Реклама...

    


 
главная послевоенная авиация штурмовики
   A-7E Corsair II
       
Разработчик: LTV
Страна: США
Первый полет: 1969
Тип: Палубный многоцелевой штурмовик
  ЛТХ     Доп. информация
   


Моряки резонно считали необходимым внесение в устройство своих А-7 всех тех новаций, что были заложены в модификации A-7D для ВВС. Базовые улучшения конструкции и оборудования "достигшего зрелости" A-7D в исполнении для ВМС США были реализованы в модификации А-7Е. В итоге палубный штурмовик А-7Е существенно отличался от А-7А и А-7В и был ближе к "сухопутному" A-7D. "Возвращённый в морскую веру" самолет ВВС отличался обычными "палубными" атрибутами. Была вновь использована штанга для дозаправки топливом в полете, установлены колёса шасси меньшей размерности, при этом выдвижная бортовая лестница для посадки в кабину типа "стремя" была заменена на посадочный трап новой конструкции по типу А-7D, обеспечивающий более удобный доступ в кабину. На переднюю стойку шасси вернули штангу крепления к челноку катапульты и замок задерживающего устройства.

Не сразу был решен вопрос с двигателем. Как мы помним, на 67-ми заказанных флотом самолетах, которые планировали выпустить в варианте А-7Е, пришлось устанавливать закупленные ранее в большом количестве ТРДД TF30-P-8, и самолеты такой комплектации были обозначены А-7С. На будущее фирма LTV предложила модификацию А-7Е с бесфорсажным ТРДД TF30-P-18 взлетной тягой более 6800 кг, но после анализа целесообразности такой замены ВМС от него отказались, предпочтя выделить 153 млн. долларов на постройку самолетов А-7Е с двигателями TF41-А-2 той же тяги. Вложения представлялись вполне обоснованными, поскольку новый двигатель обладал существенными преимуществами, включая надежность и расходные характеристики.

Опытный самолет А-7Е не строился, а уже в 90-е годы индекс Y был присвоен еще одной модификации штурмовика для ВВС, о которой мы поговорим ниже. А пока вернемся в 60-е годы, когда флот искал пути повышения тяговооруженности "Корсара". Рост тяговых характеристик двигателя модификации А-2 относительно TF41-А-1 для ВВС его создатели получили за счет увеличения расхода воздуха и повышения температуры газов перед турбиной. Повышенный расход воздуха на самолете А-7Е должен был обеспечить новый воздухозаборник увеличенного размера. Было заказано 400 двигателей усовершенствованной модели, а всего ожидалось подписание контракта с ВМС США на поставку около 800 штук TF41 -А-2. Впервые полёт на А-7Е с таким двигателем выполнили 9 марта 1969 года.

Более мощный двигатель обеспечил самолету тяговооружённость, равную 0,46 при нормальном взлётном весе и 0,57 при боевом весе с вооружением. Заметно выросли практически все лётные характеристики штурмовика, включая манёвренные качества. Так, максимальная скорость на высоте 1500 м с 12-ю бомбами Мк.82 составила 1041 км/ч, а при сбросе бомбовой нагрузки увеличивалась до 1102 км/ч. А-7Е обладал максимальной скоростью на уровне моря 1115 км/ч, имел боевой радиус действия более 1100 км, перегоночная дальность с четырьмя ПТБ 1100 литров достигала 4600 км.

Новый самолёт сохранил все основные достоинства своих предшественников. В частности, им было очень легко управлять на рулении, будь то наземный аэродром или палуба авианосца. На А-7Е использовалась прицельно-навигационная система, которая зарекомендовала себя на A-7D, за исключением блока станции управления вооружением C-82MVAWE. Состав оборудования по сравнению с типом "D" несколько изменился. Палубные А-7Е оснастили системой автоматической посадки на борт авианосца. Приёмник радионавигационной системы навигации TACAN типа AN/ARN-118(V) заменили на AN/ARN-52(V). Для полета в режиме следования рельефу местности оставили улучшенную обзорную РЛС AN/APQ-126(V), доплеровский измеритель скорости и угла сноса AN/APN-190, вычислитель AN/ASN-91, обеспечивающей как навигацию, так и применение оружия, а также другое оборудование, имевшееся нa A-7D.

Благодаря вычислителю AN/ASN-91 имелась возможность программирования маршрута с девятью промежуточными поворотными пунктами, вводимыми в память компьютера перед вылетом. С помощью бортовой навигационной системы определялись координаты внеплановых целей, выявленных во время полёта. Система обеспечивала атаку наземной цели в автоматическом, директорном или ручном режимах. При решении прицельных задач бортовой компьютер постоянно вычислял прогнозируемую траекторию полёта неуправляемых боеприпасов после их сброса. Для выполнения бомбометания лётчик после нажатия боевой кнопки должен был лишь удерживать цель в рамке прицельной марки ИЛС, сброс бомб осуществлялся автоматически в вычисленной точке. Для полетов в районах, насыщенных радиотехническими средства ми ПВО противника (прежде всего, РЛС зенитных комплексов) и там, где могли действовать его перехватчики, А-7Е был оборудован стандартным для авиации ВМС набором средств радиоэлектронной борьбы (РЭБ). В него входили станции радиотехнической разведки и постановки активных радиопомех групповой защиты AN/ALQ-100, которая сменила старое оборудование типа AN/ALQ-71, а также автомат AN/ALE-29A для выброса противорадиолокационных дипольных отражателей, ИК-ловушек и одноразовых передатчиков помех.

Первоначально из числа управляемого вооружения для поражения морских и наземных целей самолеты А-7Е были вооружены только радиокомандными ракетами AGM-12 "Буллпап", а против локаторов - AGM-45 "Шрайк". Затем его арсенал пополнился более современными самонаводящимися ракетами с телевизионной головкой AGM-65A "Мейверик", заменившими AGM-12, а в дополнение к AGM-45 пришла новая противорадиолокационная ракета AGM-88A HARM. Наконец, в начале 1980-х годов на вооружении палубных штурмовиков появились противокорабельные ракеты AGM-84 "Гарпун". Ракета AGM-84A Block 1А весила 530 кг и была самой тяжелой из всех УР, которые брал А-7, тем не менее, допускалась подвеска шести таких ракет. Цена ее модификации Block II стоила в 2011 г. ровно два млн. долларов, тогда как гораздо более крупная и сложная крылатая ракета BGM-109 TLAM-E (Block IV) по состоянию на тот же год стоила 1,59 млн. долларов. Штурмовик А-7Е мог нести авиационные бомбы различных типов, вплоть до Мк.83 калибра 907 кг, аналогично применявшимся на машинах модификаций "А", "В", "С", а также ядерные бомбы. Кроме того, А-7Е получил возможность нести управляемые (корректируемые) авиационные бомбы с лазерным наведением всех типов, такие как GBU-8 HOBOS.

Серийный выпуск новых штурмовиков начали в 1968 году, а в следующем году они поступили на вооружение. Всего до 1983 года успели построить 551 экземпляр (номера 156801... 156890,157435... 157594, 158002...158028, 158652... 158681, 158819... 158842, 159261...159308, 159638...159661, 159668...159679, 159967...160006, 160537.. 160566, 160613...160618, 160710...160739, 160857...160886). В ходе эксплуатации эти машины неоднократно модернизировались. Как и A-7D, А-7Е дорабатывали по опыту применения во Вьетнаме, стараясь повысить боевую живучесть. В частности, внедрили броню из композиционных материалов. Изнутри кабину самолёта частично покрыли стёгаными синтетическими матами, обеспечивающими защиту от лёгких осколков.

Военные высказывали заинтересованность в повышении эффективности использования штурмовика в ночных условиях и при плохой погоде, без визуальной видимости цели. В 1977 году фирма "Texas Instrument Company" разработала тепловизионную навигационно-прицельную систему FLIR (Forward-Looking Infra Red). Она размещалась в контейнере массой 327 кг, который крепился на внутреннем пилоне под правой плоскостью крыла на амортизационной подвеске. В состав системы входили тепловизионная станция переднего обзора AN/AAR-49 и вычислитель фирмы "Сингер Кирфотт". Информация, получаемая при сканировании местности системой FLIR, передавалась и отображалась на новом ИЛС, разработанном фирмой "Маркони". Система была связана с бортовой РЛС и обеспечивала полет ночью на предельно малой высоте (до 60 м) в режиме полуавтоматического следования рельефу местности при скорости до 740 км/ч. Модификация А-7Е была первой, пилот которой имел возможность наблюдения за местностью в ИК-изоб-ражении. Изделие было не из дешевых, и флоту был поставлен только 91 контейнер FLIR. Видимо, с учетом этих соображений не предусматривался сброс контейнера в полете, и летчик не мог от него избавиться даже в аварийной обстановке, что было обязательным для прочих подвесок. Доработка самолетов под новую систему началась в октябре 1986 года. Впрочем, и при ограниченном количестве контейнеров с аппаратурой возможность их использования имело достаточное число машин: из 551 А-7Е, приобретенных флотом, для подвески контейнера FLIR модернизировали 231 самолет. В 1979 году первые А-7Е, оборудованные FLIR и обладающие возможностями круглосуточного применения, были поставлены в эскадрилью морской авиации VA-81 на авиастанции Сесил Филд, Флорида и эскадрилью VA-22 авиастанции Лемур, Калифорния.

В заключение хотелось бы вспомнить о нескольких нереализованных проектах машин на базе "Корсара". Одним из них был палубный самолет-заправщик на базе А-7Е, который должен был заменить старые танкеры Дуглас КА-3В "Скайуорриор". На самолете КА-7Е внутренний запас топлива планировалось довести до 8440 кг, а ёмкость ПТБ составила бы 3270 кг. Дозаправка в воздухе с использованием этой машины должна была производиться методом "шланг - конус" с помощью малогабаритного подвесного заправочного агрегата. Однако этот проект не был реализован -флот предпочел заправщик Грумман KA-6D с большим запасом отдаваемого топлива, но и тот не смог полностью вытеснить уникальный танкер фирмы "Дуглас".

Не дождался признания и проект самолета-разведчика RA-7E с двухконтурным двигателем TF41 -А-2, Первоначально предполагалось, что RA-7E будет временным типом разведывательного самолета для замены RA-5C "Виджилент". Для этих целей в 1975 году на А-7 провели испытания подвесных контейнеров с оборудованием для тактической разведки TARPS. Комплект специальной аппаратуры включал набор фотокамер и инфракрасных датчиков, причем основой для размещения служил корпус подвесного топливного бака. Такое решение было избрано не только по соображениям экономии, но и гарантировало сохранение аэродинамических характеристик с новой подвеской в размерности отработанного ПТБ. Однако ограниченность обзора панорамной фотокамеры, при подвеске на штатном узле под крылом затеняемой фюзеляжем, привела к выбору в качестве носителя TARPS самолетов F-14A (там он висел под фюзеляжем, обеспечивая отличное поле зрения фотоаппаратуры).

Штурмовики А-7Е эксплуатировались практически на всех авианосцах США. Число эскадрилий, вооруженных А-7Е, в отдельные периоды доходило до тридцати двух, при этом на каждый авианосец ВМС США приходилось по две эскадрильи штурмовиков. Первоначально А-7Е планировали снять с вооружения в 1991 году, но некоторые из них действовали и в новом столетии, о чем мы подробнее поговорим ниже. С появлением нового многоцелевого самолета фирмы Мак-Доннелл-Дуглас F/A-18, который пришел на замену штурмовикам А-6 и А-7Е, а позднее и истребителям F-14, специализированные штурмовики А-7Е начали постепенно передаваться в подразделения резерва ВМС США и, в конце концов, были полностью заменены сверхзвуковыми "Хорнетами".




 ЛТХ:
Модификация   A-7E
Размах крыла, м   11.81
Длина самолета, м   14.06
Высота самолета, м   4.88
Площадь крыла,м2   34.84
Масса, кг  
  пустого самолета   8951
  нормальная взлетная   13200
  максимальная взлетная   19050
Топливо, кг  
  внутреннее   4433
  ПТБ   3540
Тип двигателя   1 ТРД Allison TF41-A-2
Тяга нефорсированная, кгс   1 х 6800
Максимальная скорость км/ч   1115
Крейсерская скорость, км/ч   940
Перегоночная дальность, км   4900
Практическая дальность, км   3670
Боевой радиус действия, км   720
Максимальная скороподъемность, м/мин   3288
Практический потолок, м   12800
Экипаж, чел   1
Вооружение:  одна 20-мм шестиствольная пушка M61A1 c 1000 патронами.
 Боевая нагрузка - 6804 кг на 8 узлах подвески
 УР:
 4 воздух-воздух AIM-9L Sidewinder,
 6 воздух-земля AGM-65 Maveric или AGM-12 Bullpup или
 4 AGM-88A HARM или AGM-45 Shrike или
 4 ПКР AGM-84 Harpoon
 Бомбовая нагрузка:
 1 ядерную бомбу В-28(75/350 кт), или
 1 ядерную бомбу В-57(10/20 кт), или
 1 ядерную бомбу В-61(100/500 кт), или
 6x 907- кг бомб с оптическим наведением GBU-15,
 6x 907- кг бомб с лазерным наведением GBU-10Е/В Paveway II, или
 6 907-кг бомб с оптическим наведением AGM-62A
 Walleye II,
 14x 454-кг бомб Mk.83, или
 30x 227-кг бомб Mk.82, а так же
 907-,340-,113-кг обычные бомбы,
 кластерные бомбы Rockeye,
 напалмовые бомбы типа BLU,
 бомбометы типа CBU.
 Остальное:
 6 ПУ типа LAU 70 и 120-мм НУР,
 До 3 контейнеров с 20 и 30-мм пушками.


 Доп. информация :


  Чертеж "LTV A-7E Corsair II"
  Статья "А-7 в Юго-Восточной Азии"
 Фотографии:

 A-7E (c) Robert L. Lawson
 A-7E (c) Robert Sullivan
 A-7E (c) R. Bunge
 A-7E c 227-кг бомбами Mk.82 Snakeeye (c) John R. Leenhouts
 A-7E c 227-кг бомбами Mk.82 Snakeeye (c) USN
 A-7E с УР AIM-9 Sidewinder и 6 АБ Mk.20 Rockeye I (c) National Museum of the U.S. Navy
 A-7E с выпущенным воздушным тормозом (c) USN
 A-7E
 A-7E в ходе операции "Буря в пустныне" (c) Leenhouts, USN
 A-7E ВВ Греции (c) Walter Van Bel
 "Тигровый" A-7E ВВ Греции (c)Stuart Freer
 Кабина пилота A-7E (c) Christian Lachtaras

 Схемы:

 A-7E

 Варианты окраски:

 A-7E VA-22 "Fighting Redcocks" USN (c) Eagle Strike Decal Sheet
 A-7E VA-192 "Golden Dragons" CVW-11 USN (c) P.Endsleigh Castle
 A-7E VA-86 "Sidewinders" USN (c) Thierry Dekker

 



 

Список источников:

Яуза. Игорь Величко. Штурмовик "Корсар" II
Крылья Родины 2000-04-05. Сергей Кедров. "Корсар" из семейства Воутов
АвиаКоллекция 2014-04. В.Е. Ильин. Штурмовик LTV A-7 "Корсар" II
Моделист-Конструктор 1995-06.  Александр Чечин. Штурмовик "Корсар"
Joe Baugher. Encyclopedia of American Military Aircraft. Vought/LTV A-7 Corsair II

Aircraft Profile 239. David A. Anderton. LTV (Vought) A-7A/E Corsair II
Bert Kinzey, Ray Leader. Colors & Markings of the A-7 Corsair II
Squadron/Signal 1120. Al Adcock. A-7 Corsair II in action
LockOn No.9. Willy Peeters. A-7D/K Corsair
Squadron/Signal 5544. Lou Drendel. Walk Around A-7 Corsair II


Уголок неба. 2019  (Страница:     Дата модификации: )



 

  Реклама: