Уголок неба ¦ General Dynamics FB-111

Реклама...

    


 
главная послевоенная авиация бомбардировщики
   FB-111
       
Разработчик: General Dynamics
Страна: США
Первый полет: 1967
Тип: Средний стратегический бомбардировщик
  ЛТХ     Доп. информация
   


Во многом унифицированный с истребителем-бомбардировщиком F-111А стратегический бомбардировщик FB-111A paзрабатывался как замена устаревающему В-58А и рассматривался как временный тип до принятия на вооружение машины, проектировавшейся по программе AMSA (будущего В-1 А). Решение о его создании приняли в 1965 г., проектирование этой модификации вели с 1966 г.

Бомбардировщик отличался от F-111A крылом увеличенного размаха (с удлиненными консолями от палубного F-111B), усиленной конструкцией планера и составом БРЭО.  Самолет получил цифровой прицельно-навигационной системой Mark IIB (плюс РЛС управлением вооружения AN/APQ-144) и воздухозаборниками с изменяемой геометрией Triple Plow II. Стойки шасси усилили, но размеры колес сохранили, как у предшественника. Самолет оснащался модифицированными двигателями TF30-P7 тягой по 9055 кгс и новыми воздухозаборниками, отодвинутыми на 100 мм от фюзеляжа и с центральным телом иной конструкции; окна подпитки воздухом закрывались створками, открывавшимися внутрь, а не подвижными панелями. Такая доработка позволила снять ранее существовавшие ограничения на максимальную скорость. Первоначально хотели увеличить экипаж до трех человек, но стремление к максимальной унификации победило и делать этого не стали.

Длина фюзеляжа увеличилась на 0,63 м. Под крылом монтировались шесть пилонов наружной подвески. Два из них размещались под неподвижной частью крыла и четыре - под консолями. Последние разворачивались по потоку, следуя за движением поворотных частей крыла. Емкость внутренних топливных баков составляла 21 243 л (с учетом баков в бомбоотсеке). Дополнительно на пилонах могли подвешиваться шесть сбрасываемых топливных баков по 2270 л. Взлетный вес машины оценивался в 54 105 кг.

В состав БРЭО бомбардировщика входили навигационно-бомбардировочная система Мк.2В, включавшая РЛС управления оружием AN/APQ-114, РЛС следования рельефу местности AN/APQ-134 (позволявшая лететь на высоте 90 м), доплеровская РЛС AN/APQ-185, астрокомпас ASQ-119, I4HCAJN-16, радиовысотомер ANP-167. На борту устанавливалась ЭВМ СР-2.

FB-111А мог нести шесть ядерных бомб типов В43, В57 или В61 - две в отсеке вооружения и четыре на поворотных пилонах. Основным же оружием бомбардировщика считались управляемые ракеты AGM-69A SRAM с ядерной боевой частью - до шести штук. Две ракеты размещались внутри бомбоотсека, четыре - на поворотных пилонах. Неподвижные пилоны предназначались только для подвески баков. Самолет мог использовать и неядерное оружие: до 24 бомб М117А по 340 кг или до 24 бомбовых кассет GBU-52B. Максимальная боевая нагрузка - около 10 000 кг.

Осенью 1966 г. в опытные образцы FB-111A начали дорабатывать два серийных F-111A. Первый из них поднялся в воздух 30 июля 1967 г. Первый и второй самолеты были оснащены двигателем  Pratt & Whitney TF30-P-12А и еще не имели системы Mark IIB. Эти самолеты и последующие четыре были использованы для испытательных полетов.

Первоначально перспективы машины казались отличными. Еще в декабре 1968 г министр обороны США объявил о планах постройки 263 бомбардировщиков. Ими намеревались вооружить 14 эскадрилий.

Первый серийный FB-111A выпустили 13 июля 1968 г., поставки самолетов в ВВС начались 8 октября 1969 г. Но более тщательная оценка возможностей машины показала, что «настоящего» стратегического бомбардировщика из нее не получилось. Дальность полета и боевую нагрузку оценили как недостаточные. Нанесение эффективного удара через океан FB-111A оказалось не по силам. Однако они могли размещаться на заграничных базах в Англии или Японии, откуда вполне могли «дотянуться» до целей в СССР. Заказ урезали до 76 самолетов.

Производство бомбардировщиков завершили в июне 1971 г., выпустив все предусмотренные 76 FB-111A. Каждый из них обошелся в 12,5 млн долларов.

Впоследствии самолеты несколько раз проходили доработки. На них ввели приемник предупреждения о радиолокационном облучении AN/ALE-62 и систему РЭБ AN/ALQ-137. Появилась система автоматической защиты от сваливания на крыло. В 1983 г. БРЭО прошло модернизацию, в результате которой средняя наработка на отказ по навигационно-бомбардировочной системе увеличилась с четырех часов до сорока.

 





 ЛТХ:
Модификация   FB-111A
Размах крыла, м   21.34
Длина самолета, м   23.04
Высота самолета, м   5.22
Площадь крыла, м2   51.10
Масса, кг  
  пустого самолета   14624
  максимальная взлетная   54090
Тип двигателя   2 ТРДДФ Pratt Whitney TF30-Р-7
Тяга, кгс  
  на форсаже   2 х 9230
  максимальная   2 х 5670
Максимальная скорость, км/ч  
  на высоте   2338
  у земли   1350
Перегоночная дальность, км   7702
Практическая дальность, км   4025
Максимальная скороподъемность, м/мин   7138
Практический потолок, м   15320
Экипаж, чел   2
Вооружение:   боевая нагрузка - 17010 кг в бомбоотсеке и наружных узлах подвески:
  6 УР AGM-69A SRAM и свободнопадающие бомбы (включая ядерные B43, B61 или B77)


 Доп. информация :


  Чертеж "General Dynamics F-111 (2)"
  Фотографии:

 Прототип FB-111A
 Прототип FB-111A
 Первый серийный FB-111A
 FB-111A
 FB-111A (с) James O'Rear
 FB-111A
 FB-111A
 FB-111A (с) Frank C. Duarte Jr.
 FB-111A (с) Alex Christie
 FB-111A
 FB-111A
 FB-111A наносит бомбовый удар
 Арсенал FB-111A
 Кабина пилота FB-111A (c) Mike Bates

 Схемы:

 FB-111A
 Схема подвески вооружения

 Варианты окраски:

 FB-111A 380th BW
 FB-111A 509th BW
 FB-111A 33rd BS 509th BW
 FB-111A 393rd BS

 



 

Список источников:

АвиаКоллекция 2017-10. Владимир Ригмант. Истребитель-бомбардировщик Дженерал Дайнемикс F-111
Дональд Д. Полная энциклопедия мировой авиации: Самолеты и вертолеты XX столетия
Ростислав Виноградов, Александр Пономарев. Развитие самолетов мира
Joe Baugher. Encyclopedia of American Military Aircraft. General Dynamics FB-111
USAF Museum. Aircraft Virtual Gallery . General Dynamics FB-111A

Bert Kinzey. F-111 Aardvark in detail & scale
Crowood. P.E. Davis, A.M. Thornborough. F-111 Aardvark
PKL 1997-02. Ireneusz Kramarski. F-111
Nationalmuseum.af.mil. General Dynamics FB-111A
Air Enthusiast 1972-01. Ralph Villers. Swing-Wing Birds of Pease


Уголок неба. 2018 



 

  Реклама: