Уголок неба ¦ Convair CV-880

Реклама...

    


 
главная послевоенная авиация авиалайнеры
   CV-880
       
Разработчик: Convair
Страна: США
Первый полет: 1959
Тип: Среднемагистральный пассажирский самолет
  ЛТХ     Доп. информация
   


Авиалайнер Convair 880 оказался аутсайдером на заре реактивной гражданской авиации. Несмотря на огромный опыт постройки боевых реактивных самолетов, фирме "Convair" так и не удалось добиться коммерческого успеха со своей элегантной машиной.

К числу самых удачных винтовых авиалайнеров без сомнения можно отнести самолеты семейства Model 240, 340 и 440 ConvairLiners фирмы "Convair". Некоторые из них продолжают летать и сегодня. Выпускавшиеся после окончания Второй мировой войны и до середины 1950-х годов, эти самолеты хорошо зарекомендовали себя в эксплуатации и принесли прибыль фирме-изготовителю. Они были надежными, эффективными и нравились как авиакомпаниям, так и пассажирам.

Однако к началу 1950-х годов в авиапромышленности стало складываться мнение, что винтовые лайнеры скоро устареют, а им на смену придут реактивные машины. И многие фирмы практически одновременно взялись за их разработку. Авиалайнер Boeing Model 707 (прототип имел обозначение Model 387-80 "Dash 80") впервые поднялся в воздух в 1954 году, а его коммерческая эксплуатация началась в 1958-м.

Пассажирский Douglas DC-8 впервые взлетел в 1958 году и вышел на авиалинии в 1959-м. Последней в игру вступила фирма "Convair", сразу решившая конкурировать и с Boeing 707, и с DC-8, приступив к разработке собственного четырехдвигательного реактивного лайнера.

На это роковое решение повлиял заказ от Говарда Хьюза - эксцентричного миллиардера и энтузиаста авиации. Хьюз пожелал приобрести реактивные лайнеры фирмы для своей авиакомпании "Trans World Airlines" (TWA). Если бы не предложение Хьюза, менеджеры "Convair", вероятно, дважды подумали бы о возможных последствиях запоздалого выхода на неустойчивый рынок. Многие в фирме считали, что было бы разумнее создать небольшой двухдвигательный реактивный лайнер для местных авиалиний, ведь эта ниша пока была свободна.

"Convair" проработала несколько проектов двухдвигательных реактивных самолетов, но до воплощения их в металл дело не дошло. А если бы такой самолет поступил в эксплуатацию в те же сроки, что и Convair 880, то он на несколько лет опередил бы появление аналогичных Boeing 737 и DC-9. Он бы мог прочно утвердиться на рынке ближнемагистральных сообщений, где "Convair" уже имела хорошие связи и репутацию.

Однако выбор был сделан, и фирма приступила к созданию четырехдвигательного реактивного лайнера Model 22, первоначально известного под обозначением Skylarc. В дальнейшем обозначение изменили на Jet 880 или просто 880 - эта цифра означала крейсерскую скорость самолета в футах в секунду - оригинальное маркетинговое решение, позволявшее продемонстрировать важность скорости в новом мире быстрых перемещений.

Действительно, 880 был самым быстрым из реактивных лайнеров первого поколения, поскольку он оснащался ТРД General Electric CJ805-3 - коммерческой версией двигателя J79 от сверхзвукового бомбардировщика В-58.

По размерам и массе 880 находился в том же классе, что и Boeing 707 и DC-8, но вмещал меньше пассажиров. В его более узком фюзеляже кресла располагались по пять в ряд, а не по шесть, как у конкурентов. Разумеется, это не прибавляло привлекательности самолету в глазах авиакомпаний.

Первый 880 взлетел с аэродрома Линдберг в Сан-Диего 27-го (по другим данным - 29) января 1959 года под управлением летчиков-испытателей Фила Профетта и Дона Хермераада. А первой авиакомпанией, закупившей его, стала не TWA, a "Delta". У Хьюза не нашлось денег, чтобы оплатить уже заказанные 880-е, так как он оказался вовлечен в борьбу за контроль над TWA. Поэтому "Convair" пришлось поставить 13 незаконченных самолетов на хранение до 1961 года, что негативно повлияло на финансовое положение фирмы.

В феврале 1960 года при передаче первого самолета компании "Delta" лайнер преодолел расстояние от Сан-Диего до Майами за 3 ч 31 мин, установив рекорд трансконтинентального перелета для машин своего класса. Коммерческая эксплуатация первого из семнадцати 880-х, поставленных "Delta", началась 15 мая на линии Нью-Йорк - Хьюстон. В октябре 1959 года "Convair" объявила о создании модифицированного самолета 880М с увеличенным взлетным весом и усовершенствованными ТРД General Electric CJ805-3B. 880М впервые взлетел 3 октября 1960 года, а в 1961 году его коммерческую эксплуатацию начала тайваньская авиакомпания "Civil Air Transport". Позднее заказы на этот самолет разместили компании "Alaska Airlines", гонконгская "Cathay Pacific", венесуэльская VLASA и японская "Japan Air Lines".

По расчетам "Convair", ей требовалось продать не менее 120 самолетов, чтобы возместить расходы и получить прибыль. В реальности же было сделано только 65 машин 880-х, включая 17 штук 880М. Часть продаж "украл" преемник 880-го, Convair 990, эксплуатация которого началась в 1962 году, но основной причиной коммерческого провала, вероятно, было то, что фирма вышла на уже заполненный рынок с проектом не слишком привлекательным для большинства авиакомпаний. Кроме того, сказался демпинг фирмы "Boeing", которая продавала свои 720-е ниже себестоимости.

Другим фактором, сказавшимся на судьбе 880-го, была его низкая топливная эффективность. Расход топлива у него был выше, чем у конкурентов. Из-за нефтяного кризиса начала 1970-х годов этот фактор стал решающим, и в 1975 году последний из первоначальных владельцев 880-го - авиакомпания "Cathay Pacific" - снял его с эксплуатации. Лишь несколько машин летали в Америке на грузовых и чартерных рейсах до начала 1980-х годов. А знаменитый Элвис Пресли использовал одну из них в качестве персонального самолета вплоть до своей смерти в 1977 году. Последний Convair 880 прослужил в ВМС США до 1993 и впоследствии был взорван в воздухе в ходе испытаний, проводившихся Федеральным авиационным агентством США в 1995 году.




 ЛТХ:
Модификация   CV-880
Размах крыла, м   36.58
Длина самолета, м   39.42
Высота самолета, м   11.89
Площадь крыла, м2   204.50
Масса, кг  
  пустого самолета   43890
  взлетная максимальная   87500
Двигатели   4 ТРД General Electric CJ-805-3
Тяга, кН   4 х 49.80
Максимальная скорость, км/ч   990
Крейсерская скорость, км/ч   900
Практическая дальность, км   4600
Практический потолок, м   12000
Экипаж, чел   6-8
Полезная нагрузка:   до 94 пассажиров в кабине двух классов или до 110 в кабине трех классов


 Доп. информация :


  Чертеж "Convair CV-880"
  Фотографии:

 CV.880       (c) George W. Hamlin
 CV.880       (c) Richard Vandervord
 CV.880       (c) Gerard Helmer
 CV.880       (c) Bob Garrard
 CV.880M       (c) Wolfgang Mendorf
 UC-880  U.S. Navy
 Пассажирский салон CV.880       (c) Tom Turner
 Кабина пилотов CV.880       (c) Curt Littlejohn

  Схемы:

 CV.880
 Компоновочная схема

  Варианты окраски:

 CV.880M авиакомпании Civil Air Transport   (c) Juanita Franzi

 



 

Список источников:

de Agostini. Мировая Авиация. Convair 880. История авиалайнера
Aerofiles. Convair
Airliners.net: Convair CV-880
Aeroplane Monthly 2011-03. Aeroplane Database. Convair's 880 & 990 Jetliners
Putnam. John Wegg. General Dynamic Aircraft and their Predecessors


Уголок неба. 2017 



 

  Реклама: