АСЫ ЛЮФТВАФФЕ


Биографии некоторых асов Люфтваффе


Хайнц Бер

Хайнц "Прицл" Бер родился в Зоммерфельде около Лейпцига 21 или 25 (сообщаются обе даты) марта 1913 года. В 1935 году прошел обучение в бомбардировочной части, позже служил в транспортной авиации, летал на Ju.52/3m. В начале 1939 года прошел курс летчика-истребителя и был направлен в JG51. 25 сентября 1939 года сбил французский Кертисс Н-75А-2 из GC1/4. Это была его первая из 220 (221) побед в воздухе. Во время французской кампании Бер сбил семь самолетов: три французских и четыре английских. В Битве над Англией Беру удалось сбить еще 9-10 самолетов, но и его самолет несколько раз был сильно поврежден. 2 сентября 1940 года повреждения оказались настолько велики, что Беру не удалось дотянуть до аэродрома - его самолет упал в Ла-Манш. В 1941 году JG51 перебросили на Восток. На Восточном фронте Бер начал быстро увеличивать счет сбитым машинам. 2 июля 1941 года, за 27 одержанных побед, ас получил Рыцарский крест и одновременно был произведен в лейтенанты. 14 августа 1941 года, уже оберлейтенант Бер получил Дубовые листья к Рыцарскому кресту. К тому времени на его боевом счету числилось 60 вражеских самолетов. 30 августа Бер сбил сразу шесть советских машин. В середине февраля 1942 года, доведя свои показатели до 90 сбитых самолетов, Бер получил Мечи к Рыцарскому кресту. К этому времени он командовал IV./JG51. Вскоре после этого часть, в которой служил Бер, перебазировалась на юг Европы. В составе I./JG77 Бер одержал над Мальтой четыре победы:

1. 13.10.42 6:58 Сицилия, Спитфайр, 185 Sqn. RAF.
2. 13.10.42 7:15 Марсакслокк Бей, Спитфайр, 185 Sqn. RAF.
3. 13.10.42 Мальта, Спитфайр, 1435 Sqn. RAF.
4. 17.10.42 около Ла-Валетты, Спитфайр.

Позже капитан Хайнц Бер участвовал в боях в Тунисе, где впервые встретился с американскими самолетами. В Африке он сбил 61 самолет (118-179). В 1944 году Бер сражался в рядах JG I, командуя II./JG I. За это время он одержал еще 45 побед, в том числе над 21 бомбардировщиком В-17 и В-24. В апреле 1944 года Бер сбил свой 200-й самолет. Бер был командиром III./EJG2 (так называемой школы в Лехфельде) - части, где шла подготовка пилотов реактивных самолетов. Командовал JG I "Ёсау" и JG 3 "Удет". Летая на Me.262 в составе JV44, Бер одержал еще 16 побед в воздухе. Хайнц Бер погиб в авиационной катастрофе около Брауншвейга 28 апреля 1957 года. Это был первый случай, когда Беру не повезло - до этого его сбивали целых восемнадцать раз, а он, несмотря ни на что, умудрялся спастись.

Герхард Баркхорн

Герхард Баркхорн родился 20 марта 1919 года в Кенигсберге. Летную подготовку прошел в 1938-1939 годах. Вероятно в сентябре 1939 года был направлен в JG2 "Рихтгофен", а затем в JG52. Во время Битвы над Англией будущий лучший ас Люфтваффе не смог сбить ни одного английского самолета.

Первую воздушную победу Баркхорн одержал только 2 июля 1941 года на Восточном фронте. Вскоре к нему пришел успех. Уже 12 июля 1941 года Баркхорн сбивает в одном боевом вылете сразу четыре советских самолета. 23 августа 1942 года Баркхорн был награжден Рыцарским крестом (к моменту награждения на его боевом счету числилось уже 59 сбитых самолетов). Еще раньше, 7 сентября 1941 года Баркхорн был удостоен Золотого креста. 12 января, одержав 175 побед, Баркхорн получил Дубовые листья к Рыцарскому кресту. 2 марта 1944 года, будучи командиром I./JG52, он был представлен к Рыцарскому кресту с мечами. В начале 1945 года его перевели из JG52 в JG6 "Хорст Вессель". В этом полку Баркхорну пришлось воевать и на Восточном и на Западном фронтах. Уже в самом конце войны он получил назначение в элитную часть JV44, оснащенную реактивными истребителями Me.262. В одном из боев Баркхорна сбили в девятый и в последний раз. Больше всего Баркхорн любил летать на Bf.109F. Всего за годы войны Герхард Баркхорн одержал в воздухе 301 победу.

Адольф Галланд

Адольф Галланд родился 19 марта 1912 года в городе Вестерхольт в Вестфалии. В 1932 году поступил в школу гражданской авиации в Брауншвейге. Обучался в Италии и, возможно, в Советском Союзе. В апреле 1935 года Галланда направили в JG132 "Рихтгофен". С 1937 года воевал в Испании, где командовал 3./J88. Пилотируя Не.51, обычно выполнял задания, связанные с атакой наземных целей. Действуя в паре с другим легионером Реентсеном, сбил республиканский И-15. После возвращения в Германию Галланда переводят в штурмовую часть II.(Schlacht)/LG2. Во время сентябрьской кампании командовал эскадрильей, а не дивизионом, как это иногда неправильно сообщают; командиром дивизиона был Вальтер Шпильфогель. Дивизионом Галланду довелось покомандовать всего лишь два дня, пока не назначили нового командира на место сбитого Шпильфогеля. После завершения Польской кампании Галланда перевели в истребительную авиацию, главным образом из-за обострения ревматизма, вызванного полетами в открытых кабинах самолетов Не.51 и Hs.123. Первое время Галланд служил адъютантом в только что сформированном JG27, поэтому летал он мало, а больше занимался административной работой. 12 мая вместе с пилотом из I./JG27 лейтенантом Густавом Рёделем Галланд сбил над Седаном два "Харрикейна" из 87-го дивизиона RAF. До 9 июня 1940 года Галланд увеличил свой боевой счет на 12 машин. В середине июля 1940 года его перевели в JG26 "Шлягетер", где он стал командиром III./JG26. Во время Битвы над Англией Галланд достиг большого успеха. 22 августа 1940 года стал командиром JG26, 1 августа 1940 года был представлен к Рыцарскому кресту и произведен в майоры. Опять же в августе сбил свой 40-й самолет и получил Дубовые листья, а 1 ноября 1940 года был произведен в подполковники. В то время на его счету было уже 50 сбитых самолетов. 21 июля 1941 года был награжден Рыцарским крестом с мечами, а 9 августа 1941 года Галланд встретился с безногим английским асом Дугласом Бейдером, "Спитфайр" которого был сбит в бою с Bf.109 из JG26. Галланд угостил английского летчика в столовой JG26 в Виссане, и добыл у маршала Германа Геринга разрешение на перелет самолета, доставившего Бейдеру запасной протез, вместо потерянного во время прыжка с парашютом. 4 декабря 1941 года Галланд был произведен в полковники. 28 января 1942 года он сбил свой 94-й самолет и получил Бриллиантовый крест. Вскоре, в возрасте 29 лет, получил звание генерал-майора и занял должность инспектора истребительной авиации (General der Jagdflieger). В конце войны летал в элитарной части JV44, оснащенной реактивными Me.262. Следует особо отметить, что Галланд был горячим сторонником реактивной авиации. В 1944 году он заявил Герингу, что один Me.262 гораздо эффективнее, чем пять Bf.109. Галланд был не только отличным пилотом, но и рационализатором. Его рацпредложения касались не только установки в кабину Bf.109Е электрозажигалки для сигар, но и других, более важных деталей. Самые важные из предложений Галланда касались замены стандартного прицела Revi на люнетный прицел ZFR4 и усиления стандартного вооружения Bf.109F (2 х MG.17 калибра 7.92 мм + MG.151 калибра 15 мм). На месте пулеметов MG.17 Галланд предложил установить синхронизованные MG.131 калибра 13 мм (эта конфигурация вооружения стала стандартной начиная с Bf.109G-5), а также разместить в крыльях две пушки MG-FF калибра 20 мм. Еще одно предложение, внесенное Галландом, касалось установки на самолет подголовника кресла пилота, сделанного из бронестекла (так называемый Galland Panzer), что значительно облегчало обзор задней полусферы. Галланду также приписывают разработку монолитного бронекорпуса Bf.109, но на самом деле это была конструкция фирмы Эрла. За время войны Галланд совершил 612 вылетов и сбил 104 (103) самолета противника (часто приводят цифру 425-450 вылетов, без учета войны в Испании и Польской кампании).

Эрих Хартманн

Эрих Хартманн родился в Вайссе 19 апреля 1922 года. Его путь в авиацию был типичен. Сначала увлечение моделизмом и планеризмом, затем занятие авиаспортом. Во время Битвы над Англией будущий лучший ас Люфтваффе только начинал осваивать военные самолеты.

В боевую часть Хартманн попал только в ноябре 1942 года и сразу оказался в рядах знаменитого JG52. В окружении Баркхорна, Ралля молодой пилот быстро показал свои возможности. К апрелю 1943 года он уже сбил семь советских самолетов. Вместе с опытом росло и мастерство пилота. К концу июля 1943 года на счету Хартманна числилось уже 34 самолета, а к концу года и все сто. В августе 1943 года (битва за Харьков) Хартманн сбил 49 самолетов, а в сентябре 1943 - 25. 29 октября 1943 года Хартманн получил Рыцарский крест, а в марте 1944 года, одержав очередную победу, Хартманн довел свой боевой счет до 200 сбитых машин. К этому времени он уже стал командиром 9./JG52. Хартманна наградили Дубовыми листьями, а в июле 1944 года (239 побед) Мечами к Рыцарскому кресту. 25 августа 1944 года Хартманн сбивает 301-й самолет. Это достижение было отмечено Бриллиантовым крестом. До конца войны Хартманн одержал 352 победы (последнюю 8 мая 1945 года). Его сбивали дважды и несколько раз он совершал вынужденную посадку. В конце войны Хартманн командовал II./JG52. За всю войну Хартманн произвел около 1400 боевых вылетов, участвовал в 800 воздушных боях. После войны Хартманн был арестован советскими властями и получил 25 лет лагерей. Однако после личного вмешательства канцлера ФРГ К.Аденауэра, в 1955 году его освободили. Позже Хартманн служил в западногерманских военно-воздушных силах. Умер Эрих Хартманн 2 сентября 1993 года.

Вернер Мёльдерс

Вернер Мёльдерс родился 19 марта 1913 года в Гельзенкирхене. В апреле 1931 года пошел служить во 2-й пехотный полк в Ольштыне (Алленштайн). Окончил войсковую школу в Дрездене и был направлен в саперную школу в Мюнхене. 3 ноября 1934 года фельдфебель Мёльдерс был переведен в авиашколу в Коттбусе, затем учился в Kampffligerschule в Тутове и Jagdfligerschule в Шляйссенхайме. Произведенный в лейтенанты, служил в авиационной группе "Шверин", которая в дальнейшем была развернута в полк пикирующих бомбардировщиков (StG "Иммельман"). В апреле 1936 года Мёльдерс (уже оберлейтенант) перешел в JG134, а в марте 1937 года стал командиром 1./JG334 в Висбадене. Летал на самолетах Не.51 и Аг.68. Год спустя Мёльдерса направили в Испанию, где он служил в должности командира 3./J88 легиона "Кондор". Первое время Мёльдерс летал на Не.51, а затем пересел на Bf.109D-1. В Испании Мёльдерс сбил 14 республиканских самолетов. Это было лучшее достижение среди всех немецких летчиков, воевавших в этой стране.

1. 15.07.38 И-15
2. 17.07.38 И-15
3. 19.07.38 И-16
4. 19.08.38 И-16
5. 23.08.38 СБ-2
6. 09.09.38 И-16
7. 13.09.38 И-16
8. 23.09.38 И-16
9. 10.10.38 И-16
10. 15.10.38 И-16
11. 15.10.38 И-16
12. 31.10.38 И-16
13. 31.10.38 И-16
14. 03.11.38 И-16

После Испании оберлейтенант Мёльдерс стал командиром 3./JG53 в Висбадене. Во время "странной войны" Мёльдерс сражался на Западном фронте. В это время он сбил несколько французских и английских самолетов. Уже 8 сентября 1939 года жертвой Мёльдерса стал "Кертисс" Н-75А-2 из GC П/4, пилотируемый старшим сержантом Робертом Крушаном. Во время боя Bf.109Е-3 Мёльдерса был подбит и совершил вынужденную посадку. 20 сентября в 14:50 около Мерцига Мёльдерс одержал победу над "Кертиссом" Н-75А-1 из GC II/5 (пилот Роже Кегине). 1 октября 1939 года Мёльдерса произвели в капитаны и он стал командиром III./JG53. Уже 30 октября сбил самолет Бристоль "Бленхейм" Mk.I из 18-го дивизиона RAF (летчик - оберлейтенант А.А. Дильно (L6694)). Английский самолет рухнул в районе Клюссерата под Мозелем. 22 декабря 1939 года к западу от Саарбрюкена очередной жертвой немецкого аса стал Хаукер "Харрикейн" Mk.I (L1967) из 73-го дивизиона RAF, который пилотировал сержант Дж. Вильсом, а 3 марта 1940 года над Диденхофеном Мёльдерс одержал победу над "Мораном-Солонье" MS.406С-1 из CG П/3. 2 апреля в 11:25 капитан Вернер Мёльдерс над Сен-Авольдом сбил самолет "Харрикейн" Mk.I из 1-го дивизиона RAF (лейтенант К.Д. Пальмер), а 20 апреля 1940 года "Кертисс" Н-75А-2 из GC II/4 (№ 136) (капрал Крушан). И наконец, три дня спустя Мёльдерс записал на свой счет еще один "Харрикейн" (№2391) (сержант К.Н.С. Кемпбелл, 73-й дивизион RAF). Капитан Вернер Мёльдерс стал одним из самых результативных летчиков-истребителей в 1939-1940 годах (лучше его показал результат только Ханнес Гентцен, сбивший в Польше восемь самолетов и еще два на Западе, сражаясь в рядах JGr102 и I./ZG2). Во время французской кампании Мёльдерс увеличил свой боевой счет. Уже в первые дни боев он сбил два самолета. 21 мая 1940 года Мёльдерс сбил сразу три "Морана" из GC II/3, а на следующий день - "Потез" 631. 27 мая Мёльдерс одержал победу в схватке с двумя истребителями "Марсель Блох" MB.152С-1 из GC 1/8. Мёльдерс, первым из пилотов Люфтваффе получил Рыцарский крест. 31 мая он сбил бомбардировщик SNCAO LeO-45, а 3 июня около Дюнкерка свалил английский "Спитфайр". 5 июня 1940 года жертвой Мёльдерса стали еще два французских самолета, но в 17:05 его машина также была подбита в бою с "Девуатином" D.520С-1 из GC 11/7, которым управлял лейтенант Рене Поммье-Лайрарге. Мёльдерс выпрыгнул с парашютом и попал в плен, однако три недели спустя его освободили наступающие части Вермахта. 19 июня Мёльдерсу присвоили звание майора и перевели в JG51. 27 июля он стал командиром этого полка. 28 июля в бою над Дувром он был ранен, а при посадке на аэродром Виссан, самолет майора скапотировал. Несколько дней Мёльдерс провел в госпитале, но уже 28 августа 1940 года сбил свой следующий "Спитфайр". Прикрывая бомбардировщики Люфтваффе, атаковавшие Лондон 7 сентября 1940 года, Мёльдерс сбил еще один английский самолет. Командиром 2./JG51 был младший брат Вернера Мёльдерса - Виктор Мёльдерс, на счету которого числилось только 9 самолетов, а 7 октября Виктор был сбит и попал в плен. 21 сентября Вернер Мёльдерс получил Дубовые листья. 27 сентября около Мейдстоуна он сбил еще один "Спитфайр", а 22 октября над Ла-Маншем еще три "Харрикейна". Эта победа довела боевой счет аса до 50 самолетов. Последнюю победу в 1940 году Мёльдерс одержал 5 декабря, затем JG51 был передислоцирован в Германию для отдыха. В конце 1940 года Мёльдерс испытывал предсерийный образец Bf.109F-0, а в начале 1941 года его полк был переоснащен новыми истребителями Мессершмитт Bf.109F-1 и F-2. На Западный фронт он вернулся в январе 1941 года. 10 февраля 1941 года около Кале Мёльдерс взял верх над "Харрикейном" Mk.IIА из 601-го дивизиона RAF. 20 февраля он сбил два "Спитфайра", а через пять дней еще один. В марте Мёльдерс записал на свой счет еще два английских самолета. Ведущий пилот Люфтваффе не бездельничал и в апреле-мае 1941 года (например 15 апреля Мёльдерс сбил "Харрикейн" и "Спитфайр", а 8 мая над Дувром - еще один "Харрикейн"). В это время JG51 был лучшим полком Люфтваффе: 691 сбитый самолет. В июне JG51 проездом побывал в Германии, а затем перебазировался в Польшу (Стара Весь, Подлёдув, Кравнице и Седлице). В первый день войны с СССР Мёльдерс сбил четыре советских самолета. В это время его наградили Мечами к Рыцарскому кресту. 1 июля 1941 года над Минском Мёльдерс сбил три СБ-2 и два ХАЙ Р-10. 15 июля Мёльдерс сбил свой 100-й и 101-й самолет и первым в Люфтваффе получил Бриллиантовый крест. Вскоре Мёльдерса отстранили от боевых полетов и перевели на административную работу. Его место занял подполковник Бек. Всего Мёльдерс сбил 115 самолетов противника, он был не только отличным летчиком-истребителем, но и превосходным командиром - подчиненные называли его "Фати" ("батя"). Кроме того, Мёльдерс показал себя хорошим тактиком, именно он предложил отказаться от полета тройками и перейти на пары "эксперт" - "качмарик". Новую тактику стали вводить в начале 1940 года. После перевода на административную работу, Мёльдерс стал инспектором истребительной авиации. 22 ноября 1941 года лучший немецкий ас погиб в авиакатастрофе. Самолет Не.111Н-3 из штаба KG27, на котором Мёльдерс летел в Берлин на похороны генерала Удета, разбился около Вроцлава. Причиной катастрофы стали тяжелые погодные условия.

Вальтер Новотны

Вальтер Новотны родился 7 декабря 1920 года в Грюмунде. В 1939 году вступил в ряды Люфтваффе. После обучения в феврале 1941 году был направлен в JG54 "Зеленое Сердце". 19 июля 1941 года над островом Озилла сбил три советских бомбардировщика СБ-2 M103. В бою с советскими И-16 его Bf.109Е-7 был сбит. Самолет упал в Балтийское море и Новотны провел 65 часов на спасательном плотике, пока его не подобрали. В следующем году Новотны сбил 54 самолета. 4 августа 1942 года за один день (три боевых вылета) он сбил семь советских самолетов. 4 сентября 1942 года Новотны представили к Рыцарскому кресту, а 25 октября 1942 года он стал командиром 9./JG54. 15 июня 1943 года довел свой боевой счет до 100 сбитых машин. В августе 1943 года сбил 49 самолетов (в том числе 13 августа девять, а 21 августа - семь). 4 сентября 1943 года получил Дубовые листья (189 побед), а 22 сентября того же года - Мечи (218 побед). 14 октября 1943 года Новотны одержал 250-ю победу и за это был награжден Бриллиантовым крестом. В феврале 1944 года его отозвали с Восточного фронта и направили во Францию, где он стал командиром учебной JGr101. В июле Новотны был назначен командиром новой части истребительной авиации - группы Новотны, оснащенной реактивными истребителями Me.262. Летая на этом истребителе, Новотны сбил еще три самолета. Погиб в бою с истребителями сопровождения бомбардировщиков 8 ноября 1944 года. Произведя 442 боевых вылета Новотны сбил 258 самолетов противника (из них 255 на Восточном фронте).

Гюнтер Ралль

Гюнтер Ралль родился 10 марта 1918 года в Гоггенау. В 1936 году поступил на службу в Вермахт и был направлен в Kriegschule в Дрездене. В 1939 году перешел в Люфтваффе. Окончив курс летчика-истребителя, весной 1940 года направлен в II./JG52. 12 мая 1940 года открыл свой боевой счет, сбив два самолета. Во время Битвы над Англией одержал еще две победы. Был назначен командиром II./JG52. В конце 1940 года эта часть была переброшена в Румынию. После начала войны с Советским Союзом II./JG52 оборонял район Плоешти от советских бомбардировщиков. В конце года дивизион перебросили в Крым, где II./JG52 сражался в районе Ростова-на-Дону. Ралль к тому времени сбил 36 самолетов. 28 ноября 1941 года во время вынужденной посадки ночью, Ралль получил серьезную травму позвоночника и девять месяцев провел в госпитале. В августе 1942 года он снова начал летать. 3 сентября 1942 года получил Рыцарский крест, а 26 ноября 1942 года, сбив 100-й самолет, получил Дубовые листья. С апреля 1943 по март 1944 года был командиром III./JG52. 29 августа 1943 года сбил 200-й самолет, за что 12 сентября был награжден Мечами к Рыцарскому кресту. 28 ноября 1943 года одержал 250-ю победу. Только в октябре 1943 года уничтожил 40(42) советских самолета. В апреле 1944 года Ралль стал командиром II./JG II (Западный фронт). В это время Ралль был ранен крупнокалиберной пулей (12.7 мм!) и почти полгода пролежал в госпитале. В марте 1945 года майор Гюнтер Ралль был назначен командиром JG300. За годы войны он произвел 621 боевой вылет и одержал в воздухе 275 побед.

Вильгельм Батц

Ведущий ас JG52 родился 21 мая 1916 года в Бамберге. После рекрутской подготовки его направили в Люфтваффе (1 ноября 1935 года). Закончив начальный курс обучения пилота-истребителя Батц был переведен в летную школу в Бад Айльбинге. Всего за время обучения он налетал 5240 часов. С конца 1942 года служил в запасной части JG52 2./ErgGr "Ost". С 1 февраля 1943 года занимал должность адъютанта в II./JG52. Первый самолет сбил 11 марта 1943 года (ЛаГГ-3). В мае 1943 года был назначен командиром 5./JG52. Значительных успехов Батц добился только во время битвы на Курской дуге. До 9 сентября 1943 года одержал 20 побед, а до конца ноября 1943 года еще 50. Дальше карьера Батца пошла так хорошо, что даже трудно себе представить. В марте 1944 года Батц сбивает свой 101-й самолет. В конце мая 1944 года в течение семи боевых вылетов сбил целых 15 самолетов. 26 марта 1944 года Батц получил Рыцарский крест, а 20 июля 1944 года Дубовые листья. В июле 1944 года сражался над Румынией, где сбил бомбардировщик В-24 "Либерейтор" и два истребителя Р-51В "Мустанг". К концу 1944 года на боевом счету Батца числилось уже 224 воздушные победы. В 1945 году он стал командиром II./JG52. 21 апреля 1945 года награжден Рыцарским крестом с Дубовыми листьями и Мечами. Всего за годы войны Батц произвел 445(451) боевых вылета и сбил 237 самолетов. Летал на самолетах Мессершмитт Bf.109G и, вероятно, Вf.109K.

Вальтер Даль

Вальтер Даль родился 27 марта 1916 года в Лингене. Призван на службу в Вермахт 1 ноября 1935 года. Весной 1938 направлен в Люфтваффе. Был инструктором в нескольких школах летчиков-истребителей. В мае 1941 направлен в штаб JG3. Первую победу (истребитель И-15 бис) одержал 22 июня 1941 года. До конца июля 1941 года сбил 17 самолетов (три истребителя Як-1, два бомбардировщика ДБ-3, пять бомбардировщиков СБ-2, три истребителя И-15бис и по одному И-153, И-16, По-2 и Р-5). С 13 декабря 1941 года, в должности командира 4./JG4, участвовал в воздушных сражениях над Мальтой. 2 апреля 1942 года сбил 18-й самолет. Этим самолетом стал Hawker "Hurricane" Mk.IIc (BV174) из 229 дивизиона RAF, хотя английский пилот этого самолета Эндрюс смог дотянуть до аэродрома Лука. С 10 апреля 1943 года Даль - командир учебной части ErgJG3.

В августе 1942 года Даль вернулся в JG3 "Удет" в качестве адъютанта полка. 16 апреля 1943 года сбил свой 50-й самолет. В конце 1943 года переведен в штаб инспектора истребительной авиации А. Галланда. 30 сентября 1944 года стал командиром III./JG3. Задача дивизиона заключалась в защите территории Германии от американских бомбардировщиков В-17 и В-24. Первую "Летающую крепость" Даль сбил 6 декабря 1944 года. 23 февраля того же года одержал еще три воздушные победы. 11 марта 1944 года получил Рыцарский крест, а 27 июня 1944 года стал командиром JG300. 13 июля 1944 года таранил В-17. В ноябре 1944 года после спора с Герингом о необходимости использования Fw 190 против В-17 был отстранен от командования истребительными частями. В дальнейшем летал в качестве простого летчика-истребителя. 28 февраля 1945 года сбил свой 100-й самолет (В-17), а 27 марта еще два Р-47. Последний самолет - P-51D сбил 26 апреля 1945 года над Магдебургом. 1 февраля 1945 года Даль был награжден Дубовыми листьями.

За годы войны Вальтер Даль произвел 678 боевых вылетов, сбил 129 самолетов противника из них 45 на Западном и 84 на Восточном фронте (23 бомбардировщика В-17, 7 В-24, 4 Р-36, 8 Р-51, 2 Р-47 "Hurricane", 34 Ил-2 и др.) Летал на самолетах Мессершмитт Bf.109Е, F, G, Фокке-Вульф Fw.190А-8, Me.262A-la.

Вольфганг Фальк

Вольфганг Фальк родился 19 августа 1910 года в Берлине. Окончил школу офицеров пехоты и служил во 2-й пехотной дивизии в Штеттине. В 1932 году прошел курс обучения пилотажа на секретной базе Люфтваффе в Лейпциге. Позже стал инструктором начинающих летчиков-истребителей, затем адъютантом JG132 "Рихтгофен" и, наконец, командиром эскадрильи 8./JG132. Позже пересел на истребитель-бомбардировщик и стал командиром 2./ZG76. Во время сентябрьской кампании сбил три польских самолета: 2 сентября 1939 года PZL.23 "Карась" из 22-й эскадрильи бригады бомбардировщиков, 4 сентября "Лось" из бригады бомбардировщиков и 6 сентября 1939 года Р.11.

18 декабря 1940 года Фальк, будучи командиром ZG I./ZG76 сбил английский "Wellington" и еще одну воздушную победу он доказать не смог. 10 января 1940 года жертвой Фалька стал "Blenheim Mk..IV из 110-го дивизиона RAF, сбитый над Северным морем. 19 февраля Фальк сбил еще один "Бленхейм".

Во время датской и норвежской кампаний Фальк командовал I./ZG I. 9 апреля 1940 года над датским аэродромом Верлозе сбил истребитель Фоккер D-XXI.

26 июня 1940 года Фальк стал командиром первого полка ночных истребителей NJG I. 1 сентября 1943 года был переведен в штаб Luftflotte Reich, затем стал заместителем начальника ночной истребительной авиации, а весной 1944 года командиром Jafue Balkan (истребительной авиации на Балканах). 1 отября 1940 года Фальк был награжден Рыцарским крестом.

Гордон Голлоб

Один их самых известных асов Люфтваффе родился 16 июля 1912 года в Вене в семье шотландских эмигрантов, покинувших Великобританию из-за религиозных преследований. Настоящая фамилия "рыцаря Геринга" звучала Макголлоб, но как не слишком арийская она была сокращена до более "национал - социалистической" Голлоб. К сожалению осталось имя, пропитанное духом Альбиона - Гордон, которое выделялось среди обычных для Люфтваффе Гансов, Куртов и Вольфгангов.

В 1933 году Голлоб поступил в австрийскую армию и с февраля 1934 года начал службу в авиационных частях. С 1936 года служил инструктором в летной школе.

После аншлюса Австрии в 1938 году, Голлоб был принят на службу в Люфтваффе в чине оберлейтенанта, а 15 марта 1939 года был направлен в 3./ZG76. Во время польской кампании воевал в рядах той же ZG76. 5 сентября 1939 года сбил польский PZL.23 "Карась". Участвовал в воздушной битве над Гельголандом, где 18 декабря 1939 года сбил бомбардировщик "Веллингтон". Во время Норвежской кампании, будучи командиром 3./ZG76, прикрывал высадку воздушного десанта на аэродром Ставангер-Сола. 13 июня 1940 года сбил английский пикирующий бомбардировщик Blackburn "Skua" из 800-го дивизиона FAA, базировавшегося на авианосце "Арк Ройал".

9 июля 1940 года Голлоб уничтожил два самолета: в 14:47 летающую лодку Short "Sunderland" Mk. I из 210-го дивизиона RAF, и в 17:20 "Hudson" из 220-го дивизиона RAF. В июле 1940 года был переведен в II./JG3, где позже стал командиром 4./JG3.

15 августа 1940 года очередной жертвой Голлоба стал "Спитфайр". С 1 июня 1941 года - командир II./JG3. 18 сентября 1941 года был награжден Рыцарским крестом (42 воздушные победы). В октябре 1941 года сбил 37 самолетов противника, а 18 октября 1941 года сразу девять (четыре бомбардировщика СБ-2, три истребителя И-16 и два И-153). 26 октября 1941 года получил Дубовые листья (85 воздушных побед). В конце ноября 1941 года был переведен в разведывательную авиацию (часть E-Stelle) в Рехлине. С 12 мая 1942 года - командир JG77, сражавшегося в Крыму. 20 мая 1942 года сбил свой 100-й самолет, а 23 июня 1942 года награжден Мечами к Рыцарскому кресту (107 воздушных побед). 29 августа 1942 года одержал 150-ю победу в воздухе и в это время опережал всех пилотов Люфтваффе. 30 августа 1942 года получил Бриллиантовый крест. С октября 1942 года в течение короткого периода времени возглавлял JaFue 3 (Ла-Манш), а затем стал командиром JaFue 5. С мая 1944 года служил в штабе инспектора истребительной авиации. В конце февраля 1945 года сменил Галланда в должности инспектора истребительной авиации. Произвел 340 боевых вылетов, одержал 150 (152?) победы в воздухе. Летал на самолетах Мессершмитт Bf.110С и Bf.110D, Bf.109Е и 109F, а также на Me.163, Не.162, Me.262А, Фокке-Вульф Fw.190А и Fw.190D.

Герман Граф

Гордон Голлоб был первым пилотом Люфтваффе, который сбил 150 самолетов противника, зато Герман Граф стал первым, кто одержал 200 воздушных побед.

Герман Граф родился 24 октября 1912 года в городе Энген в Баден-Вюртемберге. Занимался планеризмом, затем пересел на спортивные легкомоторные самолеты. В Люфтваффе с 1938 года, 18 июня 1939 года оказался в 2./JG51. Позже служил инструктором в школе истребителей в Мерсебурге, а в июне 1940 года переведен в 9./JG52, дислоцированную в Румынии. Граф воевал на Восточном фронте, 4 августа 1941 года сбил первый советский самолет, а до конца года одержал уже 42 воздушные победы. 24 января 1942 года Граф был награжден Рыцарским крестом, а 23 марта стал командиром 9./JG52, будущей "Karaya-Staffel" - кузницы асов Люфтваффе. В мае 1942 года в боях за Крым Граф одержал много побед. Случалось, что он за один день сбивал сразу по несколько самолетов противника. Например 30 апреля и 12 мая он сбил по шесть самолетов, 2 и 8 мая по семь, а 14 мая - восемь. 17 мая 1942 года (105 побед в воздухе) Граф был награжден Дубовыми листьями, а два дня спустя - Мечами.

В ходе летнего наступления 1942 года Граф продолжал увеличивать свой боевой счет. 30 августа на его счету числилось уже 140 сбитых самолетов противника. За сентябрь 1942 года он уничтожил рекордное количество вражеских самолетов - 62. 17 сентября (172 воздушные победы) был награжден Бриллиантовым крестом. 23 сентября за два боевых вылета он сбил 10 самолетов. Три дня спустя Граф преодолел планку в 200 побед, а на следующий день Геринг... отстранил Графа от боевых полетов. Любопытным эпизодом из жизни немецкого аса стало его участие в сборной футбольной команде Люфтваффе. Кроме Графа в этой команде гонял мяч в качестве нападающего будущий чемпион мира Фриц Вальтер, а тренировал команду тренер Сепп Хербергер, который привел сборную ФРГ к победе на Чемпионате мира в 1954 году.

В январе 1943 года Граф стал командиром базировавшейся во Франции учебной группы (Erg. Gruppe) "Ost", позже переименованной в Jagdgruppe "Sued", а затем в JGr50. 6 сентября 1943 года сбил два бомбардировщика В-17. После того как в декабре 1943 года JGr50 была включена в состав JG 11, Граф стал первым командиром этого полка истребителей. 29 марта 1944 года Граф получил ранение бою и попал в госпиталь. 1 октября 1944 года стал командиром JG52, изредка вылетал на выполнение боевых заданий. 8 мая 1945 года сдался американцам, но был передан советским властям и оказался в лагерях.

Освободили Графа 25 декабря 1949 года. Во время пребывания в плену, Граф подписал несколько пропагандистских документов, умаляющих достоинства немецкой армии и Люфтваффе. За это ветераны Люфтваффе стали относиться к нему с презрением.

Граф летал на самолетах Мессершмитт Bf.109F, G, К и Фокке-Вульф Fw.190А-5. Произвел 832 боевых вылета, сбил 212 самолетов противника, из них 10 - на Западном фронте (в том числе шесть бомбардировщиков В-17).

Антон Хакль

Родился 25 марта 1915 года в Регенсбурге. После рекрутского обучения был направлен в Люфтваффе. Обучение пилотажу закончил в октябре 1936 года. 1 апреля 1938 года стал пилотом JG333. 1 мая 1940 года переведен в 5./JG77. Первые вражеские самолеты Хакль сбил 15 июня 1940 года над Ставангером. В тот день он записал на свой боевой счет два "Хадсона" из 233-го дивизиона RAF. 21 июня Хакль сбил торпедоносец "Beaufort" Mk.I из 22-го дивизиона RAF. 29 июля 1941 года назначен командиром 5./JG77, который сражался на Восточном фронте на Украине. До 29 декабря 1941 года одержал 27 побед, а 19 апреля 1942 года в течение двух боевых вылетов уничтожил пять советских самолетов. 25 мая 1942 года награжден Рыцарским крестом. 21 и 23 июня сбил по шесть самолетов противника. 3 августа 1942 года одержал 100-ю воздушную победу, а тремя днями позднее был награжден Дубовыми листьями. Сражался в Тунисе, где 4 февраля 1943 года был ранен в бою. С сентября 1943 года, став командиром III./JG 11, сражался, главным образом, с американскими бомбардировщиками В-17 и В-24. 15 апреля 1944 года был снова ранен. 9 июля 1944 года награжден Мечами. Выписавшись из госпиталя, стал командиром II./JG26, воевавшего на Западном фронте (9 октября 1944 года). К концу года сбил 172 самолета противника. 30 декабря 1945 года стал командиром JG300, а 20 февраля - JG11. В 1945 году одержал еще 17 побед.

Произвел около 1000 боевых вылетов, сбил 192 самолета, из них 61 на Западном фронте и в Северной Африке ( в том числе 34 бомбардировщика В-17 и В-24) и 131 на Восточном фронте. Летал на Bf.109С, Bf.109Е, Bf.109F, Bf.109G, Bf.109Т, Fw.190F-5/F-8, Fw.190D-9.

Херберт Илефельд

Херберт Илефельд родился 1 июня 1914 года в Мурнау. В 1934 году оказался в Люфтваффе, где первое время служил механиком. В марте 1937 года, после прохождения обучения, направлен в I./JG132 "Рихтгофен", в ноябре 1937 года был послан в Испанию, где попал в 2./J88 легиона "Кондор". Летал на самолете Мессершмитт Bf.109В. В Испании Илефельд сбил 9 республиканских самолетов: четыре истребителя И-16 "Rata"(21 февраля, 11 и 18 мая, 25 июня 1938 года), четыре истребителя И-15 "Chatos" (13 марта, 12 июля и два самолета 15 июля 1938 года), а также бомбардировщик СБ-2 (2 июня 1938 года).

Вернувшись из Испании Илефельд был направлен в l.(Jagd)/LG2 (в будущем I./JG77). Во время Французской кампании сбил три самолета. Стал командиром 1.(Jagd)/LG2, а с октября - I.(Jagd)/LG2. До 27 октября одержал 24 победы в воздухе. 13 сентября 1940 года заслужил Рыцарский крест. Весной 1941 года сбил 10 английских истребителей. В первый же день балканской кампании участвовал в атаке на аэродром в Нише. Во время этого боя он был легко ранен, а его самолет поврежден. Илефельд совершил вынужденную посадку и попал в плен. Через восемь дней его освободили наступающие части Вермахта. 26 мая над Критом сбил "Харрикейн" Mk.I из 274-го дивизиона RAF.

Сражался на Восточном фронте. 27 июня (40 побед) получил Дубовые листья. Весной 1942 года много раз в течение одного дня сбивал по несколько самолетов противника. Например, 24 марта сбил пять самолетов, а 30 марта - семь. 20 апреля 1942 года сбил свой сотый самолет, был награжден Мечами и... отстранен от боевых полетов. С 11 мая 1942 года работал в штабе JG51, с 22 июня 1942 года - командир JG52. 22 июня, совершая вынужденную посадку, получил ранение. В это время он "нелегально" совершал боевые вылеты и сбил шесть самолетов, которые однако официально ему так и не засчитали. Осенью 1942 года стал начальником летной школы, 1 мая 1944 года назначен на должность командира JG11, a 20 мая - JG 1. Во время боя с истребителями противника был ранен и сбит. Погиб 1 января 1945 года во время неудачной операции "Боденплятте" - налете на аэродромы союзников в Бельгии и Голландии. Его самолет попал под огонь зенитной артиллерии союзников.

Совершил 987 боевых вылетов, сбил 132 самолета (9 в Испании, 67 на Восточном и 56 на Западном фронте - в том числе 15 бомбардировщиков В-17).

Летал на самолетах Мессершмитт Bf.109В, С, Е, F, G, Фокке-Вульф Fw.190А.

Ганс-Иоахим Ябс

Ганс-Иоахим Ябс родился 14 ноября 1917 года в Любеке. В декабре 1936 года поступил в Люфтваффе. С марта 1938 года служил пилотом бомбардировщика в 1./K.G253. Осенью 1938 года переведен в часть истребителей-бомбардировщиков l.(Z)/ZG144, которую в 1939 году переименовали в II./ZG76.

Во время французской кампании сбил семь самолетов противника, а в Битве за Англию - 12. Это был хороший результат, принимая во внимание тот факт, что Ябс летал на хорошо вооруженном, но недостаточно маневренном Мессершмитте Bf.110С. 1 ноября 1940 года Ябс был награжден Рыцарским крестом. В мае 1941 года в составе 6./ZG76 сражался на Крите.

С ноября 1941 года служил летчиком ночной истребительной авиации в 9./NJG3, а позже в NJG1. Летая по ночам, Ябс быстро довел свой боевой счет до 40 сбитых самолетов (3 августа 1941 года). 1 августа 1941 года стал командиром IV./NJG1, а 1 марта 1944 года - командиром NJG1. 24 марта 1944 года получил Дубовые листья.

Совершил 512 боевых вылетов, сбил 50 самолетов противника, в том числе 19, летая на истребителе-бомбардировщике, и 31 - на ночном истребителе. Летал на Мессершмитте Bf.110C-G.

Отто Киттель

Отто Кнттель родился 21 февраля 1917 года в Кронсдорфе. На службу в Люфтваффе поступил в январе 1939 года, а в феврале 1941 года был направлен в 2./JG54. Сражался на Восточном фронте в районе Ленинграда, Волхова и Великих Лук, но не добился таких впечатляющих успехов, как его титулованные коллеги. До мая 1942 гола на боевом счету имел всего 17 воздушных побед. Только в 1943 году удача повернулась к нему лицом. 24 января он сбил 30-й самолет, а 15 марта - 47-й. В тот же день его самолет получил серьезные повреждения и упал в 60 км за линией фронта. При тридцатиградусном морозе по льду озера Ильмень Киттель вышел к своим.

В мае выписался из госпиталя и сразу же возобновил боевые полеты. 10 июня довел свой боевой счет до 50 самолетов, а четыре недели спустя - до 94. В середине сентября 1943 года сбил сотый самолет, за что 26 октября получил Рыцарский крест.

В конце 1943 года был направлен в учебную часть Erg. Gruppe "Ost", базировавшуюся во Франции, на должность инструктора. На Восточный фронт вернулся в марте 1944 года в качестве командира 3./JG54. 11 апреля 1944 года получил Дубовые листья. 23 августа 1944 года одержал 200-ю победу, а 25 ноября получил Мечи к Рыцарскому кресту.

Погиб 16 февраля 1945 года во время боя с советскими штурмовиками Ил-2. Совершил 583 боевых вылета, сбил 267 самолетов - все на Восточном фронте. Летал на самолетах Мессершмитт Bf.109C-G и Фокке-Вульф Fw.190А-4, А-5, А-8.

Хельмут Лент

Хельмут Лент родился 13 июня 1916 года в Пирвитце. В Люфтваффе вступил 1 апреля 1936 года. С середины 1938 года летал на Мессершмитте Bf.110 в 3./ZG76. 2 сентября 1939 года сбил над Лодзью польский истребитель PZL Р.11, а через два дня его жертвой стал "Лось" из бригады бомбардировщиков.

18 декабря 1939 года над Гельголандом сбил два английских бомбардировщика Виккерс - Армстронг "Веллингтон" Mk.IA из 9-го и 147-го дивизионов RAF.

Весной 1940 года участвовал в Норвежской кампании. Во время воздушного боя над Осло Лент сбил норвежский истребитель Gloster "Gladiator" Mk.I. Затем Лент свалил еще один истребитель такого типа. 9 апреля сбил летающую лодку Short "Sunderland" Mk.I из 210-го дивизиона RAF, a 27 мая 1940 года над Бодо - "Гладиатора" из 263-го дивизиона RAF. 2 июня над пригородами Нарвика одержал победу над еще одним "Гладиатором" 263-го дивизиона.

7 октября 1940 года - командир 6./NJG1. Первое время Лент не мог освоить способы ведения ночного боя и командир NJG1 майор Вольфганг Фальк даже намеревался перевести Лента обратно в часть истребителей-бомбардировщиков. Однако ночью с 11 на 12 мая 1941 года Лент сбил два "Веллингтона", а в июне - еще пять самолетов, в том числе два четырехмоторных бомбардировщика "Стирлинг".

30 августа 1941 года Лент получил Рыцарский крест, 1 ноября 1941 года стал командиром II./NJG2. Следующий, 1942 год стал необычайно успешным для Лента - за этот год он одержал 56 воздушных побед. 18 января 1943 года Лент стал первым летчиком ночной истребительной авиации, перешагнувшим рубеж в 50 сбитых самолетов. 24 мая Лент записал на свой боевой счет 60-й английский самолет. В воздушном бою ночью с 3 на 4 октября был легко ранен в левую руку.

Лент считался создателем тактики ведения ночного боя, которая получила название "Zahne Sau" ("зубастая свинья"). Тактика заключалась в постоянном преследовании бомбардировщиков противника над целью, причем израсходовав боеприпасы пилот возвращался на аэродром, пополнял боезапас, при необходимости дозаправлялся и вновь возвращался в бой. Лент был многократно награжден: 6 июня 1942 года Дубовыми листьями, а 2 августа 1943 года Мечами. Когда Лент сбил 100-й самолет, его, первым среди летчиков ночной истребительной авиации, наградили Бриллиантовым крестом (31 июля 1944 года).

5 октября Лент был тяжело ранен во время вынужденной посадки на аэродром в Нордборхене. Во время дневного испытательного полета на его Ju.88C-6 вышел из строя двигатель. Чтобы спасти ценную радиолокационную аппаратуру, Лент решил садиться на одном моторе. Подлетая к аэродрому, самолет Лента зацепился за высоковольтную линию и разбился. Все остальные члены экипажа погибли, а Лент умер от полученных ран 7 октября 1944 года.

Лент совершил 507 боевых вылетов, сбил 113 самолета (105 ночью, в том числе 65 четырехмоторных бомбардировщиков "Стирлинг", "Галифакс" и "Ланкастер").

Фридрих-Карл Мюллер

Фридрих-Карл Мюллер родился 4 декабря 1911 года в Зульцбахе. Занимался авиаспортом. С 1937 года летал на гражданских линиях "Люфтганзы", управляя самолетами Ju.86A и Ju.52/3m. Во время Польской кампании летал в качестве пилота транспортной авиации в 5./KGrzbV 172. С февраля 1940 года стал инструктором в школе по обучению полетам в тяжелых метеоусловиях.

За штурвал истребителя Мюллер сел только в 1943 году. Первое время служил техническим офицером в JG300, а затем, в конце ноября 1943 года стал командиром 1./JG300. До конца года сбил 19 самолетов.

В феврале 1944 года стал командиром l./NJGr10, оснащенной Bf 109. В 1945 командовал 1./NJG11. 27 июля 1944 года был награжден Рыцарским крестом.

Совершил 52 боевых вылета, сбил 30 самолетов противника. Летал на самолетах Мессершмитт Bf.109G-10/G-14 и Фокке-Вульф Fw.l90A-6.

Манфред Мойрер

Манфред Мойрер родился 9 сентября 1919 года в Гамбурге. В 1938 году поступил в Люфтваффе. Первое время служил в тяжелой зенитной артиллерии, а в середине 1939 года перешел в авиацию. В январе 1940 года Мойрер обучался в школе истребительно-бомбардировочной авиации (Zerstoerer Schule). В конце 1941 года направлен в 9./NJG1. Первый самолет противника сбил в ночь с 26 на 27 марта 1942 года. С 1 января 1943 года - командир 3./NJG1. Ночью с 14 на 15 февраля 1943 года сбил три английских бомбардировщика, а ночью с 12 на 13 марта еще три английских самолета. 16 апреля 1943 года получил Рыцарский крест. В мае одержал 14 побед, а ночью с 27 на 28 июля довел свой боевой счет до 50 сбитых машин. 2 августа 1943 года получил Дубовые листья, а через три дня стал командиром II./NJG5. 1 октября назначен командиром известного I./NJG I.

Погиб ночью с 21 на 22 января 1944 года, вероятно во время столкновения в воздухе со сбитым или пикировавшим английским бомбардировщиком.

Совершил 130 боевых вылетов, сбил 65 самолетов (в том числе 40 бомбардировщиков "Галифакс" и "Ланкастер"). Летал на Мессершмитте Bf.110D, Е, G и Хейнкеле He.219А-0.

Иоахим Мюнхеберг

Иоахим Мюнхеберг родился 31 декабря 1918 года в Фридрихсдорфе. В октябре 1936 года призван на военную службу. Первое время служил в пехоте, а в октябре 1938 года перешел в Люфтваффе. После подготовки направлен в I./JG234, а 23 октября 1939 года стал адъютантом III./JG26. 7 ноября 1939 года сбил "Blenheim" Mk.I (L1325) из 57-го дивизиона RAF (пилот - взводный офицер Х.Р. Барвли).

Во время Французской кампании записал на свой боевой счет восемь самолетов противника: три французских и пять английских. 22 августа 1940 года стал командиром 7./JG26. 14 сентября 1940 года получил Рыцарский крест.

В феврале 1941 года 7./JG26 перебазировался на Сицилию, для налетов на Мальту. С 12 февраля по 6 мая Мюнхеберг сбил над Мальтой 19 самолетов противника. 25 февраля сбил "Харрикейн", а на следующий день еще два самолета этого типа. 15 марта перехватил "Веллингтон", который летел из Великобритании на Мальту. 6 апреля 1941 года над аэродромом Подгорицы одержал победу над югославской "Авиа" ВН-33. 27 апреля 1941 года Мюнхеберг поджег приводнившуюся на базе Калафрана летающую лодку Шорт "Сандерленд" (L5807) из 228-го дивизиона RAF. 7 мая 1941 года (43 воздушные победы) получил Дубовые листья и итальянский орден Medaglio d'Oro.

В июне и июле 1941 года 7./JG26 действовала в Ливии. Там Мюнхеберг увеличил свой счет на пять самолетов RAF, RAAF и SAAF.

В августе 1941 года 7./JG 26 возвратилась во Францию. Мюнхеберг умел ловко сбивать английские "Спитфайры" - к 20 июня 1942 года он разделался с 35 самолетами этого типа. В июле 1942 года переведен в штаб JG51 на Восточный фронт. 5 сентября 1942 года сбивает свой 100-й самолет. 9 сентября 1942 года награжден Мечами. 1 октября 1942 года стал командиром JG77, сражавшейся на Сицилии и Тунисе.

Погиб 23 марта 1943 года в Тунисе в бою с американскими "Спитфайрами" из 52 Fighter Group. Совершил 512 боевых вылетов (часто приводимая цифра 500 боевых вылетов не учитывает период службы в штабе JG51), сбил 135 самолетов противника, в том числе 33 на Восточном фронте, 19 на Мальте, 1 в Югославии, 24 в Африке. Мюнхеберг летал на Мессершмитте Bf.109Е, F, G и Фокке-Вульф Fw.190A.

Герцог Генрих цу Сайн-Виттгенштайн

Родился 14 августа 1916 года в Кельне. Сначала служил в 6-м кавалерийском полку, а с 1937 года в Люфтваффе. Прошел подготовку пилота бомбардировочной авиации и служил в KG51 "Edelweiss". Совершил 150 боевых вылетов во Франции, против Великобритании и на Восточном фронте. В августе 1941 года перешел в истребительную авиацию. 11 ноября стал командиром 11./NJG2. Летал на Ju.88C-6a. Первую победу одержал в ночь с 6 на 7 мая 1942 года. До середины сентября 1942 года сбил 12 самолетов. С 1 октября 1942 года стал командиром IV./NJG5. Весной 1943 года сражался на Восточном фронте. Ночью с 24 на 25 июля в районе Орла сбил шесть советских бомбардировщиков. 15 августа 1943 года вернулся в Рейх в качестве командира II./NJG2. Погиб ночью с 21 на 22 января 1944 года, совершая вынужденную посадку на самолете, поврежденном в бою с английским "Mosquito". Совершил 170 боевых вылетов, сбил 83 самолета, из них 23 на Восточном фронте. Награжден Дубовыми листьями и Мечами (посмертно).

Гейнц-Вольфганг Шнауцер

Родился 16 февраля 1922 года в Клеве. В Люфтваффе с 1 ноября 1939 года. Прошел курс пилотирования на самолетах Bf.110. В конце 1941 года направлен в II./NJG1. Первую победу в воздухе одержал ночью с 1 на 2 июля 1942 года. Ночью с 24 на 25 мая 1944 года сбил пять самолетов противника. Командир 12./NJG1, а с 1 марта 1944 года - IV./NJG1. Награжден Рыцарским крестом, Дубовыми листьями, Мечами и Бриллиантами (16 октября 1944 года). С 1 октября 1944 командовал NJG4. Ночью с 21 на 22 февраля 1944 года сбил семь бомбардировщиков "Ланкастер". После того, как одержал свою 121-ю победу, был отстранен от боевых полетов. Произвел 164 вылета, сбил 121 самолет, из них 114 бомбардировщиков "Галифакс", "Стирлинг" и "Ланкастер". Умер 15 июля 1950 года из-за травм, полученных в автодорожной катастрофе.

Вернер Штрайб

Один из лучших пилотов Nachtjagd., Вернер Штрайб родился 13 июня 1911 года в Бадене. В августе 1934 года был призван в армию и первое время служил в пехоте. В середине 1935 года перешел в Люфтваффе. После обучения служил в части близкой разведки 1.(Н)/13. Летал на самолетах Не.45 и Не.46. В 1938 году попал в истребительную авиацию - в JG132. В конце года переведен в только что сформированную часть истребителей-бомбардировщиков - 1./ZG1, оснащенной Bf.110 В и Bf.110С. Участвовал в Польской кампании, но безрезультатно.

Сражался в Дании и Норвегии. 9 апреля 1940 года вместе с другими пилотами I./ZG1 на аэродроме в Верлозе уничтожил два датских Фоккера C-VE. Первую победу в воздухе одержал 10 мая 1940 года. 6 июня 1940 года стал командиром 2./ZG1, а в июне 1940 года был направлен в формируемый в Дюссельдорфе NJG1.

Во время первых ночных полетов Штрайб не сбил ни одного самолета, но после усовершенствования системы наведения и установке на самолеты Bf.110D-1/U1 Spanner-Anlage полеты стали более результативными. 18 октября 1940 года Штрайб стал командиром I./NJG1. Занимал эту должность до 1 июня 1943 года. Затем до марта 1944 года был командиром всего NJG1. Штрайб показал себя не только отличным пилотом, но и хорошим тактиком. Улучшил методы перехвата английских бомбардировщиков как в районе цели, так и на маршруте к ней. В 1941 году сбил 22 самолета, в 1942 - 37, а в следующем 1944 - только 6. Во время вылета ночью с 11 на 12 июня 1943 года на самолете Не.219А-0 (G9+FB) предположительно сбил пять английских бомбардировщиков. Награжден Рыцарским крестом, Дубовыми листьями и Мечами. В марте 1944 года стал инспектором ночной истребительной авиации (соответствующей пост в дневной истребительной авиации занимали Галланд и Голлоб). На этом посту пробыл до конца войны. Умер в 1986 году.

Курт Вельтер

Курт Вельтер родился 25 февраля 1916 года в Кельне. В Люфтваффе с 1934 года. До 1943 года был инструктором в летных школах. 2 сентября 1943 года направлен в 5./JG301, которая действовала по ночам как часть "Вильде Зау" - перехватывающая неприятельские бомбардировщики на пути к цели. В третьем боевом вылете, ночью с 8 на 9 сентября сбил два английских бомбардировщика. До весны 1944 года совершил всего 15 боевых вылетов, но одержал 17 побед! Сражался не только ночью, но и днем, сбив две "летающие крепости" В-17 и четыре истребителя Р-51 "Мустанг". Вельтер одерживал победы и над самым грозным ночным противником - английским DH.98 "Москито". Как пилот 10./JG300, летая на Фокке-Вульф Fw.190А-8, ночью с 18 на 19, с 19 на 20 и с 27 на 28 сентября 1943 года сбил три "Москито". Таких же успехов Вельтер добился, пересев на реактивный Me.262B-la/U1. Курт Вельтер, безусловно стал лучшим в Люфтваффе "специалистом" по "Москито", сбив 35 самолетов этого типа.

Награжден Рыцарским крестом (18 октября 1944 года) и Дубовыми листьями (9 марта 1945 года). 2 ноября 1944 года стал командиром новой части, которая первое время обозначалась просто его фамилией - Kommando "Welter", a позже была переименована в 10./NJG11, оснащенную реактивными Me.262B-1a/U1. На Me.262 Вельтер сбил 25 истребителей - бомбардировщиков "Москито". Совершив всего лишь 93 боевых вылета оберлейтенант Вельтер сбил 63 самолета: 56 ночью и 7 днем.

Вольф-Дитрих Вильке

Родился 11 марта 1913 года в Шримме в Австрии. В 1934 году призван в Рейхсвер, а через год переведен в Люфтваффе. С 1937 года служил в JG132 "Рихтгофен". В конце 1938 года направлен в J./88 легиона "Кондор". В 1939 году совершил 11 боевых вылетов, но безрезультатно. К началу 2-й Мировой войны служил в 7./JG53 в должности командира эскадрильи. 7 ноября 1939 года оберлейтенант Вильке сбил разведывательный самолет "Потез" 637 из GR I/33. 2 марта 1940 года вероятно сбил "Моран-Солнье" MS.406, а через девять дней еще один разведчик "Потез" 63-11 из Gr I/22. 23 марта около Саарбрюкена был сбит в бою с французскими истребителями из GC 1/3. В часть вернулся уже после капитуляции Франции. Снова был сбит над Ла-Маншем 11 августа 1940 года. Во время Битвы над Англией сбил 10 самолетов противника. В первый день операции "Барбаросса" увеличил свой счет еще на пять машин. Осенью 1941 года III./JG53 была переброшена в Италию, с аэродромов которой действовала против Мальты. 2 апреля 1942 года Вильке сбил "Спитфайр" из 126-го дивизиона RAF. Весной 1942 года переведен в JG3 "Удет", а 12 августа 1942 года стал командиром этого полка. JG3 действовал на Сталинградском направлении и 17 октября 1942 года немецкий ас сбил 150-й самолет. После того, как Вильке одержал еще четыре победы, он был награжден Мечами (еще раньше, 6 августа 1941 года, он получил Рыцарский крест, а 9 сентября 1942 года - Дубовые листья) и отстранен от боевых полетов. В 1943 году JG3 под командованием Вильке действовал в Италии и Германии.

В начале 1944 года Вильке получил разрешение на возобновление полетов и сбил очередные шесть машин. Погиб во время боя с английскими истребителями 23 марта 1944 года. Во время своего последнего боя сбил два самолета противника. Всего совершил 734 боевых вылета (+11 в Испании) в которых одержал 162 победы.


Перепечатка без ссылки на издательство "Восточный фронт" ЗАПРЕЩЕНА!
©1996 издательство "Восточный фронт"