Уголок неба ¦ Koshiki Army Experimental Three-seat Bomber

Реклама...

    


 
главная авиация первой мировой бомбардировщики
   Army Experimental Three-seat Bomber
       
Разработчик: Koshiki
Страна: Япония
Первый полет: 1927
Тип: Легкий бомбардировщик
  ЛТХ     Доп. информация
   


30 июля 1909 года стало этапным в истории японской авиации. Именно в этот день император Муцухито Мэйдзи издал приказ за номером 207, которым предписывалось основание "Rinji Gunyo Kikyu Kenkyu Kai" - это было оригинальное наименование, дословно - "Комиссии по предварительному исследованию военного воздухоплавания". Часто встречается англоязычное написание - "Provisional Military Balloon Research Association" - аббревиатура PMBRA, что наиболее точно передает смысловую нагрузку данной организации - "Воздухоплавательная ассоциация". Как очевидно из названия, данное учреждение касалось исследования возможности применения летательных аппаратов, главным образом легче воздуха, в военных целях. Впрочем, уже появившиеся на момент 1909 года первые аэропланы, хотя еще и не рассматривались всерьез как потенциальное оружие, но также удостоились внимания императора и были включены в сферу деятельности Комиссии наряду с соответствующими наземными службами.

Первым президентом Ассоциации стал генерал-лейтенант Гайши Нагаока, а его заместителем полковник Джиро Иоуэ со штаб-квартирой этой организации в штабе 7 армейской дивизии. Характерно, что на момент создания Воздухоплавательной ассоциации просвещенный император Мэйдзи всерьез рассчитывал создать универсальную структуру, полезную для всех видов вооруженных сил. В состав руководства Ассоциации вошли 14 членов из армии, флота, Имперского токийского университета и Центральной метеорологической обсерватории.

Но усилия императора остались лишь благими намерениями. Фактическое руководство Ассоциацией армейского генерала стало причиной того, что все разработанные проекты самолетов первых лет существования Ассоциации были отвергнуты флотом. Впрочем, тема соперничества флота и армии хорошо известна и особого внимания не заслуживает.

Вплоть до 1916 года основной деятельностью Ассоциации являлся контроль за импортными закупками авиатехники, модификации и изготовление ряда иностранных образцов, главным образом бипланов Мориса Фармана в Токийском артиллерийском арсенале. На тот момент, производимые Ассоциацией самолеты носили обозначение Kai-shiki - дословно "Ассоциация -Тип" с порядковым номером проекта.

Новые проекты, разработанные местными инженерами, обычно строились в армейском арсенале в Токородзаве. Несколько позднее к деятельности Ассоциации был подключен арсенал артиллерийских боеприпасов в Нагое.

В апреле 1919 года, впрочем, Воздухоплавательная Ассоциация была упразднена, вместо которой появилась Армейская авиационная школа вновь образованного Департамента армейской авиации. Функции нового образования были расширены, а разработки департамента стали носить обозначение Ko-shiki - дословно "Школа -Тип" с порядковым номером проекта вместо старого Kai-shiki.

В первой половине 20-х все исследования и разработка новых самолетов были монополизированы Департаментом исследований армейского авиационного училища Токородзавы. Авиационные двигатели производил завод Чикуза. Планеры изготавливались на оружейных армейских арсеналах в Ацута и Нагоя.

Однако 1 мая 1925 года все разработки на государственных армейских арсеналах были прекращены. С этого момента предписывалось новые разработки военной техники вести на конкурсной основе силами частных компаний, главным образом, широко известных Мицубиси, Накадзима, Аичи и Кавасаки.

Последней разработкой в рамках армейских арсеналов с государственным управлением стал проект трехместного армейского бомбардировщика, участвовавший в конкурсе с частными проектами вышеупомянутых фирм. Конкурс проектов был объявлен как раз перед самым упразднением проектных групп в Департаменте исследований в начале 1925 года, но завершение его произошло уже много позже - в 1927 году. Таким образом, разработанный самолет оказался как бы бесхозным и не получил внутрифирменного обозначения, а будучи не принятым на вооружение, не имел и армейского традиционного обозначения. Уникальный случай в истории авиации!

В начале 1925 г. армия разместила заказ на легкий бомбардировщик, объявив первый конкурс между фирмами Мицусиси, Кавасаки и Накадзима. Параллельно, вне зависимости от условий конкурса Департамент исследований авиационного училища Токородзавы взялся за проектирование своего последнего проекта.

В рамках конкурсных работ Мицубиси представила два проекта - бюджетный вариант - цельнодеревянный легкий бомбардировщик 2MB1 - армейскую версию палубного торпедоносца В1М Тип 13 и более капитальную разработку немецкого инженера доктора Александра Бауманна - цельнометаллический 2MB2 "Washi".

Кавасаки представил военную версию импортируемого из Германии транспортного самолета Дорнье Do-C “Комет". Накадзима предложила французский проект лицензионного Брэге Bre.19B.2.

В итоге в серию был запущен проект Мицусиби 2MB1, получивший внутриармейское обозначение Тип 87.

Департамент исследований авиационного училища Токородзавы для оказания помощи в разработке своего проекта обратился за помощью к известному немецкому конструктору доктору Ричарду Фогту, который на тот момент работал в Японии по приглашению фирмы Кавасаки с марта 1923 года.

Фогт дал согласие на работу и, фактически будучи сотрудником Кавасаки параллельно подписал контракт с Департаментом технических наук штаба армейской авиации - логическим преемником упраздненного к тому времени проектного бюро Департамента исследований авиационного училища Токородзавы. Территориально работа над бомбардировщиком велась на площадях Артиллерийского арсенала в Токио.

Машина представляла собой довольно большой цельнометаллический полутораплан с дюралевой обшивкой фюзеляжа и полотняной - крыльев. Межкрыльевые стойки -W-образные. Элероны имелись только на верхнем крыле.

На самолете установили 12-цилиндровый V-образный мотор BMW VI номинальной/взлетной мощностью 450/600 л.с., выпускавшийся по немецкой лицензии фирмой Kawasaki.

Экипаж, состоявший из пилота, наблюдателя-бомбардира и воздушного стрелка, располагался в отдельных открытых кабинах. Вооружение состояло из двух 7,7-мм пулеметов "Виккерс" - синхронного и турельного. Масса бомбовой нагрузки, размещаемой на держателях под фюзеляжем и нижним крылом, достигала 500 кг.

В 1927 году были изготовлены два прототипа бомбардировщика, которые представляли весьма прогрессивную для своего времени цельнометаллическую конструкцию. Трехместный полутораплан конструкции Фогта был признан самым передовым из всех проектов, но на тот момент уже серийно строился бомбардировщик Мицубиси Тип 87.

В японских документах проект бомбардировщика Фогта фигурировал под обозначением "Rikugun no shisei Daburu bakugeki-ki Kawasaki/Vogt" - дословно, "Опытый трехместный бомбардировщик армии Кавасаки-Фогта", хотя справедливости ради, упоминание фирмы Кавасаки тут было притянуто за уши. Фогт занимался разработкой машины в рамках, как бы сейчас сказали, халтуры, и выполнив работу, вернулся к проектам собственно фирмы Кавасаки.

Доводкой машины занялся инженер Департаментом технических наук штаба армейской авиации Нарио Андо. Но в 1929 году работы по этой машине были прекращены, а в серию был запущен другой проект Рихарда Фогта - Кавасаки KDA-2 Тип 88 - универсальной и очень удачной машины, строившейся большой серией в качестве и бомбардировщика, и разведчика и долгие годы потом составлявшей основу армейской бомбардировочной авиации Японии. Характерно, что Тип 88 Фогта внешне с определенных ракурсов весьма напоминал разработанный им бомбардировщик армейского департамента, что, впрочем, не удивительно - работа над машинами шла практически параллельно. Тип 88 при том же двигателе Kawasaki BMW VI оказался почти на полтонны тяжелее и хотя нес вдвое меньшую бомбовую нагрузку, динамика его оказалась значительно лучше, что и решило в его пользу.





 ЛТХ:
Модификация   Army Experimental Three-seat Bomber
Размах крыла, м   15.00
Длина, м   12.00
Высота, м   3.40
Площадь крыла, м2  
Масса, кг  
  пустого самолета   2221
  нормальная взлетная   3676
Тип двигателя   1 ПД Kawasaki BMW VI
Мощность, л.с.   1 х 600
Максимальная скорость , км/ч   200
Крейсерская скорость , км/ч   170
Продолжительность полета, ч.мин   4.30
Практический потолок, м   6000
Экипаж, чел   3
Вооружение:   один передний 7.7-мм синхронных пулемета Vickers и  один 7.7-мм   пулемет Vickers на подвижной турели в задней кабине
  до 500 кг


 Доп. информация :


    Фотографии:

 Army Experimental Three-seat Bomber
 Army Experimental Three-seat Bomber

 



 

Список источников:

Евгений Аранов. Предвоенные армейские бомбардировщики Японии
Арсенал-Коллекция. Иван Холмских. Очерк развития армейских легких бомбардировщиков  в Японии
Naval Institute Press. Robert C. Mikesh, Shorzoe Abe. Japanese aircraft 1910 to 1941 
Shuppan Kyodo. Encyclopedia of Japanese aircraft


Уголок неба. 2016 



 

  Реклама: