главная авиация первой мировой бомбардировщики
   Fokker T.IV
       
Разработчик: Fokker
Страна: Нидерланды
Первый полет: 1927
Тип: Бомбардировщик-торпедоносец
  ЛТХ     Доп. информация
   


После окончания Первой мировой войны морская авиация Голландии располагала немаленьким различных гидросамолётов, в первую очередь немецкой постройки. Часть этих машин голландцы купили, часть была реквизирована у воюющих сторон, но в любом случае по состоянию на 1919 год самолётный парк MLD был оснащен современными боевыми аэропланами. Дольше всего продержались машины типа Fridrichshafen FF-33L, которые находились в непрерывной эксплуатации до 1925 года. Немецкие поплавковые разведчики были, безусловно, лучшими в своем классе, но к середине 1920-х гг. они морально устарели. Получалось так, что моряки сдавали старые самолёты на склады, а взамен почти ничего не получали. В какой-то период времени самолётов берегового базирования оказалось больше, чем чисто морских. В связи с этим руководство MLD объявило тендер на поплавковый разведчик и средний морской бомбардировщик для авиации флота. Проектов было представлено немного и победитель выявился довольно скоро - им стал самолёт T.IV, разработанный фирмой Fokker.

До этого Энтони Фоккер почти не работал над морскими самолётами - в ходе Первой Мировой хватало работы по совершенствованию серийных истребителей, которые славно повоевали и даже находили покупателей после войны. Учитывая этот факт Фоккер подошел к проектированию гидросамолёта со всей серьезностью, внеся в конструкцию машины несколько модных новинок. T.IV представлял собой моноплан с двумя звездообразными двигателями Lorraine-Dietriech мощностью 450 л.с. каждый. В целях избежания попадания воды в моторы крыло подняли повыше. Фюзеляж самолёта был довольно необычной формы - характерная "брюхатость" позволяла свободно разместить внутри него еще нескольких членов экипажа и дополнительного стрелка, обеспечивающего защиту нижней полусферы. Кстати, по мощности оборонительного вооружения T.IV был достаточно грозен. Помимо нижней огневой точки ещё две экранированные турели располагались с носовой и средней части фюзеляжа.

Не долго думая, MLD заказали партию из 12 самолётов, при этом прототип должен был стать одновременно первой серийной машиной. Заказ начали выполнять уже в 1927 году, однако постройка всех самолётов растянулась аж до 1930 г. График сдачи готовой продукции выглядел следующим образом: 1927 г. - 1 (код Т-1), 1928 г. - 2 (Т-2 и Т-3), 1929 г. - 4 (Т-4 - Т-7), 1930 г. - 4 (Т-8 - Т-12, последний самолёт был выпущен 30 августа). Как видим, голландцы совершенно не спешили с выпуском новой техники. Столь же неторопливо проводилась и процедура ввода T.IV в эксплуатацию - в 1931 году этими гидросамолётами были оснащены всего две эскадрильи - GVT 9 и GVT 10 (по три T.IV в каждой), базировавшейся в Морокрембангене. При этом голландцы были вполне довольны новыми самолётами и в 1935 году сделали заказ на вторую партию также из 12 экземпляров, предназначавшихся для ВВС Голландской Ост-Индии.

Разумеется, самолёт подвергли модификации, изменив обозначение на T.IVA. Смысл её заключался в замене устаревших моторов Lorraine на мощные американские Wright "Cyclone" SR-1820-F2. Несмотря на относительно невысокие показатели модернизация была признана успешной. В результате 12 новых самолёт отправились по назначению, а морским пилотам в метрополии запланировали дать обновленные T.IV, доведенные до стандарта T.IVA.

Первые "колониальные" гидросамолёты были выпущены в 1936 г. (коды Т-13 - Т-17). В следующем году выпустили ещё четыре самолёта (Т-19 - Т-22), а в 1938 г. сдали последние два (Т-23 и Т-24). Что касается их предшественников, то в течении 1936-1938 гг. на всех машинах была проведена плановая замена двигателей. Как это ни странно, но до начала немецкого вторжения в мае 1940 года сохранилось большинство машин первой серии (Т-3 - Т-7, Т-10 и Т-12). По некоторым данным в период "странной войны" их продолжали использовать по прямому назначению, однако что случилось с ними потом история умалчивает.

Самолёты T.IVA, доставленные с Ост-Индию, находились на боевом дежурстве дольше. Судя по зарубежным источникам к началу 1942 году уцелело 10 машин (Т-15 - Т-24). По три из них находились в составе эскадрилий GVT 11 и GVT 12, один принадлежал летной школе в Сурабайе, а три оставшихся T.IVA использовались для второстепенных целей. До окончания сопротивления удалось дожить лишь двум самолётам (Т-20 и Т-22), которые были уничтожены 2 марта 1942 года.




 ЛТХ:
Модификация   Fokker T.IVA
Размах крыла, м   26.20
Длина, м   17.60
Высота, м   6.00
Площадь крыла, м2   97.80
Масса, кг  
  пустого самолета   4665
  нормальная взлетная   7200
Тип двигателя   2 ПД Wright Cyclone SR-1820-F2
Мощность, л.с.   2 х 750
Максимальная скорость , км/ч   260
Крейсерская скорость , км/ч   215
Практическая дальность, км   1560
Максимальная скороподъемность, м/мин  
Практический потолок, м   5900
Экипаж, чел   4
Вооружение:   по одному 7.9-мм пулемету в носовой, надфюзеляжной и подфюзеляжной позициях;
  бомбовая нагрузка до 800 кг (во внутреннем отсеке или торпеда, закрепленная снаружи под фюзеляжем)


 Доп. информация :


  Фотографии:

 Fokker T.IV с моторами LD 12 Eb
 Fokker T.IV с моторами LD 12 Eb
 Fokker T.IV с моторами LD 12 Eb
 Fokker T.IV с моторами LD 12 Eb
 Fokker T.IV с моторами LD 12 Eb
 Fokker T.IVA
 Fokker T.IVA
 Fokker T.IVA
 Fokker T.IVA

  Схемы:

 Fokker T.IVA
 Компоновочная схема

  Варианты окраски:

 Fokker T.IVA GVT-12  (c) Marek Radomski

 



 

Список источников:

Андрей Крумкач.  Морской поплавковый разведчик Fokker T.IVA
Владимир Котельников. Гидросамолеты Второй Мировой войны 1939-1945
Dutch-Aviation.nl. Fokker Aircraft
T.
Postma, T. Wesselink. De Nederlandse vliegtuigen
Air Warfare Forum :: Fokker T-IV-the first version-the ugliest


Уголок неба. 2013  (Страница:     Дата модификации: )



 

  Реклама:



Rambler's Top100 Rambler's Top100