АСЫ ЛЮФТВАФФЕ


Окраска и опознавательные знаки самолетов асов Люфтваффе



Во время 1-й Мировой войны самолеты асов часто несли специальные обозначения, для того, чтобы их можно было отличить среди сотен других точно таких же машин "работников неба". Слава красного Фоккера Dr-l "Красного барона" Манфреда фон Рнхтхофена и белого Фоккера D-VII будущего командующего Люфтваффе Германа Геринга была также велика как и достижения их пилотов.

Богатая палитра времен 1-й Мировой войны была вызвана тем, что в то время не придавали большого значения маскировке самолетов. Спустя два десятилетия ситуация стала диаметрально противоположной. Все самолеты имели стандартный камуфляж и часто случалось, что самолет аса ничем не отличался от остальных "Мессершмиттов" полка.

Впервые немецкие летчики вступили в бой во время гражданской войны в Испании. Первый республиканский самолет был сбит 25 августа 1936 года оберлейтенантом Крафтом Эберхардтом. Самолеты Хейнкель Не.51, на которых летали пилоты, не имели каких-либо особенных отличительных знаков. Можно только упомянуть о белой свастике, нарисованной внутри эмблемы франкистских ВВС на Не.51 оберлейтенанта Харро Хардера. Первоначально на Не.51 не наносили никаких эмблем. Первой эмблемой, появившейся на самолете легиона "Кондор" стало зеленое сердце "Gruen Herz" - личная эмблема лейтенанта Ханнеса Трауллофта. Так был обозначен опытный образец Мессершмитта Bf.109V3 (или V4), которым испытывали в декабре 1936 года в Табладе. В начале 1937 гола на самолетах J./88 легиона "Кондор" появилась эмблема части - большой цилиндр.

В это же время стала вводиться система обозначения индивидуальных побед. Самолеты Мессершмитт Bf.109В-1 первое время не имели подобных обозначений. Об этом свидетельствуют фотографии самолетов, сделанные в начале 1937 года. Также никаких обозначений не нес Bf.109B-1. захваченный республиканцами, хотя пилоты, летавшие на этом "мессере" сбили по крайней мере один республиканский самолет. Мессершмитты Bf.109В-1, относящиеся к другой парши также не имели ни каких обозначений.

Первые обозначение личных побед в виде белых прямоугольников (высотой около 100 мм) стали рисовать на рулевом оперении самолета. Такие обозначения есть на Мессершмитте Bf.109В-2, принадлежавшем Харро Хардеру. На хвосте этого самолета обозначены три воздушные победы: И-15, сбитый 4 декабря 1937 года и два СБ-2, сбитые 27 августа 1937 года. Подобные обозначения появились и на других самолетах, в том числе на самолете оберлейтенанта Эриха Войтке. Подобная система быстро распространилась и стала использоваться всеми летчиками. Обозначения обычно наносили только на левую поверхность киля самолета или на его обе поверхности (как например на самолете оберлейтенанта Вольфганга Шелльмана, командира I./J 88). Самолеты других асов легиона "Кондор" также несли подобные обозначения, например "мессер" Bf.109D оберлейтенанта Вернера Мёлдерса "Луке" ("Рысь").

Любопытным личным знаком пилота была нарисованная внутри франкистского опознавательного знака белая буква "G" (самолет Вальтера Грабманна) или "Н" (самолет Готарда Хандрика). Иногда на самолеты легиона пилоты наносили свои личные эмблемы, например на самолете Мёльдерса красовался Микки Маус, а на коке винта Bf.109В Готарда Хандрика была нарисована олимпийская эмблема. Другой известный отличительный знак - буквы "NNWW" были написаны на самолете будущего аса тяжелой истребительной авиации сержанта Херберта Шоба. Самолет оберлейтенанта Ганса Шмоллер-Харди можно было легко узнать по пивной кружке, изображенной на борту машины. В конце 1938 года эмблемы эскадрилий легиона унифицировали. На новом самолете капитана Грабманна буквы "G" уже не было. Во время гражданской войны в Испании появилась система обозначений воздушных побед и возникло несколько эмблем частей, которые позже рисовали на самолетах Люфтваффе. В качестве примера можно привести цилиндр, ставший эмблемой JG77 или зеленое сердце - эмблему известного полка истребителей JG54.

Отсутствие фотодокументов не позволяет точно сказать, были ли во время польской кампании на самолетах асов легиона "Кондор" обозначения самолетов, сбитых во время войны в Испании. Однако большой формализм и буквальное следование правилам были распространены в Люфтваффе гораздо сильнее, чем в "иностранном" легионе. Поэтому, скорее всего, таких обозначений на самолетах не было. Трудно сказать и о том, вели ли немцы счет сбитым польским самолетам. Единственным известным подтверждением служит фотография Мессершмитта Bf.109Е-3 из I./ZG1, сделанная 18 сентября 1939 года на аэродроме Данциг-Люфтвурф (Гданьск-Вжещ), с белым прямоугольником на хвосте, обозначавшим сбитый самолет противника.

На западном фронте с самого боевых действий использовали систему обозначения воздушных побед. Подобные обозначения несли самолеты из ZG76, JG52 и других полков. Самолет Мессершмитт Bf.109D командира JGr102 капитана Ханнеса Гентцена нес обозначения восьми сбитых самолетов. Однако неизвестно, когда эти обозначения появились, еще в Польше или уже во Франции. После того, как обозначать подбитые самолеты стало обычным делом, "испанцы" дорисовали на своих самолетах победы, одержанные в гражданской войне.

В заключение следует сказать несколько слов о камуфляжах, применявшихся в Люфтваффе. Самолеты Не.51 окрашивались в светло-серый цвет краской RLM63 Hellgrau - это точно известно. А вот с камуфляжем новых Мессершмиттов Bf.109В много неясного. Прототипы самолетов Bf.109 - Bf.109V3, V4 и V5 покрывались серой краской RLM 02 Grau (несколько более темной, чем RLM 63), в то время как серийные "мессеры" Bf.109В окрашивали все той же RLM 63 Hellgrau. В Испанию также поступила партия Мессершмиттов Bf.109В-2, окрашенных красками RLM 70 Schwarzgruen и RLM 71 Dunkelgruen. Нижняя поверхность истребителей покрывалась краской RLM 65 (Hellblau).

Самолеты Мессершмитт Bf.109С, D и Е камуфлировались по той же схеме RLM 63/65. Однако известны фотографии некоторых самолетов (например Мёльдерса), показывающие, что вместо RLM 63 использовали RLM 02 Grau. Очередная партия самолетов Bf.109 Е, поступившая в Испанию в конце 1938 - начале 1939 года, была окрашена по схеме RLM 63/65. Самолеты лучших пилотов легиона несли тот же камуфляж, что и все остальные истребители. Единственным отличительным знаком были памятные надписи и личные эмблемы пилотов.

Стоит добавить, что личные эмблемы, использовавшиеся в годы гражданской войны в Испании часто становились эмблемами частей Люфтваффе. "Зеленое сердце" Траулофта стало эмблемой JG54 "Gruen Herz", а черный цилиндр J./88 - эмблемой одного из дивизионов JG77.


Перепечатка без ссылки на издательство "Восточный фронт" ЗАПРЕЩЕНА!
©1996 издательство "Восточный фронт"