Уголок неба ¦ Boeing QB-17 (BQ-7)

Реклама...

    


 
главная беспилотные аппараты
   QB-17 (BQ-7)
       
Разработчик: Boeing
Страна: США
Первый полет: 1944
Тип: Многоцелевой БПЛА
  ЛТХ     Доп. информация
   


Не менее 25 Flying Fortress поздних выпусков (главным образом B-17F и пять В-17G) были переоборудованы в радиоуправляемые летающие бомбы под обозначением BQ-7. Они были разработаны для применения против пусковых площадок немецких крылатых ракет V-1, бетонных бункеров для подводных лодок и других укреплений, которые не удавалось разрушить обычными бомбардировками.

Идея таких самолетов пришла в голову одному из офицеров USAAF имя которого неизвестно. Для этих целей он предложил переоборудовать изношенные В-17. Эта идея была доложена генерал-майору Джеймсу Дулиттлу (James Doolittle) и 26 июня 1944 года она была одобрена под кодовым названием операция "Афродита" (Operation Aphrodite). Ответственность за подготовку и полет беспилотного летательного аппарата была возложена на 3-й Bombardment Division, командование которого поручило эту работу личному составу 562 эскадрильи 388-й BG на базе Honington в графстве Суффолк (Великобритания).

С отобранных для проекта B-17 снималось все вооружение и военное оборудование и помещалось до 20000 фунтов (9144 кг) взрывчатого вещества. Каждый беспилотный бомбардировщик был оснащен системой радиоуправляемого полета известный как Double-Azon. Одна телевизионная камера была установлена в кабине пилотов и передавала изображение главной приборной панели на летящий позади самолет управления. Вторая телекамера была установлена внутри плексигласовой носовой части. С помощью этой камеры на телевизионный монитор в самолете управления передавался вид земли, чтобы машина могла быть направлена на цель. Поднимал самолет в воздух экипаж из двух добровольцев. Они набирали высоту 2000 футов, направляли самолет в сторону цели, активировали взрыватели боеголовки, а затем передав управление ведущему самолету (он летел на 20000 футов выше) покидали самолет с парашютами. К моменту покидания В-17 продолжал находиться над территорией Великобритании. С самолета снимался фонарь кабины пилотов, что давало возможность быстро и беспрепятственно покинуть машину. После этого управляющий B-17 вел BQ-7 к цели на континенте и, направив его на цель, возвращался обратно.

После завершения учебной эскадрилья с 10 беспилотными летательными аппаратами и четырьмя самолетами управления перебазировалась на аэродром Вудбридж (Woodbridge), который был в нескольких милях от побережья Суффолка (на северо-восток от Лондона). Через некоторое время часть была переведена на маленький аэродром Ферсфилд (Fersfield) в 25 милях от Вудбриджа в строго изолированном районе.

Первый боевой вылет состоялся 4 августа. Целью была пусковые площадки V-1 в районе Pas-de-Calais. Вначале взлетели два самолета управления и два беспилотных летательных аппарата. Но один из беспилотных летательных аппаратов вышел из под контроля вскоре после того, как первый член экипажа выпрыгнул с парашютом. Самолет упал около прибрежной деревни Orford, уничтожив два акра леса и вырыв огромную воронку. Тело другого члена экипажа никогда не было найдено. Второй беспилотный летательный аппарат был успешно послан к Pas-de-Calais. Но как только беспилотный летательный аппарат приблизился к цели, облака затенили телевизионное изображение из носовой части и самолет промахнулся на 500 футов. Вторая стадия операции прошла не намного лучше. Один BQ-7 из-за сбоя в системе управления был сбит на подходе к цели немецкой зенитной артиллерией. Второй упал в 500 ярдах от цели.

6 августа была предпринята вторая атака силами двух BQ-7 и четырех самолетов управления против пусковых площадок V-1 на территории Франции. Экипажи покинули самолеты без проблем, но через несколько минут один из беспилотных летательных аппаратов вышел из под контроля и врезался в море. Другой беспилотный летательный аппарат также вышел из под контроля и, покружившись над индустриальным районом Ipswich, полетел в сторону моря и совершил вынужденную посадку на воду.

После этих ранних неудач генерал Дулиттл решил приостановить выполнение дальнейших полетов до выяснения причин неудач. Большинство специалистов обвинило в неудачах систему радиоуправления Double-Azon и рекомендовало попробовать новую систему под названием "Castor". В некоторых источниках BQ-7 с системой "Castor" проходят под обозначением MQ-17G.

Первая атака с использованием системы "Castor" была выполнена против цели на острове Гельголанд (Heligoland). Неудачи начали преследовать почти сразу – парашют пилота одного из беспилотных летательных аппаратов не открылся и он погиб. Однако беспилотный летательный аппарат долетел до Гельголанда, но упал приблизительно 100 ярдах от цели. Причиной промаха, скорее всего, стал огонь зенитных орудий немцев. Следующий вылет был направлен против целей на Heide и Hemmingstedt. Один BQ-7 не попал в цель из-за дизориентации, вызванной помехами на телевизионном мониторе, а второй – работал со сбоями и совершил вынужденную посадку на воду.

Дальнейшие атаки Гельголанда были проведены в октябре и имели лишь ограниченный успех. Один беспилотный аппарат был сбит зенитными орудиями. Второй самолет вышел из под контроля и кружил над Северным морем пока не выработал топливо, а затем упал в воду. Оператор третьего беспилотного аппарата не смог разглядеть цель из-за плохой видимости и направил BQ-7 в направлении Берлина. Только четвертый аппарат упал рядом с целью, причинив ей некоторые повреждения.

27 октября штаб стратегических военно-воздушных сил (Strategic Air Forces) США в Европе пришел к выводу о неэффективности атак BQ-7 против трудных целей и решил, что дальнейшими целями для BQ-7 станут индустриальные районы в больших городах Германии. Первым боевым вылетом против новых целей стала атака 5 декабря железнодорожного узла западнее Ганновера (Hannover). Из-за сложных метеорологических условий, первый BQ-7 не смог найти главную цель и был сбит зенитками при приближении к запасной цели. Второй BQ-7 после падения не взорвался, предоставив немцам возможность досконально изучить конструкцию. Последней атакой в ходе операции "Афродита" стала атака 20 января 1945 года электростанции в Ольденберге (Oldenberg). Оба беспилотных летательных аппарата упали в нескольких милях от цели. После этой атаки операция "Афродита" была прекращена как невыполнимая.

Операция "Афродита" принесла гораздо больший вред союзникам, чем фашистской Германии. Главной причиной неудачи проекта стало несовершенство использовавшихся аппаратных средств ЭВМ, доступных в 1944 году.

Вопреки расхожему мнению, BQ-7 не был ответственным за смерть Джозефа Кеннеди-младшего (Joseph P. Kennedy, Jr). Старший брат будущего президента США погиб на Consolidated PB4Y-1 – морской версии тяжелого бомбардировщика B-24 Liberator в ходе выполнения аналогичной операции "Project Anvil".

Многие списанные B-17 использовались после войны в роли дистанционно управляемых беспилотных летательных аппаратов. Первым послевоенным использованием беспилотного летательного аппарата на основе Flying Fortress были полеты вблизи или через грибы пыли и дыма после испытаний ядерного оружия. В мае 1946 года шестнадцать взятых со складов B-17 были конвертированы в беспилотные летательные аппараты с дополнительным теле- и радиооборудованием, радаром и другим оснащением. Шесть других В-17 были конвертированы в диспетчеры беспилотных летательных аппаратов. Большинство работ было выполнено в модернизационном центре San Antonio Air Depot на авиабазе Kelly Field в штате Техас. Первое из этих ядерных испытаний имело место в июле 1946 года в южной части Tихого океана (у атолла Eniwetok) под кодовым названием "Operation Crossroads".

В 1948 году самолеты-диспетчеры переименовали в DB-17G, а беспилотные летательные аппараты в QB-17G. Дальнейшие ядерные испытания с участием В-17 проводились в 1952 году. Беспилотные летательные аппараты использовались прежде всего 3205-й Группой беспилотных летательных аппаратов (Drone Group) на авиабазе Eglin AFB (штат Флорида).

Обозначение QB-17L было дано списанным B-17G, которые были использовались в течение ряда послевоенных лет для как радиоуправляемые беспилотные летательные аппараты для различных испытаний, обычно как цели для ракет. Иногда они оборудовались телевизионными камерами для обеспечения вида приближающейся ракеты. Обычно они были окрашены в яркий красно-оранжевый цвет с черными диагональными полосами для улучшения видимости. Их серийные номера получили приставку 0, что обозначало устаревший самолет. QB-17L в основном были конвертированы из новых B-17, которые были направлены на хранение непосредственно с завода-изготовителя. Кроме этого QB-17L получали путем конвертации списанных В-17 и DB-17.

Большинство QB-17L было уничтожено в качестве целей для ранних противовоздушных ракет Nike Ajax или ракет класса "воздух-воздух" Hughes Falcon. QB-17L использовались для различных беспилотных испытаний с разрушением опытного образца типа испытаний на аварийное приводнение, выполненных NACA в заливе Сан-Франциско. Последний полет связки DB-17/QB-17 состоялся 6 августа 1959 года, когда QB-17 No. 44-83727 был уничтожен ракетой Falcon, выпущенной с истребителя F-101 Voodoo. Последний QB-17L был разрушен ракетой IM-99 Bomarc в 1960 году.

Беспилотный летательный аппарат QB-17N был подобен QB-17L, но имел другую систему наведения и не имел телекамер на борту. Оптическое оборудование слежения было смонтировано в съемных контейнерах на законцовках крыльев. Контейнеры были оборудованы пироболтами и парашютами для сохранения испытательных данных в случае потери беспилотного летательного аппарата.

Обозначение DB-17P давалось устаревшему B-17G, конвертированному в самолет управления беспилотными летательными аппаратами. Они часто использовались для управления беспилотными мишенями QB-17L и N в ходе испытаний ракет. Когда потребность в самолетах управления снизилась, лишние DB-17P были конвертированы до конфигурации беспилотного летательного аппарата QB и уничтожены в ходе испытаний.

Последний самолет управления на основе Flying Fortress (No. 44-83684) был направлен на хранение на авиабазу Davis-Monthan AFB в августе 1959 года. В 1960 году немногие уцелевшие диспетчеры беспилотных летательных аппаратов DB-17P были переданы различным музеям типа Air Force Museum в Дайтоне (штат Огайо) и Planes of Fame Museum в Chino (штат Калифорния).

 





 ЛТХ:
Модификация   QB-17L
Размах крыла, м   31.62
Длина, м   22.66
Высота, м   5.84
Площадь крыла, м2   131.92
Масса, кг  
  пустого   16300
  взлетная   27200
Тип двигателя   4 ПД Wright R-1820-97 Cyclone с ТК General Electric B-22
Мощность, л.с.  
  взлетная   4 х 1200
  максимальная   4 х 1380
Максимальная скорость , км/ч   462
Практический потолок, м   10850


 Доп. информация :


 Фотографии:

 B-17F переделанный в BQ-7
 B-17G ставший QB-17G
 B-17G
 B-17G
 B-17G
 B-17G
 Подготовка к взлету QB-17L
 QB-17N
 QB-17N
 Диспетчер DB-17P

  Схемы:

 Схема установки антенн на QB-17

  Варианты окраски:

 B-17F переделанный в BQ-7   (c) Chris Sandham-Bailey
 QB-17G    (c) Juanita Franzi
 QB-17N  3225th Drone Squadron    (c) Juanita Franzi

 



 

Список источников:

Иван Малышев. Boeing B-17 Flying Fortress
Эксмо. Роберт Джексон. B-17 Летающая крепость
Aircraft Profile 205. Roger A. Freeman. Boeing B-17G Flying Fortress (Перевод А. Плахова, редакция В.Моисеева)
Designation-systems.net. Boeing QB-17 (Q-7)
Aviation Classics No.8.
Boeing B-17 Flying Fortress
Alwyn T. Lloyd.
B-17 Flying Fortress in detail & scale
Monografie Lotnicze 90. Wawrzyniec Markowski. Boeing B-17 Flying Fortress
Flugzeug Classic 2020-04. Wolfgang Mühlbauer. Ferngesteuert im Atompilz


Уголок неба. 2020 



 

  Реклама: