АСЫ ЛЮФТВАФФЕ


Введение



Во время 2-й Мировой войны многие пилоты одержали по несколько или даже по несколько десятков побед в воздухе. Применяя по отношению к этим пилотам критерии, принятые во время 1-й Мировой войны, таких летчиков можно по праву назвать асами.

Вслед за пилотами 1-й Мировой войны: Фонком, бароном фон Рихтхофеном, Маккадденом - последовали другие летчики, обладавшие исключительным талантом, способностями и удачей в воздушных схватках.

Особенно много их было в рядах Люфтваффе. Лучшие фашистские пилоты сбили по сто, двести и даже триста самолетов противника. Имена асов Люфтваффе: Хартманна, Баркхорна, Галланда или Мёльдерса - известны любителям авиации во всем мире.

Перед тем, как начать повествование о лучших пилотах Люфтваффе, необходимо сказать несколько слов о системе подсчета сбитых самолетов и общих принципах ведения воздушного боя. Следует также ответить на вопрос о том, действительно ли достижения пилотов Люфтваффе были так высоки благодаря стараниям всемогущего доктора Геббельса, или немецкие летчики оказались на самом деле лучше "соколов Сталина" или пилотов английских (RAF) или американских (USAF) ВВС.

Прежде всего стоит заметить, что в Люфтваффе, в отличие от французских или американских ВВС, не было принято автоматически причислять к асам пилотов, сбивших пять и больше самолетов. В фашистской Германии титул аса можно было заработать, сбив не меньше 20 самолетов противника или заслужив Рыцарский железный крест. На практике, этот орден был наградой именно за 20 сбитых самолетов. Однако многие пилоты, одержавшие более 20 побед, Рыцарского креста так и не получили. С другой стороны, командиры подразделений могли получить Рыцарский крест и раньше, сбив 10-12 самолетов.

Внушительное число одержанных воздушных побед явилось также результатом необычайно интенсивной работы. Иной раз немецкие пилоты истребительной авиации (например в JG 52 (Jagdgeschwader - истребительный полк ) во время битвы на Курской дуге) делали по восемь вылетов в день. 30 сентября 1942 года ас Ганс-Иоахим Марсель из JG 27 произвел четыре боевых вылета. Для сравнения стоит сказать, что пилоты RAF, обычно, (исключая период Битвы над Англией) производили по 1-2 боевых вылета.

Другой факт, о котором мало известно, - взаимодействие аса, или как его называли немцы "эксперта" и ведомого, которого в Люфтваффе называли "Katschmark". Фельдфебель Рольф Пётген, летавший в паре с Марселем сбил свой первый самолет только во время сотого вылета! "Качмарик" должен был прикрывать "эксперта" и брать на себя наблюдение за задней полусферой, а не атаковать вражеские самолеты. Такова была судьба многих пилотов, летавших в тени своих "экспертов".

Не верно также популярное утверждение о том, что количество самолетов, сбитых немецкими летчиками, было завышено. Очень трудно точно установить цифры потерь на Восточном фронте, поскольку до сих пор советские, а теперь российские историки, не могут "определить" потери Советского Союза во 2-й Мировой войне. Зато это можно сделать в отношении Северной Африки и Западною фронта, хотя и для небольших участков фронта и не для всех частей. Лучший немецкий ас в Северной Африке Марсель по проверенным данным сбил 117-122 самолета противника. Принимая во внимание официальную цифру 158 сбитых самолетов, можно сказать, что ошибка не превышает 20-25%. Если результаты других пилотов также достоверны, то это говорит о высоком мастерстве летчиков Люфтваффе. При этом действительное количество самолетов, сбитых, к примеру, Хартманном, составляет около 250 машин, что в несколько раз больше, чем у лучшего "сокола Сталина" - Кожедуба.

Очередная проблема, которую нужно осветить, вызвана утверждением советских и польских историков о том, что подсчет результатов в Люфтваффе был недостоверен, а зато по другую сторону линии фронта велся подробный учет воздушных побед, основанный на жестких критериях. Последние исследования противоречат этому утверждению. Даже во время Битвы над Англией данные RAF оказались во много раз завышены и только после войны анализ потерь с обоих сторон позволил точно определить количество сбитых самолетов RAF и Люфтваффе.

Другая важная проблема - уровень подготовки немецких летчиков-истребителей. Можно уверенно сказать, что он был ниже уровня польских кадровых пилотов в сентябре 1939 года, но выше, чем пилотов-резервистов RAF, которые призывались на службу зимой 1939 года. Но особенно заметна разница между уровнем подготовки на Восточном фронте, где "неоперившиеся" советские летчики легко становились жертвой "экспертов". Однако по известному принципу "людей у нас много" высокие потери среди личного состава не играли большой роли в расчетах советских штабов. Более существенной проблемой являлось поставка необходимого количества самолетов.

Критерием, по которому можно оценить уровень пилотов Люфтваффе, может послужить количество сбитых ими самолетов противника. Например 4./JG 3, сражавшаяся на Восточном фронте, за один день 17 августа 1941 года сбила 18 советских самолетов:

Пилот

Тип

1. Оберлейтенант Михалек

ДБ-3

2. Унтерофицер Лукас

ДБ-3

3. Кадет Хельм

ДБ-3

4. Унтерофицер Лукас

ДБ-3

5. Унтерофицер Сушко

ДБ-3

6. Унтерофицер Сушко

ДБ-3

7. Кадет Хельм

ДБ-3

8. Унтерофицер Лукас

ДБ-3

9. Унтерофицер Сушко

СБ-2

10. Кандидат в офицеры Бреннер

СБ-2

11. Кандидат в офицеры Бреннер

СБ-2

12. Кадет Кортлепель

СБ-2

13. Унтерофицер Лукас

СБ-2

14. Кадет Кортлепель

СБ-2

15. Унтерофицер Сушко

СБ-2

16. Кандидат в офицеры Бреннер

СБ-2

17. Унтерофицер Лукас

СБ-2

18.Действия всей эскадрильи

СБ-2

Из этого перечня следует, что в тот день эскадрилья истребителей Люфтваффе разгромила почти два полка бомбардировщиков Красной Армии. Как все было на самом деле, советские историки не знают до сих пор, однако потери советских ВВС в первые дни войны оказались настолько велики, что вызывали недоверие даже у командования Люфтваффе. Однако эти потери подтверждали сотни разбитых самолетов, оставленных на аэродромах. Только на аэродроме Львов - Скнилов остались обломки 264 (!) разбитых самолетов.

На других фронтах немцам также удавалось достичь подобных результатов. В качестве примера можно привести Ганса-Иоахима Марселя, который за восемь минут успел сбить над Северной Африкой шесть английских истребителей.

В отличие or RAF, немцы говорили, что они не сбивают самолеты, а одерживают победы в воздухе. Чтобы одержать победу, мало было просто сбить самолет, необходимо было предоставить подтверждение очевидца (другого пилота, зенитчика или наблюдателя). Сразу после приземления пилот заполнял на специальном бланке донесение о проведенном воздушном бое. Донесение содержало информацию о месте, времени сражения, типе самолета противника (следует заметить, что в горячке битвы часто случались ошибки, пилоты Люфтваффе во время Битвы над Англией часто сообщали о победах над самолетами Brewster F2A "Buffalo", Bloch MB-152C-l или Curtiss H75A), результаты боя и даже расход боеприпасов (поэтому мы, например, знаем, что Марсель сбил один из самолетов союзников, израсходовав всего три снаряда из пушки MG.151 калибра 15 мм и восемнадцать пуль пулемета MG.17 его Мессершмитта Bf.109F-2/Trop). Составленное подобным образом донесение требовало подтверждения. Это было относительно легко сделать во время обороны III Рейха, но очень тяжело, почти невозможно, при одиночном полете, или если неприятельский самолет падал в море или на территорию противника. Но и в таких, казалось бы безнадежных ситуациях, случались счастливые исключения. Донесение пилота Ju.88С из V.(Z)/KG40, сбившего английский "Бофайтер", подтвердил... капитан подводной лодки, входившей в это время в порт Лорен! Другим доказательством победы мот стаи, снимок, полученный при помощи фотоаппаратуры, синхронизированной с вооружением самолета.

Донесение из эскадрильи (Staffel) поступало к командованию дивизиона (Gruppe) и, дальше, к командованию полка (Geschwader). Лишь удостоверившись в истинности донесения, признавали победу в воздухе.

Немцы не использовали понятий полной или частичной победы, хотя случалось, что сбитый самолет записывался на счет всей эскадрильи, а не конкретных пилотов, участвовавших в боевом вылете. Кроме того, донесения асов проверялись менее тщательно, чем донесения простых пилотов. Последние должны были быть готовы к тому, что их донесения будут подвергнуты более пристрастной проверке, чем донесения Галланда или Викка. Другое дело, что Адольф Галланд, будучи командиром JG26, сам себе подтверждал воздушные победы! Поэтому часто случалось, что победы "качмариков" были полностью подтверждены, а вот самолеты, "сбитые" асами, могли еще долго летать.


Перепечатка без ссылки на издательство "Восточный фронт" ЗАПРЕЩЕНА!
©1996 издательство "Восточный фронт"