главная авиация второй мировой штурмовики
   A-20A(B) Havoc
       
Разработчик: Douglas
Страна: США
Первый полет: 1940
Тип: Ударный самолет
  ЛТХ     Доп. информация
   


После того, как на DB-7 выдали заказы французы, но раньше чем это сделали англичане, его наконец-то признал штаб Авиационного корпуса армии США. Но французский вариант американским военным не понравился. Они потребовали внесения изменений, близких к сформулированным англичанами. В июне 1939 г. Авиационный корпус заказал две модификации: А-20 с турбонагнетателями на мощных моторах Райт R-2600-7 (1700 л.с.) и А-20А с двигателями R-2600-3 (1600 л.с.) без турбонаддува. В обоих случаях предусматривались удлиненные мотогондолы, как на DB-7A и DB-7B. По контракту фирма должна была поставить 63 А-20 и 123 А-20А.

Эти самолеты должны были сменить на вооружении старые штурмовики Нортроп А-17А. Тем самым официально подвели итог конкурса 1938 г. Один из бывших соперников, NA-40, который был больше по размерам и тяжелее, чем "Дуглас", вскоре тоже был принят в США на вооружение, но как средний бомбардировщик В-25. Мартин 167 стали выпускать для экспорта во Францию, а затем в Англию (как "Мэриленд" I).

А-20 и А-20А считались уже не штурмовиками, а легкими бомбардировщиками. Это же относилось ко всем самолетам подобного назначения. Но обозначение "А" оставили.

В июне 1940 г. последовал дополнительный заказ на 20 А-20А. Обозначение не менялось. но эта партия должна была получить более мощные двигатели R-2600-11 (1690 л.с.). С учетом экспортных контрактов количество машин стало столь велико, что Дональд Дуглас был вынужден начать переговоры с фирмой "Боинг" о лицензионном производстве А-20А.

Чуть позже, в октябре, для американской армейской авиации заключили огромный контракт на поставку 999 легких бомбардировщиков А-20В и 1489 разведчиков 0-53. Самолет 0-53 должен был отличаться от А-20В только наличием дополнительного фотооборудования. Ни одного 0-53 впоследствии не построили.

Производство А-20 и А-20А развернули в конце осени 1940 г. А-20А был ближе к уже выпускавшимся экспортным модификациям, поэтому начали с него. Первый А-20А выкатили из цеха в декабре. Эти самолеты были некрашеными, серебристыми. Позже они стали оливково-зелеными сверху и с боков и нейтрально-серыми (без голубоватого или желтоватого оттенка) снизу.

А вот производство А-20 ограничилось единственным, фактически опытным, экземпляром. Он был по счету 15-м. Турбонагнетатели смонтировали в коробах на наружных сторонах мотогондол. Конструкция получилась громоздкой и создавала большое добавочное сопротивление. В первых же полетах столкнулись с перегревом турбины. А вот ожидаемого выигрыша в летных данных в общем-то не получили. Тогда турбонаддув рассматривали лишь как средство улучшения высотных характеристик двигателя. Приводной нагнетатель отнимал часть по лезной мощности от коленчатого вала. А турбину крутили выхлопные газы, которые все равно пришлось бы выбросить за борт - выгода налицо. Но турбонагнетатель для А-20 получился явно неудачным. Вопрос решили просто: зачем легкому бомбардировщику турбонаддув, его область применения - малые и средние высоты. Там можно обойтись и приводным нагнетателем, причем потери будут приемлемы. Поэтому три незавершенных А-20 доработали в опытные фоторазведчики. Единственный же собственно А-20 позже превратили в опытный образец тяжелого ночного истребителя Р-70.

А-20А имели моторы R-2600-3 (последние 17 машин - R-2600-11) и вооружение из девяти 7,62-мм пулеметов (четыре находились в носу, два сверху в задней кабине, один там же внизу в люке и два в мотогондолах). Все пулеметы были типа "Браунинг". В отличие от английских "Виккерсов" американские турельные пулеметы питались лентой, но из съемных подствольных коробов. Лента в них была короткой, и короба приходилось менять, как магазины.

Самолет мог нести фугасные, осколочные и химические бомбы разных калибров. Самой большой являлась бомба в 1100 фунтов (480 кг); при ее подвеске в бомбоотсеке уже больше ничего не помещалось. Первые серии бомбардировщиков отличались вентиляционными щелями на боках капотов моторов, как на DB-7A. По каким-то причинам их сдавали без передних пулеметов; каплевидные выступы там, где должна была располагаться их вторая пара, отсутствовали; далее они стали стандартными. А вот пулеметы в мотогондолах ставили не всегда.

На 17 А-20А смонтировали бензобаки упрощенной конструкции без протектирующего слоя. Эти машины позже переименовали в А-20Е.

Один А-20А отдали морской авиации, где его переименовали в BD-1. Машину использовали как скоростной буксировщик мишеней для воздушной стрельбы. Убедившись в том, что эксперимент прошел успешно, моряки попросили выделить еще несколько машин, но получили отказ.

В апреле 1941 г. первые А-20А приняли летчики 3-й легкобомбардировочной группы (полка), базировавшейся возле города Саванна в штате Джорджия. Она состояла из четырех эскадрилий. За ней последовала еще одна группа - 27-я. К этому времени Авиационный корпус переименовали в ВВС армии США. Летом А-20А поступили в 33-ю учебную эскадрилью, где стали готовить экипажи для новых бомбардировщиков. В октябре А-20А приняли участие в осенних маневрах американской армии. Еще две группы, 47-я и 48-я, успели получить "дугласы" до зимы 1941 г.

В Зоне Панамского канала, тогда контролировавшейся американцами, разместили 59-ю отдельную эскадрилью.

В конце года первые "Хэвоки", как назвали новые самолеты в США, отправились за океан: ими начали комплектовать 58-ю эскадрилью на Гаваях. Там на аэродроме Хикам 7 декабря 1941 г. эскадрилья угодила под налет японской авиации, разгромившей военно-морскую базу Перл-Харбор. 58-я тогда отделалась легко - сгорели всего два ее А-20А. Но остальные не смогли подняться в воздух и принять участие в поисках японских кораблей. С этого момента прошло более полугола, прежде чем "Хэвоки" продолжили свою боевую карьеру на Тихом океане.

Сдачу последних А-20А завершили в сентябре 1941 г. Далее для американской военной авиации выпускали А-20В. Он получил моторы R-2600-11, остекление носовой части по типу DB-7A (чертежи которого и использовали), модернизированный под горизонтальную (вместо вертикальной) укладку бомб задний бомбоотсек. Последнее позволяло повысить точность бомбометания. На этой модификации впервые предусмотрели размещение дополнительных топливных баков в бомбоотсеке. Их собирались использовать при перегонке бомбардировщиков на большие расстояния.

Первоначально А-20В проектировался с мощным оборонительным вооружением: две дистанционно управляемые турели стояли сверху и снизу (над и под кабиной стрелка, как впоследствии на А-26) и третья - в носу. Каждая несла по спарке пулеметов калибра 7,62 мм. Так и выглядел опытный ХА-20В, построенный на базе серийного А-20А в середине 1941 г. Однако, такое вооружение, по-видимому, показалось слишком тяжелым и громоздким, а турели - недостаточно надежными. Поэтому на серийных А-20В вернулись к старой компоновке. Пулеметов стало меньше, но калибр их возрос. Теперь спереди стояли только два пулемета (12,7-мм); каплевидные обтекатели второй пары пулеметов исчезли. Крупнокалиберный пулемет монтировался и у стрелка сверху. Питался он также, как старый, калибра 7,62 мм, - короткой лентой из подствольного короба. В нижнем люке по-прежнему остался пулемет калибра 7,62 мм. Сохранили на А-20В и гондольные, направленные назад, установки - по типу DB-7В и А-20А (их, правда, опять ставили не на всех машинах). Гидравлический привод открытия створок бомбоотсека дополнили аварийным механическим.

ХА-20В позже оснастили 37-мм пушкой в носовой части фюзеляжа и переименовали в XA-20F. На этом самолете устанавливались две дистанционно управляемые турели фирмы "Дженерал Электрик", каждая с парой 12,7-мм пулеметов. Одна монтировалась над хвостовой частью фюзеляжа, а другая - под ней.

А-20В выпускали два предприятия - в Сан-та-Монике делали A-20B-D0, а в Лонг-Биче - A-20B-DL, имевшие небольшие отличия по комплектации. В США большая часть самолетов этого типа попала в учебные части. На фронте их получили одна группа в Марокко и одна разведывательная эскадрилья в Англии. Восемь А-20В получил американский флот. Под названием BD-2 их использовали для буксировки мишеней при учебных стрельбах.

Всего выпустили 999 машин этой модификации.

А-20В стал основой для проекта A-20D. Это был облегченный вариант с моторами R-2600-7 с гурбонаддувом и увеличенным запасом горючего. Бензобаки у него не протектировались, что и дало небольшой выигрыш в свободном объеме. Но проект сочли бесперспективным и от постройки опытного варианта отказались.





 Модификации :

 A-20А

 первая серийная модификация для ВВС США
 А-20В  модификация DB-7A для ВВС США
 А-20С  обозначение Boston Mk.III для ВВС США
 А-20D
 проектировавшаяся легкая модификация со звездообразными двигателями R-2600-7 с турбонагнетателями и более крупными баками.
 А-20Е
 семнадцать самолетов А-20А с незначительными внутренними модификациями.
 ХА-20F
 один самолет А-20А, приспособленный для испытания двух турелей, каждая с двумя пулеметами калибра 12,7 мм  (одна турель сверху фюзеляжа, вторая - под днищем); позднее самолет был вновь приспособлен для одной 37-мм пушки в носовой части фюзеляжа.
 XF-3
 три опытных самолета-разведчика, переделанных из А-20. YF-3: два самолета-разведчика, похожих на XF-3, но со звездообразными двигателями R-2600-23 и с ручной турелью на 2 пулемета калибра 12,7 мм
 F-3A
 46 самолетов-разведчиков, переделанных из A-20J и А-20К.
 О-53
 тяжелый самолет наблюдения, эквивалент модели А-20В; в октябре 1940г. было заказано 1489 самолетов, но заказ был отменен.
 Р-70А-1
 39 ночных истребителей, переделанных из стандартных А-20С; выпущены в 1943г., имели 6 пушек калибра 12,7 мм (0,5 дюйма) в носовой части фюзеляжа и две пушки на шкворнях в задней части фюзеляжа, имелся усовершенствованный радар.
 Р-70А-2
 65 ночных истребителей, переделанных из стандартных A-20G, эквивалентны Р-70А-1, но без пушек на шкворнях.
 Р-70В-1
 единственный экспериментальный самолет, переделанный из стандартного А-20G, с радаром SCR-720 и шестью пушками калибра 12,7 мм, расположенными по бокам носовой части фюзеляжа в блистерах по три с каждой стороны.
 Р-70В-2
 105 учебно-тренировочных ночных истребителей, переделанных из самолетов A-20G и A-20J; имелись радары SCR-720 и SCR-729; можно было устанавливать 6 или 8 пулеметов калибра 12,7 мм



 ЛТХ:
Модификация   A-20B
Размах крыла, м   18.58
Длина, м   14.42
Высота, м   4.83
Площадь крыла, м2   43.20
Масса, кг  
  пустого самолета   6700
  нормальная взлетная   9950
Тип двигателя   2 ПД Wright R-2600-11 Сyclone
Мощность, л.с.   2 х 1600
Максимальная скорость , км/ч   560
Крейсерская скорость , км/ч   420
Практическая дальность, км   1320
Скороподъемность, м/мин   610
Практический потолок, м   8650
Экипаж, чел   3
Вооружение:  три 12,7-мм пулемета,
 три (чаще один) 7.62-мм пулемета
 нормально - 680 кг бомб, максимально - 1090 кг


 Доп. информация :


  Книга "Техническое описание самолета Бостон III(А-20В и А-20G)"
  Статья "А-20 в советской авиации"
 Фотографии:

 A-20A
 A-20A
 A-20A
 A-20A
 A-20A
 A-20A
 A-20A
 A-20A
 A-20A
 A-20B
 A-20B
 A-20B ВВС РККА
 A-20B
 A-20B
 A-20B
 XA-20F
 Кабина пилота A-20B

 Варианты окраски:

A-20A 122 Sq. RAAF (c) Michael Fletcher
A-20B 47 BG 12 AF USAAF (c) Don Greer
 A-20B  9 ГМТАП  (c) Michael Fletcher
 A-20B  84 BS  47 BG USAAF (c) Michael Fletcher

 



 

Список источников:

Владимир Котельников. Краснозвездные "американцы" Сталина. A-20 "Бостон"
Squadron/Signal. Jim Mesco. A-20 Havoc in Action
Crowood. Scott Thompson. Douglas Havoc and Boston
Joe Baugher. Encyclopedia of American Military Aircraft. Douglas A-20B Havoc
Monografie Lotnicze. Seweryn Fliescher, Marek Rys, Douglas A-20 Havoc/Boston
Warpaint. Richard J. Caruana. Douglas A-20 Boston/Havoc
E.R.Johnson. American Attack Aircraft Since 1926


Уголок неба. 2015  (Страница:     Дата модификации: )



 

  Реклама:



Rambler's Top100 Rambler's Top100