Вопросы по этим нигерийским самолетам появились давно, но из-за неполных объемов информации не было возможности навести порядок хотя-бы по датам потерь или по бортовым номерам потерянных машин. Время шло, как-то сами собой происходили изменения с данными по этим самолетам, поэтому рассмотрим ситуацию с этими машинами, исходя из информации по ним именно на сегодня.
был потерян боевой самолет с б/н NAF675, флайт-лейтенант D. Shekoni погиб.
1 марта 1978
По данным https://scramble.nl/database/military/ng#results, https://www.kanoonline.com/aircrafts_accidents.html и http://www.easternorbat.com/html/nigerian_air_force_eng.html при столкновении с гражданским самолетом F-28 c б/н 5N-ANA был потерян учебно-боевой самолет типа МиГ-21УМ с б/н NAF665. Оба летчика УБС погибли, как и 16 человек на борту Фоккера. Первая потеря учебно-боевого самолета этого типа в ВВС Нигерии или все-таки вторая? Потому-что уже в 1979 г. было получено еще два учебно-боевых самолета взамен потерянных.
_Africa.html?id=C11EAQAAIAAJ&redir_esc=y на стр. 69 сообщалось, что по сведениям газеты Daily News от 22 февраля 1979 г. самолет типа МиГ-21 при посадке врезался в крышу медицинского здания на АВБ Кано. Нигерийский летчик, бывший эмигрант по происхождению, погиб. Катастрофа произошла в последнюю прошедшую пятницу от 22 февраля, а это было именно 16 февраля.
был потерян боевой самолет с б/н NAF672. По данным https://russianplanes.net/reginfo/169023 самолет потерпел аварию и разбился в районе АВБ Макурди, летчик спасся.
был потерян боевой самолет с б/н NAF651. По данным https://russianplanes.net/reginfo/168978 самолет потерпел аварию и разбился в районе АВБ Макурди, летчик спасся.
Так и напрашивается вывод о том, что и 13 мая 1985 г. и 13 мая 1986 г. речь идет об одном и том же самолете с б/н NAF660. А погибшие в 1985 году летчики Sqn Ldr A.B. Ogboye и J. Akpogu как раз и находились в этой машине.
MiG-21MF-75, вероятнее всего был потерян в аварии.
NAF678
MiG-21UM, списан после аварии 6 мая 1986 г., в сентябре 2011 г. битый самолет, а точнее то, что от него осталось, находился на хранении на АВБ Макурди.
NAF679
MiG-21, кроме специалиста Тома Купера никто и никогда не видел самолета этого типа с данным бортовым номером. Да, были только слухи о наличии в составе ВВС Нигерии машины с таким б/н, но все и осталось на уровне слухов и домыслов.
NAF680
MiG-21, кроме специалиста Тома Купера никто и никогда не видел самолета этого типа с данным бортовым номером. Да, были только слухи о наличии в составе ВВС Нигерии машины с таким б/н, но все и осталось на уровне слухов и домыслов.
По данным http://forgottenjets.warbirdsresourcegroup.org/Fishbed.html этот б/н принадлежал самолету типа MiG-21UM.
NAF681
MiG-21, кроме специалиста Тома Купера никто и никогда не видел самолета этого типа с данным бортовым номером. Да, были только слухи о наличии в составе ВВС Нигерии машины с таким б/н, но все и осталось на уровне слухов и домыслов.
По данным http://forgottenjets.warbirdsresourcegroup.org/Fishbed.html этот б/н принадлежал самолету типа MiG-21bis.
MiG-21MF, такого самолета и с таким бортовым номером в ВВС Нигерии никогда не существовало
NAF696
MiG-21MF, такого самолета и с таким бортовым номером в ВВС Нигерии никогда не существовало
NAF697
MiG-21MF, такого самолета и с таким бортовым номером в ВВС Нигерии никогда не существовало
NAF698
MiG-21MF, такого самолета и с таким бортовым номером в ВВС Нигерии никогда не существовало
NAF699
MiG-21MF, такого самолета и с таким бортовым номером в ВВС Нигерии никогда не существовало
NAF700
MiG-21MF, такого самолета и с таким бортовым номером в ВВС Нигерии никогда не существовало
NAF701
MiG-21MF, такого самолета и с таким бортовым номером в ВВС Нигерии никогда не существовало
NAF702
MiG-21MF, такого самолета и с таким бортовым номером в ВВС Нигерии никогда не существовало
NAF703
MiG-21MF, такого самолета и с таким бортовым номером в ВВС Нигерии никогда не существовало
По данным http://forgottenjets.warbirdsresourcegroup.org/Fishbed.html в ВВС Нигерии было поставлено 8 самолетов MiG-21UM с б/н NAF650,655,660,665,670,678,680,685. Также, по этим сведениям, было поставлено 13 самолетов типа MiG-21bis с б/н NAF681,682,683,684,686,687,688,689,690,691,692,693, 694. Также есть сведения на 23 машины типа MiG-21MF-75 с известными б/н. Итого есть данные на 44 самолета всех типов.
По данным http://www.easternorbat.com/html/nigerian_air_force_eng.html в 1975 г. в ВВС Нигерии было поставлено 25 самолетов типа MiG-21MF-75 и 4 самолета типа MiG-21UM. В 1979 г. было дополнительно поставлено еще два УБС типа MiG-21UM. Впоследствии было поставлено примерно 12 машин типа MiG-21bis и MiG-21UM. Согласно этих же данным, в 2009 г. на АВБ Макурди, Кано и Майдугури находилось на хранении 28 самолетов типа МиГ-21 всех типов и в различном состоянии, от очень даже приличного до разбитого хлама, вроде б/н NAF676.
По данным https://www.military.africa/2020/12/good-bye-airpower-nigeria-sells-mig-21-fighter-fleet-c-130s-and-falcon-4000/ от 10 декабря 2020 г. было принято решение о продаже ровно 20 самолетов типа MiG-21, в т.ч. 11 машин типа MiG-21bis, 5 машин типа MiG-21MF-75 и 4 машин типа MiG-21UM. По этим же данным двадцать пять самолетов типа МиГ-21МФ и шесть самолетов типа МиГ-21УМ были поставлены в 1975 году для замены устаревших истребителей МиГ-17 Фреско. К 1984 году в эксплуатации находились только 12 МиГ-21МФ и пять МиГ-21УМ из-за тяжелых потерь. Для восполнения потерь в 1985 г. было приобретено 13 машин типа МиГ-21бис и еще два самолета типа МиГ-21УМ. Однако в 199-х гг. все оставшиеся самолеты были поставлены на хранение из-за отсутствия финансов и запчастей. Итого по этим данным было поставлено 46 самолетов всех типов.
По данным https://rg.ru/2020/12/10/amerikanskaia-kompaniia-vystavila-na-prodazhu-20-nigerijskih-mig-21.html свои МиГ-21 Нигерия заказала у Советского Союза в середине 1970-х годов, чтобы заменить свои устаревшие истребители МиГ-17. В 1975 году ей были поставлены 24 МиГ-21МФ и 6 МиГ-21УМ. Но к октябрю 1984-го года их число сократилось почти вдвое. В итоге Нигерия в 1985 г. приобрела еще 13 МиГ-21бис, а также еще два МиГ-21УМ, чтобы восполнить эти потери. Итого по этим данным было поставлено 45 самолетов всех типов.
На сегодня имеется только два главных вопроса к нигерийским Миг-ам. Сколько самолетов было поставлено? Каковы потери? Что сказать по этому поводу, если многих сведений просто нет, и нет именно ключевых данных. Дьявол кроется именно в деталях. Общеизвестно, что в 1975 г. и 1979 г. было поставлено 30 или даже 31 самолет. Два УБС, полученных в 1979 г., предназначались в первую очередь для замены учебно-боевых машин, к тому времени уже потерянных в авариях. На сегодня, по состоянию на январь 2024 г., известны только пять бортовых номеров самолетов типа MiG-21UM. Это NAF655,660,665,670,678. Про сведения http://forgottenjets.warbirdsresourcegroup.org/Fishbed.html по наличию в составе ВВС Нигерии еще трех машин типа MiG-21UM с б/н NAF650,680,685 можно разобраться очень даже быстро. Б/н NAF650 принадлежит самолету типа MiG-21MF-75, а б/н NAF685 принадлежит самолету типа MiG-21bis. Доказательств этому вполне достаточно. А вот по б/н NAF680 все может быть и так, что это и есть шестой самолет типа MiG-21UM. А где седьмой и восьмой УБС-ы? Косвенным, но очень значимым доказательством наличия в ВВС Нигерии именно восьми машин типа MiG-21UM, является факт потери в катастрофах минимум трех таких машин. Шесть летчиков погибли 1 марта 1978 г., 6 и 13 мая 1986 г. По состоянию на декабрь 2020 г. известно, что на продажу выставили 20 экс-нигерийских Миг-ов, в т.ч. четыре спарки. Напрашивается только один вывод в этой неразберихе. До поставки, во время поставки или сразу же после поставки самолетов в Нигерию, в авариях было потеряно две машины, боевая и учебно-боевая. Бортовые номера еще не нанесли, поэтому они и неизвестны. Вот отсюда вот и пошли все непонятки с поставками. То-ли 25 боевых самолетов отправили в Нигерию, то-ли 24. Получился классический индонезийский вариант, где ВВС Индонезии закупили 24 самолета типа МиГ-21, а в Индонезию прибыло всего 22 машины, т.к. еще два самолета были потеряны в авариях на территории СССР. Что-то подобное вполне могло произойти и в данном случае. Разбился боевой МиГ-21 без нигерийского б/н, его и заменили быстро на новую машину. Поэтому и известно на сегодня именно о 24 бортовых номерах у самолетов типа MiG-21MF-75, хотя везде изначально говорилось о поставке в ВВС Нигерии именно 25 таких машин. Аналогичная ситуация сложилась и с УБС. Один самолет типа MiG-21UM, но еще без опознавательных знаков ВВС Нигерии, был потерян до нанесения б/н, еще один самолет такого же типа с б/н NAF665 был потерян 1 марта 1978 г. А уже в 1979 г. им на замену прибыло два новых УБС.
По количеству самолетов типа MiG-21bis. Опять непонятки, то-ли 12 машин было поставлено, то-ли все 13. По данным https://scramble.nl/database/military/ng#results на сегодня известно о 12 таких самолетах. Сведения http://forgottenjets.warbirdsresourcegroup.org/Fishbed.html повествуют о 13 таких машинах, причем бортовые номера немного не бьются с бортовыми номерами по данным https://scramble.nl. Но вот ведь какое дело. Сведения эти датируются февралем 2018 года, а вот сведения https://scramble.nl гораздо свежее, да и что говорить, гораздо более точные и с фотофиксацией. Чисто теоретически можно конечно допустить, что в 1988 г. разбился именно самолет типа MiG-21bis с б/н NAF681 или б/н NAF694, номера эти есть в реестре http://forgottenjets.warbirdsresourcegroup.org, но нет в данных https://scramble.nl. Да, по информации https://scramble.nl есть сведения о бортовых номерах NAF679,680,681 о самолетах типа МиГ-21, но без указания модификации. Так что, все может быть.
А вот по потерям получается следующее:
минимальное число потерь в авариях и катастрофах по известным датам составляет 14 машин (если допустить, что в 1978 г. был потерян один самолет, и что в 1985 г. и 1986 г. было потеряно всего три самолета), это без учета трех машин, уничтоженных 2 декабря 2013 г.
максимальное число потерь в авариях и катастрофах по известным датам составляет 16 машин (если допустить, что в 1978 г. было потеряно два самолета, и что в 1985 г. и 1986 г. было потеряно всего четыре самолета), плюсом идут три машины, уничтоженные 2 декабря 2013 г. Итого суммарно выходит уже 19 самолетов, утраченных нигерийцами.
минимальное число потерь в авариях и катастрофах по известным бортовым номерам составляет 15 машин (12 самолетов типа MiG-21MF-75 с б/н NAF650,651,652,656,657,664,667,671,672,674,675,677 и 3 самолета типа MiG-21UM с б/н NAF660,665,678), это без учета трех машин с с б/н NAF666,669,673, уничтоженных 2 декабря 2013 г.
максимальное число потерь в авариях и катастрофах по известным бортовым номерам составляет 17 машин (13 самолетов типа MiG-21MF-75 с б/н NAF650,651,652,656,657,664,667,671,672,674,675,676,677, 3 самолета типа MiG-21UM с б/н NAF660,665,678 и один самолет типа MiG-21bis с б/н NAF681), плюсом идут три машины с с б/н NAF666,669,673, уничтоженные 2 декабря 2013 г. Итого выходит, что суммарно ВВС Нигерии лишились уже 20 самолетов.
минимальное число потерь в авариях и катастрофах по данным фотофиксации 2009 г. составляет 14 машин (11 боевых самолетов и 3 самолета типа MiG-21UM). Все это с учетом того, что авиабазах ВВС Нигерии в 2009 г. находилось 28 самолетов в различном состоянии, а поставлено было всего 42 самолета всех типов. Это без учета трех машин с с б/н NAF666,669,673, уничтоженных 2 декабря 2013 г.
максимальное число потерь в авариях и катастрофах по данным фотофиксации 2009 г. составляет 18 машин (15 боевых самолетов и 3 самолета типа MiG-21UM). Все это с учетом того, что авиабазах ВВС Нигерии в 2009 г. находилось 28 самолетов в различном состоянии, а поставлено было максимум 46 самолетов всех типов. Плюсом идут три машины с с б/н NAF666,669,673, уничтоженные 2 декабря 2013 г. Итого суммарно выходит уже 21 потерянный самолет.
максимальное число потерь в авариях и катастрофах по известным бортовым номерам и типам машин составляет 22 машины. В т.ч. сюда входит 13 самолетов типа MiG-21MF-75 с б/н NAF650,651,652,656,657,664,667,671,672,674,675,676,677, 3 самолета типа MiG-21UM с б/н NAF660,665,678 и один самолет типа MiG-21bis с б/н NAF681. Плюсом идут три машины с с б/н NAF666,669,673, уничтоженные 2 декабря 2013 г. Плюсом идут две машины без бортовых номеров ВВС Нигерии, потерянные в самом начале эксплуатации, один самолет типа MiG-21UM и один самолет типа MiG-21MF-75. Но это только с одним допущением, что было поставлено не 24, а 25 машин типа MiG-21MF-75, в 1979 г. было поставлено два самолета типа MiG-21UM взамен уже потерянных в авариях двух УБС и что в 1985 г. было поставлено 13, а не 12 самолетов типа MiG-21bis.
Резюмируя вышесказанное: в ВВС Нигерии было поставлено от 42 (24 самолета типа MiG-21MF-75, 6 самолетов типа MiG-21UM, 12 самолетов типа MiG-21bis) до 46 (25 самолетов типа MiG-21MF-75, 8 самолетов типа MiG-21UM, 13 самолетов типа MiG-21bis) машин MiG-21 всех модификаций. Количество же потерянных по различным причинам самолетов по состоянию на 15 марта 2024 г. варьируется от 17 минимально до пока 22 максимально. В будущем же возможна корректировка количества потерь. И, как показывает жизнь, обычно это изменение идет в сторону больше.
Немного информации по годам:
в 1976 г. было потеряно два самолета и один летчик.
в 1978 г. был потерян минимум один самолет и два летчика.
в 1979 г. был потерян один самолет и один летчик.
в 1981 г. было потеряно два самолета.
в 1983 г. был потерян один самолет и один летчик.
в 1985-1986 г. было потеряно минимум три самолета и пять летчиков.
в 1988 г. было потеряно два самолета и два летчика.
в 1989 г. было потеряно два самолета и два летчика.
Что сразу же бросается в глаза? Довольно высокий уровень утраты летного состава. При задокументированной потере 14 самолетов имеются также железобетонные свидетельства гибели 14 летчиков. Ни в одной стране мира, где эксплуатировались самолеты типа МиГ-21, такого не было. И если исходить из усредненных результатов аварийности подобных машин и процента погибших пилотов в ВВС других государств, то выходит, что на сегодняшний день нам пока неизвестны еще несколько аварий, по меньшей мере. Естественно, что потерь было больше, просто сведений пока не хватает. Что, в ВВС Нигерии не было прерванных взлетов, аварийных посадок, возгораний двигателя на земле, других каких-то аварий, после которых самолет уже не использовался? Чем же нигерийские летчики или техники отличаются от всех остальных, например, от восточных немцев? То-то и оно, что при всех равных условиях абсолютно ничем. На официальном уровне можно конечно блокировать информацию, но все равно где-то что-то когда-то протечет.
По данным Military Balance 1978 на вооружении ВВС Нигерии в 1977-1978 гг. находилось 20 самолетов типа MiG-21MF. По данным Military Balance 1980 на вооружении ВВС Нигерии в 1979-1980 гг. находилось 18 самолетов типа MiG-21MF. По данным Military Balance 1988 на вооружении ВВС Нигерии в 1987-1988 гг. находилось 12 самолетов типа MiG-21MF. По данным Military Balance 1990 на вооружении ВВС Нигерии в 1989-1990 гг. находилось 11 самолетов типа MiG-21MF. По данным Military Balance 1995 на вооружении ВВС Нигерии в 1994 г. находилось 6 самолетов типа MiG-21MF. Более точных сведений нет, показано только постепенное снижение численности боевых машин. По аварийности здесь вообще ничего не говорится, просто-напросто имеется констатация нахождения в 1990 г. в составе ВВС Нигерии 11 самолетов типа МиГ-21МФ из 24 поставленных. Ну и по самолетам типа МиГ-21бис в данных Military Balance есть только, то что, начиная с 1987 г. в составе ВВС Нигерии постоянно находилось 12 таких машин. И так было вплоть до снятия с вооружения в 1994 г. всех нигерийских МиГ-21, т.е. без изменения численности.