[НАЗАД] [ДАЛЕЕ] [ОГЛАВЛЕНИЕ]




I. ПОДГОТОВКА К ПОЛЕТУ



1. Перед полетом летчик обязан принять доклад от авиационного техника о готовности самолета к полету и количестве заправленного топлива.

ОСМОТР САМОЛЕТА

2. Соблюдая меры предосторожности от случайного выстрела из пушек, а там, где имеется реактивная система, и из пусковых устройств, произвести внешний осмотр самолета, при этом проверить:
- нет ли вмятин и других повреждений обшивки фюзеляжа, крыла и хвостового оперения;
- нормально ли обжатие пневматиков переднего и основных колес шасси;
- снят ли чехол с приемника воздушных давлений (ПВД) и нет ли люфтов в кронштейне крепления удлинительной трубки (штанге);
- установлены ли триммеры руля высоты и элеронов в нейтральное положение;
- нет ли трещин на органическом стекле фонаря кабины и чистоту стекол.
3. При наличии подвешенных авиабомб проверить:
- соответствуют ли калибр и тип авиабомб заданию на бомбометание;
- какими взрывателями снаряжены авиабомбы;
- правильность подвески и крепления авиабомб на бомбодержателях, правильность контровки взрывателей.

ОСМОТР КАБИНЫ

4. Со специальной приставной лесенки с левого борта кабины самолета осмотреть кабину и проверить:
- нет ли в ней посторонних предметов;
- расправлены ли привязные ремни; поясные лямки привязных ремней должны быть зацеплены за крючки на бортах кабины;
- накинута ли предохранительная скоба на кнопку управления огнем пушки Н-37 (реактивной системы) на ручке управления самолетом; накинута ли предохранительная скоба на кнопку тактического сбрасывания авиабомб (на ручке управления самолетом);
- накинут ли предохранительный красный колпачок на кнопку аварийного сбрасывания авиабомб (на электрощитке бомбардировочного вооружения);
- плотно ли прилегают рычаги аварийного сбрасывания фонаря (они же предохранительные рычаги стреляющего механизма катапультируемого сиденья) к поручням сиденья;
- установлены ли наземные стопоры на рычаги аварийного сбрасывания фонаря;
- установлена ли наземная контровка в головку стреляющего механизма катапультируемого сиденья;
- стоит ли в гнезде головки стреляющего механизма предохранительная шпилька гибкого троса, связанная с подвижной частью фонаря;
- надежность закрытия замков аварийного сбрасывания фонаря, нет ли загрязнения, обледенения или повреждений деталей замков направляющих балок и роликов фонаря;
- надежность крепления гибкого шланга автомата раскрытия привязных ремней (АД-3) на правом поясном ремне и соединение вытяжного троса прибора с тросом замка привязных ремней;
- взведен ли прибор АД-3;
- наличие контровки на гибкой шпильке прибора АД-3 и крепление фала шпильки к борту самолета;
- надежно ли удерживается катапультируемое сиденье шариковым замком, для чего взять его за левый подлокотник и попытаться поднять вверх, при этом сиденье не должно двигаться (допускается осевой люфт 2 мм).
5. На самолетах со шторочным катапультируемым сиденьем летчик должен проверить и убедиться в том, что:
- наземный предохранитель вынут из головки стреляющего механизма в задней части заголовника сиденья;
- карабин тросика воздушного предохранителя присоединен к кольцу на фонаре и предохранитель вставлен в свое гнездо;
- автомат раскрытия привязных ремней и ножных захватов взведен и установлен на время 1,5 сек.

ПОДГОТОВКА ПРОТИВОПЕРЕГРУЗОЧНОГО КОСТЮМА ППК-1

6. Противоперегрузочный костюм является средством, усиливающим сяособность организма летчика более легко переносить в полете значительные по величине и по времени перегрузки.
7. Каждый летчик-истребитель должен правильно по росту подобрать ППК-1 и точно подогнать его по росту (размеры костюмов в зависимости от роста летчика указаны в Инструкции по эксплуатации ППК-1). В зависимости от времени года костюм может быть надет как поверх рубашки, брюк, сапог с узкими голенищами, так и на комбинезон и внутрь унтов или сапог с широкими голенищами.
На подгонку костюма требуется около 5-8 мин., на надевание подогнанного костюма 1-2 мин.
8. При подгонке и надевании костюма перед полетом особое внимание обратить на то, чтобы воздушная камера плотно прилегала к области живота, шнурки были тщательно заправлены в костюм, а застежки "молния" на штанинах располагались на внутренней стороне ног. Костюм должен обеспечивать свободное передвижение летчика на земле и не стеснять его действий в кабине самолета при работе с арматурой и при пилотировании самолета.

ПОДГОТОВКА ПАРАШЮТА

9. Перед надеванием парашюта осмотреть его и проверить:
- правильность установки автомата парашюта КАП-3 на заданное время срабатывания (установка прибора по высоте раскрытия парашюта должна обеспечивать раскрытие парашюта на высоте не ниже 1000 м над рельефом местности района полета;
- наличие контровки гибкой шпильки автомата и правильность укладки вытяжного фала;
- исправность и надежность крепления гибкого шланга автомата к гибкому шлангу парашюта:
- крепление гибкого шланга автомата на опорной планке клапана ранца парашюта;
- соединение троса автомата с вытяжным тросом парашюта и правильность контровки шпильки вытяжного троса. Закрыть клапан парашюта и надеть парашют.
10. Разрешается перед полетом укладывать подогнанный парашют в чашку сиденья. В этом случае еще до посадки в кабину летчик или техник прикрепляет вытяжной фал автомата раскрытия парашюта к поручню сиденья, а вытяжную цепочку парашютного кислородного прибора к кольцу на левом пульте, соединяет шланги парашютного и бортового кислородных приборов.

ПРОВЕРКА ОБОРУДОВАНИЯ И АРМАТУРЫ САМОЛЕТА ПОСЛЕ ПОСАДКИ В КАБИНУ

Летчик после посадки в кабину надевает и застегивает только привязную систему парашюта.
11. Убедиться, что бортовой аккумулятор и все автоматы защиты как на правом, так и на левом электрощитках выключены, обратить особое внимание на автоматы защиты пушек, бомбосбрасывания и реактивной системы (там, где она имеется).
12. Поставить ноги на педали под ремни и проверить регулировку педалей по длине ног.
13. Проверить правильность установки катапультируемого сиденья по высоте (глаза летчика должны быть на уровне отражателя прицела).
14. Проверить крепление вытяжного фала гибкой шпильки автомата раскрытия парашюта к левому поручню катапультируемого сиденья.
15. Расстопорить плечевые ремни, подняв рычаг стопорения ремней вверх до отказа; после ухода ремней в крайнее заднее положение застопорить их, опустив рычаг стопорения до отказа вниз.
16. Застегнуть на замок поясные и плечевые ремни, плотно прижаться к спинке катапультируемого сиденья и затянуть сначала поясные, а затем плечевые ремни. Следить за тем, чтобы металлические петли плечевых ремней стояли на замке без перекосов.
17. Дать команду авиатехнику самолета снять наземные предохранители с головки стреляющего механизма катапультируемого сиденья и с рычага аварийного сбрасывания фонаря кабины, а также снять стопор ручки управления самолетом. Проверить снятие предохранителей и стопора.
18. Проверить работу механизма стопорения плечевых ремней, для чего:
- поднять рычаг стопорения плечевых ремней в крайнее верхнее положение;
- наклоном корпуса вперед проверить степень натяжения пружины плечевых ремней;
- плотно прижаться к спинке катапультируемого сиденья, опустить рычаг стопорения плечевых ремней вниз до отказа и наклоном корпуса проверить, застопорены ли ремни.
19. Проверить, надежно ли закрывается и легко ли открывается подвижная часть фонаря.
20. Проверить легкость хода рычага управления авиационным двигателем.
21. Проверить, достаточен ли запас воздуха в системе; давление воздуха должно быть:
- в основных баллонах не менее 120 кг/см2;
- в аварийных баллонах шасси не менее 50 кг/см2;
- в аварийном баллоне закрылков не менее 120 кг/см2
22. Проверить герметичность тормозной системы и регулировку тормозов. При полном нажатии на рычаг тормозов при нейтральном положении педалей не должно быть слышно шума выходящего воздуха, а манометр должен показывать давления 11±1 кг/см2. Отклонение педали должно сопровождаться быстрым падением давления до нуля в тормозной системе колеса, противоположного отклоненной педали. На первом режиме торможения (в конце хода первой ступени рычага тормозов) манометр должен показывать 8 кг/см2.
23. Проверить легкость хода ручки и педалей и правильность отклонения рулей и элеронов.
24. Закрыть фонарь и проверить исправность шланга герметизации фонаря, для чего повернуть ручку крана герметизации вправо. Шланг должен наполниться воздухом, при этом не должно быть слышно шума выходящего воздуха.
После проверки ручку крана герметизации поставить в прежнее положение, тем самым стравить воздух из шланга и открыть фонарь.
Предупреждение. Проверять исправность шланга герметизации с открытым фонарем запрещается во избежание разрыва шланга.
25. Проверить, завернуты ли маховички регулятора давления РД-2ИМ и клапана КРП-48.
26. Проверить зарядку бортового аккумулятора под нагрузкой, для чего включить автомат защиты аккумулятора и радиостанции и нажать кнопку вольтамперметра (напряжение должно быть не менее 24 в). После проверки аккумулятор выключить.
27. Дать команду "Включить электропитание" и, получив ответ авиатехника "Электропитание включено", проверить правильность включения аэродромного питания по вольтамперметру (напряжение должно быть не менее 24 в).
28. Включить автомат защиты авиагоризонта и ДГМК для подготовки их к рабочему состоянию. Гироузлы авиагоризонта АГИ-1 развивают обороты, обеспечивающие нормальную работу через 3 мин, после включения питания, а гироузлы авиагоризонта АГК-47б - через 4-5 мин. Работоспособность ДГМК восстанавливается через 1 мин. после включения автомата защиты.
П р и м е ч а н и е. Перед включением питания авиагоризонта АГИ-1 необходимо нажать до упора и отпустить пусковую кнопку с правой стороны прибора, что обеспечивает минимальное время для прихода авиагоризонта в рабочее состояние.
29. Включить автомат защиты триммеров и проверить работу их электромеханизмов. При нажатии переключателя триммера руля высоты от себя триммер должен отклониться вверх, а при нажатии переключателя на себя - вниз. Триммер элерона при нажатии его переключателя влево должен отклониться вниз, а при нажатии переключателя вправо - вверх.
Установить триммеры в нейтральное положение (триммер руля высоты устанавливается по белой сигнальной лампочке).
30. Проверить сигнализацию шасси.
При исправной сигнализации должны гореть три зеленые ампочки, а механические указатели положения стоек шасси а крыле и фюзеляже должны быть в выдвинутом положении. Для роверки исправности сигнальных лампочек убраннвро положения шасси нажать контрольную кнопку, при этом должны загореться три красные лампочки.
31. Включить автомат защиты приборов, при этом стрелки манометров (давления топлива и масла) должны стать на нуль шкалы, стрелка термометра масла должна показывать температуру масла на входе, а стрелка топливомера должна стоять против деления 1050 л.
32. Проверить показания часов и, если нужно, завести их.
33. Установить стрелку высотомера на нуль.
Предупреждение. Перед вылетом проверить исправность барометрического высотомера, сравнивая давление у земли по данным метеорологической станции с давлением по высотомеру, установленному на нуль высоты.
34. Проверить работу компаса, для чего нажатием кнопки произвести согласование систем ДГМК. Стрелку указателя компаса должна показывать курс самолета, а при повороте кремальеры влево или вправо стрелка должна следовать за поворотом шкалы.
35. Проверить исправность авиагоризонта (нет ли заваливания гироскопа прибора) и выключить его.

ПРОВЕРКА РАБОТЫ РАДИООБОРУДОВАНИЯ

36. Для проверки работы радиостанции необходимо:
- соединить разъемную колодку шнура телефона;
- установить переключатель на пульте управления радиостанцией в положение "Прием";
- включить автомат защиты "Радио";
- выждав 1-2 мин., включить нужный канал, нажав кнопку щитка управления;
- нажать кнопку включения передатчика и вызвать наземную радиостанцию;
- регулятором громкости на щитке управления подобрать нужную громкость принимаемых сигналов;
- по согласованию с наземной станцией проверить работу станции на остальных трех каналах.
После проверки работы, включив нужный канал, выключить автомат защиты "Радио".

Проверка ответчика опознавания

37. Для проверки работы ответчика опознавания необходимо:
- вклкючить вилку ТЛФ в телефонное гнездо кодового блока;
- вклкючить автомат защиты;
- установить на щитке управления требуемый код;
- по миганию лампочек убедиться в правильности срабатывания кода при работе наземного запросчика;
- включить сигнал бедствия и по горению лампочек убедиться в его срабатывании;

Проверка и настройка автоматического радиокомпаса (АРК)

38. Проверку работы автоматического радиокомпаса (АРК) производить в следующем порядке:
- закрыть фонарь кабины (так как антенна находится на подвижной части фонаря);
- установить диапазон и частоту дальней приводной радиостанции на щитке управления;
- поставить выносной переключатель диапазонов радиокомпаса в положение "Дальняя приводная", включить переключатель, в диапазоне которого находится частота ближней приводной радиостанции;
- поставить переключатель на щитке управления радиостанцией РСИУ-3 в положение АРК;
- переключатель рода работы на щитке управления АРК поставить в положение "Антенна";
- включить автомат защиты АРК - маркер и выждать 1-2 мин., пока прогреются лампы приемника;
- вращая ручку настройки приемника, добиться максимального отклонения стрелки индикатора настройки вправо;
- установить переключатель "ТЛФ-ТЛГ" на щитке управления АРК в положение ТЛГ:
- прослушать позывные приводной радиостанции и убедиться в правильности настройки на дальнюю приводную радиостанцию; при необходимости поворотом ручки "Громкость" установить требуемую громкость;
- переключить радиокомпас на ближнюю приводную радиостанцию, для чего переключатель "Ближняя-дальняя" поставить в положение "Ближняя";
- прослушать позывные ближней приводной радиостанции и убедиться в правильности настройки радиокомпаса на нее без дополнительной подстройки; при необходимости произвести подстройку радиокомпаса на ближнюю приводную радиостанцию с последующей проверкой настройки на дальнюю приводную радиостанцию;
- установить переключатель работы в положение "Компас" и убедиться в правильности работы компаса по указателю АРК;
- поставить переключатель работы в положение "Рамка" и флажком поворота рамки отвести стрелку указателя на 30-60° в сторону;
- поставить переключатель работы в положение "Компас" и убедиться, что стрелка указателя вернулась в первоначальное положение;
- выключить автомат защиты радиокомпаса.

Проверка радиовысотомера РВ-2

39. Для проверки работы радиовысотомера РВ-2 необходимо:
- включить автомат защиты РВ-2 - маркер;
- включить радиовысотомер, повернув ручку на приборе с надписью "Вкл" по часовой стрелке;
- установить диапазон 0-120 м поворотом ручки "Диапазон" влево и выждать 1-2 мин. до прогрева ламп приемопередатчика; при исправной работе радиовысотомера стрелка указателя высоты должна отойти от нижнего упора и остановиться около нулевой черты с точностью ±2 м;
- выключить автомат защиты радиовысотомера.

ПРОВЕРКА САМОЛЕТА ПЕРЕД ПОЛЕТОМ СО СТРЕЛЬБОЙ И БОМБОМЕТАНИЕМ

40. Принять доклад от техника самолета о готовности оружия и фотопулемета к стрельбе. Техник в докладе должен указать:
- какие пушки подготовлены к стрельбе;
- количество снарядов, заряженных на каждую пушку;
- какая окраска снарядов (при учебной стрельбе);
- количество требуемых перезарядок.
41. Проверить, чист ли отражатель прицела.
42. Включить автоматы защиты "Обогрев прицела", "Прицел", "Радаль" и проверить:
- плавность изменения подсвета сетки прицела;
- работу дальномера, изменяя установку дальности от 180 до 800 м при базе 15 м и установку баз от 7 до 45 м; для этого на переключателе прицела установить переключатель "Радио-оптика" в положение "Оптика";
- работу электродвигателя гироскопа и четкость изображения сетки при положении рукоятки переключателя на "Гиро";
- работу радиодальномера - горит ли лампа высокого напряжения, при этом переключатель прицела поставить в положение "Радио".
43. Убедиться в наличии в кабине двух запасных лампочек для подсвета прицела.
44. Застопорить гироскоп, установив рукоятку переключателя в положение "Непод".
45. Проверить сигнализацию бомбардировочного вооружения, для чего поставить переключатель "Взрыв-невзрыв" в положение "Взрыв". Включить автоматы защиты тактического и аварийного сбрасывания авиабомб и ироверить:
- горят ли две верхние белые сигнальные лампочки, показывающие, что авиабомбы висят;
- горит ли нижняя красная сигнальная лампочка, показывающая, что авиабомбы будут сбрасываться на "Взрыв",
46. После проверки сигнализации бомбардировочного вооружения выключить автоматы защиты тактического и аварийного сбрасывания авиабомб. Выключение автоматов защиты прицела производить в обратной последовательности: "Радаль", "Прицел" и "Обогрев прицела".

ПРОВЕРКА САМОЛЕТА ПЕРЕД ПОЛЕТОМ НА СТРЕЛЬБУ РЕАКТИВНЫМИ СНАРЯДАМИ

47. Перед полетом проверить:
- выключены ли АЭС "Бомбы-АРС" и выключатели "Запал вкл" и "ПЗВ вкл";
- правильность подвески реактивных снарядов на пусковых устройствах;
- состояние стабилизаторов снарядов;
- надежность крепления взрывателей и зарядных шнуров в зарядных приспособлениях.
48. Перед взлетом необходимо:
- включить АЭС "Прицел", "АРК", "Маркер", "АРС";
- включить АЭС "Бомбы-АРС" (при отсутствии подвешенных на самолете авиабомб), при его включении загорятся две красные лампы на щитке сбрасывания ПУ-21, сигнализирующие наличие подвешенных снарядов: "Левая заряжено" и "Правая заряжено". При взлете с бомбами АЭС "Бомбы-АРС" включаются в воздухе.

ПРОВЕРКА ПЕРЕД ВЫСОТНЫМ ПОЛЕТОМ

49. Перед посадкой в самолет проверить:
- нет ли внешних повреждений парашютного кислородного прибора и его шлангов;
- давление кислорода в баллонах парашютного кислородного прибора; указатель давления кислорода должен находиться на отметке 150 кг/см2;
- наличие и целостность пломбы на крышке прибора;
- законтрена ли шпилька разъединителя.
50. Проверить положение и одинаковую длину шпилек разъединителя парашютного кислородного прибора (концы шпилек не должны выступать из отверстий в конических выступах более чем на 7 мм) и заправку их в предохранительное кольцо.
51. После посадки в кабину самолета присоединить вытяжную цепочку к кольцу на левом пульте и соединить шланг бортового кислородного прибора с промежуточным шлангом парашютного прибора.
При покачивании шланга не должно быть утечки кислорода из парашютного прибора.
52. Проверить состояние кислородного прибора, кислородной маски, шланга, индикатора кислорода, манометра и убедиться, нет ли внешних повреждений.
53. Тщательно подогнать кислородную маску к лицу и проверить ее герметичность, для чего зажать гофрированный шланг и произвести вдох; если вдох произвести невозможно, маска герметична.
54. Проверить присоединение кислородного шланга к прибору и маски к гофрированному шлангу.
55. Проверить герметичность системы низкого давления кислорода, для чего закрыть кислородный вентиль и кран подсоса воздуха из прибора и произвести вдох; если вдох произвести невозможно, система низкого давления герметична.
После проверки кран подсоса воздуха поставить в положение "Открыто".
56. Открыть кислородный вентиль до отказа и убедиться в достаточном запасе кислорода в баллоне по показаниям манометра.
57. Проверить подачу кислорода по индикатору, сделав 2-3 вдоха, при этом сегменты на индикаторе при вдохе должны расходиться, при выдохе - сходиться.
58. Проверить аварийную подачу кислорода, открыв аварийный вентиль кислородного редуктора. При исправной аварийной подаче кислорода сегменты индикатора должны полностью расходиться.
После проверки закрыть аварийный вентиль кислородного редуктора.
Предупреждение. При проверке аварийной подачи кислорода запрещается искусственно препятствовать движению кислорода путем перегибания или сжатия гофрированного шланга кислородной маски.

ПРОВЕРКА ПЕРЕД НОЧНЫМ ПОЛЕТОМ

59. Перед полетами ночью проверить ночное светотехническое оборудование, для чего:
- реостатом лампочки белого света установить необходимое освещение;
- установить шторку сигнальных лампочек шасси в положение для ночного полета;
- включить автомат защиты АНО и убедиться в исправности навигационных огней;
- реостатами РУФО зажечь лампочки УФО, после проверки их исправности закрыть светофильтры и ориентировочно установить лампочки в рабочее положение;
- включить автомат защиты и выключатель фары в положение "Выпущено", убедиться в исправности фары, правильности направления ее луча и поставить выключатель фары в положение "Убрано"; после окончания проверки работы фары выпустить ее (для использования на рулежке) и выключить автомат защиты фары;
- включить автомат защиты прицела и отрегулировать яркость сетки прицела до необходимой величины;
- открыть шторки на всех сигнальных лампочках, убедиться в их исправности и затем закрыть шторки до желаемой яркости свечения;
- отрегулировать освещенность шкал приборов щитка управления радиокомпасом, вращая ручку "Подсвет";
- проверить исправность и правильность установки шторки над приборной доской, предназначенной для устранения бликов и отражений приборов на стевде фонаря;
- направить лампочку УФО левого борта на пилотажно-навигационные приборы, а лампочку правого борта - на приборы контроля работы двигателя.

БУКСИРОВКА САМОЛЕТА

60. Буксировка самолета тягачом разрешается со скоростью 10-15 км/час по бетонированной рулежной дорожке и взлетно-посадочной полосе и 5-6 км/час по грунтовой полосе.
Во время буксировки летчик (или техник) должен сидеть в кабине и держать руку на тормозном рычаге на случай необходимости торможения колес самолета.
Буксировку самолета ночью производить с включенными АНО.

ЗАПУСК ДВИГАТЕЛЯ НА ЗЕМЛЕ

61. Запуск двигателя производить от аэродромных или бортовых средств электропитания.
62. Перед запуском проверить:
- наличие противопожарных средств около самолета;
- наличие колодок под колесами самолета;
- включены ли бортовой аккумулятор и генератор (при отсутствии на самолете коробки рели РПА-200 при запуске от аэродромных средств аккумулятор должен быть выключен).
- включено ли аэродромное питание (при запуске от аэродромных средств);
- установлена ли ручка прицела в положение "Непод";
- закрыт ли стоп-кран (находится ли рычаг стоп-крана в положении "Вверх");
- установлен ли выключатель "Земля-воздух" в положение "Земля" (включено).
63. Дать команду "Снять заглушки" и, получив ответ авиатехника самолета "Заглушки сняты", подготовить оборудование к запуску двигателя, для чего:
- включить автоматы защиты приборов контроля силовой установки "Зажигание, пусковой насос" и "Реле пусковой панели" (при этом загорится красная сигнальная лампочка);
- включить автомат защиты насоса подкачки топлива, при этом красная сигнальная лампочка пускового насоса погаснет, что укажет на нормальную работу насоса;
- включить автомат защиты насоса перекачки топлива из заднего бака; при исправной работе насоса и наличии топлива загорится и сразу же погаснет зеленая сигнальная лампочка.
64. Дать команду "От двигателя"; получив ответ "Есть от двигателя", запустить двигатель, для чего:
- полностью убрать на себя рычаг управления двигателем;
- нажать на 1-2 сек. кнопку запуска двигателя; получив сигнал авиатехника "Есть пламя", в момент раскрутки двигателя плавно открыть стоп-кран.
Предупреждение. Если рычаг управления двигателем будет взят на себя не полностью, двигатель не запустится, так как микровыключатель цепи электропитания включается при полном взятии рычага на себя.
65. При убранном положении рычага управления двигатель выйдет на режим малого газа, на котором обороты должны быть 2400-2600 в минуту, температура газа в реактивном сопле не более 510°С, давление масла не менее 0,2 кг/см2. Проработать на этом режиме 1 мин., потом довести обороты до 6000-7000; только после этого при необходимости разрешается работать на режиме малого газа, но не свыше 10 мин. от момента запуска.
66. Если во время запуска двигателя температура газа в реактивном сопле превысит 650°С, запуск прекратить, закрыв стоп-кран. Запуск повторять после установления нормальной величины напряжения тока, подаваемого для запуска, так как при недостаточном напряжении электростартер медленно раскручивает турбину, что сопровождается повышением температуры газов.
67. Если при запуске замечается неустойчивая работа двигателя, сопровождающаяся гулом, необходимо несколько лрикрыть стоп-кран (до прекращения гула) и, выждав 1-2 сек., вновь плавно открыть его; при этом надо помнить, что цикл запуска длится 42±3 сек., после чего стартер автоматически отключается.
68. Если при запуске двигателя воспламенения топлива не произошло, немедленно закрыть стоп-кран. Выждав, когда прекратится вращение турбины, произвести продувку (холодный запуск) двигателя от электростартера с выключенным зажиганием. Повторный запуск начинать после окончания продувки (остановки турбины).

ПРОБА ДВИГАТЕЛЯ

69. При достижении двигателем 4000 об/мин взмахом руки на уровне лица дать сигнал о выключении аэродромного питания. Убедиться в исправности генератора: красная сигнальная лампочка "Генератор выключен" должна погаснуть при достижении двигателем 3200-3300 об/мин. Работа генератора может быть также проверена по вольтамперметру при выключенном аккумуляторе на оборотах 6000-8000 в минуту.
70. Проверить работу изолирующего клапана; для этого необходимо установить 6500-7500 об/мин, включить автомат защиты изолирующего клапана (лампочка изолирующего клапана должна загореться) и определить величину изменения оборотов двигателя по сравнению с первоначальным числом оборотов.
В эксплуатации допускается падение оборотов двигателя при включенном клапане до 250 в минуту. Изменение оборотов в сторону повышения на проверочных режимах не ограничивается.
Если при включении изолирующего клапана не произошло изменения оборотов двигателя, то необходимо работу клапана проверить на других оборотах, не выходя из пределов 6500-7500 об/мин. Неизменяемость оборотов или падение их более чем на 250 в минуту при включении изолирующего клапана является признаком его неисправности.
Выключить изолирующий клапан. Обороты двигателя должны вернуться к первоначальному значению.
71. Проверить работу двигателя на взлетном режиме. Темп движения рычага управления двигателем при увеличении оборотов от режима проверки работы изолирующего клапана до взлетных оборотов равен 4-6 сек. Включить на максимальных оборотах двигателя изолирующий клапан и проверить величину изменения оборотов. При включении клапана на взлетном режиме допускается повышение оборотов до 50 в минуту или падение не более чем на 200 об/мин. Показания приборов, контролирующих работу двигателя при пробе ка земле на взлетном режиме, приведены в табл. 1.
Т а б л и ц а   1

Показания приборов при пробе двигателя на земле
на взлетном режиме


 
Что контролируется
 
 
Показания приборов
 
 
Обороты в минуту
Температура газов, °С
Давление топлива перед форсунками (приведенное), кг/см2
Давление топлива (по прибору), кг/см2
Давление масла, кг/м2
Температура масла, °С
 
 
11560 +60/-100
Не более 690
 
45±4
Не выше 75
1,4-3,5
От -40 до +90
 

72. Перевести рычаг управления двигателем в крайнее заднее положение и проверить работу автомата приемистости АРТ-8В, для чего переместить рычаг управления двигателем из крайнего заднего положения в крайнее переднее положение за 1-2 сек., выждать, пока двигатель выйдет на установившийся максимальный режим, после чего рычаг управления двигателем убрать в крайнее заднее положение.
При нормальной работе автомата приемистости разгон двигателя от оборотов малого газа до максимальных должен происходить за 15 сек., а кратковременный заброс температуры газов не должен превышать 770°С.
Кратковременный заброс максимальных оборотов при резком перемещении рычага управления двигателем не должен превышать 11800 в минуту.
73. Одновременно с пробой двигателя проверяется герметизация кабины, для чего необходимо:
- закрыть фонарь кабины;
- загерметизировать кабину; для этого повернуть кран герметизации вправо в положение "Кабина герметична" (до начала голубой части трафарета, при этом ощущается мягкий щелчок).
При дальнейшем повороте крана герметизации до второй фиксации (в конце голубой части трафарета) в кабину подается холодный воздух; при повороте крана до третьей фиксации (в конце розовой части трафарета) в кабину подается теплый воздух.
Проверка герметизации производится на взлетном режиме работы двигателя при полном открытии крана герметизации.
Наличие в кабине дыма и эмульсии масла или гидросмеси недопустимо и указывает на неисправность трубопроводов в отсеке двигателя или в кабине.

ПРОВЕРКА ПРОТИВОПЕРЕГРУЗОЧНОГО УСТРОЙСТВА ППК-1

74. Для проверки ППК-1 воздухом и системы сигнализации предельной перегрузки необходимо:
- присоединить резиновый шланг ППК-1 (с помощью разъемной муфты) к бортовой сети самолета;
- установить обороты двигателя 7000-8000 об/мин;
- закрыть пробкой отверстие шланга, идущего от АДС;
- поочередно установить автомат давления АД-5 и переключатель ПП-45 в положение "Мин", а затем в положение "Макс", в каждом положении нажать кнопку АД-5 и по увеличению давления в костюме убедиться в работе АД-5.

ПРОВЕРКА РАБОТЫ ГИДРОСИСТЕМЫ

75. В процессе пробы двигателя установить 8000 об/мин и проверить работу гидросистемы. Показания давления на манометре гидросистемы при нейтральном положении кранов должны быть 80-140 кг/см2. При этом время между переключениями разгрузочного клапана должно быть около 5 мин.
76. Поставить ручку крана щитков-закрылков из нейтрального положения во взлетное, удерживая ее в этом положении 1-2 сек., а затем перевести в положение на выпуск (полностью вниз), через 2-3 сек. щитки-закрылки должны быть полностью выпущены. Выпуск щитков-закрылков контролируется по загоранию зеленой сигнальной лампочки и полному выходу механического указателя на левом крыле. Одновременность выхода правого и левого щитков-закрылков проверяет авиатехник.
77. Для уборки щитков-закрылков перевести ручку крана щитков-закрылков на подъем (полностью вверх), не задерживаясь на взлетном и нейтральном положениях; сигнальная лампочка щитков-закрылков при этом погаснет. После уборки щитков-закрылков ручку крана поставить в нейтральное положение.
78. Для проверки работы воздушных тормозов включить переключатель на левом борту в положение "Открыто" и по загоранию сигнальной лампочки убедиться в их открытии. Убрать воздушные тормоза, переведя переключатель в положение "Закрыто". Проверить открытие воздушных тормозов нажатием кнопки на ручке управления самолетом и по докладу авиатехника убедиться в их нормальной работе.
Во время уборки и выпуска воздушных тормозов давление в системе может быть несколько меньше 80 кг/см2.
79. Проверить работу гидроусилителя элеронов БУ-1. Давление в системе при включенном гидроусилителе должно быть 40-60 кг/см2. Плавно три-четыре раза отклонить ручку управления самолетом в крайние положения влево и вправо, при этом ручка должна отклоняться свободно, без заеданий и подергиваний. Давление в системе при движениях ручки может измениться на 10-15 кг/см2, при прекращении движения ручки давление восстанавливается.
Два-три раза открыть и закрыть кран включения гидроусилителя элеронов. Переключение крана должно быть свободным и без заедания. При отключенном гидроусилителе проверить, нет ли заеданий, задержек и больших усилий.

ПОДГОТОВКА К ВЫРУЛИВАНИЮ И РУЛЕНИЕ

80. Убедившись в нормальной работе двигателя, приборов и агрегатов самолета, а также в исправности герметизации кабины, застопорить привязные ремни, включить автомат защиты радиостанции, установить связь с руководителем полетов и запросить у него разрешение на выруливание.
81. Убедиться, что триммер руля высоты установлен в положение "Нейтрально" (проверяется по сигнальной лампочке).
Отклонить ручку влево и убедиться, что триммер на левом элероне установлен нейтрально.
Расстопорить ручку крана шасси, отодвинув защелку влево, и включить выключатель шасси, установленный слева от ручки крана.
82. При взлете с ограниченной полосы или с подвесными баками выпустить щитки-закрылки на 20°, что сократит длину разбега примерно на 100 м.
83. Подать команду "Убрать колодки" (движением кистей рук в обе стороны на уровне головы) и затормозить колеса.
84. Убедившись, что колодки убраны (авиатехник прикладывает руку к головному убору) и впереди нет препятствий, проверить работу тормозов; для этого, удерживая самолет на тормозах, передвинуть рычаг управления двигателем вперед, увеличивая обороты двигателя до 10000 в минуту. Убрать рычаг управления двигателем на упор малого газа. Синхронность работы тормозов проверяется при рулении (путем изменения направления руления).
85. Еще раз убедиться в том, что препятствий в стороне предполагаемого руления нет, увеличить обороты двигателя настолько, чтобы самолет начал движение. Скорость руления должна быть не более 30 км/час по искусственной ВПП и не более 15 км/час по грунту с подвешенными и полностью заправленными баками.
Изменение направления при рулении производить при помощи тормозов.
Продольную раскачку самолета при рулении устранять снижением оборотов двигателя и притормаживанием колес.
86. Потребное число оборотов для руления по искусственной ВПП 3500-4500 в минуту, по грунту и укатанной снежной полосе 5000-7000 в минуту.
При рулении по вязкому грунту во избежание перегрева двигателя увеличение числа оборотов производить медленно.
При рулении нескольких самолетов на пыльных аэродромах следует учитывать направление ветра и дистанцию между самолетами для обеспечения работы двигателя вне пыли.
В зимнее время при наличии на рулежной дорожке к ВПП ледяной корки руление затрудняется, особенно при ветре, дующем со скоростью более 8 м/сек.
87. Приближаясь к взлетной полосе, необходимо осмотреться и убедиться, что взлетная полоса свободна и нет самолетов, заходящих на посадку, запросить по радио разрешение на выруливание для взлета.
88. Вырулив на взлетную полосу, прорулить по прямой 5-10 м для установления носового колеса по линии взлета.
89. Перед взлетом в сложных метеорологических условиях и ночью еще раз убедиться в исправной работе авиагоризонта (расстопорены ли АГК) и согласовать показания компаса ДГМК с курсом взлета, нажав кнопку согласования.
90. Запросить разрешение на взлет.


[НАЗАД] [ДАЛЕЕ] [ОГЛАВЛЕНИЕ]