Уголок неба ¦ Rutan (Scaled Composites) Raptor

Реклама...

    


 
главная беспилотные аппараты
   Raptor
       
Разработчик: Rutan (Scaled Composites)
Страна: США
Первый полет: 1993
Тип: Многоцелевой БПЛА
  ЛТХ     Доп. информация
   


В рамках программы  компанией Scaled Composites" намечалось создать беспилотный летательный аппарат (БЛА), который должен был до 48 часов патрулировать в назначенном районе на высоте около 20 км.

Среди проектов Берта Рутана (Burt Rutan) насчитывается около двух десятков беспилотных летательных аппаратов (БПЛА), а также аппаратов, по разным причинам не доведенных до летного состояния. Среди них я решил описать лишь несколько, в частности, проекты RAPTOR (Responsive Aircraft Program for Theater Operations), поскольку в них были реализованы возможности как для пилотируемого, так и для беспилотного полетов.

Когда я впервые увидел снимок Raptor D-1 с пилотом, свесившим ногу за борт, я решил, что снимок сделан в момент перед прыжком с парашютом в аварийной ситуации. Оказалось, что я не прав - D-1 был спроектирован как БПЛА, но на этапе его летных испытаний было оборудовано седло для пилота с обтекателем за его спиной для того, чтобы испытать аппарат в пилотируемом режиме. Всего было испытано два таких аппарата, причем один был потерян из-за отказа сервопривода БПЛА, а во втором место для пилота было устроено уже внутри фюзеляжа. Тем не менее, факт управления "Ящером" пилотом, сидящим на седле, как в цирке, остался в истории проектов Рутана. Такое решение было принято не ради экстравагантности, а для сокращения сроков выполнения проекта и его стоимости.

Свое название Raptor получил из-за первоначального назначения уничтожать боеголовки баллистических ракет на активном участке, хотя от этой идеи впоследствии отказались, и БПЛА был переориентирован на мирные цели. На начальном этапе проект имел еще и название "Колчан".

Инициатором проекта было BMDO (сегодня Агентство противоракетной обороны, MDA) и Ливерморская лаборатория, которая занималась разработкой систем противоракетной обороны (ПРО). Концепцию нового вооружения разработал доктор Николас Колелла (Nicholas J. Colella), который предложил вооружить высотные беспилотники гиперзвуковыми ракетами Talon (скорость 9M). В частности, Raptor должен был нести две такие ракеты общей массой 68 кг.

5 июня 1992 г. Scaled Composites подписала контракт на разработку самолета, а через 10 месяцев, 27 апреля 1993 г., взлетел первый Raptor, пилотируемый Дагом Шейном (Doug Shane).

К этому моменту на проект было затрачено 800 тысяч долларов, что в то время оценивалось как очень скромные затраты.

Не буду описывать, как предлагалось использовать беспилотник для уничтожения ракет, остановлюсь на особенностях конструкции его планера.

Как и другие летательные аппараты Рутана, он был изготовлен из трехслойных панелей с сотовым заполнителем. В качестве материалов широко использовали углепластик и пенопласт. Систему компьютерного управления полетом, навигации и автопилот разработала Ливерморская лаборатория. Для повышения высотности поршневых двигателей Rotax субподрядчики RPM и ТМС спроектировали и испытали систему двухступенчатого турбонаддува. Первоначально на Raptor устанавливали Rotax 912 мощностью 80 л.с., затем - более мощный Rotax 914.

Предполагалось запускать БПЛА с автомобиля с посадкой на специальные полозья на фюзеляже. Двухлопастный винт перед посадкой должен был устанавливаться в горизонтальное положение, а посадка осуществляться с выключенным двигателем. Такая система предлагалась, чтобы обеспечить взлет с двухлопастным винтом большого диаметра (4,27 м) и была ориентирована на максимальное снижение массы конструкции. Однако на фотографиях виден трехлопастный воздушный винт небольшого диаметра и неубирающееся шасси (основные опоры на дугообразной рессоре, традиционная носовая стойка под капотом двигателя), которые использовали на начальном этапе для оценки устойчивости, управляемости и летных характеристик "Ящера". Испытания двигателей с турбонаддувом провели в барокамере Ливерморской лаборатории до высоты 70 тысяч футов (21340 м). В первом варианте силовой установки была реализована одноступенчатая система турбонаддува, во втором, с двигателем Rotax 914, - двухступенчатая. На начальных этапах испытаний использовался двигатель без турбонаддува.

С апреля 1993 по февраль 1994 г. первый Raptor выполнил 19 полетов, когда он разбился из-за отказа сервомеханизмов в системе управления. Второй Raptor взлетел 23 августа 1994 года. Как уже было сказано, он имел более широкий фюзеляж, в котором была оборудована одноместная кабина для пилотируемых полетов. К тому времени от идеи использовать БПЛА для уничтожения боеголовок баллистических ракет отказались, с 1995 г. Raptor D-2 включили в программу NASA Sensor Technology (ERAST) для исследования эффективности применения высотных беспилотников, мониторинга экологии планеты и использования в качестве ретрансляторов. Типичное оборудование БПЛА в этом случае составлял спутниковый транспондер, а продолжительность полета должна была находиться в диапазоне от 12 до 72 часов. В конце 1996 г. Raptor использовали для оценки пригодности БПЛА для слежения и ретрансляции спутниковых данных. А в августе 1998 г. на аппарате испытали трехкратно дублированную систему управления БПЛА в высотных полетах.

Интересно, что в период работы по проекту Raptor/Talon в Scaled Composites рассматривали возможность создания беспилотного аппарата грузоподъемностью 48 кг, работавшего на солнечных батареях, энергия которых приводила во вращение шесть электродвигателей. Испытания проводили только на аккумуляторах, так как эффективных солнечных батарей в то время не было. Но главное, аппарат не был пригоден для полетов ночью, поэтому проект RAPTOR/Pathfinder не получил дальнейшего развития.




 ЛТХ:
Модификация   Raptor
Размах крыла, м   20.04
Длина, м   7.62
Высота, м  
Площадь крыла, м2   17.46
Масса, кг  
  пустого   367
  взлетная   853
Тип двигателя   1 ПД Rotax 914
Мощность, л.с.   1 х 100
Максимальная скорость, км/ч   148
Практическая дальность, км   278
Продолжительность полета, ч   4-8
Практический потолок, м   20000


 Доп. информация :


  Фотографии:

 Первый демонстратор Raptor
 Второй демонстратор Raptor
 Берт Рутан возле второго демонстратора Raptor

  



 

Список источников:

Авиация Общего Назначения 2016-02. Сергей Арасланов. Самолеты Рутана
de Agostini. Мировая Авиация. Самолеты Scaled Composites
Stargazer. Scaled Model 226
Scaled.com. Raptor


Уголок неба. 2018 



 

  Реклама: