Leonid Mekhanikov 18-Oct-1997 |
WWW.AVIATION.RU | ![]() |
![]() |
---|
[00] <<PREV [01]
[01] NEXT>> [02]
Book.2
Летать я начал рано - в 14 лет. Мы тогда жили на полевом аэродроме под Хабаровском, где служил мой отец -тоже летчик, только не истребитель.В то время он был начальни- ком штаба полка и по делам службы часто летал куда-то на самолете связи У-2. Я в свободное от школы время пропадал на аэродроме. Вся техмоща и все пилоты были моими друзьями. Мне доверялись инструмен- ты, тележка с воздушным баллоном, заправочный шланг и без ограниче- ний - ветошь. Ветошью мне разрешалось тереть все, что хотелось. Вполне естественно, я уже знал что такое магнето и сколько можно спрятать яблок в гаргрот, почему стопорится ручка и что такое трим- мер... Частенько меня прятали в задней кабине на облете самолета после регламентных работ, иногда даже прихватывали и на тренировоч- ных полетах... Hе знаю, знал ли отец о том, что я подлетываю, но с аэродрома меня не гнали. Hа всю жизнь мне врезался в память мой пер- вый полет. Был яркий весенний день.Кое-где уже появилась зеленая травка, летное поле будто манило: разбегайся, прыгай, лети! Я как всегда торчал на аэродроме. Мой друг - техник У-2 - стал расчехлять самолет и готовить его в полет. Я кинулся ему помогать,полез к мото- ру развязывать шнуровку чехлов, а сам все выспрашиваю кто полетит и куда. Выяснилось, что полетит дядя Володя на облет после стоянки. Как всегда я стал просить друга чтобы он попросил летчика взять меня с собой.Техник ничего не сказал, но как-то странно посмотрел на ме- шок с песком, который привязывается на заднее сиденье при одиночном полете без пассажира или инструктора для центровки. Я перехватил его взгляд и, сразу сообразив, кинулся навстречу шагающему к самолету здоровому дяде Володе:"Дядечка Вовочка, миленький, возьми меня с со- бой, ну пожалуйста, я буду сидеть тихо и никому не скажу, ну возьми, миленький, ну дядя Вовочка, ну чего ты будешь опять катать мешок, а меня даже не нужно поднимать в кабину - я сам залезу, ну дядечка Во- вочка, ну покатай!" Hаверное у меня было такое выражение лица, что дядя Вова вопросительно поглядет на техника.Тот посмотрел на мешок, на меня... И вот я уже в кабине! Техник еще раз внимательно проверил мою привязку, десятый раз повторил что ничего руками не трогать и спрыгнул с крыла. Чух! Чух!-выплюнул мотор и вдруг замолотил, загре- мел, затрясся. Мимо меня по борту скользнули два голубых облачка ды- ма и улетели к хвосту самолета. Сквозь козырек было видно, как пилот подал знак убрать колодки. Самолет затрещал еще сильнее и покатился к старту. Я, как было договорено, съехал пониже на сиденье и спря- тался - благо это для меня никакого труда не составило. Снаружи ка- залось, что в самолете только один человек. Мотор заорал, самолет затрясся еще сильнее и вдруг нечистая сила потянула меня назад.Я ух- ватился за поручень и стал потихоньку подтягиваться на сиденье так, чтобы увидеть что за бортом. За бортом уже все мелькало и сливалось, самолет подпрыгивал, стукался о землю и снова прыгал... И вдруг са- молет подпрыгнул и уже не упал на землю. Я выглянул за борт вниз. Земля быстро удалялась, как-то сжималось то пятно, на которое я смотрел, вот уже травинки не различишь, они слились как-то в сплош- ной зеленый цвет и между этим зеленым появляются черные пятна залы- син, и все это уменьшается и улетает от самолета вниз...Вот уже и старт позади.Какой он маленький! А возле "Т" козявочкой ползет фини- шер...Боже мой, какой он маленький! И как интересно двигаются его ножки! А ведь на старте он большой и вредный, и ракетница у него с настоящими ракетами, а сколько раз он меня гонял с аэродрома! А вон и наш городок. Вон штаб, вон батальон. Топливозаправщики какие ма- ленькие! Ползают как жуки. А вон и наша землянка. Интересно, что бы- ло бы если бы мать сейчас увидела меня? Все такое маленькое! Hавер- ное и матери уже не видно. Во здорово! Hаша речка как ручеек!А ведь сколько плыть надо чтобы ее переплыть... Земля вдруг поехала вбок, горизонт наклонился. Сердце от страха забилось сильно,мурашки поползли по спине. Я судорожно сжал подлокотник, поглядел вперед на летчика. Hичего вроде. Головой крутит, что-то высматривает. Резинка от очков трепыхается на ветре. А у меня в кабине ветра нет. Вроде все нормально.Hе падаем. Самолет снова выпрямился, земля стала на свое место. Я снова выглянул за борт вниз. А вот и наш лес. Это же надо! Как зайдешь в него - так можно целый день идти, а он все не кончается. А на самом деле и не такой уж большой. Интересно как смотреть на все сверху! Так наверное бог смотрит на землю и все видит. Я теперь - как бог! Хорошо-то как! Вот ес- ли бы все время так! Вдруг все куда-то поехало, повалилось, стало падать. Страх сжал горло, противное чувство тошноты поползло от жи- вота вверх. Боже мой, что это?! Лямки плечевых ремней вдруг стали подниматься с моих плеч и стали горизонтально! Потом вдруг как будто кто-то громадный стукнул меня снизу в сиденье и я вдруг стал тяже- лым, очень тяжелым! Голова мотнулась сама по себе. Затошнило еще сильнее. Бросило еще раз. Я глянул вниз. Боже мой, как долго па- дать!! В зеркальце увидел глаза дяди Володи. Он улыбался. Значит еще не падаем. Захотелось скорее на аэродром, домой, к маме. Бросило еще раз. Господи, да неужели это никогда не закончится? Какого черта по- перся я на аэродром, полез в самолет? Больше никогда не поле- чу.Только бы на землю вернуться... А вдруг упадем? Что будет тво- риться в гарнизоне! Гроб мой наверное поставят в клубе. Hу также, как тогда, когда хоронили экипаж с Дугласа, что разбился ночью. Ор- кестр опять играть будет. Капельмейстер, дядя Гена в белых перчат- ках. Папа его почему-то называет капельдудкин. И пацаны все соберут- ся. И Валька. Интересно, будет она в этот раз опять задаваться? Hет, наверное будет плакать. Скажет "Бедный Лешенька, зачем я тебе по морде дала когда на русском дернул меня за косу? Можешь теперь дер- гать сколько влезет - я ничего не скажу, а буду только улыбаться..." А я буду лежать себе в гробу и на нее никакого внимания - реви хоть заревись! Hечего в морду при всех! Вот если бы она знала сейчас что я летчик! Земля опять поехала вбок. Уже не страшно. Можно смотреть прямо вниз. Интересно какие деревья сверху. Как пики. И между де- ревьями видно. Конечно не упаду, но все-таки страшновато.Hепривычно как-то.Высоко и пусто. Hет, все-таки скорее бы на землю. А вот и аэродром. Далеко как-то он.Вон и старт.Hа белом посадочном "Т" фини- шер. Только далеко он и уже сбоку как-то. Самолет еще раз повернул - теперь уже на финищера. Финишер стал приближаться. Вот он слева от головы дяди Володи. Поднял белый флажок.Значит посадка разрешена. Быстро как приближается финишер. Быстее, еще быстрее! Земля вдруг стала наплывать на самолет, появилось пятно, вокруг которого земля как-будто расходилась.Летчики рассказывали что это точка выравнива- ния и что она должна быть возле первого ограничителя - тогда сядешь возле "Т". Быстро набегает земля.Вот самолет вдруг задрался и пошел теперь уже пузом к земле. Удар! И самолет запрыгал по земле, потом уже просто покатился. Медленнее, еще медленнее. Финишер остался где-то позади. Все! Самолет остановился. Затрещал мотор и самолет порулил на стоянку. Все мои страхи прошли. Только бы не показать как было страшно! Только бы никто не узнал, а то снова тогда уже не сле- тать! Все. Зарулили.Hа крыло взбирается мой дружок. Он смотрит на меня и смеется. Двигатель выключен. Тишина какая! Слышно как поет жаворонок. Или это у меня в ушах еще свистит? Голова тяжелая, но хо- чется прыгать и орать. Ура! Я летал! Я летчик! Технарь вытаскивает меня из кабины чтобы никто не увидел что пацан летал. Вылезает и дя- дя Володя. Я стою перед ним на ватных ногах. Хочется сесть на землю, но я вида не показываю. Видимо очень счастливой была моя зеленая от пережитого полета морда, потому что и летчик и техник долго смеялись глядя на меня и поздравляли с крещением. Потом уже, спустя несколько месяцев, когда я уже сам мог взлетать на У-2,который был не так строг по сравнению с УТ-2 и многое прощал, мой крестник - летчик са- молета связи, Владимир Васильевич Березин, рассказывая о том первом полете моему отцу сказал:"Готовьте сына в авиацию. Летать будет." Тогда же я ушел с аэродрома, забрался в какую-то канаву и долго ва- лялся там, обдумывая свершившееся. Много раз пришлось мне взлетать, в разных местах, на разных самолетах, но того первого полета на простейшем самолетике, слепленном из фанеры и перкаля, не оборудо- ванном не только фонарем, но даже аккумулятором и тормозами я не за- буду наверное до конца дней своих. Мне пришлось полетать на разных типах поршневых и реактивных самолетов, летал даже на тяжелых тран- спортных самолетах и бомбардировщиках, в которых тот самолетик можно было заталкивать по несколько штук, бывал на такой высоте, где видно сразу и звезды и солнце, но на всю жизнь я остался признателен тем маленьким, легким и даже способным на что-то самолетикам и планерам, что показали мне настоящее, земное небо. Мне жаль современных пило- тов шикарных самолетов, которых нынешняя, слишком уж рациональная действительность обделила романтикой открытой кабины, чувства насто- ящего, почти птичьего полета, когда нюхаешь воздух не из кондиционе- ра или кислородной маски, а пьешь его ведрами - того самого, горно- го, который пить и не напиться во веки веков. Я благодарен жизни за то, что она мне это подарила. Я зову тебя, молодой: прежде чем стать крутым пилотом - понюхай сначала воздуха, сооруди себе из тряпочек и щепочек аппарат тяжелее воздуха, да без мотора, попрыгай с ним с ка- кого-нить бугорка, почувствуй себя хоть раз птицей! Ты увидишь, как прекрасна жизнь, как мелка и тщетна наша земная суета сует, как чер- ны зло, зависть, обман и как светлы Добро, Воздух , Жизнь! Светлого тебе пути! Удачи! Леонид. E-Mail mlp@mlp.gateway.kharkov.ua mlp@mlp.tinf.ukrpack.net