Уголок неба ¦ Sud-Aviation Caravelle 6(7)

Реклама...

Решение споров, составление документов - юридическое сопровождение - решение вопросов.
    


 
главная послевоенная авиация авиалайнеры
   Caravelle 6(7)
       
Разработчик: Sud-Aviation
Страна: Франция
Первый полет: 1960
Тип: Среднемагистральный пассажирский самолет
  ЛТХ     Доп. информация
   


Следующим шагом в развитии "Каравеллы" стала модель 6. Вспомогательные технические устройства и усовершенствование аэродинамики средств механизации крыла, а главное установка более мощных двигателей "Эвон" 531 с тягой 5530 кгс повысили крейсерскую скорость до 790 км/ч. Увеличение емкости топливной системы позволило довести дальность полета с нагрузкой 8170 кг до 2335 км. Эти мероприятия в совокупности с усилением планера позволили довести максимальную взлетную массу до 45700 кг.

Первую "Каравеллу" 6, взлетевшую 10 сентября 1960-го, переделали из прототипа "тройки". Серийные самолеты обозначил и "Каравелла" 6-N, а ТРД "Эвон" 531 оснастили дополнительно эффективными глушителями шума. Первыми вышли на трассы "Каравеллы" 6-N бельгийской "Сабены" в феврале 1961 г. на маршруте Брюссель-Ницца.

"Юнайтед Эр Лайнс" - одна из так называемой "Большой четверки", крупнейших американских авиакомпаний, внимательно следила за успехами "Каравеллы" на европейских средних и коротких маршрутах. В результате она заказала двадцать самолетов дополнительно усовершенствованной модификации, обозначенной модель 6-R. 6-R отличалась двигателями "Эвон" 531Rc тягой 5710 кгс, оснащенными устройством реверса тяги, измененным остеклением пилотской кабины, усовершенствованными тормозами и дополнительными трехсекционными интерцепторами на консоли крыла. Отклоненные интерцепторы уменьшали в своей зоне подъемную силу крыла и способствовали сокращению длины пробега. Количество пассажиров "Каравеллы" 6-R в салоне первого класса изменялось от 16 до 20 и 55-60 в туристическом, предусматривался салон в экономическом классе на 80 мест.

Прототипом модели 6-R стал 62-й изготовленный самолет, с регистрационным номером F-WJAP, облетанный 6 февраля 1961 г. Американский сертификат летной годности получили в июне того же года и компания ЮЭЛ использовала свои "Каравеллы" 6-R на авиалинии "Нью-Йорк - Чикаго. С июня 1961-го по октябрь 1970-го "Каравеллы" налетали без аварий 118 млн.км, перевезя на американских внутренних линиях 10 млн. человек. Однако на оправдавшую себя в американских условиях "Каравеллу" ни в США, ни в Канаде больше не нашлось заказчиков. Американский рынок для европейских самолетов всегда был труднодоступным и исключения подтверждали правило. Фирма "Дуглас" заключила с "Сюд Авиасьон" двухлетний договор и честно обеспечивала обслуживание проданных "Каравелл", оказывала влияние и как торговый агент, одно время даже обсуждался вопрос о лицензионном производстве "Каравеллы" в США. С этой целью "Сюд Авиасьон" спроектировала модель 10.

Выполняя сервисное обслуживание не бескорыстно, а с целью производства в будущем этого удачного самолета, фирма "Дуглас" использовала полученный опыт при создании DC-9.

Всего изготовили 45 "Каравелл" 6-N. Кроме этого в дальнейшем до ее уровня доработали некоторые предыдущие "Каравеллы" 3. Модель 6-R также поставляли и другим заказчикам, выпустив 54 машины. В свое время они пользовались большой популярностью у западных авиакомпаний. "Шестерками" заканчивается базовый ряд "Каравелл" первого поколения.

Во второй половине 1950-х были разработаны первые серийные ТРДД. По сравнению с ТРД они имели уменьшенный на 25% удельный расход топлива, большую тягу и пониженный уровень шума, возросшую надежность и срок службы. Все это позволяло существенно повысить экономичность авиаперевозок. ТРДД открыли дверь дальнейшему ускоренному развитию сети авиалиний, обслуживаемых реактивными пассажирскими самолетами.

Особенности размещения силовой установки "Каравеллы" позволили безболезненно перейти на новый тип двигателя, а при необходимости легко модернизировать находящиеся в эксплуатации машины, то есть придать этому замечательному самолету вторую молодость.

Первой "Каравеллой" с двухконтурными двигателями стал прототип 7-й модели. В действительности это была 42-я серийная "Каравелла" 3 с регистрационным номером F-WJAM. "Сюд Авиасьон" передала ее моторостроительному концерну "Дженерал Электрик" для установки ТРДД CJ805-23C co статической тягой по 7300 кгс.

Доработанному самолету присвоили американский регистрационный номер No.402GE и собственное имя "Санта Мария". 29 декабря 1960-го на нем выполнили первый полет. Работы субсидировались американской авиатранспортной компанией "Транс Уолд Эрлайн". В сентябре 1961-го она подписала соглашение о поставке 20 самолетов "Каравелла" 7. Однако под давлением фирмы "Дуглас" компания отказалась от своего решения, отдав предпочтение самолетам DC-9. "Сюд Авиасьон" после этого опыта на некоторое время снизила активность в области использования ТРДД, однако их бесспорные преимущества вынудили ее вскоре вернуться к перспективному направлению.




 ЛТХ:
Модификация   Caravelle 6
Размах крыла, м   34.30
Длина самолета,м   32.01
Высота самолета,м   9.00
Площадь крыла,м2   146.70
Масса, кг  
  пустого самолета   26240
  максимальная взлетная   50000
Внутреннее топливо, л   19000
Тип двигателя   2 ТРД Rolls-Royce Avon RA.29 Mk 533R
Тяга, кгс   2 х 5710
Максимальная скорость, км/ч   845
Крейсерская скорость, км/ч   790
Практическая дальность, км   2550
Дальность действия с максимальной загрузкой, км   2300
Практический потолок, м   12000
Экипаж, чел   3
Полезная нагрузка:   64 пассажира в в кабине двух классов или
 80 в экономическом классе


 Доп. информация :


 Чертеж "Sud-Aviation Caravelle"
  Фотографии:

 Caravelle VI-N (c) Alberto Storti
 Caravelle VI-N (c) Udo K. Haafke
 Caravelle VI-N (c) Alex Christie
 Caravelle VI-R (c) Kjell Nilsson
 Caravelle VI-R (c) Markus Buttinger
 Пассажисркий салон Caravelle VI-N (c) Nicola Pedde
 Кабина пилотов Caravelle VI-N (c) Axel J.

 Схемы:

 Caravelle 7

 



 

Список источников:

Крылья Родины 1997-11. Николай Сойко. "Каравелла" от Пьера Сатра
Ростислав Виноградов, Александр Пономарев. Развитие самолетов мира
Aircraft Profile 180. Kenneth G. Munson. The Sud Caravelle 3 & 6
Flugzeug 1993-04-05. Werner Fischbach. Fast vierzig und kein bibchen leise...
Aeroplane Monthly 2018-04. Aeroplane Database. Francois Prins. Sud Caravelle
Le Fana de l'Aviation 2007-02. Rene J. Francillon. American Caravelle


Уголок неба. 2018 



 

  Реклама: