Г Л А В А IV Эксплуатация материальной части самолета Электрооборудование Общие сведения При эксплуатации электрооборудования самолёта руководствоваться следующими общими правилами: а) проверку электроприборов, радиоустановок, а также агрегатов электрооборудования производить, как правило, от аэродромного источника электроэнергии. Если аэродромный источник электроэнергии отсутствует, то электроприборы и агрегаты электрооборудования проверять при питании от бортового аккумулятора, а радиооборудование во время работы авиадвигателя. Пользоваться бортовым аккумулятором для проверки радиооборудования разрешается только в исключительных случаях и кратковременно; б)присоединять аэродромный источник электроэнергия только при пощади розетки, соответствующей выводному устройству бортовой электросети. Применять какие-либо "времянки" или подключать аэродромное питание непосредственно на клеммы отдельных потребителей не допускается; в)во время работы под напряжением (при проверке и регулировке аппаратуры) необходимо соблюдать осторожность, чтобы избежать коротких замыканий токоведущих деталей аппаратуры и распределительных клемм между собой и на корпус через металлический инструмент; г)при определении неисправности в электрооборудоваии следует руководствоваться бортовой формулярной электросхемой данного самолёта, так как электрооборудование отдельных серий самолётов отличается как системой монтажа, так я типом электроагрегатов. Контроль за электрооборудованием в полёте. Выключатель генератора на самолёте Як-12М должен всегда находиться во включенном положении. Во вреда полёта необходимо периодически контролировать работу источников электроэнергии по показаниям амперметра и вольтметра. При отклонении стрелки вольтамперметра (амперметра) влево от нуля происходит подзарядка аккумулятора. Положение стрелки вольтамперметра (амперметра) правее нуля показывает ток разряда аккумулятора, что при работающем авиадвигателе может быть либо при неисправности генератора, либо при его перегрузке. Перегрузка генератора может произойти при повышенном потреблении тока в какой-либо неисправной пени электросета самолёта. В этом случае нужно поочередно,выключая отдельные потребители, найти неисправную цепь и выключить ее. На самолётах Як-12М работа генератора контролируется с помощью сигнальной лампы. Загорание дампы свидетельствует о том, что питание электросети происходит от бортового аккумулятора. При включении генератора на бортовую сеть сигнальная лампа гаснет. В случае отказа в работе генератора нагрузку на аккумулятор нужно максимально снизить, оставлял включенными только потребители, крайне необходимые для завершения полёта (приборы, АНО и др.). Напряжение в бортовой электросети не должно выходить за пределы 27,5-28,5 в. Напряжение генератора проверять по вольтметру. В случае отказа в работе электрического прибора иди агрегатов, проверить положение рукоятки АЭС. Если рукоятка обращена вниз, то перевести ее в верхнее положение, т.е. включить АЭС. Повторное автоматическое выключение автомата защита будет свидетельствовать о неисправности агрегата или его цепи. Принудительно удерживать рукоятку АЭС во включенном положении строго запрещается, так как это может вызвать загорание проводов электросети. Пользование электрооборудованием ночью. Ночью перед рулением следует включить АНО, а во время руления кратковременно включить фару. Длительное непрерывное горение фары не рекомендуется. На аэродроме, имеющем световое оборудование,ночной взлёт, как правило, производить с выключенной фарой. Если взлёт необходимо производить с включенной фарой, то выключать ее нужно посла преодоления всех препятствий, но не гаже чем на высоте 50 м. Преждевременное выключение фары может привести к потере ориентировки вследствие резкого изменения освещенности местности. Освещение приборов ври взлёте должно быть минимальным целесообразнее всего использовать ультрафиолетовое облучение. В течение всего ночного полёта и руления должны быть включены навигационные огни и освещение приборов. При полётах в светлые лунные ночи и над освещенным аэродромом целесообразно применять освещение видимым светом. Ультрафиолетовым облучением следует пользоваться при полётах вне видимости земли, и при полётах в темные, безлунные ночи. Для световой связи с наземными наблюдателями следует применять мигание АНО (на ста рте),включение фары над аэродромом, сигнальные пиротехнические ракеты. При применении ракет необходимо соблюдать следующие правила: - при зарядке ракеты пистолет держать стволом вниз; - выстрел производить через левое боковое окно вперед, влево вверх или вниз; - курок взводить только после того, как ствол пистолета выведен за борт самолёта; - в случае осечки выждать две секунды, держа ствол пистолета за бортом, после чего зарядить пистолет, выбросив неисправную ракету за борт. Особенности эксплуатации электрооборудования в зимних условиях. Для сохранения емкости бортового аккумулятора при температуре наружного воздуха ниже минус 25°С во время стоянки самолёта свыше двух часов аккумулятор следует снимать с самолёта и хранить в теплом помещении. Устанавливать аккумулятор на самолёт следует не раньше чем за час до вылета. При резких колебаниях температура на контактах коммутационной аппаратуры (выключателей, кнопок реле и др) может образоваться ледяная пленка, которая будет препятствовать прохождению тока. В этих случаях необходимо многократно включать а выключать реле, выключатели, кнопки и другую аппаратуру, чтобы механически разрушать ледяную пленку на их контактах. При температуре наружного воздуха ниже минус 25°С изделия из хлорвинила, органического стекла и обычной резины становятся хрупкими. Поэтому монтаж и демонтаж электрических проводов марки ЕПВЛ, хлорвиниловых лент, трубок и шлангов, амортизаторов и других изделий необходимо выполнять только после их прогрева путем обдува теплым воздухом. |
||||
<--Предыдущая | Следующая--> | Вернуться к оглавлению |