Реклама...

    


 
главная ударные
   Ка-52 Аллигатор
       
Разработчик: ОКБ Камова
Страна: Россия
Первый полет: 2015
Тип: Многоцелевой ударный вертолет
  ЛТХ     Доп. информация
   


Ка-52К "Катран" - российский боевой разведывательно-ударный вертолет палубного базирования. Предназначен для уничтожения танков, бронированной и небронированной боевой техники, живой силы и вертолетов противника на переднем крае и в тактической глубине, в любых погодных условиях и в любое время суток. Оснащается различными типами ракетно-пушечного вооружения. Является палубной модификацией вертолета Ка-52 "Аллигатор".

В ноябре 2009 года в ходе визита в Санкт-Петербург корабля Mistral ВМС Франции отрабатывалась посадка Ка-52 на полетную палубу корабля.

После того как в мае 2011 года на вооружение ВВС Российской Федерации поступили первые Ка-52 глава Рособоронэкспорта Анатолий Исайкин на международном авиасалоне во французском Ле Бурже 20 июня 2011 года сообщил о планах по размещению на кораблях типа "Мистраль" ВМФ России морской модификации многоцелевых боевых вертолётов Ка-52 "Аллигатор". Новая машина должна будет получить наименование Ка-52К (К - корабельный). Необходимость появления морской версии этой машины была обусловлена тем, что Ка-52 себя очень хорошо зарекомендовал и в сухопутном варианте и использование готовых успешных схем в морской авиации давало большие преимущества военно-морскому флоту.

26 июля 2011 года генеральный конструктор ОКБ им. Камова Сергей Михеев сообщил о планах по постройке и испытаниях первой партии вертолётов Ка-52К.

В начале сентября 2011 года пресс-служба Западного военного округа сообщила, что в Баренцевом море прошли учения с участием вертолёта Ка-52К (прототип борт ╧061), в ходе которых он впервые совершил посадку на палубу БПК "Вице-адмирал Кулаков". Испытания проходили в водах Кольского залива и Баренцева моря. По итогам объявлено о возможности эксплуатации подобных вертолетов с кораблей ВМФ России.

Контракт на поставку 32 палубных вертолетов Ка-52К министерство обороны России подписало 8 апреля 2014 года. Заказ на их постройку размещен на Арсеньевском авиационном заводе (Приморье). Первые четыре опытные машины по договору с ОАО "Камов" должны быть поставлены до конца октября 2014 года. Сумма контракта на эти четыре машины составила 3 396 млн.руб, то есть по 849 млн. за один вертолет (НДС не облагается). Еще 12 вертолетов должны быть изготовлены в 2015 году.

7 марта 2015 года совершил первый полет головной экземпляр построенного на ОАО "Арсеньевская авиационная компания "Прогресс" имени Н. И. Сазыкина" корабельного вертолета Ка-52К. Вертолет имеет темно-серую окраску и несет надпись "МА ВМФ России", хотя и не имеет бортовых номеров.

Вертолёты должны войти в состав авиагрупп двух строившихся во Франции для ВМФ России вертолётоносных десантных кораблей-доков типа "Владивосток" или использоваться на возможных будущих проектах российских авианосцев или вертолётоносцев. Планируется, что на каждый ДКВП будет оснащен 8 вертолетами Ка-52К и 8 боевыми машинами Ка-29. Первый полк морской авиации, укомплектованный Ка-52К, будет базироваться на Камчатке.

Соосная схема Ка-52К обеспечивает высокую маневренность вертолету и дает ему возможность перемещаться в боковом направлении со скоростью до 80 км/час и двигаться назад со скоростью до 90 км/час. Изменение движения на противоположное осуществляется за несколько секунд. Эти свойства дают вертолету возможность совершать непредсказуемые для противника маневры. Машина является многоцелевым всепогодным двухместным вертолетом. Этот вертолет предназначен для использования в том числе и в ночных условиях, когда без второго члена экипажа, выполняющего функции оператора, уже не обойтись. Ка-52К, как и его сухопутный собрат Ка-52 "Аллигатор" был создан на базе серийного боевого вертолета Ка-50, и унаследовал около 85% примененных на Ка-50 технических решений. Вертолет имеет двухместную кабину и может пилотироваться любым из пилотов.

Вертолет отличается от базовой модели наличием механизма складывания лопастей и консолей крыльев, а так же усиленным шасси и дополнительной антикоррозийной обработкой. На вертолете предполагается использование двухдиапазонной РЛС разработки "Фазотрон-НИИР" - "Арбалет". Благодаря системе обработки видеоизображений семейства "Охотник" Ка-52К способен обнаруживать и распознавать объекты на дальности в 1,5 раза большей, чем сухопутная версия Ка-52 - "Аллигатор". Кроме того на нем установлены высокоэффективный комплекс бортовой обороны "Витебск", гиростабилизированная оптико-электронная станция ГОЭС-451, лазерно-лучевая система наведения управляемого оружия, система автоматического управления САУ-800. Эта система обеспечивает пилотирование вертолета в ручном, автоматизированном и автоматическом режимах управления. САУ-800 интегрирована с комплексом регистрации и обработки аэрометрических данных СИВПВ-52 - пилот может сконцентрироваться на применении вооружений.

Характеристики "Катран" также унаследовал от базовой модели. Два его мощных двигателя (по 2,7 тысяч сил каждый) могут разогнать винтокрылую машину до скорости в 350 километров в час. Вертолет способен подниматься на высоту 5,5 км и преодолевать по воздуху 460 км.

Номенклатура вооружений Ка-52К, как и Ка-52 обширна: подвижная пушечная установка с пушкой 2А42 калибра 30 мм и боекомплектом 460 снарядов, ПТУР "Вихрь" с лазерно-лучевым каналом управления, блоки НАР калибра 80 мм, авиабомбы, пушечные контейнеры и другое оружие общей массой до 2 000 кг. Так же Ка-52К может принимать на борт ракеты управляемые ПТУР "Атака" типа 9М120-1 (9М120-1Ф) разработки ФГУП "КБМ" с лазерной системой наведения, управляемые ракеты класса "воздух-воздух" ближнего боя "Игла-В", а также неуправляемые ракеты "воздух-земля". В перспективе планируется применение и управляемых ракет класса "воздух-земля". ПТУР "Вихрь", разработанные тульским КБ приборостроения, имеют стартовую массу 42 кг и тандемную кумулятивную боевую часть, могут поражать бронированные цели (танки, БМП и т. п.) на дальности до 8 км, при этом толщина пробиваемой брони достигает 900 мм. Ракеты "Игла-В", созданные в коломенском КБ машиностроения на базе ЗУР переносного зенитного ракетного комплекса сухопутных войск "Игла-1", имеют всеракурсную двухцветную тепловую головку самонаведения; масса ракеты 10,7 кг, боевой части - 1,27 кг, высота поражаемых целей от 10 до 3 500 м, скорость 0 (вертолёт на висении) до 1440 км/ч, перегрузка до 5-6, дальность пуска от 800 до 5 200 м.

Вертолёт имеет бронированную кабину экипажа. Катапультирование членов экипажа (при помощи катапультируемых кресел К-37-800М) из кабины возможно на высотах от 0 до 4100 м. Ведение огня и управление вертолётом (в том числе одновременное) может осуществлять как командир экипажа, так и оператор систем вооружения.

Консоли у Ка-52К не просто складывающиеся. Они сделаны чуть короче, что позволило разместить на них более весомую боевую нагрузку - по тонне с каждой стороны. Именно возможность выдерживать такой груз подсказала идею попробовать разместить на "Катране" ракеты противокорабельных ударных комплексов Х-31 и Х-35.

Такое мощное оружие, способное парой выстрелов уничтожить авианосец, предполагает использование и с вертолетов. Однако ранее их практическое применение с винтокрылых машин было затруднено отсутствием загоризонтной радиолокации. В Ка-52 эта проблема устранена. Здесь применена РЛС "Арбалет", которая обеспечивает дальность гарантированного обнаружения целей в 25 километров. В связке с гиростабилизированной оптико-электронной станцией ГОЭС-451 "Катран", по сути, становится береговым ракетным комплексом "Бал", только в воздушном исполнении. При этом, в отличие от своего наземного "собрата", вертолет не привязан к дорогам, не ограничен в мобильности.

Но и это еще не все. Уже есть задумки оснастить корабельные вертолеты еще более мощной радиолокацией, позволяющей вскрывать цели практически на максимальной дальности пуска Х-35 - 200 километров. Есть мнение, что Ка-52К в этом случае может выступить в качестве самостоятельного средства дальнего радиолокационного обнаружения, давать целеуказания ракетным комплексам берегового базирования и корректировать их огонь с воздуха.

Помимо выполнения разведывательно-ударных функций, Ка-52К может выполнять роль учебно-тренировочной машины, чему способствует полностью дублированная система управления в сочетании со схемой расположения членов экипажа рядом, плечом к плечу.

Сегодня ни для кого не секрет, что "Аллигаторы" трансформировали в "Катраны" специально для будущего размещения на вертолетоносцах "Мистраль". Но судьба контракта с капризными французами оказалась довольно прозаичной. Что же делать с винтокрылыми машинами, создаваемыми для этих кораблей? Неужели пустить в утиль или снова переделать в "сухопутные" винтокрылы?

Ни в коем случае, утверждают в российском военно-промышленном комплексе и в Минобороны. Во-первых, Ка-52К могут базироваться не только на "Мистралях", но и на больших противолодочных кораблях проекта 1155, где "Катран" вполне способен уместиться в ангаре БПК.

А во-вторых, уже решено, что Россия создаст собственный универсальный десантный вертолетоносец, который и станет базой для "Катранов". Будущему кораблю уже дано имя - "Прибой". По своим характеристикам вертолетоносец сможет принять до 12 ударных или противолодочных вертолетов, в том числе шесть - на палубе. Это будут Ка-52К, а также Ка-27.

Модель будущего российского вертолетоносца демонстрировалась в ходе недавнего Международного военно-технического форума "Армия-2015". "Прибой" получит водоизмещение в 14 тысяч тонн и будет иметь длину 165 и ширину 25 метров. Помимо вертолетов этот десантный корабль сможет принять до 60 единиц бронетехники и не менее 500 морских пехотинцев. А это, на минуточку, два батальона "черных беретов", мощная ударная сила, способная при поддержке с воздуха сокрушить любую береговую оборону.

Всего на авиастроительном заводе "Прогресс" в Арсеньеве должно быть построено 32 палубных Ка-52К.




 ЛТХ:
Модификация   Ка-52K
Диаметр главного винта, м   14.50
Длина,м   16.00
Высота ,м   4.90
Масса, кг  
  пустого   7800
  нормальная взлетная   9800
  максимальная взлетная   11300
Тип двигателя   2 ГТД Климов ВК-2500
Мощность, э.л.с.   2 х 2400
Максимальная скорость, км/ч   350
Крейсерская скорость, км/ч   250
Перегоночная дальность, км   1100
Практическая дальность, км   460
Скороподъемность, м/мин   720
Практический потолок, м   5500
Статический потолок, м   3600
Экипаж, чел   2
Вооружение:   одна 30-мм пушка 2А42 с 460 патронами
  Боевая нагрузка - 2000 кг на 4 узлах подвески
  4х3 ПТУР Вихрь или Штурм-ВУ или Атака
  2х2 УР Игла-В воздух-воздух или
  80х 80-мм НУР С-8 или 10х 130-мм НУР С-13
  или контейнеры с пушками или пулеметами


 Доп. информация :

  
 Фотографии:

 Ка-52К    (c)  Сергй Рябцев
 Ка-52К    (c)  Сергй Рябцев
 Ка-52К    (c)  Андрей Бакаенко
 Ка-52К    (c)  Андрей Вечернин
 Ка-52К    (c)  kerzak_1

 



 

Список источников:

Дмитрий Сергеев. "Катран", который способен на все
Алексей Суконкин. Морской "Аллигатор" в воздухе!
Russianplanes.net. Камов Ка-52К


Уголок неба. 2016  (Страница:     Дата модификации: )



 

  Реклама: