Miroslav Balous. Fairchild Canada Bolingbroke


Уголок неба. 2024 



 

  Реклама: