Аэросерия, выпуск N2


Концепция палубной авиации



Chance Vought F4U «Corsair»

Первый в истории взлет с палубы корабля был осуществлен 14 ноября 1910 года американским летчиком Эли. Им же 18 января 1911 года была произведена посадка на палубу крейсера «Пенсильвания» («Pennsylvania»). Эти две даты являются днями рождения палубной авиации.

Годы первой мировой войны явились временем зарождения авианосцев как нового класса боевых кораблей, которым вскоре суждено было стать главной ударной силой ведущих флотов. Непосредственно перед второй мировой войной в составе флотов различных государств насчитывалось 23 авианесущих корабля, в том числе у Японии - 9, у США - 7, у Англии - 6 и у Франции - 1.

Основными задачами, стоящими перед авианосцами, были:

Первая широкомасштабная боевая операция с использованием авианосцев была проведена японской палубной авиацией (с шести авианосцев) 7 декабря 1941 года во время внезапного налета на военно-морскую базу США в Перл-Харборе. В результате этой атаки американский флот понес тяжелые потери. Этот налет показал исключительно большие боевые возможности авианосцев и коренным образом изменил взгляды на эти корабли в США, Англии и других странах, где они стали признаваться в качестве одной из главных ударных сил флота, способной решать важные задачи войны на море. Началось массовое строительство этих кораблей. За годы войны было построено 169 авианесущих кораблей, из них в США - 137.

Выполнение боевых задач авианосцами требовало создания специального класса палубных самолетов. Главными отличиями этих самолетов от сухопутных были:

Первые палубные самолеты, как правило, создавались путем модификации обычных самолетов. Но в дальнейшем большинство этих самолетов создавалось специально для действий с авианосцев.

Во время войны на службе американской палубной авиации состояло три основных типа самолета-истребителя, которые в основном и использовались в боевых действиях на Тихом океане. Этими самолетами были «Wildcat» и «Hellcat» фирмы Grumman и истребитель «Corsair», созданный фирмой Chance Vought.


Grumman F4F «Wildcat»

Американский палубный истребитель F4F «Wildcat», совершивший свой первый полет 2 сентября 1937 г., широко использовался в боях над Тихим океаном и зарекомендовал себя как надежный истребитель. Хотя по скорости он несколько уступал японскому истребителю «Zero», но большая площадь крыла и малая нагрузка на него давали машине прекрасную управляемость и хорошую маневренность, а протектирование баков и бронирование кабины пилота делали самолет более живучим. Именно эти качества обеспечили боевое применение и выпуск F4F до конца войны. Всего же было выпущено 7815 самолетов всех модификаций.


Grumman F6F «Hellcat»

Однако с появлением новых японских истребителей американскому флоту потребовался новый, более мощный самолет. Планировалось, что «Wildcat» будет заменен истребителем «Corsair», который создавался на фирме Chance Vought. Но из-за задержек в сроках и различных технических недостатков прототипа XF4U-1 было принято решение о создании нового истребителя на базе «Wildcat» фирмой Grumman как временная мера до появления F4U «Corsair» Истребитель F6F «Hellcat» оказался настолько удачным, что его выпуск не только не прекратился после появления серийных истребителей «Corsair», но и продолжался до 1949 года. Это был самый массовый истребитель американской морской авиации времен второй мировой войны. Всего было выпущено 12 274 самолета. На долю всех F6F «Hellcat» приходится 75% всех боевых побед, одержанных морскими истребителями США. Ими уничтожено 5157 самолетов противника при собственных потерях в 270 самолетов! Наряду с ними в боевых действиях широко использовался и «Corsair», которому и посвящена эта книга.


Перепечатка без ссылки на Гусева А.А., Киселева А.Б. ЗАПРЕЩЕНА!
© Гусев А.А., Киселев А.Б., Москва 1993.