Г Л А В А IV Эксплуатация материальной части самолета Радиооборудование самолёта Як-12М. В комплект радиооборудования самолёта входят радиостанция ГСИУ-ЗМ и радиокомпас АРК-5. Радиостанция РСИУ-3М обеспечивает двустороннюю связь радиотелефоном с наземными радиостанциями на расстояние до 120 км при высоте полёта 1000 м. Радиостанция имеет кварцевую стабилизацию частоты, настройку приемника и передатчика на рабочие частота связи производит радиотехник на земле. Радиокомпас АРК-5 обеспечивает пеленгацию наземных приводных радиостанций мощностью 0,5 квт, работающих в диапазоне частот 150-1300 кВт на расстоянии до 180 км при высоте полёта 1030 м. Дальность действия радиокомпаса при пеленгации шлроковещательных станций увеличивается с увеличением их мощности. Проверка радиооборудования при питании от аэродромного источника электроэнергии. Радиостанция РСИУ-ЗМ. I.Подключить разъём шлемофонов к штепсельной колодке микротелефонного шнура пульта радиостанции. Переключатель на пульте с маркировкой "1-2" или "РС-РК" установить в положение "I" или "РО". 2.Включить радиостанцию, установив автомат защиты "Рация" ("Радио") в верхнее положение. 3. Нажимая поочередно кнопки выбора каналов настройки радиостанции, прослушать наличие шумов в телефонах на каждом из каналов. Наличие шумов указывает на правильность настройки приемника и его исправность. Проверить работу регуляторов громкости. Нажать кнопку выбора рабочего канала и проступать передачу наземной радиостанции. Убедившись, что РП не занят связью с другими самолётами, вызвать его для осуществления контрольной связи. При вызове наземной радиостанции нажать кнопку "Передача", расположенную на ручке сектора газа. При передаче в телефонах должна быть слышна собственная работа. При переходе на прием отпустить кнопку. 4.Выключить радиостанцию, установив автомат защиты "Рация" или "Радио" в нижнее положение. При наличии одного общего для радиостанции и радиокомпаса автомата защиты выключение его производить только после проверки радиокомпаса. Радиокомпас АРК-5. I.Установить переключатель на пульте управления радиостанцией в положение "2" или "РК". 2.Установить переключатель рода работы на щитке управления радиокомпасом в положение "АНТ". Включить радиокомпас, установив автомат защиты "АРК" на электрощитке в верхнее положение. 3.Настроить приемник радиокомпаса на частоту заранее известной радяостандаи и,установив переключатель рода работы в положение "Комп.", проверить правильность показаний указателя курсовых углов радиостанции (КУР определить по магнитному компасу),а также громкость и чистоту слышимости сигналов принимаемой радиостанции. Громкость приема регулировать с помощью регулятора, расположенного на пульте радиостанции. 4. Проверить работоспособность радиокомпаса на всех диапазонах. Для этого поочередно настроить приемник на две-три радиостанция (приводные или широко-вещательные), прослушать их работу и убедиться в устойчивости показаний указателя КУР. 5.Выключить радиокомпас, установив автомат защиты "АРК" или "Рация" на электрощитке в нижнее положение и переключатель рода работы радиокомпаса - в положение "Выкл.". При проверке радиостанции в радиокомпаса обратить внимание на вольтметр переменного тока ЭВ-46, который должен показывать 115 в. Проверка радиооборудования при работающем двигателе. Проверку радиооборудования при работающем двигателе производить в меньшем объёме, чем при питании от аэродромного источника электроэнергии. Радиостанция РСИУ-ЗМ. I.Проверить радиостанцию на одном из рабочих каналов и убедиться в устойчивости ее работы, отсутствия треска в телефонах, перерывов и искажений в приеме сигналов наземной радиостанции. 2.0существить контрольную связь с руководителем полётов. Радиокомпас АРК-5. Проверить радиокомпас по одной из заранее известных радиостанций, обратив внимание на устойчивость показаний указателя КУР и на уровень помех радиоприему. Пользование радиооборудованием самолёта Дк-12М в полёте 1.Действия лётчика при использовании радиостанции ГСИУ-ЗМ для связи с руководителем полётами, диспетчером аэропорта или с экипажем другого самолёта в полёте ничем не отличаются от действий при ее проверке на землю. 2.Совместно с другими навигационными приборами АРК-5 позволяет решать следующие задачи самолётовождения: - привод самолёта в заданную точку полётом на радиостанцию; - вывод самолёта в район цели полётом от радиостанции в заданном направлении; - контроль пути определением линии положения и места самолёта. Полёт на радиостанцию. Для наполнения полёта на радиостанцию (приводную или ИЖЗ) лётчик должен иметь данные о месте расположения радиостанции и характере ее работы (частота и позывные). Чтобы быть уверенным в надежном приеме радиоволн, надо при выборе радиостанции учитывать ее мощность и удаление от самолёта. Полёт на радиостанцию может выполняться от известного пункта, а также из неизвестного района (при потере ориентировки). Точность вывода самолёта на радиостанцию при помощи АРК-5 находится в пределах от 50 до 500 м в зависимости от высоты полёта. Полёт на радиостанцию пассивным способом. Сущность пассивного способа состоит в том, что пилотирование самолёта производится по указателю курсовых углов АРК-5 с курсовым углом, равный нулю. Стрелка указателя курсовых углов при этом удерживается на нуле, а продольная ось самолёта непрерывно совмещается с направлением на радиостанцию. Общее направление полёта при этом контролируется по компасу КИ-11. Порядок включения и настройки АРК-5 I.Включить АРК-5. 2.Переключатель рода работы поставить в положение "Аят." Нажать кнопку переключения (в случае двухщиткового варианта). 3.Переключатель поддиапазонов поставить на соответствующий диапазон. 4.Рукояткой настройки установить заданную частоту, поставив деление шкалы в килогерцах против визирной ливни. 5.Переключатель "ТЛФ-ТЛГ" установить в положение, соответсвующее принимаемым сигналам. 6.Повернуть рукоятку громкости по часовой стрелке до отказа. 7.Выждать одну-две минуты, пока прогреются лампы приемника, и с появлением шума в телефоне произвести точную настройку, для чего, поворачивая ручку настройки в обе стороны, добиться наилучшей слышимости и максимального отклонения вправо стрелки индикатора настройки. Основным показателем точной настройки приемника является максимальное отклонение вправо стрелки индикатора настройки. 8.Отрегулировать громкость приема, прослушать позывные и убедиться, что настройка произведена на требуемую радиостанции. 9.Выточить компасную часть прибора, поставив переключатель рода работ в полевение "Комп." При этом стрелка указателя курсовых углов АРК-5 повернется и установится в положении на радиостанцию; т. е. покажет курсовой угол радиостанции. Кроме визуальной индикации (по стрелке указателя курсовых углов), АРК-5 позволяет определить направление на радиостанцию слуховой индикацией по минимуму слыви-мости принимаемых сигналов. Для этого необходимо: - включить" цепь ручного управления вращением рамки, поставив переключатель рода работ в положение "Рамка"; - повернуть рукоятку ручного управления рамкой вправо (положение С) или влево (положение Л) и определить минимальную слышимость, если рукоятку нажать, то рамка будет вращаться быстрее. После настройки АРК-5 на частоту выбранной радиостанции а прослушивания ее позывных переключатель рода работ на щитке ставится в положение "Комн.". Необходимо твердо помнить правило для удержания стрелки АРК-5 на нуле при пассивном полёте на радиостанции самолёт доворачивать в строну отклонения стрелки. Отклонение стрелка вправо от нуля означает, что самолёт отклонился от курса влево (радиостанция находится с правой стороны) отклонение стрелки влево от нуля указывает на отклонение самолёта от курса вправо. Исход к радиостанции определяется: -по возрастанию громкости сигналов радиостанции, -по быстрому изменению курса и крена самолета; - по расчету времени (при известном расстоянию до радиостанции). Полёт на радиостанцию курсовым способом. Сущность полёта на радиостанцию курсовым способом заключается в том, что самолёт периодически устанавливается по АРК-5 на радиостанцию, при этом замечается курс по магнитному компасу. При полёте курсовым способом лётчик не постоянно удерживает стрелку курсовых углов на нуле, а периодическими доворотами самолёта подводит ее к нулю. В момент совмещения стрелки указателя курсовых углов с нулем летчик замечает курс по магнитному компасу и, выдерживая его, продолжает полёт. Курс выдерживается в течение четырех-шести минут полёта и затем исправляется по показаниям АРК-5,а при подходе к радиостанции - через 1-2 мин. При подходе к радиостанции на 30-50 км необходимо переходить на полёт пассивным способом. . |
||||
<--Предыдущая | Следующая--> | Вернуться к оглавлению |