Leonid Mekhanikov
16-Dec-1997
WWW.AVIATION.RU [www.aviation.ru] [www.glasnet.ru]Aport Ranker

[59] <<PREV [60]
[60] NEXT>> [61]
Book.2

Date: Mon, 15 Dec 97 19:37:40 +0300

самостоятельно.  Мешал нам летать еще один немаловажный фактор: в
то время реактивная авиация в частях только осваивалась. Летный
состав относился к ней еще настороженно, ибо техника была
несовершенная, полеты на больших скоростях были изучены мало и
авиаторов буквально преследовали такие явления как флаттер
(самопроизвольная тряска крыла на скорости: в результате чего крыло
просто отваливалось в воздухе), бафтинг ( приблизительно то же,
только с хвостовым оперением), штопор самолета - это когда самолет
становится практически неуправляемым и вывести его из такого
состояния летчик не знает как и прочие малоприятные и малоизученные
явления, над изучениями которых работали ученые , конструкторы и
летчики всего мира.  Вполне естественно, что заставить летчика
летать на такой капризной технике в сложных метеоусловиях было
непросто . Сам по себе полет в СМУ уже представляет собой
сложность: ни неба ни земли не видно, аппаратура слепого полета
полной уверенности в благополучном исходе полета не дает (в то
время навигационное оборудование еще недалеко ушло от фронтовой
аивации последних лет войны, транзисторов еще не было, техника была
ламповой, тяжелой и для истребительной авиации неприемлемой в
первую очередь из-за веса). В те годы дружба с партнерами по
антигитлеровской коалиции закончилась, шла гонка вооружений на
пороге холодной войны, разведчики HАТО частенько использовали
неспособность нашей истребительной авиации выполнять боевую задачу
в СМУ . Заставить летчиков осваивать принципиально новую матчасть в
сложных метеоусловиях можно было только одним способом -
заинтересовать их материально, что и было сделано:  правительством
была установлена оплата времени полетов в облаках, за облаками и
при горизонтальной видимости менее двух километров в размере двух
рублей в минуту. Это в общем-то давало существенную прибавку к
окладу - до половины оклада и более. Самое главное - что эти деньги
были для жены абсолютно не подотчетны, ибо если оклад она могла
знать даже по тому, сколько ежемесячно муж приносил домой в
получку, то сколько он получил за налет в СМУ она никогда узнать не
могла - цифра постоянно менялась и никто кроме мужа и финансиста не
мог знать сколько пилот налетал "сложняка". Конечно, летать в СМУ
могли только опытные пилоты, "старики" как мы называли, они же и
были при власти, они же и принимали решение на производство полетов
по простому или сложному вариантам плановой таблицы.  Конечно, есть
критерии ПМУ и СМУ - нижний край и толщина облачности,
горизонтальная видимость, направление и сила ветра, но эти цифры
давал синоптик, а решение на полеты принимал командир, у которого
этот синоптик находится в подчинении. Иногда дело доходило до
казусов:  на небе светит солнце, а полеты проводятся в СМУ.Слишком
расплывчатыми были эти критерии в первые годы после их введения,
слишком легко было их толковать в ту или иную сторону.
В смысле летать ниже минимума конечно нельзя - опасно, убиться можно,
а вот где заканчиваются эти сложные условия - тут можно было и подрастянуть и
это уже зависело от совести и принципиальности командира.
Было даже у нас в ходу
такое понятие как "генеральский сложняк" - это когда малолетающему
не потому что не желает, а просто потому что некогда уделить
времени на себя и потому уже не имеющему навыков для полетов в
настоящих сложных условиях большому начальнику надо "поддержать
штаны", т.е. дать возможность выполнить полет в СМУ по
соответствующему упражнению чтобы не создался перерыв в технике
пилотирования в соответствующих условиях, после чего он уже теряет
право летать в сложных метеоусловиях и выпустить в полет его уже
просто никто не имеет права, за этим уже наступают юридические
последствия для выпускающего. Так вот иногда и подлетывали "бугры"
при облачности восемь баллов (десять баллов - это закрыто все небо)
и толщиной облачного слоя в каких-то 300-500 метров при отличной
видимости на земле.  Конечно, все , в том числе и сам начальник



[59] <<PREV [60]
[60] NEXT>> [61]
Book.2


53 total hits since Thursday March 18. 0 hits today.
Last access on Wednesday May 10 at 18:58:44 from gw.dzs.dn.ua
Page was last updated on Tuesday December 16, 1997 at 10:43:57