Уголок неба ¦ Givaudan Tandem

Реклама...

[an error occurred while processing this directive]
    


 
главная довоенная авиация легкая авиация
   Tandem
       
Разработчик: Givaudan
Страна: Франция
Первый полет:
Тип: Легкий самолет
  ЛТХ     Доп. информация
   


Первые годы авиации, время постоянных экспериментов и поиска. Аэропланы строились чаще всего наугад - аэродинамика только-только начала зарождаться. Именно в это время появились так называемые кольцепланы. Первым стал самолёт Blériot III с эллиптическим крылом от французских пионеров авиации Луи Блерио и Габриэля Вуазена, построенный в 1906 году. И пусть проект окончился неудачей, но у него нашлись достойные продолжатели.

В 1898 году был основан аэроклуб французского департамента Рона. Пусть этот факт не удивляет - до первого полёта самолёта было ещё 5 лет, но энтузиасты во всём мире экспериментировали с дирижаблями мягкой конструкции, аэростатами и планерами. Среди основателей клуба был и молодой инженер-химик Клод Живодан (Claude Givaudan). Основным его занятием было производство моторов собственной конструкции под маркой Givaudan и моторизированных велосипедов на их базе.

Зарекомендовав себя талантливым мотористом, Живодан в 1906 году переходит на работу в более крупную фирму Vermorel Cie. Но его не покидала идея создать собственный аэроплан. В 1909 году изобретатель проектирует летательный аппарат, которому будет суждено удивить весь авиационный мир.

Клод Живодан не стал копировать чью-то конструкцию. Вместо этого он придумал собственное оригинальное решение. Крылья аэроплана Givaudan I представляли собой замкнутый круг, разделённый на секции перегородками. Два таких "кольца" разных размеров крепились впереди и сзади фюзеляжа самолёта. Живодан назвал такую аэродинамическую схему tambour tandem (дословно с французского - "тандемный тамбурин/барабан") и 29 января 1909 года получил на неё патент.

Givaudan I был построен в мастерских Velmorel весной 1909 года. Фюзеляж - ферменная конструкция с местом пилота между крыльями. Двигатель в 40 лошадиных сил, также разработанный Клодом Живоданом, вращал винт диаметром 2,5 метра. Общая длина самолёта - 5,8 метра. Шасси состояло из 4-х колёс велосипедного типа, дополненных пружинными амортизаторами. Для управления самолётом передние колёса шасси поворачиваться, а передний "барабан" мог отклоняться от своей оси.

Оригинальная конструкция сразу привлекла к себе внимание интересующихся авиацией. Французские авиационные издания выпустили несколько статей об изобретателе и его аэроплане. Его конструкцию называли "смелой, новаторской, революционной". Вторил французам и авторитетный американский журнал Scientific American.

Но Givaudan I не полетел. Несовершенство конструкции, её большой вес и слабый двигатель не позволили аэроплану увидеть небо. Клод Живодан попробовал изменить конструкцию и в 1910 году был построен Givaudan II. Фактически это была помесь первой версии аэроплана и триплана. Изобретатель надеялся, что дополнив переднее кольцо тремя крыльями, он сможет взлететь. Однако крылья были опять установлены наугад, просто прямые - они не могли оказать существенного влияния на подъёмную силу. Второй вариант кольцелёта тоже не смог подняться в воздух.

Стоит отметить, что спустя 70 лет экспериментальным путём было доказано, что аэродинамические характеристики Givaudan I были не так уж и плохи. Французский моделист Эммануэль Филлон построил летающую масштабную модель аэроплана Клода Живодана с резиномотором и она успешно летала. Возможно, что при более мощном двигателе оригинал смог бы взлететь.

Кольцевые аэропланы Живодана остались в истории ещё одним примером смелой инженерной мысли на заре развития авиации. Сам же инженер получит ещё около 20 патентов на изобретения, не связанные с воздухоплаванием, и до самой своей смерти в 1945 году будет возглавлять аэроклуб Рона на юго-востоке Франции.





 ЛТХ:
Модификация   Givaudan II
Размах крыла, м   2.80
Диаметр кольца, м  
  переднего   1.50
  заднего   1.30
Длина, м   7.00
Высота, м  
Площадь крыла, м2   19.00
Масса, кг  
  пустого самолета  
  нормальная взлетная   360
Тип двигателя   1 ПД Vermorel V8
Мощность, л.с.   1 х 50
Максимальная скорость, км/ч  
Крейсерская скорость, км/ч  
Практическая дальность, км  
Скороподъемность, м/мин  
Практический потолок, м  
Экипаж, чел   1


 Доп. информация :


  Фотографии:

 Givaudan I
 Givaudan I
 Givaudan I
 Givaudan II

 



 

Список источников:

Основной аэродром. Кольцевые аэропланы Клода Живодана
Питер Бауэрс. Летательные аппараты нетрадиционных схем
Schiffer. Leonard E. Opdycke. French Aeroplanes Before the Great War
Jane's All The World Aircraft 1913


Уголок неба. 2021 



 

  Реклама: