Стоит ли отказываться от идеи оборудовать самолеты
алкотестерами

В 2011 году МАК впервые выдвинул
предложение об установке профессиональных алкотестеров в кабины экипажа. По
словам экспертов, контроль состояния пилотов должен свести риск употребления
алкоголя во время полета практически к нулю. Тогда предложение отклонили из-за
высокой стоимости алкометров - около 1,5 тыс. $ за единицу.
Небольшим авиакомпаниям такие
затраты оказались не по бюджету, а между тем именно на них обращают пристальное
внимание Минтранс и Росавиация. Испытывая финансовые трудности, владельцы таких
компаний экономят в первую очередь на "ненужных" проверках и других "избыточных"
мерах безопасности.
Пьяными за штурвал действительно не
садятся, а вот подшофе или по пути стопочку опрокинуть - бывает. В. Шелковников,
президент Международного агентства "Безопасность полетов", считает большой
ошибкой отрицать существование пьющих пилотов.
Да, их немного. Но специфика
профессии такова, что их не должно быть вообще. Профессиональный
алкотестер в кабине самолета мог бы решить проблему употребления спиртного
на борту - не все готовы открыто рисковать местом. Даже в условиях дефицита
кадров, откровенных пьяниц увольняют быстро и без шума. Но трагедии все равно
случаются. Будь пилоты трезвыми, Ан-28 на Камчатке, Боинг в Перми, Ту-134 под
Петрозаводском могли бы и не разбиться.
"Из-за дефицита кадров сейчас
слишком большая норма налета - нагрузка колоссальная. Летчики, особенно в
небольших компаниях, выбиваются из сил. Не исключаю, что в такой ситуации кто-то
может позволить себе 50 грамм, чтобы снять напряжение", - рассказывает
"Комсомольской правде" Герой России Анатолий Кнышов.
"Еле стоящего на ногах пилота за
штурвал не пустят, но и скандал не поднимут. Заменят тихонько и отправят
отсыпаться. А если он нормально стоит, запаха особого нет, врач может не
заметить или сделает вид, что не заметил легкого опьянения", - анонимно летчик
"Комсомольской правде".
За 10 лет, прошедших с первого
предложения об установке алкотестеров на борту, многое изменилось. Сами приборы
стали легче, "умнее" и доступнее. Современный профессиональный алкотестер прост
в использовании, его невозможно обмануть. Датчики рассчитаны на тысячи замеров
до калибровки. Пилоты шутят, что при острой необходимости дунуть в трубку может
кто-то другой, но на такие случаи достаточно вести видеозапись тестирования.
Учитывая, что на кону, установка
алкотестера в кабину экипажа не кажется избыточной мерой. Да и могут ли меры
быть избыточными, когда речь о жизнях людей?
Уголок неба. 2020
