LTV F-8
США
Палубный многоцелевой истребитель
Истребитель F-8 уступает по боевой эффективности и известности многим другим американским военным самолетам своего поколения. Тем не менее это этапный самолет для американских вооруженных сил: он стал первым сверхзвуковым истребителем ВМС США. Интересен он и с конструктивной точки зрения, так как это единственный в мире серийный реактивный самолет с механизмом изменения в полете угла установки крыла и один из немногих реактивных самолетов с системой УПС крыла (в варианте F-8E(FN)).
В 1952г. ВМС США объявили конкурс на создание палубного истребителя завоевания превосходства в воздухе с максимальной скоростью, соответствующей числу M=1,5, и посадочной скоростью 200 км/ч. Фирма Чанс-Воут (которая в 1961г. совместно с фирмой Темко Электронике образовала концерн LTV) выиграла конкурс в мае 1953г. и приступила к проектированию истребителя под обозначением F8U. Летные испытания первого опытного самолета начались 25 марта 1955г., поставки серийных самолетов F-8A начались в марте 1957г. и были завершены в 1965г. после производства 1261 самолета в следующих вариантах:
XF-8A (вначале имел обозначение XF8U-1) - опытный вариант (построено 2 самолета);
F-8A (F8U-1) - исходный истребитель (318);
F-8B (F8U-1E) - истребитель с улучшенными возможностями применения в сложных метеорологических условиях (130, первый полет первого самолета состоялся 3 сентября 1958г.);
F-8C (F8U-2) - истребитель с улучшенными летными и пилотажными характеристиками (187, 20 августа 1958г.);
F-8D (F8U-2N) - истребитель с двигателем значительно повышенной тяги и улучшенным БРЭО (152, 16 февраля 1960г.);
F-8E (F8U-2NE) - истребитель с улучшенным БРЭО (286, 30 июня 1961г.);
F-8E(FN) - истребитель для ВМС Франции (42, 26 июня 1964г.);
RF-8A (F8U-1P) - разведчик (144, 17 декабря 1956г.).
В 1966-1970гг. 446 построенных самолетов F-8 ВМС США были переоборудованы в варианты RF-8G, F-8L, F-8K, F-8J и F-8H для продления их срока службы. До середины 1960-х годов F-8 оставался одним из основных боевых самолетов авиации ВМС и корпуса морской пехоты США. Во второй половине 1960-х годов истребители F-8 были частично заменены самолетами F-4 "Фантом", в 1970-х годах - истребителями F-14 "Томкэт". В середине 1980-х годов самолеты F-8 были полностью сняты с вооружения ВМС США, а в 1987г. - с вооружения ВВС Филиппин (которые ранее закупили у США 35 бывших в эксплуатации самолетов).
К началу 1993г. на вооружении ВМС Франции оставалось 19 перехватчиков F-8E(FN), соответствующих после проведенной модернизации американскому варианту F-8J. Из этих 19 самолетов активно используются 12 в составе одной эскадрильи ПВО. К началу 1990-х годов F-8E(FN) значительно устарели и не могут использоваться против противника с современными средствами ПВО. Во время войны с Ираком в 1991г., например, с авианосца "Клемансо", отправленного Францией в Персидский залив в составе многонациональных сил, были сняты все истребители и корабль использовался только в качестве вертолетоносца. В 1997г. самолеты F-8E(FN) предполагается заменить многоцелевыми истребителями Дассо "Рафаль"М. Для поддержания до 1997г. на минимальном уровне безопасности полетов и эффективности F-8E (FN) флот Франции проводит в 1992-1994гг. программу "косметической" модернизации 17 из них стоимостью около 600 млн фр. (104 млн долл.). Программа предусматривает небольшие изменения в основном бортового оборудования: установку новой аппаратуры РЭБ (включая приемник предупреждения о радиолокационном облучении Томсон-CSF "Шерлок"), замену электропроводки, гидросистемы, топливных баков, катапультных кресел и т.д. Для восполнения нехватки запчастей флот Франции закупил у США в 1990г. еще 12 самолетов "Крусейдер" (из числа находящихся на консервации).
Два самолета F-8 были модифицированы в летающие лаборатории для исследования сверхкритического крыла (TF-8A, 1971г.) и цифровой ЭДСУ (F-8C, 1972г.). Планировалась модификация одного самолета для изучения одношарнирного крыла асимметрично изменяемой стреловидности, которая, однако, так и не была осуществлена.
КОНСТРУКЦИЯ. Самолет одноместный, выполнен по нормальной схеме с высокорасположенным крылом, изготовленным с применением монолитных фрезерованных панелей. Крыло многолонжеронное складывающееся с уступом по передней кромке, угол стреловидности по линии 1/4 хорд 45 град, профиль симметричный с относительной толщиной 5%, угол поперечного V равен -5 град. Механизация крыла включает отклоняемые носки по всему размаху, зависающие элероны и закрылки с большой хордой, занимающие внутреннюю (нескладывающуюся) часть крыла. На самолете F-8E(FN) применена система сдува пограничного слоя с закрылков и элевонов. Особенностью самолета является увеличение угла установки крыла примерно на 10 град при взлете, посадке и заправке топливом в полете благодаря креплению консолей крыла к фюзеляжу с помощью двух шарниров (установленных на заднем лонжероне). Цель установки механизма изменения угла установки крыла - сохранение приемлемого угла наклона фюзеляжа и улучшение обзора из кабины самолета при посадке.
Фюзеляж выполнен в соответствии с правилом площадей. Поперечное сечение овальное с плоскими бортами, переходящее в круглое в хвостовой части. Кабина герметическая с невыступающим фонарем. На вариантах F-8A/B устанавливалось катапультируемое кресло упрощенной конструкции (масса 13,6 кг), на остальных вариантах - кресло для покидания самолета на стоянке. Хвостовая часть фюзеляжа выполнена в основном из титановых сплавов с применением точечной сварки. Снизу фюзеляжа расположен воздушный тормоз с углом отклонения 55 град.
Хвостовое оперение состоит из цельноповоротного стабилизатора и киля с рулем направления. Размах стабилизатора 5,55 м, угол поперечного V равен 5 град, максимальный угол отклонения 17 град. Имеются два подфюзеляжных киля.
Шасси трехопорное с одноколесными стойками, убирается в фюзеляж. Используются бескамерные пневматики и дисковые тормоза. Колея шасси 2,95 м, база - 5,55 м.
СИЛОВАЯ УСТАНОВКА. На опытных самолетах использовались ТРДФ Пратт-Уитни J57-P-11 с форсированной тягой 64,43 кН (6570 кгс), на первых серийных F-8A - J57-P-12 (71,15 кН, 7255 кгс), в дальнейшем на F-8A/B и RF-8A - J57-P-4A (71,83 кН, 7325 кгс), на F-8С -J57-P-16 (75,17 кН, 7665 кгс), на последующих вариантах - J57-Р-20/20А. Воздухозаборник подфюзеляжный, овальный нерегулируемый, диффузор двухскачковый со смешанным сжатием. Сопло регулируемое.
Топливо размещается в крыльевых и фюзеляжных баках. На некоторых вариантах предусмотрена подвеска под крылом двух дополнительных баков (2x1136 л). Возможна дозаправка топливом в полете.
ЦЕЛЕВОЕ ОБОРУДОВАНИЕ. На самолете F-8E установлена доплеровская прицельно-навигационная система с цифровой ЭВМ и РЛС APQ-94. Разведчики оборудованы пятью фотокамерами (три САХ-12 и две К-17). F-8E(FN) оборудован РЛС APQ-104.
ВООРУЖЕНИЕ включает четыре встроенные пушки Кольт-Браунинг Мк.12 (20 мм, 4x84 патрона) и подвесную боевую нагрузку на четырех фюзеляжных узлах. Оружие класса воздух-воздух включает две-четыре УР ближнего воздушного боя AIM-9A "Сайдуиндер". На варианте F-8E установлены два дополнительных подкрыльевых узла и возможна подвеска двух УР "Булпап", бомб (12x113 кг, 4x454 кг, 2x907 кг) или 24 НАР "Зуни". Варианты F-8A, В и С вооружались также 34 НАР (70 мм), размещавшимися в центральной нижней части фюзеляжа в выдвижном контейнере. На разведывательном варианте RF-8G пушки и подвесное оружие не использовались.
Французские палубные перехватчики F-8E(FN) могут нести две УР класса воздух-воздух средней дальности Матра R.530C или четыре УР малой дальности Матра R.550 "Мажик" или "Сайдуиндер".
ХАРАКТЕРИСТИКИ самолета F-8J
РАЗМЕРЫ. Размах крыла 10,87 м; длина самолета 16,61 м; высота самолета 4,80 м; площадь крыла 34,84 кв.м.
ДВИГАТЕЛЬ. Число и тип 1 ТРДФ Пратт-Уитни J57-P-20/20A; статическая тяга форсированная/нефорсированная 80,07/47,56 кН (8165/4850 кгс).
МАССЫ И НАГРУЗКИ, кг: максимальная взлетная 15420; нормальная взлетная 13150; масса пустого самолета 8960; запас топлива во внутренних баках 5300 л.
ЛЕТНЫЕ ДАННЫЕ. Максимальная скорость на высоте 12190 м - 1800 км/ч; крейсерская скорость полета на максимальную дальность на высоте 10970 м - 900 км/ч; время набора высоты 17370 м - 6,5 мин; практический потолок 17680 м; боевой радиус 965 км; максимальная дальность (без подвесок) 2255 км.
БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ. Крупнейшим военным конфликтом, в котором приняли участие американские F-8, стала война в Юго-Восточной Азии во второй половине 1960-х годов. F-8 применялись с авианосцев, развернутых у берегов Вьетнама, для прикрытия ударных самолетов, а также для нанесения ударов по наземным объектам с применением бомб и ракет "Булпап". Например, известен удар по крупной вьетнамской тепловой электростанции в Уонг-Би (в 20 км северо-восточнее Хайфона), нанесенный 22 декабря 1965г. палубными самолетами А-4, F-8 и А-6 под прикрытием истребителей F-4B (всего к операции привлекалось 66 самолетов) и приведший к выводу электростанции из строя в результате попадания 30 авиабомб из 250 сброшенных при потере американцами девяти самолетов (по вьетнамским данным) от огня зенитной артиллерии. По американским данным, в период с июня 1966г. по сентябрь 1968г. F-8 одержали 18 побед в воздушных боях с северовьетнамскими самолетами, сбив 15 МиГ-17 и три МиГ-21. Однако F-8 уступали по эффективности палубным самолетам F-4 "Фантом" в качестве истребителей прикрытия и самолетам А-4 "Скайхок" и А-6 "Интрудер" в качестве ударных самолетов и их применение в этой войне фактически было ограничено только ее начальным этапом. Более продолжительным было использование вариантов RF-8 для дневной разведки.
Французские F-8E(FN) были на борту авианосцев "Фош" и "Клемансо" (по семь самолетов на корабле) в 1983г., когда те были направлены в Восточное Средиземноморье в составе сил по поддержанию мира в Ливане. Истребители F-8 обеспечивали прикрытие самолетов "Супер Этандар", выполнивших несколько рейдов для атак наземных целей.