[НАЗАД] [ДАЛЕЕ] [ОГЛАВЛЕНИЕ]
469. Осмотр самолета производится в последовательности, изложенной для самолета МиГ-17. Кроме того, летчик должен:
- убедиться, что в сопле и форсажной камере нет посторонних предметов, повреждений и скопления топлива;
П р и м е ч а н и е. При прокрутках ротора двигателя от электростартера с включенным подкачивающим топливным насосом, при проверке срабатывания форсажной камеры, а также при длительных стоянках самолета допускается незначительное подтекание топлива через форсунки форсажной камеры.
- осмотреть подвижный кок и створки регулируемого сопла двигателя, нет ли на них вмятин и деформаций.
При осмотре самолета подвижный кок реактивного сопла двигателя может находиться в заднем или переднем положении. В заднем положении кок может остаться после проверки системы зажигания форсажной камеры перед полетом из-за недостаточного давления в гидроаккумуляторе.
При запуске двигателя, когда в гидросистеме появится давление, подвижный кок сопла должен занять переднее положение.
470. После посадки в кабину проверить, чтобы:
- автомат защиты сети "Форсаж" был включен;
- автомат защиты сети "Аварийное выключенние форсажной камеры" был выключен (переключатель в заднем положении);
- переключатель управления регулируемым соплом должен быть в положении "Закрыто" (в заднем положении).
При выключенном электропитании проверить легкость хода рычага управления двигателем до упора боевого режима и до упора форсажа (при движении рычага вперед за ограничитель оборотов боевого режима должен быть слышен щелчок микровыключателя).
471. Запуск и проба двигателя ВК-1Ф аналогичны запуску и пробе двигателя ВК-1.
472. Перед запуском двигателя произвести проверку работы агрегатов системы зажигания форсажной камеры при отсутствии давления в гидросистеме самолета, для чего включить автомат защиты "Включение форсажа", переместить рычаг управления двигателем, нажав на имеющуюся на нем гашетку, в крайнее переднее положение за упор полного газа. При этом на 4-5 сек. будет включено зажигание форсажной камеры (без подачи топлива к форсункам). Наличие искры между электродами запальной свечи форсажной камеры, просматриваемое через регулируемое сопло, указывает на исправность системы зажигания форсажной камеры.
Одновременно должен быть слышен щелчок электромагнитного крана управления створками регулируемого сопла, указывающий на исправность крана.
П р и м е ч а н и е. Проверку работы системы форсажа разрешается производить и при давлении в гидросистеме самолета более 75 кг/см2. При давлении же менее 75 кг/см2 может произойти деформация кока регулируемого сопла вследствие его перекоса. Поэтому, если давление в гидросистеме меньше 75 кг/см2, то его необходимо стравить до "0" и после этого приступить к проверке работы агрегатов системы зажигания форсажной камеры.
473. Проверить работу автомата защиты аварийного выключения форсажа, для чего включить автомат защиты сети "Аварийное выключение форсажа" и прослушиванием проверить наличие щелчка при срабатывании соленоида аварийного выключения форсажа, расположенного на нижнем топливном насосе системы форсажа (ПН-14А). После проверки автомат защиты "Аварийное выключение форсажа" поставить в положение "Выключено".
474. Перед запуском двигателя необходимо включить на левом электрощитке автомат защиты форсажа двигателя, который должен быть включен в продолжение всего полета независимо от того, будет или не будет производиться включение форсажа.
475. Автомат защиты "Аварийное выключение форсажа" должен быть выключен.
Предупреждения:
1. До выхода двигателя на режим малого газа перемещать рычаг управления двигателем не разрешается.
2. Если при запуске двигателя из сопла форсажной камеры выбрасывается сильное пламя по всему сечению сопла, это указывает на то, что золотниковый кран форсажного топлива распределителя АРТ-14А системы форсажа по каким-либо причинам оказался открытым.
В этом случае следует немедленно включить систему аварийного выключения форсажа и, не останавливая двигателя, продолжать запуск. После запуска двигателя вывести его на режим 6000 об/мин, убрать газ и остановить двигатель.
После остановки двигателя последующий его запуск не производить до выяснения и устранения причины незакрытия крана АРТ-14А.
Продувку двигателя в случае догорания топлива в форсажной камере при запуске с незакрытым краном АРТ-14 не производить, так как продувка только увеличит пламя.
476. После запуска двигателя, когда в самолетной гидросистеме будет давление не менее 75 кг/см2 при оборотах 7000-8000 об/мин, проверить работу регулируемого сопла включением и выключением переключателя "Сопло открыто".
После выключения переключателя "Сопло открыто" убедиться, что регулируемое сопло находится в положении "Закрыто".
477. Включение форсажа на земле разрешается производить лишь в случае необходимости проверки работы форсажной камеры после замены камеры или одного из ее агрегатов. При этом время работы двигателя на форсаже не должно превышать 10 сек., а давление форсажного топлива должно быть не более 110 кг/см2.
Перед пробой форсажа обратить особое внимание на надежный упор колодок, установленных под колеса самолета, так как при включении форсажа тяга двигателя на земле увеличивается на 25%.
478. При температурах окружающего воздуха ниже минус 10°С на максимальных оборотах двигателя не исключена возможность повышения температуры газов за турбиной до величины выше допустимой (720°С).
В этом случае ограничением режима работы двигателя служит температура газов. При этом для получения допустимой температуры газов необходимо обороты двигателя снизить.
479. Во избежание перегрева элементов конструкции фюзеляжа продолжительность непрерывной работы двигателя на земле при закрытых створках регулируемого сопла не должна превышать 3 мин.
При необходимости более продолжительной работы двигателя на земле следует открыть створки регулируемого сопла, для чего переключатель "Сопло открыто" установить в положение "Открыто". Температура газов при этом упадет на 80-100°, а тяга двигателя будет ниже расчетной.
480. Работа двигателя на земле на максимальных оборотах продолжительностью более 1 мин. не рекомендуется.
481. Непрерывная работа двигателя на режиме малого газа не должна превышать 10 мин., температура выходящих газов при этом не должна превышать 540°С.
482. Максимально допустимая скорость перемещения рычага управления двигателем с упора малого газа до упора боевого режима (без включения форсажа) не должна превышать 1-2 сек. При этом допускается кратковременный заброс оборотов на 250 об/мин и температуры газов за турбиной не более 800°С.
Время разгона двигателя на максимальные обороты занимает не более 15 сек.
Обратное перемещение рычага управления двигателем от упора боевого режима до упора малого газа можно произ водить за время не менее 1,5-2 сек.
483. При температуре воздуха выше +15°С пробу приемистости двигателя на земле можно производить при оборотах не ниже 5000 в минуту.
484. При перемещении рычага управления двигателем на земле и малых высотах полета переход с ручного регулирования насоса ПН-9МА на автоматическое происходит незаметно (холостой ход рычага управления двигателем отсутствует).
С увеличением высоты полета при переходе с ручного регулирования насоса ПН-9МА на автоматическое появляется участок холостого хода рычага управления двигателем, т. е. при передвижении рычага управления двигателем обороты двигателя на участке перехода не изменяются. На высоте полета порядка 10000 м участок холостого хода рычага управления двигателем достигает 1/5 всего его хода и находится в диапазоне от упора малого газа до положения рычага управления двигателем, соответствующего оборотам n = 9000±200 в минуту на земле.
485. Во время снижения самолета с высоты при постоянном положении рычага управления двигателем на участке ручного регулирования насоса ПН-9МА (от упора малого газа до n = 9000±200 в минуту) обороты двигателя будут уменьшаться.
486. Включение форсажа в полете выполняется на максимальных оборотах перемещением рычага управления двигателем вперед за упор боевого режима, при этом происходит автоматическое включение всех агрегатов, обеспечивающих запуск и работу форсажной камеры.
Выключение форсажа производится перемещением рычага управления двигателем в обратном направлении.
П р и м е ч а н и е. При включении и выключении форсажа могут быть кратковременные изменения оборотов двигателя и температуры газов за турбиной.
487. Включение форсажа обеспечивается до высоты 14500 м.
488. При включении форсажа увеличивается тяга двигателя, за счет чего увеличиваются вертикальные скорости набора высоты, максимальные скорости горизонтального полета, практический потолок и улучшаются маневренные качества самолета.
489. Для включения форсажа необходимо:
- установить скорость полета по прибору не менее 320 км/час на высотах до 12000 м и не менее 450 км/час на высотах более 12000 м
- вывести двигатель на максимальные обороты (11560 об/мин);
- нажать гашетку на рычаге управления двигателем и переместить рычаг за упор боевого режима так, чтобы он стал на защелку в этом положении.
490. Разрешается производить включение форсажа с максимального крейсерского режима (10870 об/мин) непрерывным движением рычага управления двигателем с темпом не менее 1,5 сек.
491. Форсажная камера вступает в работу через 3-5 сек. после ее включения. При этом время увеличения тяги при включении форсажа должно быть не более 6 сек.
При включении форсажа на высотах ниже 10000 м слышится хлопок и ощущается энергичное ускорение самолета; температура выходящих газов увеличивается на 10-40°С; на высотах более 10000 м, особенно на малых скоростях полета, включение форсажа кратковременно сопровождается более интенсивными хлопками, ускорение самолета значительно меньше.
492. Контроль за включением и работой форсажной камеры необходимо производить по температуре выходящих газов и ускорению самолета.
Максимальная температура газов за турбиной в полете не должна превышать 720°С до высоты 14000 м и 730°С выше 14000 м.
Максимальная температура газов на взлетном (боевом) режиме без форсажа на всех высотах не должна превышать 720°С.
В случае невоспламенения топлива в форсажной камере после ее включения температура газов за турбиной падает на 30-40°С и скорость полета уменьшается.
493. Непрерывная работа двигателя с форсажем в наборе высоты и в горизонтальном полете на высотах до 7000 м разрешается не более 3 мин., а на высотах более 7000 м не более 10 мин.
При наборе высоты на режиме максимальной скороподъемности сразу после взлета или с высоты менее 7000 м форсаж может оставаться включенным с момента взлета непрерывно в течение 10 мин., так как высота 7000 м будет достигнута менее чем за 3 мин.
В полете форсаж можно включать несколько раз по мере необходимости. Повторное включение форсажа разрешается только после охлаждения форсажной камеры при работе двигателя на оборотах 11200 об/мин в течение 3 мин.
Значения эксплуатационный ограничений режимов работы двигателя приведены в табл. 12.
Т а б л и ц а 12
|
Режим работы двигателя |
Обороты двигателя в минуту |
Температура газов за турбиной |
Масло |
Время непрерывной работы |
давление кг/см2 |
температу- ра в °С |
Боевой с форсажем |
11560 +60/-100 |
720°С; на высотах выше 14000 м - 730°С |
1,4-3,5 |
От -40 до +90 |
На высотах до 7000 м - не более 3 мин.; на высотах более 7000 м - не более 10 мин. |
Боевой без форсажа |
11560 +60/-100 |
720°С |
В горизонтальном поле- те на высотах до 10000 м - не более 6 мин.; на высотах более 10000 м - не более 10 мин; в наборе высоты - 10 мин. |
Номиналь- ный |
11200 |
|
60 мин. |
Макси- мальный крейсер- ский |
10870 |
|
|
Не ограничено |
Малый газ на земле |
2500 ±100 |
540°С |
Не ме- нее 0,2 |
|
Не более 10 мин. |
|
494. С увеличением высоты полета давление топлива форсажной камеры значительно падает. Так, на высоте 3000 м давление форсажного топлива равно 60-80 кг/см2; на высоте 10000 м давление форсажного топлива равно 10-15 кг/см2; на высоте 14000 м давление форсажного топлива равно 2-5 кг/см2.
495. Для выключения форсажа рычаг управления двигателем перевести на себя через упор боевого режима до положения, соответствующего оборотам двигателя не менее 10870 в минуту, и убедиться, что выключение форсажной камеры произошло, т. е. давление перед форсунками форсажной камеры упало, после чего установить нужное число оборотов двигателя.
Если форсажная камера не выключилась, то произойдет повышение температуры выходящих газов.
Предупреждение. При выключении форсажа для предохранения форсажной камеры от смятия при полетах на больших приборных скоростях (свыше 800 км/час) рычаг управления двигателем разрешается убирать только до специального промежуточного упора (упор отрегулирован на земле на 8800 об/мин).
496. На самолетах, на которых установлены двигатели с усиленной форсажной камерой, рычаг управления двигателем разрешается убирать:
- при выключении форсажа - до специального упора, установленного в положение, соответствующее числу оборотов 8800 в минуту;
- при полетах без применения форсажа - с максимальных оборотов до упора малого газа за время 1,5-2 сек. на любых скоростях полета самолета.
497. Перед взлетом летчик должен убедиться в том, что переключатель "Сопло открыто" находится в положении "Закрыто".
Предупреждение. При взлете с открытым соплом длина разбега из-за уменьшения тяги двигателя увеличивается почти в два раза.
498. Техника выполнения взлета на самолетах МиГ-17ф и МиГ-17пф без включения форсажа практически ничем не отличается от взлета на самолете МиГ-17. Длина разбега несколько больше, чем длина разбега самолета МиГ-17. Скорость отрыва по сравнению с самолетом МиГ-17 увеличена у МиГ-17пф на 10-20 км/час.
499. При необходимости сократить длину разбега и взлетной дистанции разрешается производить взлет с применением форсажа.
500. При взлете с включением форсажа самолет быстро развивает скорость как на разбеге, так и после отрыва, что значительно сокращает длину разбега для самолета МиГ-17ф до 350-400 м и время набора высоты.
501. При выполнении взлета с включением форсажа с последующим выполнением полета на малых высотах необходимо особенно внимательно следить за остатком топлива, так как при пользовании форсажем на малых высотах происходит значительный расход топлива.
Выключение форсажа после взлета производить на высоте 150-200 м.
502. При полете по кругу необходимо третий разворот производить на скорости 400 км/час, планировать между третьим и четвертым разворотами на скорости 340-370 км/час, а четвертый разворот выполнять на скорости не менее 350 км/час. После четвертого разворота скорость планирования держать 280-290 км/час.
503. Во время планирования самолета при работе двигателя на режиме малого газа следует помнить, что приемистость двигателя (время набора оборотов от режима малого газа до взлетного режима) составляет до 15 сек., поэтому решение о "подтягивании" и уходе на второй круг следует принимать своевременно.
504. Техника пилотирования самолетов МиГ-17ф и МиГ-17пф без включения форсажа практически не отличается от техники пилотирования самолета МиГ-17.
Вертикальные скорости самолета при наборе высоты без форсажа ухудшились.
505. Набор высоты без форсажа необходимо выполнять:
- для самолета МиГ-17ф на истинной скорости 750 км/час (по узкой стрелке);
- для самолета МиГ-17пф на истинной скорости 780 км/час (по узкой стрелке).
506. Набор высоты при полете с включенным форсажем производить:
- для самолета МиГ-17ф до высоты 10000 м на истинной скорости 1000 км/час, с высоты 11000 до 14000 м - на истинной скорости 950 км/час и до 16000 м на истинной скорости 900 км/час. Усилия на ручку при наборе высоты с форсажем до 10000 м давящие и доходят до 5-7 кг. На высотах 10000 м и более усилия на ручку управления самолетом изменяются на тянущие и в среднем доходят до 5 кг; при пользовании триммером эти усилия снижаются: для самолета МиГ-17пф до высоты 10000 м на истинной скорости 990 км/час, а на высотах более 10000 м уменьшать истинную скорость на 20 км/час на каждую 1000 м.
507. Набор высоты свыше 16000 м производить только при наличии специального высотного оборудования (скафандра).
508. При наборе высоты на режиме максимальной скороподъемности с включением форсажа на высоте 6000-7000 м расход горючего на набор высоты более 10000 м меньше, чем расход горючего на набор той же высоты без форсажа.
509. Скороподъемность одиночного самолета МиГ-17ф без форсажа и с форсажем приведена в табл. 13.
Т а б л и ц а 13
|
Высота в метрах |
Без форсажа |
С форсажем |
истинная скорость набора вы- соты в км/час (по узкой стрелке) |
верти- кальная скорость набора вы- соты в м/сек |
время набора в минутах |
истинная скорость набора вы- соты в км/час (по узкой стрелке) |
верти- кальная скорость набора вы- соты в м/сек |
время набора в минутах |
1000
2000
3000
4000
5000
6000
7000
8000
9000
10000
11000
12000
13000
14000
15000
16000
|
750
750
750
750
750
750
750
750
750
750
750
750
750
750
750
---
|
39,6
36,4
33,9
31,3
28,8
26,2
23,6
21,0
18,4
16,0
13,4
10,0
7,0
3,9
0,8
---
|
0,4
0,9
1,3
1,9
2,4
3,0
3,7
4,5
5,3
6,2
7,3
8,8
10,8
14,0
22,0
---
|
---
---
1000
1000
1000
1000
1000
1000
1000
1000
970
970
970
970
940
910
|
---
---
75,8
70,4
65,0
59,7
54,4
49,0
43,8
38,4
33,0
28,0
22,5
17,2
11,8
6,7
|
---
---
1,7
1,9
2,1
2,4
2,7
3,0
3,3
3,7
4,2
4,7
5,4
6,3
7,4
9,2
|
|
П р и м е ч а н и е. Время набора высоты с применением форсажа приведено при условии набора высоты до 3000 м на боевом режиме работы двигателя без форсажа.
510. Скороподъемность одиночного самолета МиГ-17пф без форсажа и с форсажем приведена в табл. 14.
Т а б л и ц а 14
|
Высота в метрах |
Без форсажа |
С форсажем |
истинная скорость набора вы- соты в км/час (по узкой стрелке) |
верти- кальная скорость набора вы- соты в м/сек |
время набора в минутах |
истинная скорость набора вы- соты в км/час (по узкой стрелке) |
верти- кальная скорость набора вы- соты в м/сек |
время набора в минутах |
0
1000
2000
3000
4000
5000
6000
7000
8000
9000
10000
11000
12000
13000
14000
15000
|
780
780
780
780
780
780
780
780
780
780
780
780
780
780
780
---
|
33,8
31,8
29,8
27,8
25,8
23,8
21,8
19,8
17,8
15,8
13,7
11,7
8,4
5,0
1,6
---
|
0
0,5
1,0
1,6
2,2
2,9
3,7
4,5
5,3
6,4
7,6
8,9
10,5
13,1
18,5
---
|
990
990
990
990
990
990
990
990
990
990
990
980
960
940
920
900
|
---
---
---
---
59,5
55,0
50,5
46,0
41,3
36,8
32,3
28,0
22,8
16,5
11,1
5,6
|
---
---
---
---
---
2,5
2,9
3,2
3,6
4,0
4,5
5,1
5,7
6,6
7,8
9,8
|
|
П р и м е ч а н и е. Время набора высоты с применением форсажа приведено при условии набора высоты до 4000 м на боевом режиме работы двигателя без форсажа.
511. Максимальные горизонтальные скорости полета самолета при использовании форсажа по сравнению со скоростью полета на боевом режиме работы двигателя увеличиваются и соответственно составляют (по узкой стрелке):
Высоты в м |
МиГ-17ф |
МиГ-17пф |
5000
10000
12000
|
1130 км/час
1071 км/час
1054 км/час
|
1115 км/час
1052 км/час
1033 км/час
|
512. В горизонтальном полете на максимальной скорости с включенным форсажем на высотах ниже 10000 м (для самолета МиГ-17ф) летчик ощущает большие давящие усилия на ручку (самолет кабрнрует). Так, на высоте 5000 м на приборной скорости 890 км/час давящие усилия на ручку управления составляют 35-40 кг. Триммер руля высоты для устранения этих усилий малоэффективен.
513. Максимально допустимые скорости полета самолета по высотам соответственно равны:
Высоты в м |
МиГ-17ф и МиГ-17пф |
До 3000
До 7000
Выше 7000
|
1060 км/час по прибору
1150 км/час (по узкой стрелке)
До практического потолка ско- рость не должна превышать 1100 км/час (по узкой стрелке)
|
До практического потолка скорость не должна превышать 1100 км/час (по узкой стрелке)
514. Скорость балансировки самолета МиГ-17ф и МиГ-17пф (нулевые усилия на ручке) в режиме набора высоты на номинальном режиме работы двигателя при 11200 об/мин на высотах 3000-5000 м при нейтральном положении триммера руля высоты должна составлять 600±50 км/час.
515. Техника пилотирования самолетов МиГ-17ф и МиГ-17пф с включенным форсажем существенно ничем не отличается от техники пилотирования без включения форсажа.
516. При выполнении вертикальных фигур с форсажем с теми же перегрузками, что и без форсажа, фигуры получаются более вытянутыми по высоте, а время их выполнения увеличивается.
При выполнении виражей с форсажем возможно создание больших перегрузок, чем без форсажа, за счет чего сокращается время их выполнения.
Характеристики наивыгоднейших установившихся виражей на высоте 10000 м приведены в табл. 15.
Т а б л и ц а 15
|
Наименование характеристик виражей |
МиГ-17ф |
МиГ-17пф |
без форсажа n = 11560 об/мин |
с форсажем n = 11560 об/мин |
без форсажа n = 11560 об/мин |
с форсажем n = 11560 об/мин |
Скорость, км/час
Время, сек.
Радиус, м
|
---
64,4
---
|
---
54,2
---
|
440
85
2850
|
450
62
2050
|
|
П р и м е ч а н и е. Для самолета МиГ-17пф характеристики установившихся виражей приведены к весу 5238 кг.
517. С применением форсажа увеличились высоты выполнения фигур пилотажа:
- виражи с креном до 45° можно выполнять на высотах до 15000 л;
- виражи с креном 30° возможно выполнять на высоте 15600 м;
- петли и полупетли Нестерова можно выполнять с высоты 8000 м.
518. Перевернутый полет самолета на боевом режиме без форсажа допускается в течение не более 15 сек., а с форсажем - в течение не более 5 сек.
Предупреждение. Вывод из вертикальных фигур с форсажем из-за недостаточного объема отсека отрицательных перегрузок топливного бака следует выполнять с положительными перегрузками (более +0,1).
519. Штопорные характеристики самолетов МиГ-17ф и МиГ-17пф подобны характеристикам самолета МиГ-17, поэтому вывод этих самолетов из штопора производится так же, как и вывод самолета МиГ-17.
520. Для получения максимальной дальности и продолжительности полета на самолете МиГ-17пф необходимо выдерживать скорости по прибору, указанные в табл. 16.
Т а б л и ц а 16
|
Высота полета в м |
Скорость, соответствующая максимальной дальности, в км/час по прибору |
Скорость, соответствующая максимальной продолжительнос- ти, в км/час по прибору |
5000
10000
12000
|
470-570
400-480
390-440
|
300-320
300-320
300-320
|
|
521. Планирование на самолетах МиГ-17ф и МиГ-17пф с убранным шасси производить при положении рычага управления двигателем на упоре малого газа на скоростях, указанных для самолета МиГ-17.
522. В случае невыключения форсажа при действии рычагом управления двигателем выключение его следует произвести аварийно, для чего автомат защиты "Аварийное выключение форсажа" перевести в переднее положение. Кроме того, выключить автомат защиты "Форсаж двигателя" (перевести выключатель в заднее положение).
При аварийном выключении форсажа кран АРТ-14А и створки реактивного сопла двигателя останутся в положении "Открыто", что приводит к падению тяги двигателя без форсажа и дополнительному расходу топлива двигателем через кран АРТ-14А.
После аварийного выключения форсажа дальнейшее выполнение задания прекратить, так как двигатель будет иметь уменьшенную тягу и повышенный расход топлива. В этом случае можно нормально возвратиться на свой аэродром и выполнить посадку. До выяснения и устранения причин невыключения форсажа последующий полет на самолете не производить.
523. В случае возникновения пожара при полете с включенным форсажем необходимо выключить форсаж аварийным способом и в дальнейшем действовать так же, как и при пожаре на самолете МиГ-17.
524. При вынужденной посадке самолета МиГ-17ф и МиГ-17пф на грунт необходимо, кроме действий, выполняемых на самолете МиГ-17, выпустить переднюю ногу шасси аварийным способом, для чего потянуть до отказа аварийную ручку, расположенную на нижнем щитке приборной доски. После этого проверить по механическому указателю и сигнализации, снялась ли передняя нога шасси с замка.
[НАЗАД] [ДАЛЕЕ] [ОГЛАВЛЕНИЕ]