[НАЗАД] [ДАЛЕЕ] [ОГЛАВЛЕНИЕ]




II. ВЗЛЕТ И НАБОР ВЫСОТЫ



ВЗЛЕТ

91. Осмотреться и убедиться, что впереди нет препятствий.
92. Получив разрешение на взлет, не задерживаясь на взлетной полосе, произвести взлет.
93. Удерживая самолет на тормозах, довести обороты двигателя до 8000-9000 в минуту и, убедившись, что показания приборов нормальны, отпустить тормозной рычаг и начать разбег, в процессе которого довести обороты двигателя до взлетных (11560 в минуту).
При необходимости разрешается начинать взлет, не удерживая самолет на тормозах, а также и сразу после выруливания на ВПП, не прекращая движения самолета.
94. В начале разбега ручку держать нейтрально. Если при разбеге самолет начнет разворачиваться в ту или другую сторону, то разворот необходимо устранять с помощью тормозов короткими нажатиями на тормозной рычаг. По мере увеличения поступательной скорости самолета направление разбега выдерживать отклонениями руля направления.
В процессе разбега самолет устойчиво выдерживает направление, не имея стремления к разворотам. Боковой, ветер скоростью до 10 м/сек под углом до 90° практически не влияет на прямолинейность разбега.
95. По достижении на разбеге скорости 170 км/час плавным движением ручки на себя отделить носовое колесо от земли и удерживать самолет в таком положении от отрыва. На скорости 220-230 км/час самолет плавно отделяется от земли. При этом стремления к взмыванию или к сваливанию на крыло нет.
После отрыва набор скорости производить с постепенным набором высоты.
96. На высоте 10-15 м убрать шасси. При уборке шасси скорость не должна превышать 350-400 км/час. На большей скорости время уборки увеличивается и шасси может убраться не полностью. Нормальная уборка шасси происходит за 6-8 сек.
Уборку шасси проверить по сигнальным лампочкам, механическим указателям и по достижении полного давления в гидросистеме.
Ручку крана шасси поставить в положение "Нейтрально".
Если шасси не убралось или убралось не полностью, проверить, включен ли электрический выключатель шасси. На высоте не ниже 500 м уменьшить обороты двигателя, довести скорость при пологом наборе высоты до 350 км/час и поставить ручку крана шасси на подъем.
После уборки шасси ручку крана поставить в положение "Нейтрально" (оставлять ручку крана уборки и выпуска шасси в положении "Убрано" на время не более 7 мин.).
97. Если взлет производился с выпущенными щитками-закрылками, то на высоте 50-70 м (после уборки шасси) убрать щитки-закрылки, после чего ручку крана их выпуска и уборки поставить в положение "Нейтрально". Просадка самолета при уборке щитков-закрылков летчиком почти не ощущается.

ВЗЛЕТ С ГРУНТОВЫХ И СНЕЖНЫХ ПОЛОС

98. Взлет с грунтовых и снежных полос, имеющих ровную поверхность и достаточную плотность, особенностей по сравнению со взлетом с бетонированных полос не имеет.
При взлете с грунтовых полос, имеющих неровную поверхность, самолет на разбеге имеет продольное и поперечное раскачивание, при этом сильно вибрирует ручка управления самолетом. Вибрация ручки управления уменьшается без вмешательства летчика по мере набора скорости, а затем совершенно исчезает.
Раскачивание самолета на взлете затрудняет определение летчиком момента отделения носового колеса, поэтому подъем носового колеса производится несколько позднее, т. е. по достижении скорости 180-190 км/час.
Интервал и дистанция между самолетами при групповом взлете с грунта должны быть не менее 50 м.
Во избежание обледенения самолетов от осадков водяной пыли в зимнее время самолеты должны быть расставлены на взлетной полосе на дистанции не менее 50 м.

НАБОР ВЫСОТЫ

99. После уборки шасси и закрылков расстопорить привязные ремни, триммерами руля высоты и элерона снять давление на ручку и продолжать набор высоты с небольшим углом, одновременно увеличивая скорость полета с таким расчетом, чтобы на высоте 1000 м достичь скорости наиболее быстрого набора высоты.
100. Набор высоты производить на номинальном режиме работы двигателя (11200 об/мин), а при необходимости ускорения набора высоты - на взлетном (боевом) режиме работы двигателя (11560 об/мин).
Предупреждение. Непрерывная работа двигателя на взлетном (боевом) режиме допускается при наборе высоты в течение не более 10 мин. Продолжительность непрерывной работы двигателя на номинальном режиме не должна превышать одного часа.
101. Для получения максимальной скороподъемности набор высоты производить, выдерживая истинную скорость (по узкой стрелке), равную 720 км/час на номинальном режиме работы двигателя и 750 км/час на взлетном (боевом) режиме работы двигателя. По мере набора высоты приборная скорость (по широкой стрелке) будет уменьшаться на 30-25 км/час на каждую тысячу метров (табл. 2).
Т а б л и ц а   2

Зависимость Vпр и вертикальной скорости набора высоты
от высоты полета и время набора высоты в минутах


 
Высота полета в м
 
n = 11560 об/мин
Наивыгоднейшая скорость
наиболее быстрого набора
высоты в км/час
 
Вертикальная
скорость
в м/сек
 
 
Время набора
в минутах
 
Vпр км/час
Vист км/час
 
1000
2000
3000
4000
5000
6000
7000
8000
9000
10000
11000
12000
13000
14000
15000
 
 
718
686
654
624
594
564
536
509
481
454
427
395
366
340
320
 
 
750
750
750
750
750
750
750
750
750
750
750
750
750
750
750
 
 
47,0
44,0
41,0
38,0
35,0
32,0
29,0
26,0
23,0
20,0
17,0
13,4
9,7
6,2
2,6
 
 
0,35
0,7
1,1
1,5
2,0
2,5
3,0
3,6
4,3
5,1
6,0
7,1
8,6
10,7
14,6
 

П р и м е ч а н и е. В табл. 2 дано время набора высоты без учета времени, потребного для разбега и разгона самолета до скорости набора, при использовании оборотов двигателя 11560 в минуту только в течение 10 мин. с любой начальной высоты.
102. При выполнении учебных и тренировочных полетов, когда не требуется получения максимальной скороподъемности самолета, набор высоты производить при 10500-10800 об/мин.
103. Следить за показаниями приборов, контролирующих работу двигателя, особенно за температурой газов, не допуская повышения ее более 690°С: при увеличении температуры газов выше указанной уменьшить обороты двигателя.


[НАЗАД] [ДАЛЕЕ] [ОГЛАВЛЕНИЕ]