Реклама...

    


 
главная беспилотные аппараты
   Taranis
       
Разработчик: BAe
Страна: Великобритания
Первый полет: 2013
Тип: Ударный БПЛА
  ЛТХ     Доп. информация
   


Экспериментальный малозаметный ударно-разведывательный БПЛА BAE "Taranis" впервые был показан журналистам 19 июня 2012 г. Первый полет БПЛА состоялся 10 августа 2013 г. в Австралии, потом новостей о программе было немного. Интерес к БПЛА "Taranis" возрос после 16 июля 2018 г., когда министр обороны Великобритании представил на авиасалоне в г. Фарнборо полномасштабный проект возможного варианта будущего истребителя шестого поколения "Tempest". Специалисты считают, что в программе "Темпест" будут применены технологии, которые создаются в рамках проекта "Taranis".

"Taranis" - это совместный частно-государственный проект, в котором 70% средств вкладывает правительство страны, 30% - компания "BAE Systems" и производители оборудования. Полная сумма расходов неизвестна, но к концу января 2014 г. затраты на программу уже составили 185 млн фнт. ст.

Как и другие малозаметные БПЛА, в том числе Lockheed Martin RQ-170 " Sentinel", Nortrop Grumman X-47, nEUROn и "Охотник", "Taranis" построен по схеме летающего крыла со стреловидными консолями и плавными обводами. Стреловидность по передней кромке крыла весьма велика: 60º.

По некоторым данным, в передней кромке крыла применены сотовые материалы, обеспечивающие поглощение радиоволн в толстом слое конструкции. Их радиоплотность растет по направлению от обшивки внутрь крыла, что, кроме прямого поглощения волн, снижает краевую дифракцию и тем самым дополнительно уменьшает ЭПР.

Воздухозаборник ТРД треугольного сечения размещен на верхней поверхности фюзеляжа. Вероятно, такое необычное сечение выбрано в качестве компромисса между требованиями аэродинамиков и двигателистов и стремлением уменьшить ЭПР, в том числе при облучении РЛС воздушного базирования. В продольном разрезе канал воздухозаборника имеет изогнутую S-образную форму, что защищает вентилятор от прямого облучения РЛС самолетов, даже если они направлены прямо в лоб БПЛА с большой высоты.

В фюзеляже БПЛА установлен один двухвальный ТРДД Adour 951 тягой 44 кН, такой же, как на учебном самолете BAE "Advance Hawk" - наиболее современном варианте в большом семействе "Хоков", совершившем первый полет в июне 2017 г. ТРДД разработан французской компанией "Turbomeca" и производится по лицензии британской фирмой Rolls-Royce. Этот вариант ТРДД имеет полностью цифровое управление (FADEC), что упрощает его интеграцию в систему управления БПЛА. Канал плоского сопла также изогнут в продольной плоскости, что защищает от облучения РЛС турбину при виде сзади.

Кроме основного воздухозаборника, на верхней поверхности есть еще два маленьких. Вероятно, они предназначены для питания ВСУ и/или охлаждения электроники. Неясно, почему нельзя было отбирать воздух из канала основного воздухозаборника, ведь любое отверстие в обшивке неизбежно приводит к росту ЭПР.

В конструкции планера применены и углепластики, и металлы, о конкретном распределении материалов не сообщается. В процессе эксплуатации серийных БПЛА выяснилось, что электронные системы требуют для надежной работы заземления, а для этого корпус аппарата должен иметь достаточно высокую емкость. Поэтому, например, в БПЛА RQ-4B "Global Hawk", консоли крыла сделаны из КМ, а фюзеляж - дюралюминиевый. Возможно, планер БПЛА "Taranis" сконструирован подобным образом.

Управление осуществляется с помощью элевонов и дифференциальных интерцепторов на верхней и нижней поверхности каждой консоли. В отличие от большинства других самолетов и БПЛА, интерцепторы расположены близко к передней кромке консоли.

Так как "Taranis" является экспериментальным БПЛА, для него не создавали специальное шасси, а использовали стойки от истребителя SAAB JAS 39 "Gripen". Подобный подход - использование шасси от серийного самолета - применили и на первом экземпляре российского малозаметного БПЛА "Охотник". Вместе с тем, приняты меры для уменьшения ЭПР створок отсеков шасси - они имеют пилообразные края. Но громоздкие основные стойки потребовали сделать "выколотку" по линии сопряжения крыла и фюзеляжа - канала воздухозаборника, что, конечно, не могло не повлиять на ЭПР.

На известных снимках БПЛА "Taranis" в носу установлена штанга с ПВД и датчиками угла атаки. Она сильно увеличивает ЭПР. Очевидно, что штанга установлена только на время первых полетов для калибровки штатных приборов, как это делается и при испытании других самолетов. На прототип нанесли номер ВВС Великобритании ZZ250 и сине-красную кокарду.

Утверждается, что после запуска двигателя БПЛА "Taranis" действует самостоятельно, используя встроенные карты аэродрома, карты местности и информацию от навигационной системы. Он самостоятельно рулит, останавливается перед ВПП и, получив от руководителя полетов разрешение на взлет, взлетает. Однако, во избежание столкновения с подвижными препятствиями, за БПЛА постоянно наблюдает наземный экипаж: пилот и командир. Командир не занимается пилотированием, в том числе при взлете и посадке, но определяет маршрут, режим полета, приоритетные цели для разведки и т.д.

Полет в штатном режиме также осуществляется автономно, при этом связь с наземным центром может поддерживаться через спутниковые каналы. Предусмотрен и полет в режиме полного радиомолчания. Несмотря на то, что в данном случае разведданные станут доступны только после возвращения БПЛА, это может помочь проникнуть в зоны с сильной ПВО. Не сообщается, способен ли БПЛА автономно принимать решения о применении оружия.

В связи с высокой секретностью программы, испытания БПЛА "Taranis" с мая 2013 г. проводили на полигоне "Вумера". Он находится на северо-западе австралийской провинции Южная Австралия, в пустынной ненаселенной местности. Площадь полигона - 124 тыс км2, это в три с лишним раза больше площади Московской области. Еще одно преимущество полигона в том, что на нем имеются многочисленные РЛС, работающие в разных частотных диапазонах. Есть и аэродром, где могут базироваться самолеты, облучающие БПЛА своими РЛС. Имеются и поворотные столы, установленные на высоких мачтах. Помещенный на такой стол БПЛА может быть быстро облучен одной неподвижной РЛС с разных ракурсов. Все это позволило быстро и относительно недорого получить обширные данные об ЭПР при разных ракурсах, высотах и режимах полета.

Представители фирмы BAE утверждают, что в Австралии успешно проведены все три запланированных ранее этапа летных испытаний. При этом были проверены летные характеристики БПЛА, его ЭПР, алгоритмы автономного полета, управляемость в радиокомандном режиме, отработаны процедуры наземного обслуживания. Сейчас прототип БПЛА вернули на а/б "Уортон" в гр. Ланкашир, Великобритания. В ближайшее время новых полетов БПЛА не планируется.

Будет ли фирма BAE создавать серийный малозаметный аппарат с использованием полученного при разработке БПЛА "Taranis" и более раннего БПЛА "Коракс" опыта, или технологии найдут применение только при проектировании опционально пилотируемого истребителя "Темпест", пока неизвестно.





 ЛТХ:
Модификация   Taranis
Размах крыла, м   10.00
Длина, м   12.43
Высота, м   4.00
Масса, кг  
  пустого  
  взлетная   8000
Тип двигателя   1 ТРД Adour 951
Тяга, кН   1 х 44.00
Максимальная скорость, км/ч   M>1
Крейсерская скорость, км/ч   950
Продолжительность полета, ч  
Практический потолок, м   11500
Полезная нагрузка:  


 Доп. информация :


 Фотографии:

 Taranis      (c) BAE Systems
 Taranis      (c) BAE Systems
 Taranis      (c) BAE Systems
 Taranis      (c) BAE Systems
 Taranis      (c) Chris Pocock
 Taranis      (c) BAE Systems
 Taranis      (c) BAE Systems
 Taranis рядом с Eurofighter      (c) BAE Systems

  



 

Список источников:

Russiandrone.ru. Ю.В.Кузьмин. Великобритания БПЛА "Таранис"
Baesystems.com. Taranis

Airforce-technology.com. Taranis Unmanned Combat Air Vehicle (UCAV) Demonstrator
Air International 2019-05. Mark Ayton. Made in England : Taranis


Уголок неба. 2020  (Страница:     Дата модификации: )



 

  Реклама: