Уголок неба ¦ Камов Ка-50Н Черная Акула

Реклама...

    


 
главная ударные
   Ка-50Н Черная Акула
       
Разработчик: ОКБ Камова
Страна: Россия
Первый полет: 1997
Тип: Многоцелевой ударный вертолет
  ЛТХ     Доп. информация
   


Еще одной всепогодной модификацией Ка-50 стал одноместный боевой вертолет Ка-50Н, который может эффективно применяться не только днем, как предшественник, но и ночью. С созданием Ка-50Н фирма "Камов" наконец полностью выполнила правительственное задание о разработке боевого вертолета нового поколения. Стоит напомнить, что еще в конце 70-х гг., когда формулировались требования к такой машине, было определено, что перспективный боевой вертолет должен иметь оборудование и вооружение, позволяющие использовать его в боевых действиях в темное время суток и в ограниченно сложных метеоусловиях. Такими системами могли бы стать очки ночного видения (ОНВ) и стационарные приборы низкоуровнего телевидения (НУТВ), работающие при очень малых уровнях освещенности, например в условиях звездной ночи, тепловизионные системы переднего обзора (ТпСПО), а также единственные практически всепогодные средства - радиолокационные станции (РЛС). Использование каждой из них имеет свои особенности. В то время как приборы НУТВ в идеале должны обеспечивать экипаж вертолета близкими к реальным изображениями объектов, при применении ТпСПО приходится довольствоваться их тепловыми образами, а с помощью РЛС сложно вести распознавание обнаруженных малоразмерных целей - одиночных танков, БМП и т.п., зачастую являющихся основными объектами действия боевых вертолетов (они представляются на кабинном экране-индикаторе в виде трудно идентифицируемых точек-засветок). Поэтому поначалу ставка была сделана на аппаратуру низкоуровнего телевидения "Меркурий", макетными образцами которой были оснащены 2-й и 3-й летные экземпляры В-80 (планировалось применить ее также на Ми-28 и самолетах-штурмовиках Су-25Т). Параллельно велась отработка вертолетного тепловизора, прошедшего в 1986 г. испытания на опытном вертолете Ми-24В. Макетный образец его пилотажно-прицельного варианта в 1990 г. был установлен на 5-й летный экземпляр В-80 над защитным стеклом комплекса "Шквал", в связи с чем носовой отсек вертолета был несколько перекомпонован и приобрел характерную для последующих серийных машин форму

Первые отечественные образцы ночных обзорно-прицельных систем, к сожалению, не отличались высокой надежностью, да и характеристики их оставляли желать лучшего. Комиссия, оценивавшая результаты завершившихся в августе 1986 г. государственных сравнительных летных испытаний опытных вертолетов В-80 и Ми-28, отдав в целом предпочтение камовской машине, особо отметила, что ни тот, ни другой вертолет не обеспечивает оговоренного техническим заданием требования ведения боевых действий ночью. Поэтому, когда через полтора года постановлением правительства В-80 был признан победителем конкурса и запущен в серийное производство, ВНТК им. Н.И.Камова было предписано в кратчайшие сроки модернизировать комплекс бортового оборудования вертолета для обеспечения его круглосуточного боевого применения

Однако решение этой проблемы заняло почти 10 лет - именно столько времени прошло с момента принятия в декабре 1987 г. указанного постановления до создания в 1997 г. ночного вертолета Ка-50Н. Столь длительный срок объясняется рядом обстоятельств, главным из которых стало определенное отставание СССР в области разработки ночных обзорно-прицельных систем для вертолетов (в США боевые вертолеты АН-64А "Апач", укомплектованные системой TADS/PNVS, имевшей пилотажный и прицельный инфракрасные датчики FLIR, выпускались серийно с 1984 г.), усугубившееся общим кризисом в экономике страны и сопутствующим катастрофическим сокращением бюджетного финансирования большинства работ по оборонной тематике. Доводка аппаратуры НУТВ "Меркурий", а также создание других систем аналогичного типа, были признаны нецелесообразными, поскольку как отечественный, так и зарубежный опыт в этой области свидетельствовал о том, что массогабаритные характеристики ночных "телевизоров", по крайней мере, при существующей элементной базе, вряд ли смогли бы позволить разместить их на серийных летательных аппаратах фронтовой и армейской авиации, - уж слишком велика была "плата" за каждый дополнительный километр дальности их действия

В связи с этим основное внимание было переключено на создание и доводку систем тепловизионного (инфракрасного) типа. В 1993 г. ВНТК им.Н.И.Камова выпустил эскизный проект ночного варианта Ка-50. Для него на Производственном объединении "Красногорский завод" (бывший КОМЗ "Зенит") началась разработка круглосуточного варианта обзорно-прицельного комплекса "Шквал", в состав которого, помимо дневного телевизионного канала, лазерного дальномера-целеуказателя и лазерно-лучевого канала управления ПТУР, предполагалось включить ночной канал на основе тепловизора. Однако из-за недостаточного финансирования создание серийного образца отечественного тепловизора задерживалось, поэтому ОАО "Камов" в середине 90-х гг. принимает решение временно использовать вместо него импортные приборы

Получив согласие российского правительства, ОКБ заключило контракт с французской фирмой "Томсон" о поставке для проведения испытаний на вертолетах Ка-50 нескольких образцов их тепловизионных систем. Один из них в контейнерном исполнении демонстрировался в 1995 г. на подвеске 10-го летного экземпляра Ка-50 (бортовой номер 020, "выставочный" номер Н318) во время МАКС-95. Позднее французский тепловизор временно включили в состав отечественной комбинированной оптико-электронной системы "Самшит-Э", установленной в 1996 г. на опытный разведывательно-ударный вертолет Ка-52. Подобную систему, названную "Самшит-50T", с тепловизором Томсон "Виктор" разместили и на опытном образце ночного одноместного вертолета Ка-50Н, впервые представленном журналистам в марте 1997г.

В отличие от Ка-52 на Ка-50Н подвижный шар диаметром 640 мм, в котором на гиростабилизированной платформе смонтирована аппаратура ОЭС "Самшит-50", имеет одно большое и три малых окна и установлен в носовом отсеке фюзеляжа над оптическим окном штатного дневного лазерно-телевизионного комплекса "Шквал". Ночное оборудование обеспечивает обнаружение малоразмерной цели типа "танк" на расстоянии не менее 7 км и точное прицеливание на дальности 4,5-5 км. Помимо оптико-электронных средств, одноместная ночная машина оснащена радиолокационным комплексом "Арбалет", антенна которого, как и на Ка-52, размещена в обтекателе над колонкой несущих винтов. РЛС не только решает задачи обнаружения наземных целей и навигации, но и совместно с модернизированным бортовым комплексом обороны обеспечивает предупреждение летчика о возможной атаке со стороны самолетов или ракет противника. Усовершенствованное пилотажно-навигационное оборудование Ка-50Н дополнено приемником системы спутниковой навигации, автоматический картографический планшет ПА-4-3 вскоре уступит место навигационному цветному жидкокристаллическому индикатору, на который будет выводиться цифровая карта местности (на опытном Ка-50Н вместо планшета временно установлен второй телевизионный индикатор)

По номенклатуре вооружения Ка-50Н соответствует серийному дневному Ка-50. Благодаря тому что тепловизионный датчик ОЭС "Самшит-50Т" сопряжен с комплексом "Шквал", лазерный лучевой канал которого обеспечивает наведение ПТУР на цель, ракеты "Вихрь" могут применяться как днем, так и ночью. Подобно Ка-52, одноместная ночная машина может принимать на борт управляемые ракеты "воздух-воздух" Р-73 и "Игла-В"

В первый опытный образец Ка-50Н в начале 1997 г. был переоборудован головной серийный вертолет Ка-50 (8-й летный экземпляр, бортовой номер 018). Первый полет на машине состоялся 5 марта 1997 г., а уже спустя 10 дней Ка-50Н в паре с серийным Ка-50 из Центра боевого применения Армейской авиации в Торжке (бортовой номер 22) отбыл на международную выставку вооружений ЮЕХ'97, проводившуюся с 16 по 20 марта в Абу-Даби (ОАЭ). Там дневная машина участвовала в программе показательных полетов, а также выполняла боевые стрельбы из пушки, пуски НАР и ПТУР. По сообщениям средств массовой информации, фирма "Камов" в Абу-Даби вела переговоры о поставках Ка-50 в одну из ближневосточных стран, причем, по некоторым свидетельствам, вероятность подписания контракта оценивалась весьма высоко. В данном случае интерес был проявлен к более дешевым дневным вертолетам. В перспективе ОКБ готово экспортировать и ночные Ка-50Н, и многоцелевые Ка-52 - этому будет способствовать применение в составе их оборудования импортных комплектующих (в частности, французского тепловизора). Кроме того, весной 1997 г. в печати появилась информация о возможной поставке уже в ближайшее время 8 вертолетов Ка-50 в Словакию в счет российского внешнего долга. В случае осуществления этого контракта Словакия станет первым зарубежным государством, на вооружение которого поступят армейские боевые вертолеты фирмы "Камов"

Что же касается поставок новых вертолетов для Российской Армии, то, по словам главного конструктора Ка-50 и Ка-50Н Г.В. Якименко, в настоящее время в Арсеньевской авиационной компании "Прогресс" начато внедрение одноместной ночной машины в серийное производство. Вскоре должен быть создан отечественный тепловизор, который заменит французский "Виктор" на Ка-50Н и Ка-52, предназначенных для вооружения частей Армейской авиации Вооруженных Сил РФ. Освоение производства Ка-50Н не означает прекращения изготовления базовых Ка-50: оба типа вертолетов будут выпускаться параллельно. При этом часть доработок, выполненных при создании ночной машины, будет реализована и на вертолетах базовой модели, которые также будут комплектоваться более совершенным оборудованием - системой спутниковой навигации, жидкокристаллическим экранным индикатором с цифровой картой местности и т.д

При решении вопросов финансирования доля Ка-50Н в общем объеме выпуска "Черных акул" может составить 30%, что обеспечит максимум боевого потенциала парку армейских вертолетов-штурмовиков по критерию "эффективность-стоимость". Таким образом, вертолетные полки, вооруженные боевыми машинами фирмы "Камов", могут иметь по две эскадрильи дневных Ка-50 и по одной эскадрилье ночных Ка-50Н. Дополнением таких группировок должны стать круглосуточные разведывательно-боевые вертолеты Ка-52, серийный выпуск которых, при благоприятном стечении обстоятельств, может быть развернут в начале 2000-х гг

Аналогичную триаду в армии США должны составить вертолеты АН-64А "Апач", AH-64D "Апач-Лонгбоу" и RAH-66 "Команч". Первые (выпуск их завершился в 1993 г. после постройки 807 машин, с 1994 г. часть из них модернизируется в варианты АН-64В и АН-64С) предполагается использовать для решения боевых задач преимущественно в светлое время суток, вторые (в 1996 г. должны были начаться поставки 227 вертолетов AH-64D, переоборудованных из ранее изготовленных "Апачей", что составляет фактически те же 30%), смогут применяться ночью и в сложных погодных условиях. Координация действий ударных вертолетов в США отводится разведчику-целеуказателю RAH-66, испытания первого опытного образца которого начались в 1996 г., а серийный выпуск намечен на 2004 г. Создание на фирме "Камов" семейства армейских вертолетов Ка-50, Ка-50Н и Ка-52, таким образом, отражает общую, объективно сложившуюся тенденцию развития военного вертолетостроения. С учетом списания устаревающих Ми-24, которое в ближайшие годы приобретет массовый характер, только скорейшее развертывание крупносерийного производства "акул" и "аллигаторов" может сохранить боеспособность отечественной армии на необходимом уровне. А грамотная экспортная политика, учитывающая признанную за рубежом конкурентоспособность камовских машин, позволит России занять достойное место на мировом рынке боевых вертолетов.








 ЛТХ:
Модификация   Ка-50Н
Диаметр главного винта, м   14.50
Длина,м   13.50
Высота ,м   4.90
Масса, кг  
  пустого   7692
  нормальная взлетная   9800
  максимальная взлетная   10800
Тип двигателя   2 ГТД Климов ТВ3-117ВМА
Мощность, кВт   2 х 1660
Максимальная скорость, км/ч   390
Крейсерская скорость, км/ч   270
Практическая дальность, км   1160
Дальность действия, км   460
Скороподъемность, м/мин   600
Практический потолок, м   5500
Статический потолок, м   4000
Экипаж, чел   1
Вооружение:   одна 30-мм пушка 2А42 с 500 патронами
  боевая нагрузка - 2000 кг на 4 узлах подвески
  4х3 ПТУР Вихрь или УР воздух-воздух или
  80х 80-мм НУР или контейнеры с пушками или пулеметами


 Доп. информация :


 Фотографии:

 Четвертый опытный Ка-50 доработанный в Ка-50Н
 Четвертый опытный Ка-50 доработанный в Ка-50Н (c) А.В. Карпенко
 Ка-50Н
 Ка-50Н
 Ка-50Н
 Ка-50Н    (c) LazinkovOV

 



 

Список источников:

Авиация и Время 2005-02. Андрей Фомин. "Черная акула", "Аллигатор" и другие
Полигон. Армейские боевые вертолеты Ка-50, Ка-52 и Ка-50Н
Михаил Лисов. Повесть о "Черной акуле"
ОКБ Н.И. Камова
Крылья Родины 2000-09. Григорий Кузнецов. "Черная акула"
Авиация и Космонавтика 2014-07-12. МИхаил Лисов. История "Черной Акулы" глазами создателей
Авиация и Космонавтика 2015-01-09. МИхаил Лисов. История "Черной Акулы" глазами создателей
Вестник Воздушного Флота 1995-03. В. Сокольников. Боевые вертолеты : Ка-50
Самолёты мира 1995-02. Григорий Кузнецов. Боевой ударный Ка-50
Авиация и Космонавтика 1992-07. С.В. Михеев. Ка-50: концепция, боевые возможности
Авиация и космонавтика 2003-08. Боевой вертолёт Ка-50 "Чёрная акула"
Крылья Родины 1993-03-04. Григорий Кузнецов. Во всём диапазоне
Крылья Родины 1994-07. Григорий Кузнецов. Вымысел и правда о "Черной акуле"
АвиО 3. Сергей Мороз. Ка-50: "Вервольф" выходит на охоту
М-Хобби 2002-02. Александр Артюх. "Черные акулы" в Чечне
Эксмо. Николай Якубович. Все боевые вертолеты СССР и России
Взлет 2005-05. Андрей Зинчук. Ка-50 : Проверка Боем

ОКБ Камов. Ударный вертолет Ка-50
Михаил Жуков. Иллюстрированный каталог авиации мира. Ка-50
Крылья России. Фирма "Камов" : От Ка-10 до Ка-50 "Черная акула"


Уголок неба. 2020 



 

  Реклама: