Уголок неба ¦ McDonnell Douglas A-4L/M Skyhawk

Реклама...

    


 
главная послевоенная авиация штурмовики
   A-4L/M Skyhawk
       
Разработчик: McDonnell Douglas
Страна: США
Первый полет: 1969
Тип: Многоцелевой штурмовик
  ЛТХ     Доп. информация
   


В 1969 году часть штурмовиков А-4С и A-4F была модернизирована в вариант A-4L, имеющий усовершенствованное БРЭО. Так как часть его уже не умещалась внутри планера, экстерьер штурмовиков "украсили" гаргроты (как у A-4F).

"Скайхок", имеющий прекрасную репутацию у пилотов морской авиации, дожил до конца вьетнамской войны, хотя на заключительном этапе его заметно потеснил "Корсар" II. Впрочем, замена А-4 на А-7 в эскадрильях "регулярной" палубной авиации ВМС США оказалась достаточно длительным процессом и растянулась с 1967 по 1976 год.

Однако новые "Корсары" поступали только в авианосные авиакрылья ВМС США. Морская пехота по-прежнему летала на "Скайхоках". Для нее в 1970-1979 гг. было построено 158 самолетов А-4М, получивших неофициальное имя "Скайхок" II. По сравнению с предшествующими модификациями эти машины имели значительно большую тяговооруженность, достигнутую за счет установки двигателя J52-P-408А (1x5080 кгс). Это обеспечило уменьшение взлетной дистанции почти на 20%. Для сокращения посадочной дистанции при базировании на наземных аэродромах, лишенных аэрофинишеров, был введен тормозной парашют.

Существенно повышалась боевая живучесть А-4М: самолет превратился из "палубного истребителя-бомбардировщика" (каковым были А-4А, А-4 В, А-4С, А-4Е и A-4F) в "почти настоящего" (в российском понимании этого слова) штурмовика. В частности, на нем появилось дополнительное бронирование кабины, защищающее летчика не только сзади и, частично, с боков, но и спереди, а также снизу. Была усилена защита дублированной гидросистемы, а топливные баки получили дополнительное протежирование.

Масса пустого самолета А-4М достигла 4747 кг, а максимальная взлетная масса - 11113 кг. Бомбовая нагрузка (размещенная на семи узлах внешней подвески) возросло до 4150 кг. Максимальная скорость штурмовика составила 1102 км/ч, а боевой радиус действия с бомбовой нагрузкой 1800 кг (без ПТБ) достиг 550 км. На самолете был применен новый, более выпуклый фонарь кабины, обеспечивающий летчику улучшенный обзор, установлены тормозной парашют, новая штанга дозаправки топливом в полете и усовершенствованная система опознавания "свой-чужой". Уже в ходе серийного производства на А-4М применили новые кабинные индикаторы и усовершенствованную систему предупреждения о радиолокационном облучении.

Первый А-4М поднялся в воздух 10 апреля 1970 года, а последний серийный штурмовик этого типа был передан авиации Корпуса морской пехоты США в 1979 году. Как уже говорилось, в отличие от подразделений палубной авиации США, эскадрильи КМП не перевооружались на "Корсары" II, поэтому там, а также в эскадрильях Резерва морской пехоты (Marine Corps Reserve) "Скайхоки" продержались до середины 1980-х ходов, после чего были заменены штурмовиками с вертикальным взлетом и посадкой AV-8B "Харриер" II.

В процессе службы "Скайхоки" II должны были пройти очередную модернизацию, получив лазерно-телевизионную систему бомбометания ARBS (Angle Rate Bombing System Хьюз) AN/ASB-19 (для модернизированного самолета даже зарезервировали название A-4Y). Однако в дальнейшем от этого проекта отказались.

Собственно, на А-4М серийное производство "Скайхоков" и завершилось. По 1979 год включительно было построено более 2960 машин всех модификаций: более 2400 одноместных и около 560 двухместных. В дальнейшем (в основном, за пределами США) велись лишь работы по модернизации ранее произведенной техники.

В целом, эволюция самолета "Скайхок" характеризовалась постепенным насыщением его различным оборудованием и системами: электроника (благодаря внедрению пальчиковых ламп, а затем транзисторов) делалась все более миниатюрной и появились возможности найти ей место даже в максимально "обжатом" планере "Скайхока". Однако эти возможности были небезграничными, следствием чего стал A-4F с его "горбом". Увеличение веса новых модификаций штурмовика компенсировалось установкой все более мощных двигателей. Самолет, задуманный как вызов неуклонному возрастанию веса боевых машин, сам стал жертвой этой тенденции, упершись в лимиты конструкции.

Следует сказать, что сверстники А-4 оказались лучше приспособленными к постоянно меняющимся требованиям времени. Так, ровесник "Скайхока", палубный истребитель F-4 "Фантом" II, закончил службу на авианосцах США (для чего он, собственно, изначально и создавался) в 1990-х годах. Тогда же "ушли на пенсию" советские МиГ-21 и Су-17, прототипы которых, как и XA4D-1, появились в середине 1950-х.

А в 1970-х годах, когда палубный штурмовик А-4 на своей родине, в Соединенных Штатах, окончательно "сошел со сцены", все вышеперечисленные самолеты лишь достигали пика своей "военной карьеры", продолжая активно совершенствоваться.

Корпус морской пехоты США, где "Скайхоки" несли службу до 1980-х годов, является весьма специфической, чисто американской структурой, не имеющей прямых аналогов ни в одном другом флоте мира. Требования к вооружению для морских пехотинцев (в том числе и вооружению авиационному) тоже весьма специфичны. А уникальное оружие, как правило, живет долго. Поэтому можно предположить, что, возьмись американцы разрабатывать замену "Скайхоку" в КМП самостоятельно, А-4М и его возможные модификации сохранились бы у "бритых затылков" значительно дольше - до 1990-х годов, а то и до начала XXI века. Да и сама замена "Скайхока" для "морпехов", вполне возможно, представляла бы собой логическое развитие линии А-4 (с новой авионикой, вооружением, силовой установкой и т.д.). Но появление первого в мире серийного самолета с вертикальным взлетом и посадкой ВАЕ "Харриер" (во многом случайное, вызванное удачным стечением технических, политических и экономических обстоятельств) обещало дать авиации экспедиционных сил дополнительные тактические возможности, перевешивающие недостатки "Харриеров". В результате еще далеко не совершенный, по многим параметрам уступавший тому же А-4М, штурмовик AV-8, запущенный в серийное производство на фирме "Макдоннелл-Дуглас", быстро вытеснил "Скайхоки" из авиации Корпуса морской пехоты США.

Дальнейшее развитие "ястребка Хейнеманна" шло по учебно-тренировочной линии, а также по линии недорогого многоцелевого самолета, ориентированного на экспорт (главным образом, в относительно небогатые страны "третьего мира").



     



 ЛТХ:
Модификация   А-4M
Размах крыла, м   8.38
Длина самолета,м   12.27
Высота самолета,м   4.72
Площадь крыла,м2   24.16
Масса , кг  
  пустого самолета   4707
  максимальный взлетная   11113
Тип двигателя   1 ТРД Pratt Whitney J52-P-408A
Тяга нефорсированная, кгс   1 х 5080
Максимальная скорость, км/ч   1102
Крейсерская скорость, км/ч   1040
Практическая дальность, км   3225
Боевой радиус действия, км   550
Максимальная скороподъемность, м/мин   3140
Практический потолок, м   12880
Макс. эксплуатационная перегрузка   7.5
Экипаж, чел   1
Вооружение:  две 20-мм пушки Mk.12 с 200 патронами на пушку.
 Боевая нагрузка - 4150 кг на 5 узлах подвески
 3 УР воздух-воздух AIM-9 Sidewinder
 8 AGM-45 Shrike
 3 УР AGM-12 Bullpup
 3 Управляемые бомбы AGM-62A Walleye,
 3x 907-кг бомбы Mk.84, 9 454-кг бомбы Mk.83,
 14x 227-кг бомбы Mk.82,
 3 контейнера SUU-23/A c пушкой М61А1 с 1200 патронами,
 2 контейнера Hughes Mk.4 c 20-мм пушкой с 750 патронов.
 4 ПУ LAU-3/A c 19х69(85)-мм НУР, а так же
 напалмовые бомбы BLU, кассетные бомбы CBU


 Доп. информация :


  Чертеж "McDonnell Douglas A-4M Skyhawk"
 Фотографии:

 A-4L (c) Robert Sullivan
 A-4L (c) USN
 A-4L
 A-4M (c) kurtsj00
 A-4M запускает УР AGM-62 Walleye (c) Robert Sullivan
 Стрельба НАР Zuni с A-4M (c) Robert Sullivan
 Сброс бомбы с A-4M (c) USN
 Пуск AGM-45 Shrike с A-4M (c) USN
  Последний серийный Skyhawk - A-4M BuNo 160264 (c) USN
 Кабина пилота A-4M (c) Gary Campbell

 Схемы:

 A-4M
 A-4M
 Компоновочная схема

 Варианты окраски:

 A-4M
 A-4M VMA-324

 



 

Список источников:

Авиация и Космонавтика 2012-06. Владимир Ильин. Они еще летают
Squadron/Signal. Lou Drendel. A-4 Skyhawk in action
Warpaint Series 3. Lindsay Peacock. McDonnell Douglas A-4 Skyhawk
Squadron/Signal 5541. Lou Drendel. Walk Around A-4 Skayhawk
Crowood. Brad Elward. McDonnell Douglas A-4 Skyhawk
Bert Kinzey. A-4 Skyhawk in detail & scale
Naval Fighters 55. Steve Ginter. A-4M Skyhawk
ATL 1991-01. Jacek Nowicki. A-4 Skyhawk
L+K 1979-18. Jiri Moravec. Mc Donnell Douglas A-4 Skyhawk
Revi 15. Tom Page. Muj kluzak


Уголок неба. 2019 



 

  Реклама: