Leonid Mekhanikov
18-Oct-1997
WWW.AVIATION.RU [www.aviation.ru] [www.glasnet.ru]Aport Ranker

[01] <<PREV [02]
[02] NEXT>> [03]
Book.2

Взлет...
Hаверное это чудо - высочайшее достижение человечества.
Мне нимало выпало взлетов, простых и сложных, дневных и ночных,
обычных и срочных, но каждый раз на взлете мне хотелось петь.
Я думал что это только у меня такое творится на взлете, что я, как
говорится, - поехал на авиации.
У пилотов как-то не принято осободелиться эмоциями, мужики все-таки, но в
доверительных беседах за рюмкой чая мне не раз проговаривались серьезные и даже
проде как грубые натурой мужики: да, на взлете часто поют.Поют обычно каждый
свое и, как правило, одну и ту же песню: от "Эх, дубинушка, ухнем" до "И зачем
меня мать родила".
Поют обычно громко, во весь голос, благо в кабине ты один и никто тебя не
слышит, не скажет что умом тронулся, не отстранит от полетов.  У меня же на
взлете, как ни странно, нередко рождались стихи, обрывки которых я привозил на
землю и потом пытался припомнить, как-то собрать, записать, облечь в какую-то
форму, неумелую, какую-то тесную для того, что я испытал, но я просто не мог
по-другому:

              Hынче у начала
              Взлетной полосы
              Радуга сияла
              В капельках росы,
              А над разноцветьем
              Извергая гром
              Самолет-ракета
              Как перед прыжком:
              Грозная машина
              Рвется в небеса -
              И летит в турбину
              Радуга - роса.
              Взлет!...  В лазурной сини -
              Hу и чудеса!
              За машиной - линией
              Радуга - коса:
              Расцветила словно
              В сказке небосвод,-
              И застыл безмолвно
              Стартовый народ...
              Вложено нимало
              В эти чудеса,
              Чтобы засияла
              Радуга-краса.
              Чтобы юность - с тесной
              Тверди - в небосвод,
              Чтоб радость - песней
              В сладостный полет!

Взлет всегда вызывал у меня радостное чувство, и каким бы он ни был
- простым, сложным, даже таким когда сразу после отрыва - в промозглую вату
облачности, когда в кабине становится сразу сумрачно и по фонарю начинают
ползти
тоненькие волоски дождевой влаги - сам взлет все-таки никогда не бывал
грустным.
И сейчас, сидя в своей квартире у дисплея, я, спустя много лет,
переживаю взлет, и воспоминания вновь накатываются теплой волной на сердце, и
мускулы вновь вспоминают свои четкие действия, и душа радуется словно я
действительно снова в кабине взлетающего самолета, и давит спинка уютного,
поскрипывающего кресла - это мои ноги помимо моей воли напряглись и прижали
меня
к спинке.
Hу чтож, полетели дальше.
Куренок мой пристроился сразу. Хороший пилот. Интересно где он сейчас, как
сложилась его судьба - после Сахалина я его потерял и больше ни разу не
встречал.
Я сразу стал на курс в сторону мыса Терпения .Даванул кнопку секундомера на
часах и пошел на снижение.От точки мы отошли на высоте двести метров, согласно
заданию.Быстро промелькнули знакомые и изъезженные ориентиры, понеслись те, что
не примелькались глазу.
Полет на высоте двести метров на истребителе - это довольно интересное занятие:
самолет несется так, что все мелькает, чувствуется скорость, мощь самолета, его
маневренность: буквально каждое даже миллиметровое твое движение ручкой тут же
резко отзывается на поведении самолета, на характере набегания земли, на
положении горизонта, который на этой высоте так близок, что кажется, будто
вот-вот проткнешь его своей стремительной машиной.Смотреть вбок вправо или
влево
как это делается на высоте просто невозможно - глаз не успевает рассмотреть
деталей стремительно меняющейся картины. Смотришь только вперед сквозь лобовое
стекло, захватывая может еще слева да справа по двадцать-
тридцать градусов и максимально вперед - так еще можно успеть присмотреться к
стремительно набегающим ориентирам. А Куренку все мало: он идет ведь как и
положено ведомому на тридцать метров выше, ему хочется еще поближе к земле: вот
ойкнул его передатчик.Это он просится. Ладно, я чуть прижимаю ручку и мы
несемся
над землей на высоте сто пятьдесят.Хочется еще придавить, да боюсь за Куренка -
вдруг забудется да пойдет с принижением - так можно ведь и земли
наглотаться. А Куренок все просится ниже, очень просится. Я не выдерживаю, меня
ведь тоже тянет к земле. Мельком боковым зрением вижу - он как и положено идет
выше в левом пеленге с превышением. По крайней мере до разворота еще время есть
и я не выдерживаю: высота сто метров.Полет превращается в цирковой
трюк.Ощущение
стремительности возрастает многократно, конус видимости, в котором еще можно
разобрать ориентиры сужается, приходит чувство какого-то
сладостного восторга, граничащего со страхом; мозг беспокоится - осторожно,
малейшее неверное движение рукой и ты на бешенной скорости врезаешься в землю,
убьешься сам и убьешь ведомого, а тело просит - еще, еще ниже, ну хоть чуточку
ниже, ведь как здорово!
Мельком вижу часы - через пятнадцать секунд поворотный, пора набирать высоту,
на этой высоте Куренок в развороте врежется в землю.Даванул кнопку передатчика
и
чуть-чуть, плавненько, начинаю набирать высоту до двухсот метров.Куренок
молодец, понял, держится выше.Радиовысотомер показывает двести метров.Hачинаю
плавно разворот влево.Куренок держится крыло в крыло, в плоскости разворота он
ушел выше, все нормально.Hа высоте двести метров кажется что самолет удет уже с
меньшей скоростью.Вот уже и заданный курс и снова полет по прямой.Теперь я, уже
не ожидая просьбы Витьки, снижаюсь сам на пятьдесят метров. И снова все
замелькало, закрутилось, понеслось, слилось в сплошной ковер, и снова восторг и
сумасшедшая радость, и снова это высшее наслаждение полетом, чувство своей
силы, мощи, чувство слитности с машиной: уже не разберешь где ты, а где самолет
- ты слился с машиной в единое целое, твои руки - это крылья, или твои крылья -
это руки? Твое сердце - это двигатель, или твой двигатель - это сердце?
Спасибо Витьке, спасибо тебе, Куренок, что ты обеспечил мою уверенность в тебе
и дал мне право получить это наслаждение полетом: без этой уверенности я
побоялся бы за тебя и не получил бы этого дикого наслаждения!
Спасибо тебе, мой славный аэроклуб, мой старенький По-2, мой капризный Ут-2,
мой утенок, что вытащили меня в небо,спасибо вам, мои любимые учителя, что
научили меня летать, побороли мою боязнь неба, спасибо тебе, мой враг -
старшина, что заставил меня стать человеком, набраться силы и здоровья, спасибо
конструкторам и заводчанам, техмоще и всем-всем за это высочайшее наслаждение,
дай бог вам счастья за то, что вы подарили мне такое!
Потом был еще один набор, еще разворот, еще полет уже к аэродрому;
мы благопристойно - два паиньки-мальчика - подошли как положено парой к
аэродрому, произвели роспуск, заход, посадку...
Hа земле Витька как и положено чуть не строевым подошел ко мне:
"Товарищ старший лейтенант, разрешите получить замечания", но в глазах у него
светилось такое счастье, такая радость и такие черти прыгали в его глазах, что
я
просто обнял его, прижал к себе и мы оба, взбудораженные, молча простояли так
несколько секунд.

Потом уже, спустя сутки после этого полета я понял, насколько я был
неразумен: мой техник сумрачно подвел меня к законцовке левого крыла и показал
мне несколько хвоинок, будто впаянных в дюраль обшивки.  Я не помню такого
момента, чтобы я шел так низко над деревьями, но дыма без огня не бывает:
повидимому  в этом полете расстояние между тем и этим светом для меня
исчислялось сантиметрами.
Hаверное потому тот полет мне и запомнился на всю жизнь.
Сейчас я его вновь перенес, вновь прочувствовал и все это благодаря тебе, мой
добрый читатель, подтолкнувший меня на эти воспоминания.
Спасибо тебе.

                      Удачи!
                              Леонид.
E-Mail root@mlp.gateway.kharkov.ua

[01] <<PREV [02]
[02] NEXT>> [03]
Book.2


64 total hits since Thursday March 18. 0 hits today.
Last access on Wednesday May 10 at 18:51:01 from gw.dzs.dn.ua
Page was last updated on Saturday October 18, 1997 at 18:53:06