Реклама...

Добавить свое объявление
Загрузка...
    


 
главная послевоенная авиация штурмовики
   MB.326GB
       
Разработчик: Aermacchi
Страна: Италия
Первый полет: 1967
Тип: Легкий многоцелевой штурмовик
  ЛТХ     Доп. информация
   


Хотя МВ.326 позиционировался фирмой как учебно-боевой самолет, его ударные возможности оставались довольно скромными. Для улучшения летно-тактических характеристик конструкторский коллектив "Аэрмакки" применил более мощный ТРД "Вайпер-20" Мк.540 с тягой 1545 кг. Его установка потребовала увеличения площади воздухозаборников. Для увеличения боевой нагрузки усилили конструкцию планера. Количество подкрыльных узлов осталось неизменным - шесть. Установили и более совершенную авионику. Первый из двух прототипов новой модификации, обозначенной MB.326G, поднялся в воздух 8 мая 1967 г. "Аэронаутика милитарэ" не проявила интереса к новым самолетам, ограничившись приобретением так называемых "гибридов" модификации МВ.326Е. Этот самолет получил усиленное крыло от MB.326G, стрелковый прицел, фотопулемет и несколько модернизированное оборудование, но сохранил старый двигатель. ВВС Италии в 1968 г. получили дюжину МВ.326Е -шесть вновь построенных и шесть, переоборудованных из самолетов ранних модификаций. Эти машины применялись для обучения воздушной стрельбе с применением подвесных пушечных контейнеров.

Несколько больший успех сопутствовал новому варианту на экспортном рынке. Серийные машины, обозначенные MB.326GB, были приобретены тремя странами. Первым заказчиком стал аргентинский флот, закупивший в 1969 году восемь самолетов.

В морской авиации Аргентины "Аэрмакки" обозначался как МС32. Самолеты получили регистрационные номера 0613-0618 и 0646-0647 и эксплуатировались в 1-й штурмовой эскадрилье, дислоцированной в Пунта Индио. Наряду с подготовкой пилотов палубных "Скайхоков", эта часть предназначалась для непосредственной поддержки морской пехоты и речной флотилии на Рио де ла Плата.

В отличие от более новых МВ.339, MB.326GB аргентинского флота не принимали активного участия в англо-аргентинском конфликте за "Фолкленды. Самолеты несли дежурство в системе ПВО авиабаз "Команданте Эспора" и "Альмиранте Зар", а так же патрулировали южный участок, границы с Чили.

Потери среди МВ.339 вынудили в срочном порядке искать замену и Аргентина купила в Бразилии 11 бывших в употреблении EMB.326GC, получивших регистрационные номера 0775-0785. В 1985 г. с борта "Аэрмакки" успешно испытали УР "Мартин Пескадор" класса "воздух-поверхность" аргентинской разработки, но финансовые проблемы задержали принятие ее на вооружение до 1993 года.

В том же 1969-м 17 самолетов заказал Заир (по некоторым данным, реально поставили только 15 машин). Вместе с полученными позже одноместными MB.326KZ эти самолеты вошли в состав 2-й тактической авиагруппы, дислоцированной на авиабазе "Камина". К 1997 году все заирские МВ.326 были списаны из-за отсутствия должного обслуживания и нехватки запчастей. В 1971 г. 23 MB.326GB заказала другая африканская страна - Замбия. Но самым крупным получателем этих самолетов в варианте MB.326GC стала Бразилия.

На втором месте по количеству эксплуатируемых МВ.326 после ЮАР стало другое государство южного полушария с противоположной стороны Атлантики, а именно - Бразилия. Там так же, как и в ЮАР, освоение лицензионного выпуска "Аэрмакки" дало мощный импульс развитию местной авиационной промышленности.

Во второй половине 60-х гг. перед командованием ВВС Бразилии встал вопрос о замене крайне устаревших реактивных учебно-боевых самолетов АТ-33 и поршневых легких штурмовиков АТ-6. В отличие от ЮАР и Австралии, выбор в пользу МВ.326 был сделан на безальтернативной основе, поскольку самолет признали единственным, отвечающим всем требованиям заказчика по простоте обслуживания.

В октябре 1969 г. транспортный С-130Е бразильских ВВС доставил из Италии один из опытных MB.326G (гражданская регистрация I-FASE). Около месяца самолет провел в Бразилии, осуществляя демонстрационные полеты на различных авиабазах, дабы укрепить местное руководство в решимости подписать контракт с "Аэрмакки". В следующем году было заключено соглашение о лицензионном выпуске MB.326G на предприятии только что созданной фирмы EMBRAER (Empresa Brasileira de Aeronautica) в городе Сан-Жозе дос Кампос, а ВВС заказали первую крупную партию из 112 машин.

Новые заказы, последовавшие в 1975 и 1979 годах, довели общее количество самолетов, построенных для бразильских ВВС, до 166 единиц. Самолет получил фирменное обозначение ЕМВ.326 и название "Шаванте" (либо "Ксаванте" - встречаются разные транскрипции названия этого индейского племени). В ВВС ЕМВ.326 обозначали как АТ-26.

Подобно другим странам, осуществлявшим лицензионный выпуск МВ.326, Бразилия начинала с "отверточной" сборки. Из Италии поступило 36 самолетов в разобранном виде, первые семь из которых собрали уже к концу 1971 г.

В первый полет "Шаванте" отправился 6 сентября, но это была, так сказать, "репетиция". Официальный первый полет состоялся на следующий день и был приурочен к отмечавшемуся Дню независимости Бразилии. Выпуск самолетов, построенных в Бразилии что называется "с нуля" начался в 1973 году. Как уже говорилось, бразильские ВВС получили 166 АТ-26. Самолеты несли номера FAB4462-4627.

Система заводских номеров была довольно сложной. Номер состоял из восьми цифр и включал год выпуска, порядковый номер самолета, построенного в Бразилии, и порядковый номер в общем выпуске МВ.326. Например, самолет FAB4576 имел заводской номер 77118361: самолет, выпущенный в 1977 году, был 118-м МВ.326, сделанным в Бразилии и 361-м самолетом этого типа, построенным в мире.

К 1981 г. EMBRAER выпустила 182 ЕМВ.326, 16 из которых были проданы на экспорт. В частности, в 1976-77 гг. шесть самолетов поставили в Того (интересно, что эти машины, хотя и эксплуатировались в ВВС, несли гражданские коды). В 1979 г. девять самолетов, получивших номера FAP1001-1009, построили для Парагвая, а в 1981-м эта страна купила десятую машину, заменившую борт FAP1008, разбившийся в сентябре 1980-го. Кроме того, как уже отмечалось, 11 бывших в эксплуатации "Шаванте" получили ВМС Аргентины.

Освоение АТ-26 в бразильских ВВС началось в испытательном центре СТА (Centro Tecnologico de Aeronautica), расположенном рядом с заводом EMBRAER. Впоследствии несколько самолетов под обозначением ХТ-26 использовались в этом центре для различных экспериментов. Наиболее интересной представляется программа REVO, предусматривавшая оборудование "Шаванте" устройством для дозаправки в воздухе, конструктивно подобным системе, применявшейся на истребителях F-5E. На самолет FAB4600 установили неубирающийся топливоприемник и провели цикл испытаний с участием самолета-заправщика КС-13ОН. Но применение этой системы на столь легких самолетах было признано нецелесообразным, и FAB4600 так и остался единственным представителем семейства МВ.326, ставшим ее обладателем.

В 1972 г. "Шаванте" сменили старые АТ-33 в наиболее известной бразильской авиачасти - 1-й группе истребительной авиации ( 1 GAVCA -Grupo de Aviacao de Caca). Ho эта часть, дислоцированная на авиабазе "Санта-Круз" в 60 км от Рио-де-Жанейро, эксплуатировала АТ-26 недолго - уже в 1974-м она начале перевооружение на истребители F-5В/Е. В апреле 1973 г. АТ-26 поступили на замену АТ-33 в 1-ю АЭ 4-й авиагруппы ( 1 /4 GAV), а в следующем году новые самолеты принял Центр боевого применения и комплектации экипажей CATRE (Centro de Aplicacoes Tacticas e de Recompletamento de Equipagens).

В 1980 году, после ряда реорганизаций, летная часть центра была оформлена как 5-я авиагруппа (ее 1 -я эскадрилья летала на транспортных С-95, а 2-я - на "Шаванте"), Несколько лет в CATRE существовала и пилотажная группа "Алуэтт", летавшая на семи АТ-26 (в настоящее время демонстрационная эскадрилья бразильских ВВС "Фумака" летает на турбовинтовых Т-27 "Тукано").

Во второй половине 70-х гг. новыми самолетами вооружили три отдельные смешанные разведывательно-ударные эскадрильи EMRA (Esquadrao Misto de Reconhecimento e Ataque) - 3-ю на авиабазе "Санта-Круз", 4-ю в Сан-Пауло и 5-ю в Санта-Мария. В них АТ-26 эксплуатировались совместно с поршневыми Т-25 "Универсал". Но к началу 80-х годов АТ-26 из этих эскадрилий передали в 1-ю и 3-ю АЭ 10-й авиагруппы (1/10 и 3/10 GAV). Самолеты 1/10 GAV были оборудованы для подвески контейнеров с четырьмя аэрофотоаппаратами и получили обозначение RT-26.

Надо отметить, что "Шаванте" отличались довольно высоким уровнем аварийности. К 2003 году в результате летных происшествий списали 39 самолетов этого типа (почти четверть всех поставленных).

Кроме того, в 1998 г. начался вывод АТ-26 по выработке ресурса. Для компенсации потерь в ЮАР закупили "Импалы", а некоторые части перевооружили новой техникой: 3-я АЭ 10-й авиагруппы в 1998 г. получила истребители-бомбардировщики А-1 (АМХ), а 1 -я эскадрилья той же группы - в 1999 г. пересела на разведчики RA-1. Центр С ATRE (2/5 GAV) с 2005 г. перевооружается на новые турбовинтовые самолеты ЕМ В-314 "Супер Тукано" (А-29).


 




 ЛТХ:
Модификация   MB.326GB
Размах крыла, м   10.85
Длина самолета,м   10.673
Высота самолета,м   3.72
Площадь крыла,м2   19.35
Масса, кг  
  пустого самолета   2685
  нормальная взлетная   4577
  максимальная взлетная   5216
Топливо, л  
  внутренние топливо   1932
  внешние баки и ПТБ   2 х 610 (баки) + 2 х 332 (ПТБ)
Тип двигателя   1 ТРД Piaggio (Rolls-Royce) Viper 20
Тяга нефорсированная, кН   15.17
Максимальная скорость, км/ч   778
Крейсерская скорость, км/ч   697
Практическая дальность, км   2446
Боевой радиус действия, км   648
Максимальная скороподъемность, м/мин   1844
Практический потолок, м   11820
Макс. эксплуатационная перегрузка   7.3
Экипаж, чел   2
Вооружение:  Возможна установка двух 7.7-мм пулеметов
 Боевая нагрузка - 1814 кг на 6 узлах подвески
 ПУ 68-,70-, 81-, 127-мм НУР,
 контейнер с 12.7-мм пушкой Сolt-Browning M3 или 7.62-мм шестиствольным пулеметом GAU-2B/A или 30-мм пушкой Aden, различные бомбы и УР воздух-земля AS.12


 Доп. информация :


  Фотографии:

 MB.326G
 MB.326GB
 MB.326GB
 MB.326GB
 MB.326GB (c) Carlos Ay
 MB.326GB
 MB.326GB
 MB.326GB
 AT-26 Xavante
 AT-26 Xavante

  Схемы:

 MB.326G

  Варианты окраски:

 MB.326GB ВВС Заира
 MB.326GB авиации ВМС Аргентины
 MB.326GB ВВС Замбии

 



 

Список источников:

АвиаМастер 2006-05. Андрей Харук. Антилопа из Италии
Владимир Ильин. Штурмовики и истребители-бомбардировщики
Дональд Д. Полная энциклопедия мировой авиации: Самолеты и вертолеты XX столетия

Aerei Italiani - Scheda Tecnica. Aermacchi MB.326

Ali d'Italia No.13. Giorgio Apostolo. Aermacchi MB 326
Le Fana de l'Aviation 1977-02. Jean-Michel Lefebvre. Les Macchi MB-326
Aermacchi World 2011-03. Nanni Pomanti. Barefoot and whit a rope around the neck
L+K 1967-07. Vaclav Nemecek. Aermacchi MB.326


Уголок неба. 2019  (Страница:     Дата модификации: )



 

  Реклама: