Уголок неба ¦ Hawker/McDonnell Douglas AV-8S Matador

Реклама...

    


 
главная современная авиация штурмовики
   AV-8S Matador
       
Разработчик: Hawker, McDonnell Douglas
Страна: Великобритания, США, Испания
Первый полет: 1976
Тип: Многоцелевой штурмовик с ВВП
  ЛТХ     Доп. информация
   


По результатам испытаний, проведенных британскими и американскими военными, было определено, что Harrier вполне успешно может базироваться на кораблях водоизмещением от 12000 т. Одним из потенциальных покупателей самолета была Испания, чьи ВМС еще в августе 1967 года приступили к эксплуатации вертолетов корабельного базирования, приписанных к легкому авианосцу "Дедало" (бывший американский "Кэбот" 1943 года постройки, водоизмещение 16416 т).

В октябре 1972 года летчик-испытатель компании "Hawker Siddeley" Джон Фарли впервые выполнил на Harrier взлет и посадку на "Дедало", и вскоре испанские ВМС заказали подобные самолеты в конфигурации, разработанной для КМП США. Однако, поскольку Лондон ввел эмбарго на поставки вооружений правительству генерала Франко (умер в 1975 году), испанским военным пришлось приобретать шесть одноместных AV-8A и две спарки TAV-8A при посредничестве ВМС США, которые разместили "испанский" заказ в "Hawker Siddeley" в июле 1973 года.

Испанские самолеты известны под различными обозначениями: одноместные - как Harrier Mk 55 (обозначение "Hawker Siddeley") и AV-8S (ВМС США), а спарки - как Harrier Mk 56/TAV-8S. Все восемь машин были перевезены в США с 7 ноября 1975 года по 8 июля 1976 года, после чего "McDonnell Douglas" выполнила их незначительные доработки, а затем машины использовались в учебных целях КМП США. Самолетам присвоили испанские обозначения - VA.1 и VAE.1 соответственно, а также общее наименование Matador.

VA.1 и VAE.1 поступили на вооружение 8-й эскадрильи авиации ВМС, сформированной 4 сентября 1976 года в Роте (Кадис). Но только четыре месяца спустя в подразделение прибыла первая группа летчиков, прошедших обучение в США. Каждый из них должен был иметь минимум 500 ч налета на вертолетах, прежде чем получал допуск к полетам на учебных Т-2С Buckeye и ТА-4) Skyhawk авиации ВМС США, и лишь затем они пересаживались на VAE.1.

После перебазирования на авианосец "Дедало" в Мэйпорте, штат Флорида, испанские пилоты Harrier в течение месяца получали допуск на полеты в море и лишь затем, в конце 1976 года, авианосец направился в Роту. Состояния начальной оперативной готовности эскадрилья достигла в марте 1977 года, после чего она несколько раз выходила на борту "Дедало" в море - каждый раз на корабле находились 5-6 самолетов и 7-8 летчиков.

Вооружение испанских AV-8 было практически идентично самолетам КМП США: авиабомбы Мк 80,127-мм НАР Zuni, две 30-мм пушки ADEN и УР "воздух-воздух" AIM-9. Для разведки использовалась перспективная фотокамера, установленная слева.

В 1978 году эскадрилья впервые была направлена на боевую службу продолжительностью один год - в районе Манисеса летчики практиковались в применении оружия по наземным целям и взаимодействию с летчиками самолетов Mirage III и F1 испанских ВВС. В 1981 году во время учения "Ocean Safari" ВМС стран НАТО испанские Harrier осуществляли временное базирование на американских кораблях "Гуам" и "Сайпан".

В августе 1977 года Испания заказала еще пять одноместных Harrier, которые были переданы ВМС с 27 июня по 19 декабря 1980 года - на этот раз уже напрямую, без посредников. На машины сразу же нанесли надпись "ARMADA" (т. е. ВМС), тогда как самолеты из первой партии до 1980 года несли на борту надпись "MARINA".

Вторая группа летчиков пришла на флотские Harrier сразу с самолетов после соответствующего переучивания на принадлежащих ВМС США самолетах T-2C/TA-4J, а затем - на базе 233-го учебного отряда британских ВВС в Уиттерин-ге, отвечавшего за переподготовку летчиков для Harrier. В 1982 году после обучения на базе 233-го отряда в 8-ю эскадрилью прибыла третья группа пилотов. После получения ВМС новых самолетов авианосец "Дедало" мог постоянно держать на борту группу из 10 самолетов Harrier и 8 вертолетов.

В 1979 году в Испании состоялась закладка нового авианосца, созданного с широким использованием наработок по американскому проекту, а 22 мая 1982 года на воду был спущен авианосец "Принц Астурийский" (R11), имевший водоизмещение 16700 т. и предназначенный для базирования Harrier второго поколения, AV-8B Harrier II, работы над которым велись в то время в США.

В марте 1982 года Испания подписала контракт на закупку 12 самолетов McDonnell Douglas EAV-8B, хотя старые машины с вооружения не снимались. В течение 1987 года оставшиеся в строю Harrier первого поколения прошли на базе в Йеовилтоне переоборудование - на них установили станции предупреждения о радиолокационном облучении Marconi Sky Guardian (модернизированный вариант ARI.18223), а к 1989 году обеспечили возможность применения модернизированных УР AIM-9L.

После прекращения КМП США в 1987 году эксплуатации AV-8A, подготовка испанских летчиков была продолжена в 8-й эскадрилье. В том же году в октябре были получены первые EAV-8B, под которые 29 сентября 1987 года в Роте сформировали 9-ю эскадрилью.

Последний раз Harrier выходили в море на борту "Дедало" в 1988 году, в конце года корабль списали и переоборудовали в плавучий музей в Новом Орлеане. А всего несколькими месяцами ранее Harrier приступили к регулярным полетам с палубы авианосца "Принц Астурийский" - два летчика-испытателя компании "ВАе" в течение двух недель выполнили с корабля 51 квалификационный полет, после чего авианосец перешел к берегам США, где летчики КМП США повторили данную процедуру на AV-8B.

Новый испанский авианосец был оборудован носовым трамплином с углом схода 12°, для отработки взлета с которого в Йеовилтон, где был расположен тренажер такой палубы, были направлены три испанских AV-8S, один TAV-8S и восемь пилотов. Группа находилась там с 6 по 16 мая 1989 года. 31 мая авианосец "Принц Астурийский" был введен в боевой состав флота, и в августе обучение летчиков полетам с носового трамплина началось уже непосредственно на корабле (обычно на его борту находились четыре AV-8S и восемь EAV-8B).

Карьера AV-8S в испанском флоте стала клониться к закату после того, как Мадрид заказал партию модернизированных и оснащенных БРЛС самолетов Harrier II Plus (восемь машин поставлены в 1996-1997 годах). Эксплуатация AV-8S продолжалась до октября 1996 года, когда 8-я эскадрилья, имевшая налет 26244,5 ч, была расформирована.






 ЛТХ:
Модификация   AV-8S
Размах крыла, м   7.70
Длина самолета,м   16.98
Высота самолета,м   3.43
Площадь крыла,м2   18.68
Масса, кг  
  пустого самолета   5533
  максимальная взлетная   11340
Тип двигателя   1 ТРД Rolls-Royce Bristol Pegasus 101
Тяга, кгс   1 х 84.43
Максимальная скорость, км/ч   М=1.3
Крейсерская скорость , км/ч   1185
Практическая дальность, км   3700
Боевой радиус действия, км   650
Практический потолок, м   15000
Экипаж, чел   1
Вооружение:   Боевая нагрузка - 2268 кг на 5 узлах подвески:
  2 контейнера с 30-мм пушками Aden,
  2 УР воздух-воздух AIM-9D Sidewinder, или
  8x 225-кг или 5x 450-кг бомбы, или
  2 зажигательные бомбы, или
  8x 12.7-кг практических бомб, или
  4 бомбовые кассеты, или 6 ПУ 19 x 68-мм НУР, или
  1 контейнер с разведывательной аппаратурой


 Доп. информация :


  Фотографии:

 AV-8S
 AV-8S    (c) George Canciani
 AV-8S    (c) Joan Martorell
 AV-8S
 TAV-8S    (c)  Mike Freer
 EAV-8B
 EAV-8B

  Варианты окраски:

 AV-8S  (c)  Don Green
 TAV-8S
 EAV-8B

 



 

Список источников:

de Agostini. Мировая Авиация. Эксплуатация Av-8S
Моделист-Конструктор. Александр Чечин, Николай Околелов. Взлет по вертикали
Ростислав Виноградов, Александр Пономарев. Развитие самолетов мира
FAQs.org.Greg Goebel.Air Vectors. The BAE/MDD Harrier
Squadron/Signal. Don Linn. Harrier in Action


Уголок неба. 2011 



 

  Реклама: