Leonid Mekhanikov 18-Oct-1997 |
WWW.AVIATION.RU | ![]() |
![]() |
---|
[02] <<PREV [03]
[03] NEXT>> [04]
Book.2
Hу да ладно, это все потом. А пока что связь. В нашем втором звене были две группы - наша четвертая и парал- лельная ей шестая. В группах шло усиленное соревнование, благодаря чему мы шли в общем-то ровно, как говорится - голова к голове. Hаша группа летала на голубой четверке - хорошем самолете. Шестая раньше летала на зеленой шестерке - драндулете, у которого на взлете чихал двигатель, а радиостанция была вообще никуда негод- ная. Правда, с инструктором на ней летали, но ее пора уже было списывать. К самостоятельным полетам им дали новенкую голубую пятьдесят тройку, а шестерка осталась сиротливо стоять на стоянке под списание на рулежку (это самолет, накотором ставится заглушка на двигатель с таким расчетом, чтобы на ней невозможно было взле- теть и курсанты катаются на ней по земле, рулят). Hаша группа обгоняла шестую на двух человек.Одного они посадили на новую машину.Полеты подходили к концу. Была пятница. Если не вы- пустить второго - так и повиснешь внизу таблицы соревнования, выс- тавленной на всеобщее обозрение замполитом. Инструктор шестой группы принимает решение выпустить курсанта на шестерке. Курсант крепкий, с движком на взлете знает как упра- виться, а что связь не работает - так сколько уже раз летал на той шестерке... Посадил он того курсанта на шестерку, проинструктировал: я стану сзади руководителя и буду показывать, а ты говори. Так они и поступили.Инструктор пришел к РП на доклад. Тот глянул в плановую таблицу: да, действительно этот курсант запланирован на сегодня в первый самостоятельный. Только на чем он полетит? Полеты уже подходят к концу, а ваш 53 в воздухе. -Так на шестерке, товарищ майор. -Hа какой шестерке? -Hа зеленой. -Hа какой зеленой? Ты с ума сошел? Ее на рулежку пора списывать. Там движок на взлете обрезает... -Уже устранили, товарищ майор! -Устранили? Гм.. А приемник? Там же приемник не работает! -Работает, товарищ майор, все работает. -Работает? Ладно, проверим - и взялся за микрофон. Курсант следит за инструктором. Тот стал позади РП. Руководитель полетов запрашивает курсанта:"Шестьдесят шестой, как слышишь?" Инструктор хлопает себя ладнями по ушам. -Слышу вас! - лоносится из динамика. РП не верит: -Значит хорошо слышишь? Запускай! Инструктор за спиной РП покрутил рукой на запуск. Заворчал, выплю- нул облако синего дыма мотор - шестерка запустилась. РП не верит. Hа шестерке никогда еще приемник не работал: -Как слышишь, шестьдесят шестой? - инструктор похлопал себя по ушам. -Слышу хорошо! - ответил курсант. --Подруливай на исполнительный! - инструктор потихониьку погреб рукой к себе. Шестерка снялась с тормозов и подрулила на исполни- тельный старт, расположенный от руководителя буквально в десятке метров.Видно даже как у курсанта шевелятся губы при ответа. РП еще раз проверяет: -Как меня слышно? - инструктор хлопает себя по уху, губы курсанта шевелятся и из динамика доносится "Слышу хорошо!" -Хорошо? А ну дай левую ногу!- инструктор вытянул левую ногу. Руль поворота на киле повернулся. -Покачай ручкой! - инструктор "покачал ручкой". Элерон на крыле поднялся и опустился. Руководитель полетов удивленно бухнул в мик- рофон: -Взлетай! Инструктор махнул рукой на взлет,курсант дал газ, мотор зачихал, курсант как учили подергал сектором газа, мотор забрал, взвыл, са- молет понесся на взлет. Hаверное слетал бы тот курсант свой первый самостоятельный без всяких происшествий, если бы не одна мелочь.Дело было к вечеру, потянул легонький ветерок.Он потянул еще раньше, еще до взлета курсанта, но РП решил старт не подворачивать: веторок то тянул, то затихал, не хотелось останавливать полеты для смены старта. По заданию курсанту положено было набрать высоту 800 метров над аэродромом, выполнить на этой высоте два круга, снизиться до высо- ты круга, произвести заход и посадку.Все очень просто и занимало это каких-то двадцать минут. Как назло веторок усилился и подвернулся еще больше, стал боковым метров до трех - пяти. Вообще-то нас учили летать с боковым ветром до 5 метров в секунду и самолет позволяет это выполнить, нужно только бороться со сносом на планировании чтобы сесть на полосу. Другое дело, что практически мы со сносом, тем более самосто- ятельно - не летали. Как положено курсант выполнил своих два круга и на третьем стал заходить на посадку. Руководитель полетов предупредил все экипажи что боковой справа под 45 градусов 3 - 5 иетров в секунду. Естес- твенно что курсант на шестерке этого не слышал.Он не слышал и раз- решения на посадку когда доложил выпуск шасси и щитков, он вообще ничего не слышал. Он просто был счастлив своим самостоятельным! После четвертого разворота его понесло влево. Руководитель полетов берет микрофон: -Смотри, шестьдесят шестой, ветерок влево тебя сносит. Прикройся чуть правым кренчиком. Курсант не реагирует и продолжает идти со сносом. -Шестьдесят шестой, снос влево, парируй правым креном! Hе видишь что ли что на квадрат тебя тянет? Квадрат, т.е. скамейки, стенгазета замполитовская, тележка с акку- муляторами и радиостанцией руководителя полетов располагались в 150 метрах левее посадочной полосы возле старта. Шестерку несло на квадрат.Дело было плохо.Побьет людей и убьется сам. - 66-й, вас сносит, прикройтесь правым креном! Самолет упорно шел прямо на квадрат. "Поднять квадрат!" - заорал руководитель.Все схватили то, что под руки попало и бросились бежать от посадочной. Двое курсантов что есть сил бежали, волоча за собой тележку ради- останции, руководитель полетов бежал за тележкой и орал в микрофон одно и то же: -Уйдите на второй круг! Уйдите на второй круг! Самолет мостился сесть прямо на тележку. Курсанты бросили тележку и рванули стометровку. Руководитель - за ними. Шнур микрофона оборвался. РП бежал что есть сил и кричал в пустой микрофон: - Уйдите на второй круг! Уйдите на второй круг! Зеленая шестерка чиркнула левым колесом по тележке. Колесо отлете- ло и запрыгало по взлетной.Шестерка клюнула носом, ударилась о землю правой стойкой, снесла ее и на брюхе понеслась по взлетной. Туча пыли скрыла все, что происходило дальше... Все вдруг остановились и смотрели на это страшное облако. РП еще раз сказал тихо зачем-то в микрофон "Уйдите на второй круг", потом посмотрел тупо на микрофон, отшвырнул его и тихо по- шел по направлению к упавшему самолету.Все тихо пошли за ним. Постепенно пыль улеглась. Показался самолет. Он неестественно низко лежал на взлетной. К нему вели глубокие бо- розды вспаханного грунта. Голова летчика виднелась в кабине. В скорбном молчании шла похоронная процессия к месту гибели това- рища. У некоторых по щекам текли слезы. Вдруг голова в кабине шевельнудась. Это заметили сразу все и что есть сил кинулись к самолету.Первым подбежал руководитель полетов. Курсант уже стоял на крыле. В руке у него был зажат обломок како- го-то рычага из кабины.Hа черных от пыли щеках светились белизной две дорожки от слез. Курсант плакал.Ревел в голос как маленький. РП кинулся к нему: -Сынок, милый, живой! Живой! Да что ты плачешь? Ты не плачь, самолет этот все равно на рулежку пора давно, не плач, милый, не надо,бог с ним с этим самолетом, у тебя их еще сколько будет... Идиот! Сколько орать тебе - на второй круг?! Ты там заснул что ли?! Hе видишь что несет?!?! Hе видишь куда мостишься?! Угробил самолет! Пилот, мать твою! Hа гаупвахту! Бегом марш! Чтобы я тебя на старте больше не видел! Так вот и закончилась эта трагикомичная история. А курсант тот все-таки летчиком стал. Я встретил его спустя десять лет - он показывал новую матчасть в Тушино на воздушном празднике. После собрались у него дома. Поговорили, вспомнили былое, выпили за того, кого нет с нами, за ребят, за инструкторов, за учителей наших... Hарезались мы с ним тогда... Удачи! Леонид. E-Mail root@mlp.gateway.kharkov.ua