[НАЗАД] [ДАЛЕЕ] [ОГЛАВЛЕНИЕ]




VIII. ОСОБЫЕ СЛУЧАИ В ПОЛЕТЕ



ДЕЙСТВИЯ ЛЕТЧИКА ПРИ САМОВЫКЛЮЧЕНИИ ДВИГАТЕЛЯ В ПОЛЕТЕ

370. В случае самовыключения двигателя при полете в простых метеорологических условиях необходимо:
- немедленно закрыть стоп-кран;
- перевести рычаг управления двигателем назад до упора земного малого газа;
- сообщить по радио на КП об остановке двигателя, высоту полета и место;
- выключить все автоматы защиты, кроме автоматов защиты радиостанции и самолетного радиоответчика опознавания (СРО), а также приборов и агрегатов, обеспечивающих запуск и работу двигателя в полете, и триммеров руля высоты и элеронов.
371. При самовыключении двигателя на высоте менее 2000 м не следует пытаться запустить его; в зависимости от обстановки летчик должен:
- при нахождении поблизости от аэродрома, на который высота полета позволяет спланировать, производить посадку с выпущенным шасси;
- при полете над ровной местностью (луг, пашня) производить вынужденную посадку с убранным шасси;
- при полете над местностью, непригодной для производства вынужденной посадки с убранным шасси, покинуть самолет методом катапультирования.
372. При самовыключении двигателя на высоте более 2000 м произвести запуск двигателя. Если до высоты 2000 м двигатель запустить не удалось, то летчик должен действовать, как указано выше.
373. При остановке двигателя на высоте более 11000 м снизиться с максимально возможной вертикально, скоростью до высоты 11000-10000 м, при этом следить за скоростью полета.
374. В случае самовыключения двигателя при полете в сложных метеорологических условиях летчик обязан на высоте более 2000 м:
- закрыть стоп-кран;
- перевести самолет в режим снижения;
- выключить все электропотребители, кроме авиагоризонта, компаса ДГМК, радиостанции и самолетного радиоответчика опознавания (СРО), а также приборов и агрегатов, обеспечивающих запуск и работу двигателя в полете, и триммеров руля высоты и элеронов;
- сообщить об остановке двигателя на КП;
- снижение до выхода из облаков выполнять только по прямой;
- при выходе из облаков выше 2000 м произвести запуск двигателя.
375. Если летчик при снижении в облаках с остановленным двигателем до высоты 2000 м из облаков не вышел или если после выхода из облаков самолет находится над местностью, не обеспечивающей при вынужденной посадке сохранение жизни летчика, он обязан покинуть самолет методом катапультирования.
376. Во всех случаях остановки двигателя при полете в облаках на высоте менее 2000 м летчик обязан покинуть самолет методом катапультирования.
377. В случаях остановки двигателя при полете ночью на высотах более 2000 м летчик производит запуск двигателя. Если до высоты 2000 м двигатель не запустился и возможность посадки на свой аэродром на освещенную полосу исключена, летчик обязан покинуть самолет методом катапультирования.

ЗАПУСК ДВИГАТЕЛЯ В ПОЛЕТЕ

378. После снижения самолета до высоты 6000 м (а при выключении двигателя на высоте ниже 6000 м непосредственно после его выключения) установить скорость полета по приборам 300-320 км/час и произвести запуск двигателя; для этого необходимо:
- включить пусковое зажигание, поставив переключатель в положение "Зажигание в воздухе" (при этом загорится красная сигнальная лампочка);
- через 10-15 сек. после включения зажигания открыть стоп-кран;
- наблюдая за оборотами и температурой газов двигателя, плавно (с темпом 15 сек.) перемещать рычаг управления двигателем вперед до упора максимальных оборотов;
- при этом двигатель не запустится, с таким же темпом перемещать рычаг управления двигателем в обратном направлении, подбирая наивыгоднейшие условия для запуска двигателя;
- как только обороты двигателя начнут возрастать, убрать рычаг управления двигателем до упора малого газа во избежание чрезмерного повышения температуры газов;
- при достижении двигателем установившихся оборотов, соответствующих положению рычага управления двигателем на упоре малого газа, выключить пусковое зажигание (сигнальная лампочка должна при этом погаснуть). Вывод двигателя на установившийся режим работы (крейсерский и т. д.) до выключения пускового зажигания запрещается;
- установить необходимый режим работы двигателя и включить все ранее выключенные автоматы защиты.
Весь процесс запуска двигателя в полете занимает 40-45 сек.
Если при первой попытке двигатель не запустился, необходимо закрыть стоп-кран и выключить пусковое зажигание, проверить, что рычаг управления двигателем поставлен на упор малого газа. Повторный запуск производить на меньшей высоте, но не раньше чем через 20-30 сек. после закрытия стоп-крана.
Последнюю попытку запуска двигателя произвести на высоте 3000 м.
Надежность запуска двигателя повышается с уменьшением высоты и скорости полета.
Границы надежного запуска двигателя ВК-1 характеризуются данными, приведенными в табл. 9.
Т а б л и ц а   9

Границы надежного запуска двигателя ВК-1


 
Высота
в м
 
 
Скорость по при-
бору в км/час
 
 
Обороты ротора
неработающего
двигателя в мин.
 
 
5000
4000
3000
 
 
300-400
300-500
300-600
 
 
800-1150
800-1230
800-1350
 


ОСОБЕННОСТИ ЗАПУСКА ДВИГАТЕЛЯ ВК-1А В ПОЛЕТЕ В ЗИМНИХ УСЛОВИЯХ

379. Высота и скорость полета, при которых обеспечивается надежный запуск двигателя ВК-1А в полете в зимних условиях, зависят от температуры топлива в баках самолета.
При температурах топлива в баках самолета до минус 16°С (такая температура топлива получается во время стоянки самолета в течение не менее суток при температурах наружного воздуха до минус 20°С) надежный запуск двигателя ВК-1А в полете на самолете МиГ-17 обеспечивается на высотах и скоростях полета, указанных для двигателя ВК-1.
На высотах от 5000 м до 6000 м двигатель запускается ненадежно, а на высотах более 6000 м двигатель вообще не запускается, поэтому запуск двигателя на высотах больше 6000 м не производить.
Надежный запуск в воздухе на высотах и скоростях полета, указанных в табл. 9, обеспечивается также после планирования самолета с выключенным двигателем с высот 10000-11000 м, так как при этом переохлаждение двигателя не происходит.
При температурах топлива в баках самолета минус 20°С и ниже (такие температуры топлива получаются во время стоянки самолета не менее суток при температурах наружного воздуха около минус 30°С и ниже) высота и скорость, на которых обеспечивается надежный запуск двигателя в полете, снижаются и тем значительнее, чем ниже температура топлива в баке самолета. В этих случаях запуск двигателя необходимо производить на высотах менее 4500 м при скоростях полета 300-350 км/час.
На самолетах МиГ-17 запуск двигателя в полете можно производить также после продолжительного (до 7 мин.) планирования самолета с выключенным двигателем и включенными самолетными потребителями (авиагоризонтом, ДГМК, радиостанцией и СРО), необходимыми для полета в сложных метеорологических условиях.
В этих случаях запуск двигателя в полете целесообразно производить на высотах менее 5000 м и при скорости по прибору 320-350 км/час.
Действия летчика при запуске двигателя в полете в зимних условиях такие же, как и в летних условиях. Надежный запуск двигателя в полете на указанных в табл. 9 высотах и скоростях обеспечивается и в случаях, когда от бортовой аккумуляторной батареи перед полетом было произведено до двух попыток запуска двигателя.
При трех-четырех попытках запуска двигателя в полете параметры бортовой аккумуляторной батареи практически не изменяются.
При запуске двигателя в полете в зимних условиях воспламенение топлива в камерах сгорания (что характеризуется началом роста оборотов двигателя) происходит, как правило, через 10-15 сек, после полного открытия стоп-крана без заброса температуры газов за турбиной выше максимально допустимой величины 690°С.
Иногда наблюдается задержка воспламенения топлива до 25 сек. Поэтому для повышения надежности запуска двигателя ВК-1А в полете стоп-кран двигателя следует выдерживать в открытом положении до 25 сек. Если двигатель при этом не запустился, необходимо закрыть стоп-кран и произвести последующую попытку запуска на меньшей высоте и меньшей скорости полета.

ДЕЙСТВИЯ ЛЕТЧИКА ПРИ ВЫНУЖДЕННОЙ ПОСАДКЕ

380. При вынужденной посадке с выключенным двигателем планировать при заходе на посадку с убранными шасси и щитками-закрылками на скорости 320-350 км/час. Шасси и щитки-закрылки выпустить аварийным способом только при полной уверенности в правильности расчета на посадку на аэродром. Скорость с выпущенными шасси и щитками-закрылками держать 260-270 км/час.
381. Вынужденная посадка вне аэродрома производится только с убранным шасси и выпущенными аварийным способом щитками-закрылками. Скорость планирования при этом выдерживать 270-280 км/час.
Предупреждения: 1. Вынужденную посадку с убранным шасси производить только на грунт. Посадка на фюзеляж на бетонированную или металлическую ВПП приводит к пожару из-за разрушения топливных баков и трубопроводов.
2. Перед посадкой с убранным шасси летчик обязан на высоте не ниже 100 м открыть подвижную часть фонаря кабины и выключить аккумулятор, а перед приземлением снять ноги с педалей, поставив их ближе к чашке сиденья.
382. При вынужденной посадке на территории противника летчик обязан взорвать приемопередатчик самолетного ответчика опознавания (СРО), для чего следует нажать кнопку взрыва (при этом загорится красная лампочка на щитке взрыва) и принять меры к уничтожению самолета.

АВАРИЙНЫЙ ВЫПУСК ШАССИ И ЩИТКОВ-ЗАКРЫЛКОВ

383. В случае невозможности выпуска шасси основным способом необходимо применить аварийный выпуск, для этого летчик должен:
- поставить ручку крана шасси в нейтральное положение;
- потянуть на себя правую скобу аварийного открытия замков передней и правой стоек шасси;
- потянуть на себя левую скобу аварийного открытия левой стойки шасси;
- проверить, снялись ли стойки шасси с замков (сигнальные лампочки должны погаснуть, механические указатели несколько выйдут наружу);
- поставить ручку крана шасси на выпуск;
- открыть кран аварийного воздушного баллона шасси на правом пульте кабины;
- проверить по сигнальным лампочкам и механическому указателю выпуск и постановку на замки стоек шасси;
- закрыть кран аварийной системы.
Предупреждение. Убирать шасси в полете после аварийного выпуска запрещается.
384. Для аварийного выпуска щитков-закрылков необходимо:
- перевести ручку крана щитков-закрылков полностью вниз (55°);
- открыть кран аварийного воздушного баллона щитков-закрылков на правом пульте кабины;
- проверить выход щитков-закрылков (по сигнальной лампочке на левом пульте и механическому указателю на левом крыле).

ДЕЙСТВИЯ ЛЕТЧИКА ПРИ ПАДЕНИИ ДАВЛЕНИЯ ТОПЛИВА

385. Если в полете загорелась лампочка сигнализатора давления топлива, проверить, включен ли автомат защиты подкачивающего электронасоса.
Если подкачивающий насос выключен, необходимо при полете на высоте менее 9000 м включить его автомат защиты, не меняя режима работы двигателя, а при полете на высоте 9000 м и более вначале установить обороты двигателя 10000 в минуту, а затем включить автомат защиты подкачивающего насоса.
386. При горящей лампочке сигнализатора давления топлива производить полет на высотах более 9000 м запрещается.

ДЕЙСТВИЯ ЛЕТЧИКА ПРИ ПОЖАРЕ НА ДВИГАТЕЛЕ

387. Признаками пожара в зоне двигателя являются:
- загорание красной сигнальной лампочки на левом пульте;
- полоса дыма за хвостом самолета, что легко обнаруживается при развороте.
388. Для ликвидации пожара необходимо:
- выключить насосы подкачки и перекачки топлива;
- уменьшить скорость полета до 300-350 км/час, использовав избыток скорости для набора высоты;
- нажать кнопку включения огнетушителя.
389. При попадании дыма в кабину следует закрыть подсос воздуха на кислородном приборе, разгерметизировать кабину и включить вентиляцию.
390. После прекращения пожара двигатель в воздухе не запускать, посадку производить с выключенным двигателем.

ДЕЙСТВИЯ ЛЕТЧИКА ПРИ ОТКАЗЕ ГЕНЕРАТОРА

391. Отказ генератора в полете может быть обнаружен по загоранию красной сигнальной лампочки и по показаниям амперметра: стрелка прибора покажет нуль.
392. В случае отказа генератора при полете в облаках и ночью необходимо оставлять включенными:
а) при полете на высотах ниже 9000 м: приемник радиостанции, авиагоризонт, дистанционный компас, указатель поворота и скольжения, приборы контроля режимов работы двигателя, обогрев ПВД, лампы УФО и аэронавигационные огни (УФО и АНО только в ночном полете). Радиокомпас, передатчик радиостанции, СРО включать кратковременно, при необходимости;
б) при полете на высотах более 9000 м, кроме потребителей, указанных выше, дополнительно должен быть включен насос подкачки топлива. Насос должен быть выключен после снижения до высоты менее 9000 м.
393. Время безопасного полета самолета при отказе генератора и питании потребителей электрической энергии от бортовой аккумуляторной батареи при указанном выше порядке пользования потребителями составляет: при полетах в облаках днем - 24-26 мин, при полетах ночью - 20-23 мин.
П р и м е ч а н и е. Максимальное время дано для батареи 12-САМ-28, минимальное - для батареи 12-САМ-25 при 75% их емкости и при условии, что от батареи произведен один запуск двигателя.
В этом случае, если в полете при отказе генератора будут включены все потребители электрической энергии, время полета, в течение которого аккумуляторная батарея обеспечит безопасный полет, составляет в среднем 10-14 мин.
394. При полете в сложных метеорологических условиях, когда необходимо произвести заход и расчет на посадку по приборам с применением системы ОСП, пользоваться радиокомпасом, маркерным радиоприемником и радиовысотомером РВ-2 следующим образом: за 4-5 мин. до выхода на ПРС своего или запасного аэродрома включить автоматы защиты сети "РВ-2, маркер" и "АРК, маркер" и по АРК выйти на ПРС.
395. Определив момент пролета ПРС, выключить автоматы защиты сети "РВ-2, маркер" и "АРК, маркер"; по ДГМК построить маневр для вывода самолета в плоскость посадочного курса. При развороте на посадочный курс, не доходя 30-60° до него, включить МРП-48, РВ-2 и АРК. В дальнейшем эти потребители электрической энергии не выключать до производства посадки.

ДЕЙСТВИЯ ЛЕТЧИКА ПРИ ПАДЕНИИ ОБОРОТОВ ДВИГАТЕЛЯ В ПОЛЕТЕ

396. При падении оборотов двигателя на взлете (в процессе разбега) летчик должен прекратить взлет и принять меры к быстрейшей остановке самолета.
397. При падении оборото двигателя в полете до высоты 3000 м включить изолирующий клапан, не изменяя режима работы двигателя. На высотах более 3000 м перед включением изолирующего клапана перевести рычаг управления двигателем на упор малого газа. После включения изолирующего клапана плавным и медленным перемещением рычага управления двигателем установить требуемое число оборотов.
398. Падение оборотов двигателя, потребовавшее включения изолирующего клапана, указывает на серьезную неисправность топливных насосов; в этом случае полет должен быть прекращен с посадкой на своем или на запасном аэродроме.
Выключение автомата зашиты изолирующего клапана производить только после посадки.

ДЕЙСТВИЯ ЛЕТЧИКА ПРИ ОТКАЗЕ ГИДРОУСИЛИТЕЛЯ ЭЛЕРОНОВ

399. Отказ в работе гидроусилителя элеронов определяется по возникновению больших усилий на ручке управления от элеронов и по показаниям манометра давления смеси в системе гидроусилителя (давление упадет до нуля). 7700
При отказе гидроусилителя необходимо отключить его при помощи крана.
Горизонтальный полет без работающего гидроусилителя безопасен. Посадка без работающего гидроусилителя безопасна, но требует от летчика повышенного внимания к пилотированию самолета из-за значительного увеличения усилий от элеронов на ручке управления.
Предупреждение. Выполнение сложного и высшего пилотажа при неработающем гидроусилителе элерона запрещается.

ДЕЙСТВИЯ ЛЕТЧИКА ПРИ ОБЛЕДЕНЕНИИ САМОЛЕТА

400. Наиболее опасным в полете на самолете МиГ-17 является обледенение переднего остекления фонаря кабины и особенно бронестекла.
Во всех случаях обледенения летчик должен умело использовать противообледенительное устройство самолета. В случае обледенения при пробивании облаков вверх пдотивообледенительное устройство включать в горизонтальном полете после выхода за облака. При пробивании облаков вниз режим полета не изменять, устройство применять до высоты 1000 м и окончательное снятие льда с передней части фонаря кабины производить в горизонтальном полете после выхода самолета под облака.
В случае обледенения лобового стекла фонаря кабины при пробивании облаков группой самолетов удаление льда производить до начала сбора группы, а при попадании группы самолетов в зону обледенения ведущий группы обязан принять меры к выходу из зоны обледенения и для обеспечения безопасности полета при пользовании летчиками противообледенительным устройством разомкнуть строй на безопасные интервалы.
Включение устройства производить только импульсами продолжительностью 3-5 сек, с интервалами 10-15 сек, максимально экономя расход жидкости для устранения обледенения перед встречей с противником и перед посадкой после выполнения задания.
Для лучшего удаления льда при возможности необходимо увеличить на средних высотах скорость по прибору до 700 км/час, а на больших высотах - истинную скорость до 800 км/час.

АВАРИЙНОЕ СБРАСЫВАНИЕ ФОНАРЯ КАБИНЫ И ПОКИДАНИЕ САМОЛЕТА СПОСОБОМ КАТАПУЛЬТИРОВАНИЯ

401. Катапультирование является наиболее надежным способом покидания самолета в аварийном случае. Безопасность катапультирования обеспечивается как на больших скоростях полета, так и при различных положениях самолета в воздухе.
402. Все движения и действия летчика для катапультирования должны быть отработаны на земле до автоматизма. Летчик должен уметь на ощупь находить рычаг (шторку) или спусковую скобу катапульты.
403. Для покидания самолета способом катапультирования необходимо:
- если возможно, перевести самолет в горизонтальный полет и уменьшить скорость;
- сбросить фонарь, для чего отклонить полностью вперед от себя рычаг аварийного сбрасывания фонаря; механизм аварийного сбрасывания фонаря позволяет производить сбрасывание фонаря только из переднего (закрытого) положения как с загерметизированной, так и с незагерметизированной кабиной на всех скоростях полета;
П р и м е ч а н и е. На тех самолетах, на которых произведена доработка предохранителя блокированного сброса фонаря и выстрела катапульты (согласно бюллетеню 21/211-Э) при необходимости можно катапультироваться через фонарь.
- плотно прижаться к спинке сиденья и застопорить привязные ремни;
- убедившись, что фонарь сброшен, принять необходимую позу для катапультирования, для чего снять ноги с педалей и поставить на подножки сиденья, плотно прижать спину и таз к спинке сиденья, плотно прижать голову к заголовнику сиденья, упереться ногами в подножки сиденья, а руками без прогиба в локтях - в поручни сиденья, плотно прижать руки к туловищу, не отрывая при этом таза от подушки парашюта, напрячь мышцы всего тела, закрыть глаза и рот;
- не изменяя принятой позы, пальцами правой руки нажать спусковую скобу.
404. На самолетах, оборудованных шторочным катапультируемым сиденьем, летчик, решив катапультироваться, должен:
- плотно прижаться спиной к спинке сиденья;
- застопорить привязные ремни;
- поставить ноги на ножные упоры;
- упереться ногами в ножные упоры, выпрямить спину и прижать ее к спинке сиденья. Плотно прижать голову к заголовнику. Левой рукой взяться за шторку;
- взяться обеими руками за шторку, плотно закрыть рот и глаза, напрячь мышцы всего тела и энергично потянуть шторку вниз; при этом в первой половине хода шторки сбрасывается подвижная часть фонаря и выдергивается предохранитель стреляющего механизма катапультной установки, во второй половине хода шторки происходит катапультирование (выстрел).
В момент вылета из самолета сохранять принятую позу.
405. После катапультирования через 2-3 сек. летчик должен открыть замок привязных ремней (если он этого не сделал, то замок привязных ремней будет открыт автоматом АД-3), энергично оттолкнуться от сиденья и, сделав необходимую задержку, открыть парашют. Если летчик парашют не открыл, то он будет открыт на заданной высоте автоматом КАП-3.
406. При катапультировании на высотах менее 500 м открывать замок привязных ремней, отделяться от сиденья и открывать парашют необходимо как можно быстрее.
При правильных и энергичных действиях летчика минимально безопасная высота катапультирования из горизонтально летящего самолета равна 250-300 м.
407. При покидании самолета на высотах более 5000 м необходимо делать задержку в раскрытии парашюта до высоты 4000-3500 м во избежание сильного динамического удара.
408. При применении парашютов МПЛК-45у и МПЛК-49 в зависимости от высоты необходимы следующие задержки в раскрытии парашюта после покидания самолета:
на высотах до 2000 м - не менее 4 сек.;
на высотах от 2000 м до 4000 м - не менее 6 сек.;
на высотах более 6000 м задержку делать до высоты 4000 м, а при наличии на парашюте прибора КАП-3 - до автоматического раскрытия парашюта, но не ниже 1000 м.
409. При катапультировании на скорости до 600 км/час с парашютами типа "С-1", "С-2" и "Ракета" задержка в раскрытии парашюта после отделения от самолета в зависимости от высоты должна быть:
- от 500 м до 6000 м - не менее 5 сек.;
- от 6000 м до 12000 м - не менее 10 сек.


[НАЗАД] [ДАЛЕЕ] [ОГЛАВЛЕНИЕ]